aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Страница 5 | Работа со средствами массовой информации

Люди с задержкой в развитии

Люди с задержкой в развитии обучаются новым навыкам и воспринимают новую информацию дольше, чем среднестатистические люди. Однако все это довольно условно и зависит от многих факторов, в частности воспитания, местных традиций. Очень часто умственно отсталыми ошибочно называют людей, которые имеют нарушения речи, слуха и не могут воспринимать информацию, как другие.
Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Если вам нужно объяснить сложную вещь, разбейте ее на части.
Избегайте словесных штампов и образных выражений, если вы не уверены в том, что Ваш собеседник с ними знаком. Избегайте сарказма и намеков.
Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все по шагам. Дайте Вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после объяснения. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если Вас с первого раза не поняли.
Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет опыт, как и любой взрослый человек. Обращайтесь с ним, как со взрослым и обсуждайте с ними то, о чем вы обычно говорите с другими людьми - последние новости, погода, планы на выходные дни и пр.
Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
Некоторые люди с задержкой в развитии стремятся угодить собеседнику и говорить то, что, как им кажется, от них хотят услышать. Поэтому, чтобы добиться достоверной информации, задавайте вопросы на интересующую вас тему несколько раз, несколько перефразируя их.

Люди с проблемами в обучении

Такая форма инвалидности скрыта. Люди, имеющие такие проблемы, испытывают трудности с запоминанием и извлечением из памяти информации, но не с самим мыслительным процессом. Довольно часто такие люди имеют очень высокий уровень интеллекта. Нарушения памяти встречаются довольно часто и очень разнообразны. С ними связаны функциональные ограничения слуха, речи, академических способностей, внимания, организованности, координации, восприятия и интеграции информации, гибкости мышления и пр. Соответственно, люди, проявляют различные признаки, связанные с нарушением памяти:
- Проблемы с восприятием текста (дизлексия);
- Неспособность к ручному труду,
- Неспособность воспринимать информацию на слух (или зрительно);
- Прямолинейное, не гибкое восприятие.
Когда Вы понимаете, что человек не воспринимает информацию в каком-то виде, предложите другой (если человек не может читать, объясните ему на словах, если не воспринимает на слух - запишите и т.д.). Если затрудняетесь - спросите. Будьте честным со своим собеседником.
Люди с психиатрическими проблемами
Психические нарушения - не то же самое, что задержка в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них может быть свой особый, изменчивый взгляд на мир.
Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если Вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.
Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.
Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что - плохо.
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен или начинает испытывать стресс, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему. Возможно, нужно будет связаться с кет-то из его близких.
Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения.

Люди с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.
Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать свое внимание на его движения.
При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения Вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное.
Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
Перед тем, как сесть за стол с человеком, который не может управлять своими руками, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.
Если в магазине человек, который не может управлять руками, попросилВас достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него. То же самое, если Вас попросили набрать телефонный номер - при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.
При входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужна ли она - некоторым помощь посторонних только мешает.
Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция только не волнуйся, ладно, приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что Ваш собеседник нервничает.
Люди маленького роста
Существует около 200 причин, которые приводят к нарушениям роста человека. Очень часто людей маленького роста недооценивают, воспринимая, как детей.
Убедитесь, что человек может достать необходимые предметы и использовать оборудование, например, телефон и т.д.
Разговаривая с человеком маленького роста, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши лица были на одном уровне - можно сесть на стул, на корточки, наклониться.
ВИЧ-инфицированные люди
У людей, имеющих СПИД, поражена имунная система, поэтому их организму труднее бороться с инфекциями.
Не бойтесь заразиться СПИДом от прикосновения. Поэтому вы вполне можете подать руку вич-инфицированному человеку.
Вич-инфицированный человек может очень легко подхватить любую инфекцию, поэтому если вы чувствуете, что заболеваете, не подвергайте его риску. Поэтому Вы должны обязательно предупредить об этом.
Если вы относитесь к вич-инфицированному человеку без предрассудков, дайте ему понять, что вы принимаете и цените его.

И, наконец...

Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим: ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятым - Вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет наладить общение и разрядить обстановку.

Относитесь к другому человеку, как к самому себе и точно так же его уважайте - тогда все будет хорошо.

Материалы кинофестиваля

Улица Сезам, США
Барбара Колукки, Развитие стратегии просвещения общественности в вопросах инвалидности. Опыт работы в США, Гонконге, Индии и Пакистане. Международная организация реабилитации. 1989. С. 3-8.

В 1974-75 гг. Детская Телевизионная Студия (ДТС), выпускавшая популярную передачу “ Улица Сезам”, начала делать передачи, в которых показывали детей с задержкой в развитии и другими формами инвалидности. Родители детей, например, с синдромом Дауна, говорили людям с ДТС: “Моему ребенку, нравится ваше шоу. Он смотрит его и обучается. У вас есть дети разных рас, вы обучаете словам из других языков, почему бы вам также не показывать детей, выглядящих как мой ребенок?”

Создатели “ Улицы Сезам” всегда старались отвечать запросам детской аудитории. Исследовательская группа ДТС пришла в Учительский Колледж, где я училась, и попросила преподавателей, занимающихся детьми с ограниченными возможностми, ввести их в курс дела. Им рассказали о том, как детей с задержкой в развитии можно показывать по телевидению. Миллионы детей смотрят “ Улицу Сезам”, и создатели шоу заинтересованы в том, чтобы их продукция была корректной, никого не обижала, но в то же время волновала и была бы принята зрителями. Преподаватели дали свои рекомендации, но исследовательская группа хотела, чтобы кто-то из экспертов постоянно работал бы с ними в процессе создания программ, и для этой работы порекомендовали меня.

В течение первых нескольких месяцев основной задачей была систематизация уже существующих образов детей-инвалидов. Это позволило определить наиболее удачные и эффективные приемы показа детей с задержкой в развитии. Создатели “Улицы Сезам” решили разрабатывать эту тематику в течение сезона 1976-77 гг., взяв за основу программу “Развивающих игр” Фонда Кеннеди, а также включить фрагменты, рассчитанные на детей с задержкой в развитии, в свои ежедневные программы.

Мы потратили много времени на сбор информации о детях с задержкой в развитии, а также на изучение образовательного телевидения. По завершении систематизации было начато производство программ, запланированных на первый год. Во многих из них участвовали дети с синдромом Дауна и другими видами инвалидности, которые производили простые действия и играли в простейшие игры – или с одной из Маппет-кукол, или с актером, или с ребенком, у которого не было инвалидности. Для того, чтобы обеспечить взаимодействие различных подразделений ДТС при подготовке этих сюжетов, была создана должность Специального координатора по образованию, и я была назначена на эту должность.

С чего начать? Это была новая область для ДТС. Это, конечно, отличалось от учительства. Или было им? Вот наши основные шаги.
Просвещение. Руководство ДТС решило включить детей с задержкой в развитии в программы, однако, немногие до этого общались с детьми с какой-либо формой инвалидности. Процесс шел медленно. Хотя в программе уже участвовал Маленький Театр Глухих, и одна из его актрис, Линда Боув, стала весьма популярной, все еще не сформировался подход к этой проблеме. Мы понимали, что важно то, как будут показаны в передачах дети-инвалиды. Миллионы детей, не имеющих инвалидности, а также их старшие родственники, родители и воспитатели будут смотреть эти передачи. Мы решили, что своими сюжетами будем формировать общественное мнение по отношению к инвалидам.

Рассказать сценаристам о творческих играх, которые могут быть включены в программу. Исследовательская группа впервые выпустила так называемый блокнот писателя, состоящий из идей и игр для программы и их перевода на телевизионный язык. Поскольку это была экспериментальная область, что-то срабатывало, а что-то нет. Два примера:

Через несколько лет мы решили, что необходимо написать новую книгу игр для учителей и родителей, включающую игры, адаптированные для большинства детей-инвалидов. Книга под названием Общая улица: Игры для ВСЕХ детей была написана для как людей, мало знакомых или совсем не знакомых с проблемами специального образования, так и для опытных работников в этой области. Эту книгу написали Майкл Берман, Милли Словик (оба имели богатый опыт работы с детьми-инвалидами) и я. Книга состоит из шести глав, первые пять из которых рассказывают о чувствах и базируются на программе Улицы Сезам. Последняя глава посвящена чувствительности и помогает детям улучшить свое понимание других. В 1980 Общая Улица выиграла премию, учрежденную Нью-Йоркской организацией, занимающейся отстаиванием прав детей с задержкой в развитии.

Кампания в СМИ Нидерландов по изменению отношения к инвалидам Вызов Нидерландам

Ситуация в современных Нидерландах на сегодняшний момент такова: во-первых, в Нидерландах далеко не всё оборудовано с учетом потребностей инвалидов. Для людей с инвалидностью до сих пор не полностью доступно образование, условия труда, общественные здания и транспорт. По сравнению с людьми, не имеющими инвалидности, инвалиды имеют меньше шансов получить работу, хорошее образование, и это существенно сказывается на их доходах. Большинство из них имеют низкий доход и ограниченный круг общения. Это говорит о том, что не достигнута полнаяинтеграция в общество таких людей.

Разработка законов и правил, влияющих на улучшение финансового положения людей с инвалидностью, является необходимым условием интеграции в общество, но не достаточным. Для организаций, чья деятельность направлена на поддержку интересов инвалидов, основной работой является деятельность по созданию положительного имиджа и борьба со стереотипами.

Положительный имидж инвалидов мы понимаем так:

СМИ вспоминают об инвалидах только в тех случаях, когда тематика касается проблем, связанных с инвалидностью. Но вы вряд ли услышите об инвалидах, когда дело касается иных тем. Когда СМИ рассказывают о человеке с инвалидностью, особо подчеркивается связь между его какими-то исключительными способностями и инвалидностью. Создается образ некоего героя. За исключением редких случаев, описание человека с инвалидностью мало совпадает с реальностью. Мы редко видим инвалидов в рекламе Кока-колы или инвалида, комментирующего забастовку дворников. Существует неписаное правило, что только нормальный, средний человек может быть героем такого рода программ.

Мы боремся за широкое распространение объективной информации о возможностях таких людей. Нужно правдиво рассказывать не только о схожести, но и о различиях людей с инвалидностью и без таковой.

Кампании, демонстрирующие положительные примеры, дают самые хорошие результаты. Один положительный пример действует гораздо эффективнее, чем десять отрицательных. Показ череды сложностей и проблем, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, создает некий образ жертвы. Важно показывать также позитивные влияния тех изменений ситуации в обществе, за которые мы боремся. В нашей стране мы называем это выигрышной ситуацией. Несколько примеров таких ситуаций: увеличение людей, включенных в общество, ведет к увеличению потребителей (а, значит, и доходов); больше мотивированных работников, более разнообразное общество и улучшение качества социальной среды и т.д.

Кампания Вызов Нидерландам.
Кампания, которую мы начали в 2002 г., была направлена на то, чтобы преодолеть смущение, которое испытывают люди, не имеющие инвалидности при контакте с инвалидами. Наш лозунг такой: Представь себе, как это происходит, и пойми, что надо делать. Мы предлагаем зрителям представить себя на месте людей с инвалидностью, и понять, как они хотели бы, чтобы с ними обращались в таком положении. С помощью такого метода мы хотим уничтожить препятствия в общении между людьми, или, по крайней мере, поставить этот вопрос на повестку дня.

При поддержке Министерства Здравоохранения и спорта мы смогли развернуть широкую информационную кампанию в СМИ и привлекли к ней ведущие голландские СМИ. Мы решили, что это будет социальная реклама на телевидении, по радио, в пяти ведущих голландских газетах и послания, распространяемые через Интернет. Кроме того, мы намерены, насколько это возможно, использовать все средства по бесплатной рекламе нашей Кампании.

Сотрудничество между компаниями, которые обычно занимаются коммерческой рекламой и общественными организациями, является уже необычным. С самого начала кампании мы должны были избавиться от некоторых стереотипов. Трудно представить себе, как броские и намеренно пропагандистские обращения взаимодействуют с политически корректными и тщательно выверенными. СМИ сначала хотели использовать в качестве эмблемы кампании образ, который широкая публика сразу ассоциировала бы с тематикой инвалидности - инвалидную коляску. Мы считали, что это слишком ограниченный образ, который не дает понятия обо всем разнообразии форм инвалидности. Остаются в стороне люди с проблемами зрения, аллергиями и т.д. Люди на колясках составляют не более 10% от всех людей, которых мы представляем. Мы понимали, что наша кампания не должна нанести обиду основной части наших товарищей. Если они оценят кампанию, как плохую и оскорбительную для них, то не будет создано никакого совместного движения, как мы бы хотели. И цель кампании никогда не будет достигнута. Мы решили отложить эмблему в виде инвалидной коляски в сторону и создать другой образ. Мы также активно обсуждали необходимость субтитров для рекламы на ТВ. В конце концов, участники кампании согласились с необходимостью введения субтитров и для рекламы.

В апреле 2002 г. на каналах голландского телевидения были показаны ролики социальной рекламы. В них сняты броские и абсурдные ситуации, когда люди меняют свою внешность, чтобы выделяться в толпе, открывая, таким образом, себе и зрителям, что значит отличаться от общепринятого стандарта и каждый день сталкиваться с раздражением окружающих, направленным на тебя. Мы сделали выбор в пользу отталкивающих и поэтому захватывающих метафор, а не простого показа возможных форм инвалидности. Эти ролики должны показать, что все люди имеют равные возможности, но некоторые сталкиваются с различными ограничениями в общественной жизни. Это и есть определение слова ограничения, которое дается в Стандартных правилах равных возможностей принятых ООН.

В одном, или двух роликах вы увидите мужчину в доспехах, в другом ролике - женщина, надевшая на уши трубки от пылесоса. Первый ролик как бы обозначает человека с физическими ограничениями, второй с проблемами в сфере общения. Когда во время тестирования роликов мужчина, имеющий проблемы с обучением, сказал, что он полностью осознал ситуацию, в которой он находится, после просмотра наших роликов, мы поняли, что мы на верном пути.

Как и на телевидении, социальная реклама на радио делает акцент не на инвалидность а, скорее, на проблемы общения. Было также около 15 публикаций в газетах, на почтовых открытках, реклама на общественном транспорте. Таким образом, мы пытались привлечь внимание общества к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды. Вызов - это всегда ведущий принцип. Вот несколько примеров:

Вызов Нидерландам спрашивает тебя: Представь себе, какой была бы твоя жизнь, если бы у тебя было хроническое заболевание, или инвалидность? Как бы ты хотел, чтобы с тобой обращались тогда? Ты принимаешь вызов?

Создание роликов социальной рекламы
Из книги: Барбара Колукки, Развитие стратегии просвещения общественности в вопросах инвалидности. Опыт работы в США, Гонконге, Индии и Пакистане. Международная организация реабилитации. 1989.

Назия

Здравствуйте. Меня зовут Назия. Я хочу рассказать вам о том, что сама узнала только что. По соседству со мной живут несколько детей, имеющих задержку в развитии. Раньше я боялась даже проходить рядом с ними. Я думала: Если я буду играть с ними, то я стану такой же? Я спрашивала взрослых. Но они чаще всего просили не задавать глупых вопросов, меняли тему разговора или отмахивались от меня. Я перестала спрашивать их, но это не значит, что я перестала думать об этом. Однажды я решилась спросить об этом свою тетю еще раз. Она сказала: Я не могу дать тебе правильный ответ, но могу отвести тебя в школу, где учатся такие дети. И она взяла меня в школу. Сначала мне было страшно: я думала, что если я буду находиться среди детей-инвалидов, то сама стану такой же. Но учительница объяснила мне, что это не так, и я начала общаться с ними. Оказалось, что когда я говорила с ними, как друг, они радовались - хотя, возможно, они выражали свою радость не так, как обычные дети. Я провела в этой школе несколько дней и уже не могла сказать, что я провела время с какими-то особенными детьми. Я поняла одно: если мы будем уделять внимание детям-инвалидам и подружимся с ними, они будут казаться нам такими же, как мы. Возможно, они общаются как-то по-своему, но у них такие же чувства, как и у всех детей.

7. Мониторинг прессы: критерии

Название статьи ____________________________

Издание ___________________________________

как часто издание освещает эту тематику _____

Автор (контактная информация) ______________

Дата ______________________________________

Содержание статьи _________________________

6. 2. Интонация
Нейтральная негативная жалость пафос Супергерой оскорбительная

6. 3. Послание _____________________________
__________________________________________
да нет очень мало

6. 5. Характерные цитаты ___________________

6. 6. Терминология (какими словами описывается человек с инвалидностью)
__________________________________________
6. 7. Использование прямой речи человека с инвалидностью
Да Нет

7. Образ человека с инвалидностью
больной герой страдалец талант обычный человек
другое, что именно _________________________

8. 1. сопровождается ли статья фотографиями
Да Нет

8.2. какой образ человека с инвалидностью создает эта фотография
позитивный негативный
Почему? ___________________________________

Социальный медицинский

Неприятие Жалость нейтральное сопереживание поддержка восхищение
Другое, что именно _________________________

11. Есть ли юмор
да нет
комментарии: ______________________________

12. Общее впечатление от статьи
1 2 3 4 5
негативное позитивное
комментарии: ______________________________

Лучшие статьи конкурса для журналистов Инвалид в российском обществе

Белая ворона на одной лыжне

Илья Наймушин, Вита-Стиль
№ 10 (128) 05.2002

Главное — не ноги, а голова

Такое в нашей стране можно увидеть, пожалуй, только на горе Гладенькой под Саяногорском. Вдалеке по склону идет слаломист, да так лихо, что сразу понимаешь — профессионал. Но вскоре становится ясно, в этом лыжнике что-то не так. Техника какая-то особая? Но вот фигурка становится все отчетливее, и тут понимаешь — Бог мой, да ведь он на одной ноге, этот горнолыжный виртуоз! И уж совсем поразительно, когда чудо-слаломист проносится рядом, и видишь, что это — женщина!/p>

В 17 лет у нее была травма. Какая — Татьяна не говорит. Она просто делит жизнь на две половины. Знаю лишь, что у нее был поврежден позвоночник (это сказывается на координации движений, на равновесии), а еще она потеряла ногу — сначала ступню, а теперь выше колена. С семнадцати лет для Татьяны начался новый отсчет времени. И была простая дилемма — либо ты кем-то становишься, либо нет. Впрочем, как у любого в этой жизни.

Часто мы видим практически здорового взрослого человека, а перед ним лежащую шапку для милостыни. Жизнь Татьяны Асаченко — это ее сын Илья, который в этом году заканчивает среднюю школу и собирается в один из красноярских вузов, маленький бизнес — обувная мастерская Белая ворона, да еще горные лыжи.

— Круче лыж в моей жизни ничего не было. Занималась волейболом, баскетболом — ерунда все это, — категорично заявляет Татьяна. Мы едем в одном автомобиле на берег Красного озера, где она намерена продемонстрировать еще одно беспрецедентное умение инвалида первой группы с ампутированной ногой — полеты на параплане.
— Все мы ходим по земле и ощущаем свой вес. Мы скованны, медлительны, несвободны. И вот ощущения горнолыжника: набираете скорость, когда она достигает определенного рубежа, вы просто ложитесь на воздух, и воздух держит. Ваш вес в этот момент всего несколько килограммов. Легко-легко — и физически, и на душе. На параплане тоже здорово, это тоже новая для человека степень свободы, но с лыжами параплан не сравнится. Летишь — тихо, скорость почти не ощущается, а на лыжах наслаждаешься каждым мигом.

Мечта об экстриме

Но это сейчас Татьяна Асаченко на лыжах летает так, как иные занимающиеся не первый год двуногие коллеги не в состоянии проехать. На городских соревнованиях Асаченко – в призерах отнюдь не среди инвалидов, а среди обычных здоровых спортсменов. Но так было не всегда. Синяков получала столько — словно куры исклевали. Потом их становилось все меньше, зато сами они были все крупнее. Но я поняла, как кататься. Ведь катаются не ногами, а головой.
Характера и энергии у этой 42-летней женщины (возраст свой она не скрывает) — на взвод бойцов хватит. Чтобы как-то выживать, она освоила ремесло сапожника. Дважды ее вагончики поджигали, начинала снова с нуля. День проводит на работе, вечер посвящает сыну, ночью шьет кепки на продажу. Горнолыжный спорт — не для бедных. Хорошо хоть с лыжами относительно просто — кто-нибудь поломает лыжу, вторую забирает Татьяна. Тренировкам она посвящает себя без остатка. С утра, как только включат канатку, — ее любимое время, можно кататься по нетронутой горе. Катается до упаду, ступени высотой в 50 см в домике у трассы становятся почти непреодолимым препятствием — настолько устанет. Попьет чаю, минут двадцать отдохнет — и снова кататься. И так дотемна.
Результаты сопоставимы со степенью отдачи — она неоднократный призер первенств России среди инвалидов, олимпиады в Лиллехаммере. Но все же для Татьяны важнее процесс. Она даже не думает о каких-то спецпроектах для привлечения спонсоров. Говорит, правда, вот бы попасть в команду Русского экстрима, как бы хотелось прыгнуть с таким парашютом, как у них! А еще Татьяна почему-то возлагает надежды на президента Путина: Сколько лет я мечтала, чтобы у нас президент был горнолыжник...

Летать так летать

Год назад Татьяна взялась осваивать параплан. Большую помощь ей оказывает детский тренер Александр Кравцов. Он и учит летать, и дает свой купол, и возит ее на своей машине, и выполняет роль авиадиспетчера на старте. Татьяне, чтобы взлететь, нужно совершить на одной ноге несколько мощных прыжков вниз по склону, при этом купол должен подниматься совершенно симметрично навстречу потоку воздуха. Если бы не Кравцов, Татьяне трудно было бы справиться со всем этим комплексом задач. Мало того, что одна нога — не самый лучший инструмент для разбега, так еще и трудности с равновесием. Александр стоит напротив и показывает, куда ей скакать — вправо или влево. Еще одна проблема — приземление. Татьяна показывала видео, на котором записаны ее кульбиты через голову по несколько раз подряд. Но параплан и лыжи — это ее способ заявить о себе как о личности, уйти от жестокой реальности. А может быть, все проще — человек просто получает то, что он хочет? Не философствуя, не мудрствуя лукаво, наперекор судьбе, бюрократам и нытикам.

Да, чуть не забыл. Летом Татьяна Асаченко совершает... дальние поездки на велосипеде, ездила в горный район Ергаки. 130 км за день, крутя педали одной ногой по горной местности, — не слабо?

Жили-были Маша и Саша

А. Белокрыльцева, газета На Варшавке, 11.2002 г.

24 октября в театре кукол имени Образцова прошел творческий вечер заслуженного артиста России Виктора Рябова, посвященный 40-летию сценической деятельности. Все эти годы он работал в театре имени Образцова, и некоторое время преподавал в Специализированном институте искусств. Поэтому логическим завершением вечера стал спектакль Старосветские помещики, который исполняли его ученики — Мария Овчаренко и Александр Мудряк, а Виктор Рябов выступал в качестве режиссера.

Надо заметить, что Старосветские помещики Гоголя — вещь далеко не сценичная. Действительно, как передать средствами театра, да еще театра кукольного, эту атмосферу неспешной, даже однообразной жизни. Ее можно было бы назвать скучной, если бы не любовь, которая согревает сердца двух милых старичков — Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича. И когда один из них умирает, то жизнь другого оказывается бессмысленной. И хотя собравшиеся в зале понимали, что смерть куклы-марионетки — вещь условная, но слезы на глаза наворачивались у многих. А когда раздались аплодисменты, вызывающие артистов на поклон, из-за ширм вышел один Саша. Вышел — он один, потому что Маша выехала на инвалидной коляске.

Мария Овчаренко: Мы с радостью согласились, когда Виктор Васильевич предложил нам поставить именно эту вещь. Потому что в таком материале есть о чем сказать, а это очень важно. Этот спектакль мы очень любим, хотя не очень часто имеем возможность показывать. Темы жизни, смерти, любви — они волнуют всех и всегда. Наверно, не случайно именно после этого спектакля к нам подходят люди и говорят такие трогательные, приятные слова... Знаете, у меня и на спектакле,
и на репетициях возникает такое щемящее чувство. Я знаю, что Афанасий Иванович — это кукла, и она умирает, а потом опять оживет, но меня переполняет такое горе, что просто сердце разрывается. Так жалко этого маленького человека, чья жизнь закончилась со смертью Пульхерии Ивановны... И это чувство — щемящее чувство любви — мне хотелось бы передать зрителям...

Мария Овчаренко потеряла возможность ходить нелепо, случайно. Вечером на нее — тогда начинающую актрису Томского кукольного театра — напал преступник с ножом. После этого передвигаться она может только на инвалидной коляске — нож попал прямо в позвоночник. Маше довелось пережить и отчаяние, и ужас, и безнадежность — то есть всю гамму чувств, знакомых каждому, кто стал инвалидом в молодые годы. Вообще в начальный период инвалидности ей больше всего не хватало информации о том, как можно реализовать себя, интересно и творчески жить в ее положении, которое кажется безнадежным; о людях, которые смогли найти себя в новых обстоятельствах. И когда она услышала по радио передачу об открывающемся в Москве Специализированном институте искусств для инвалидов, загорелась и написала туда письмо. Ответ тогдашнего проректора института несказанно ее порадовал — и тем, что был теплым, человеческим, а не формальной отпиской, и главное — в нем содержалось предупреждение, что при поступлении и в период учебы скидок на инвалидность для нее делать не будут. Господи, да она больше всего в жизни хотела, чтобы ей не делали скидок, относились к ней, как к обычному человеку!

Два года ушло на подготовку, и наконец Маша собралась ехать поступать на театральный факультет, на отделение театра кукол. Но оказалось, что деньги, собранные на дальнюю дорогу — а жила она на Алтае — съела инфляция, да еще обмен грянул. Но ей все же удалось попасть в Москву — благодаря помощи нескольких общественных организаций.
И началась студенческая жизнь. На отделении театра кукол она оказалась самой упорной и работоспособной студенткой — если вначале по этой специальности училось четыре человека, то к третьему курсу она осталась одна. Естественно, встал вопрос о закрытии факультета. Спас и факультет, и Машу Саша Мудряк, который учился в этом же институте на музыкальном факультете и иногда приходил на занятия к кукольникам. Саша стал учиться сразу на двух факультетах, и дипломный спектакль они делали вместе с Машей, и вообще с тех пор не расставались — ни на сцене, ни в жизни.
Кстати, Маша получила диплом с отличием. Но диплом — дипломом, а на работу их с Сашей никто брать не спешил: кому нужны два инвалида? Наступил очень тяжелый для них период скитаний и полунищего существования — ведь они оба не москвичи. А потом Маше удалось поступить в аспирантуру Щукинского театрального училища — она стала первым человеком на коляске, который учился в этом престижном заведении. Интересно, что сейчас Маша и Саша — так для краткости их называют друзья — являются единственными выпускниками отделения кукольного театра в Специализированном институте. После их выпуска оно закрылось, и больше таких специалистов не готовят ни в одном учебном заведении Москвы.

Их первым самостоятельным спектаклем стала пушкинская Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Именно в нем впервые появился кукольный персонаж Котофей, который и дал название их кукольному театру. Собственно, весь театр Котофей — это два человека. Играть спектакли вдвоем — их принцип. В Сказке о мертвой царевне, где Маша была и рассказчицей, и кукловодом, они придумали специальную ширму, которая монтировалась на инвалидную коляску. С этим спектаклем они выступали на самых разных сценах — в детских домах, интернатах, клубах.

А потом благодаря организации Социальное партнерство их заметили и пригласили работать в московский музей сказок Буратино-Пиноккио. Для музея Маша и Саша придумали такую сюжетную экскурсию — Саша через потайную дверцу за холстом с нарисованным очагом (совсем как в сказке о деревянном человечке) проводил группу детей в маленький кукольный театр, где Маша — Черепаха Тортилла - играла для них спектакль. При этом они знакомили детей с различными типами кукол, используемых в театре. Ребята имели уникальную возможность попробовать себя в роли кукловодов. Но подергать за ниточки может каждый, а по-настоящему оживить куклу совсем не просто...

Мария Овчаренко: Любую материю, любой предмет — не только куклу — можно оживить. Тут все зависит от кукольника. Он должен найти, если хотите, душу этого предмета, поймать органичное для него движение. Для этого нужно очень долго с ним работать, соединиться с ним, вложить в него свою душу — и тогда возникает ощущение, что какая-то ниточка от этой марионетки соединяется с твоей душой. Это удивительное чувство — уловить жизнь в этой пока мертвой кукле, а потом через свою руку, мысль, душу оживить ее. Это большой труд.

Александр Мудряк: Много хороших музыкантов-исполнителей, и вроде бы играют они одни и те же ноты. Но почему-то одного интересно слушать, а другого — нет. Да потому что он вкладывает в свое исполнение душу. Так же и кукольник — он вкладывает свою душу в куклу, и кукла начинает оживать. Но одно неосторожное движение — и она опять становится неживой. Потому что каждой кукле свойственны свои движения. И кукольник должен почувствовать, что она может и что не может, что для нее органично, а что нет.

Недавно Маша и Саша впервые показали публике две сцены из нового спектакля. Происходило это в рамках творческой лаборатории, и зрителями были в основном коллеги-кукольники. Поэтому замечания, которые исходили от них, оказались для артистов особенно ценными. Главное пожелание было таким: Этот спектакль играть надо еще ярче, еще смелей. Вы должны быть еще более убедительными на сцене. Маша и Саша долго думали, и, кажется, поняли, чем Спектакли театра Котофей получили высокую оценку не только зрителей, но и профессионалов-кукольников: театр был отмечен на международном фестивале, посвященном 100-летию Сергея Образцова, стал лауреатом фестивалей вертепных театров и Про-театр. Сейчас Маша и Саша заняты работой над новым спектаклем. Не просто новым — новаторским, в котором используется множество оригинальных идей и принципов — как технологических, так и постановочных.

Мария Овчаренко: Этот спектакль строится как балаган, причем балаган на колесах. Мы с Сашей выезжаем на сцену, на которой располагается карусель. Легкие ширмы на колесах, и Котофей наш на трех колесах, Саша на трех, а я — на четырех, в своей коляске. Впервые я не прячу свою инвалидную коляску, а преподношу себя так, как я есть. Я даже исполняю на ней элементы танца. Весь спектакль строится как тема колеса. Колесо — это и карусель балаганная, и символ движения, и символ путешествия, дороги. Одновременно это и колесо Фортуны. Над этим спектаклем с нами работают удивительные люди — художник Ирина Павловна Уварова и режиссер Галина Игоревна Губанова, которая на репетиции приезжает к нам из Петербурга. В спектакле пять сцен, и в каждой происходят чудеса и превращения.

Александр Мудряк: В этом спектакле есть эпизод — я представляю дрессированных осьминогов — один сидит у меня на голове, а двух других я надеваю на руки. Потом беру в руки баян, и получается, что осьминоги играют на баяне. Текст в спектакле раешный, балаганный, порой там появляются и современные ритмы, например, рэп. Задумывался спектакль как детский, но по ходу работы мы поняли, что он получается и детский, и взрослый, и серьезный, и смешной. Главное — спектакль будет яркий, праздничный, нарядный, жизнерадостный.

Недавно Маша и Саша впервые показали публике две сцены из нового спектакля. Происходило это в рамках творческой лаборатории, и зрителями были в основном коллеги-кукольники. Поэтому замечания, которые исходили от них, оказались для артистов особенно ценными. Главное пожелание было таким: Этот спектакль надо играть еще ярче, еще смелей. Вы должны быть еще более убедительными на сцене. Маша и Саша долго думали и, кажется, поняли, чем были вызваны эти слова. Дело в том, что когда Маша — вот так, в своей коляске, без соответствующих объяснений и подготовки зрителей — появилась на сцене, она почувствовала напряжение зала. Большинство зрителей сначала не могли понять, как относиться к происходящему: как к явлению жизни, и тогда Маша прежде всего инвалид и достойна жалости и сочувствия, или же как явлению культуры. Значит, их задача — сделать так, чтобы избавить зрителей от этих сомнений, вовлечь в игру, заставить забыть про инвалидность актеров.

Мария Овчаренко: Моя жизнь тесно переплетается с театром, а театр — с жизнью. Это — самое главное чудо. Давид Самойлов сказал: Чудес не бывает у тех, кто в них не верит. А вот когда веришь в чудеса, они бывают. Я - верю.
Когда говорят о чуде, предполагается, что событие может быть неожиданным, из ряда вон выходящим, но обязательно приятным. Действительно, трудно представить себе страшное или трагическое чудо. Чудес в жизни Маши и Саши было немало. Разве не чудо, что благодаря выступлению в Социальном партнерстве их увидел директор музея, где они теперь успешно и интересно работают? Ко многим ли артистам, даже именитым, режиссер ездит на репетиции из Питера? А недавний случай: после сюжета о театре Котофей, который прозвучал в радиопередаче Адреса милосердия, их разыскал Валерий Иванович Бойко, который своими руками собрал и подарил Саше и Маше необходимую и весьма дорогостоящую аппаратуру. Чудо!

Видимо, чтобы эта эстафета чудес не прерывалась, Маша и Саша (а также другие члены общественной организации студентов и выпускников Института искусств для инвалидов Творческое партнерство) решили подарить чудо детям. Их проект создания театральной комнаты в детском саду № 154 и подготовки кукольного спектакля выиграл в конкурсе социально значимых проектов Правительства Москвы. Сейчас Маша и Саша полностью поглощены оформлением комнаты, репетициями, подготовкой юных актеров, изготовлением костюмов и кукол. А как же не спешить — ведь премьера назначена на 9 декабря.

Проект осуществлялся:

Региональной общественной организацией инвалидов Перспектива
111394 Москва, ул. Мартеновская, 30
Тел./факс: 303-2260

Объединением инвалидных организаций Азербайджана Лотос
370014 Азербайджан, г. Баку, ул. М. Алиев, д.251, кв. 4,
тел/факс 986578

Международной ассоциацией женщин-инвалидов Грузии
380008 Тбилиси, Грузия, Ул. Зубалашвили, 34
Тел.: (995 32) 920911

Общественной организацией Мост надежды
375099 Армения, Ереван, ул. Эстонакана, 21-22
Тел.: (3741) 589 186

Назад Оглавление Конец