aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Страница 3 | Работа со средствами массовой информации

Фильмы, отмеченные жюри и зрителями

В ходе фестиваля работало жюри, которое возглавлял кинодокументалист Сергей Мирошниченко. В него входили также деятели кино и представители организаций инвалидов. Жюри отметило 12 работ, из которых три российских и четыре документальных фильма, два европейских и один американский короткокометражный игровой фильм, бразильский арт-фильм Руки, а также детская программа Улица Сезам. Призом зрительских симпатий отмечен художественный фильм московского режиссера Петра Зекавица Правило Алена.

Зрители признались, что фестиваль произвел на них огромное впечатление. Для многих увиденное было эмоциональным потрясением.

Макс Петров, киноклуб Золотой век, Москва:
Кино без барьеров не только о наболевших проблемах. Это общение, раскрытие новых талантов среди инвалидов. Было интересно наблюдать, как общаются эти люди: глухие и слышащие, русские и американцы… Этот дух общения пропитывал стены, воздух Академии как легкий бриз. Бриз превратился со временем в животворящий ветер, движение творчества.

Наталья Барткова, Ассоциация Десница, Самара:
Было просто здорово. Я очень хотела поехать, понимая, что там будет много полезного. Но действительность превзошла все ожидания. Я посмотрела много интересных, но таких разных фильмов. Разумеется, всего охватить было невозможно. Я смогла встретиться и пообщаться с очень интересными людьми из разных стран и регионов России. Подчерпнула для себя много полезного, что, конечно, будем теперь реализовывать в Деснице. Впечатлений так много, что у меня ощущения такие, будто я за четыре дня совершила кругосветное путешествие.

Марина Метнева, журналист газеты Нижегородский рабочий, Нижний Новгород:
Участие в фестивале дало мне некоторое понимание проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями в повседневной жизни. А так же понимание, как далеко еще России до того, чтобы сделать пространство доступным для всех.

Екатерина Крылова, журналистка Агентства политической информации, Екатеринбург:
Главное, что вынесла с фестиваля – ощущение значимости темы инвалидов. Я и до этого об этом, конечно, знала. Но просто никогда не слышала столько упреков в адрес журналистов, никогда не думала, что это в такой степени важно для самих инвалидов.

Юрий Ерофеев, тележурналист, лауреат фестиваля, Мурманск:
- Стал ли для вас фестиваль стимулом для создания новых фильмов, репортажей, сюжетов и программ о проблемах инвалидов?
- Да, сейчас мы начинаем подготовительный этап работы над фильмом Ветер перемен Лёши Казначеева. Молодой человек, больной ДЦП, в детстве перенёс тяжёлую операцию, сейчас поражает окружающих особым отношением к жизни. Общительный, энергичный человек, который всегда в центре внимания. Обладая прекрасными вокальными данными, он непременный участник различных городских и областных праздников.

Алексей и Наталья Спасские, Телевидение глухих, Нижний Новгород:

Фестиваль позволяет открыть те реальные возможности передачи информации, которые ранее не существовали. Интеграция людей в современное общество будет происходить на более совершенном уровне в том случае, если данная общность будет понимать все потребности и нужды тех граждан, которые в силу каких-либо причин в этом нуждаются. Развивая в Нижнем Новгороде Телевидение глухих, пришли к выводу, что любая информация социального характера обязательно должна быть освящена в прессе. Данный фестиваль открыл нам глаза на мир всех социальных аспектов.

Кроме того, здесь вполне уместно привести статью, которая была написана по свежим впечатлениям и вышла на сайте Газета.ру непосредственно в день открытия фестиваля. Это очень показательная статья, один из пока что редких материалов, в которых автор не ограничивается отчетом об увиденном, а передает читателям только что пережитое потрясение.

Валерий Панюшкин, Заразная болезнь.

Это ж вскрыться можно! Пятилетняя девочка весело ездит на маленькой инвалидной колясочке по пустым гулким кафельным комнатам. Какой-то железный стол, какая-то дырка в полу, какой-то кран торчит из стены. Девочка смеется и, кажется, вполне довольна приключением, несмотря на инвалидность и необходимость перемещаться в инвалидной коляске.

Следом за девочкой движется видеокамера, и голос девочкиного отца за кадром поясняет, что эти пустые кафельные комнаты – это нацистский медицинский центр времен второй мировой войны. Здесь ставили опыты на инвалидах. На этом железном столе резали чуть не живьем, в эту дырку в полу стекала кровь, через этот кран в стене поступал газ. Вскрыться можно!

Это документальный фильм. Фильм показывают в зеленом зале Академии наук в Москве на Ленинском проспекте. В зале сидят человек пятьдесят-семьдесят, и большинство из них – инвалиды. Молодежная инвалидная организация Перспектива организовала в Москве фестиваль фильмов про инвалидов Кино без барьеров, и, кроме инвалидов, на фестиваль почти никто не пришел. Люди боятся заразиться.

Чувство такое, будто у нас здесь в этом зеленом зале что-то вроде тайного общества. Мы сидим в темноте и думаем, что если общество придумало сверхчеловека, то обязательно придумает и недочеловека тоже и станет ставить на недочеловеке чудовищные опыты ради сверхлюдей, будь они прокляты.

Никто больше об этом не думает. За стенами Академии наук ездят машины, прохожие ходят по улицам, у всех дела, и никто не задумывается, удобно ли человеку в инвалидной коляске спускаться по эскалатору в метро, надо ли ребенку, больному детским церебральным параличом, учиться в обычной школе или лучше запереть такого ребенка в интернате, как зверька.

На фестивале 65 фильмов и в каждом – вопрос, о котором вы никогда не задумываетесь, пока здоровы. Например, кино про любовь в сумасшедшем доме. Кино про молодых людей с синдромом Дауна, которые полюбили друг друга, поженились и были насильно стерилизованы заботливыми родителями. Кино про шестнадцатилетнюю девочку в Южной Африке, которая очень любит ходить в дискотеки и танцевать, несмотря на отсутствие ног. Кино под названием Пойти в школу про то, как в школу идет умственно-отсталый ребенок. Первое сентября, цветы, белая рубашка.

Люди вообще стараются не думать про инвалидов. Встретив случайно аутиста, или сухорукого, или парализованного, сознайтесь честно, вы прежде всего думаете, а не заразно ли это. Так вот отвечаю – заразно. Детский церебральный паралич, шизофрения, расслабленность, болезнь Дауна – заразнее гриппа, летучее чумы.

Вы правильно не пошли на фестиваль Кино без барьеров, потому что, если бы видели эту девочку в инвалидной коляске, разъезжающую по пустым гулким комнатам фашистского концлагеря, вы не смогли бы ее потом забыть.

Если вы помогаете слепому перейти через необорудованную звуковым светофором улицу, это меняет вас навсегда. Если вы хоть раз попытались поиграть с аутичным ребенком в мячик, сердце ваше отравлено

священным ядом, без достаточного содержания которого в крови жизнь легка, зато смерть ужасна. Если вы видели когда-нибудь, как смеется ребенок с синдромом Дауна, вы видели радость. В противном случае – видели только печаль, на каких бы там яхтах и виллах не проходила ваша жизнь.

Правда состоит в том, что инвалидность действительно заразна. Общение с инвалидами не приносит вам ни денег, ни славы, ни успеха, ни счастья, ни хорошей работы, ни личной жизни. Тем не менее вы откладываете дела и развлечения всякий раз, когда надо пойти на субботник и построить какой-нибудь пандус.

Вы заболели. Вы смотрите фильмы про инвалидов, думаете про инвалидов, дружите с инвалидами, восхищаетесь инвалидами. Вы сами становитесь недочеловеком, потому что человеком вам теперь быть стыдно. Потому что слишком жестоко быть человеком, слишком бессмысленно, слишком глупо.

Чтобы не заболеть этой болезнью, вы отворачиваетесь, когда видите инвалидов на улице. Входя в автобус, вы не задумываетесь, каково влезать по этим ступенькам человеку без ног. Это у вас инстинкт самосохранения. Звериный инстинкт, благодаря которому даже теперь, когда я рассказал вам, что в Академии наук на Ленинском проходит фестиваль фильмов про инвалидов, и фильмы хорошие, и вход бесплатный, вы все равно не пойдете и все равно не станете эти фильмы смотреть.

Слава богу, болезнь, про которую я пишу, заразнее гриппа и летучее чумы. Рано или поздно вы все равно заболеете навязчивым чувством несправедливости, вызываемым знакомством и общением с инвалидами. Вам передадут это чувство соседи или родственники, сослуживцы или друзья. В конце концов, вы ведь прочли эту мою неуклюжую заметку. И вирус теперь у вас в крови.

Круглый стол с представителями СМИ и организаций инвалидов

В ходе проекта проводились круглые столы, в которых участвовали как журналисты, так и представители организаций инвалидов. На этих встречах, которые проходили, как правило, ближе к завершению проекта, обсуждалось взаимодействие организаций и СМИ и то, как освещаются проблемы инвалидов в прессе. Хорошим поводом для проведения круглого стола стало подведение итогов мониторинга прессы. Такие круглые столы успешно прошли в Москве и в Баку.

Москва

Круглый стол Проблемы инвалидов в средствах массовой информации: диалог журналистов и организаций инвалидов прошел в Москве 7 февраля 2003. В нем принимали участие журналисты и лидеры организаций инвалидов, которые собрались для того, чтобы обсудить, насколько часто и объективно освещаются в СМИ проблемы инвалидов, от чего зависит качество публикаций на эти темы и как организации инвалидов могут заинтересовать журналистов в ней?

Мероприятие прошло очень живо, поскольку между Перспективой и участвовавшими в нем журналистами, а также представителями организаций инвалидов, уже установились отношения, позволяющие открыто обсуждать проблемы, связанные с освещением проблем инвалидности в СМИ. Мы составили стенограмму круглого стола и хотим предложить ее читателям почти без комментариев, поскольку в выступлениях множество ценных советов и наблюдений.

Людмила Дикуль, корреспондент газеты Московский Комсомолец, один из тех авторов, которые часто обращаются к проблемам инвалидности.

У нас в газете есть специальная колонка, посвященная этой теме. Как она идет? С большим трудом, постоянно приходится пробивать материалы. Даже статьи, которые впоследствии имели успех, вначале не брали. Например, я долго пробивала материал об инвалидном спорте и просила ребят из спортивного отдела написать хоть что-нибудь. Не хотели, а когда были паралимпийские игры, мне дали целых шесть полос: олимпиада всех интересует. И, конечно, на фоне неудач нашей олимпийской сборной паралимпийцы выступили блестяще. Мой редактор даже поставил заголовок на первую полосу (я его не ставила, не успела даже отследить): Инвалиды отомстили за здоровых.

Я должна написать статью, которая вызовет отклик у читателей, тема должна быть интересной всем. Аудитория нашей газеты – не только и не столько инвалиды. Если я буду писать о приспособлениях, каких-то специфических вещах, никто читать не будет, кроме инвалидов. Вот если я напишу про образование, про то, что дети-инвалиды должны учиться в общеобразовательных школах… эта тема затрагивает гораздо больше людей: мамы, учителя… Вот был сюжет про сексуальные отношения, в названии было слово виагра: На виагру надейся, а сам не плошай, статью прочитали очень много людей.

У меня есть претензии к общественным организациям. Я узнаю о некоторых событиях через год после того, как они состоялись. Ну почему вы не можете позвонить, отправить факс? Я пишу не только об инвалидах, мне самой не всегда хватает времени и сил узнавать, когда что происходит. Нужно, чтобы все, кто имеет, что сказать народу, не боялись теребить прессу. Ставьте нас заранее в известность, причем, не сухо, а с деталями. А потом, должно быть про что писать. Когда Перспектива проводила акцию, где Дед Мороз на коляске отстаивал свои права, уж кто вас только не заснял: это было зрелищно. Значит важно, чтобы вы умели подать события.

Валерий Панюшкин, Коммерсантъ
Как писать, про что писать? Организации инвалидов неправильно понимают, что интересует журналистов. Еще на первом курсе журфака учат, что такое сенсация. Если собака покусала человека - это не сенсация. Даже если это большая собака и она покусала очень большого человека. Даже если это международная собака. Вот если наоборот: Сегодня в Зюзино человек покусал собаку! Это сенсация! Нужно помнить, что газета – это рекламооситель.

Каждый день в газете начинается с летучки, когда мы все думаем, чем же мы заполним эти полосы. Ярких событий не так уж много. Но с другой стороны, если один раз вы устроили акцию, и все вас засняли, о вас написали, все прошло удачно, не думайте, что если эту акцию или что-то подобное повторить, у вас будет такой же успех. Если я принесу редактору опять статью про акцию, он скажет мне, что я об этом уже писал.

Поэтому у общественных организаций есть два варианта. Первый вариант - придумать вот такое яркое неординарное событие. Второй - использовать поддержку знакомых журналистов. Можно устанавливать постоянные контакты с репортерами, и тогда они сами захотят вам помогать. Вот я хорошо знаю Перспективу, я уважаю этих людей, и когда они меня зовут на свое очередное событие, я придумываю, как это повернуть так, чтобы напечатали.

О терминологии. Дело не в том, какие слова мы употребляем. Дело не в словах. Мне кажется, все сильно зависит от контекста. Вот моя статья о кинофестивале, все ее хвалили, звонили, благодарили за нее, а она называлась Заразная болезнь. Я в этот раз просто сыграл на стереотипах. Что касается политкорректности и отношения к инвалидам, то это проблема касается не только журналистов, она общая для всех, для всего общества. И она к тому же неосознанная. Однажды я делал материал об одной общественной организации, и в разговоре с ее лидером я сказал, что организации инвалидов должны бороться за права всех инвалидов, ведь проблемы у всех похожие. Руководитель согласилась, что это так, но кроме сумасшедших, конечно. Если мы будем часто говорить об этой проблеме, мы сами выработаем слова.

Елена Темичева, Агентство социальной информации
У нашей организации промежуточный статус: мы - общественная организация, а с другой стороны – информационное агентство. Поэтому мы так терпеливо относимся к общественным организациям, наши журналисты могут долго слушать и работать с общественными организациями.

Общественные организации для успешного контакта со СМИ должны изучить специфику изданий. Бывает так, например, что они проводят пресс-конференцию. На пресс-конференцию приходят репортеры из информационных агентств, которые не могут и не должны вникать в суть проблемы, они просто передают новости. Пресс-конференция - это презентация новостей. После пресс-конференции не надо ждать аналитических глубоких статей.

У многих общественных организаций есть претензии, что журналистам не хватает психологической глубины при освещении этой темы. Мы в этом году организовали спецкурс по социальной журналистике, и Перспектива тоже в этом участвовала. Выяснилось, например, что для подавляющего большинства студентов многие социальные проблемы и то, как они подаются и решаются, в том числе проблемы инвалидов, явились открытием.

Я еще хотела бы поднять вот какую проблему: мы считаем, что не хорошо писать об инвалидах как об исключительных людях, хотим, чтобы о них писали как об обычных, нормальных людях, а в этом случае, что писать, чтобы было интересно, и как писать?

Лев Индолев, публицист, автор многочисленных книг и фильмов, рассказывающих о проблемах инвалидов
Весь вопрос в том, для чего материал. Конечно, жаренные факты нужны, но они должны быть локомотивом, который тянет за собой проблему.

Еще одно замечание. Не дай нам бог помешаться на политкорректности! Мне нравится слово инвалид, я не вижу в нем ничего обидного. Человек с ограниченными возможностями – это хуже чем лицо кавказской национальности.

Лидия Абрамова, вице-президент Всероссийского Общества Слепых
Я считаю, что многие инвалиды – люди необыкновенные, зачем о них писать как об обыкновенных людях. Я тоже не обижаюсь, когда меня называют инвалид. Человек с ограниченными возможностями ставит меня в разряд ущербных. Проблема в том, что общество не готово нас воспринимать на равных. Вот пример: когда мы проводили чемпионат по дзюдо среди незрячих, было сложно найти судей, многие даже представить себе не могли, что незрячие люди могут заниматься дзюдо, я тогда просила их смотреть на ребят не как на инвалидов, а как на спортсменов.

Анна Белокрыльцева, журналистка радиопрограммы Адреса милосердияи газеты На Варшавке
Главное - найти баланс, чтобы, с одной стороны, не обидеть, а с другой - вызвать интерес у аудитории. До сих пор ничего интереснее человека нет. Это моя позиция. К разговору о терминах: мне тоже больше всего нравится слово инвалид. Оно правильно понимается всеми. Вот случай из жизни, по-моему, мне его Денис рассказывала: Человек подъехал к бензозаправке и просит работника помочь. Говорит: Помогите мне, я человек с ограниченными возможностями, - заправщик, естественно, думает, что у него нет денег, потом он говорит, что у него проблемы, заправщик думает, что проблемы сексуальные. В конце концов, он говорит, что инвалид, заправщик говорит: Ну, ты так сразу бы и сказал, теперь все понятно. Однако, когда я работала над одной статьей, я вдруг подумала, что это слово совсем не подходит к моей героине, а она когда прочитала статью, ей не понравилось, что ее назвали инвалидом, она обиделась. Поэтому надо спрашивать героя, как он хочет, чтобы его называли.

Виктор Паленный, главный редактор газеты Мир глухих
Почти во всех газетах, когда пишут о глухих, называют нас глухонемыми, хотя каждый третий из нас хорошо владеет речью. Есть люди рано оглохшие, как я, например, и мы – глухие с рождения или раннего детства - хотим, чтобы нас называли глухие, нам не нравятся всякие игры вроде слабослышащий, человек, имеющий проблемы со слухом. Мы просто глухие и хотим, чтобы нас называли именно так. В английском языке это слово пишется с большой буквы: “Deaf”, так, если бы это означало национальность. А вот люди, поздно потерявшие слух, не любят слово глухие, когда пишете про них, называйте их: слабослышащие, люди с нарушениями слуха или неслышащие.

Денис Роза, директор Перспективы:
У журналистов должна быть ответственность за ассоциации, которые вызывают слова, которые они употребляют, и образы, которые они создают. Важна подача: в некоторых телесюжетах инвалидов показывают как клоунов.

Валерий Панюшкин, Коммерсантъ:
Закон о СМИ запрещает мне порочить честь и достоинство моих героев, но он не запрещает мне их обижать. Люди, которые хотят быть на равных, должны понимать, что их будут обижать СМИ. Проблема и общества и СМИ и самих организаций инвалидов, что все воспринимают инвалидность как основную профессию. Событие, которое делают инвалиды по поводу своей инвалидности – это профессиональная деятельность, почему я не могу оценить это? Почему я могу критиковать президента, а не могу инвалидов – это как бы плохо. Организации инвалидов сами себя ставят в ситуацию неравенства. Они должны быть готовы и к обидным статьям.

Лидия Абрамова:
Да, я согласна, но часто обижают не за дело. Например, в Коммерсанте про съезд ВОИ написано: Инвалиды пришли туда в костюмах, а в чем простите, они должны были прийти? Мне как участнику этого мероприятия было обидно.

Марина Суслова, представитель Комитета общественных связей г. Москвы
Бывают статьи, в которых искажают факты. Как сделать так, чтобы журналисты больше вникали в эту проблему? Может, нужно сделать курс на журфаке?

Татьяна Ежова, журналистка журнала Космополитен:
Курсы не помогут. Если журналист пишет с душой, текст не может быть плохим. Терминология зависит от контекста, от того, куда мы вставляем слова. Все зависит от журналиста, который освещает проблему. Если человек относится по-доброму и с ответственностью, то все будет хорошо.

Лидия Абрамова:
Опыт по работе с журналистами у ВОС очень разный, так как организация существует очень давно. Десять лет назад еще ничего не писали. Вначале, когда только начали писать и показывать, это делали с чувством жалости. Сейчас это проходит. Особенно много освещают в декаду инвалидов, паралимпийские игры хорошо освещали, но все прошло - и забыли. Конечно, мы тоже не всегда хорошо работаем с журналистами. Недавно пять ведущих организаций инвалидов разработали программу Открытый мир, ее поддержали все министерства, а на РТР не взяли, написав очень грубый отказ.

Лев Индолев:
Две недели назад я ходил на РТР по поводу этой программы, и они сказали, что даже если бы и захотели сделать программу про инвалидов, они бы сами ее делали, а Открытый мир хочет делать и им продавать. Но на таком уровне, как наш круглый стол, эту проблему не решить.

Флюр Нурлыгаянов, заместитель председателя Всероссийского Общества Инвалидов
Внимание журналистов обращено к теме инвалидности только в нескольких случаях: когда на эту тему обращает внимание власть, когда есть яркое событие или когда происходят события со скандальным оттенком (воровство в организациях инвалидов, денежные скандалы, скандалы с репутацией…) Простая жизнь инвалида неинтересна, в ней много не очень приятного.

Про слова. Я считаю, что слово инвалид нормальное. Надо менять не слова, а отношение к явлению. Я подумал, может, надо освещать тему инвалидности в контексте толерантности и фобий. Сейчас нашему обществу свойственна нетерпимость ко многим явлениям, и эта проблема популярна в СМИ.

Сергей Колосков, президент Ассоциации родителей Даун-синром:
По-моему, на проблему инвалидности надо смотреть не как на проблему бедного государства, как социальную проблему, а как на проблему прав человека. Вопрос в том, что у нас новость. Когда мы на встрече в ООН показали фотографии детей в интернате, люди из Нидерландов сказали, что это у них стало бы первой новостью, а люди из Пакистана сказали, что для них – это обычная ситуация.

Сергей Ваньшин, директор Института РЕАКОМП Всероссийского общества слепых:
Проблема в профессионализме журналистов: важно остаться творческой личностью. С другой стороны, обыкновенный материал никто читать не будет, даже если пробить полосу в газете. Как сделать тему интересной? Как писать? Важно чтобы в журналистской среде вырастали люди, понимающие проблему. Также должны активнее работать журналисты с инвалидностью. Писать надо деловито, не сюсюкать.

Виктор Паленный:
Проблема с глухими в том, что многие журналисты не знают, как правильно снимать о них или писать. Вот недавно снимали передачу в офисе нашей организации. Председатель нашей организации В.З. Базоев, которого обслуживала переводчица жестового языка, говорил на языке жестов, тогда ему сказали: Не надо жестикулировать, говорите, мы понимаем, - но в том и дело, что его тогда не поймут глухие телезрители.
Другой пример: в Известиях была статья про Учебный центр инвалидов по слуху в МВТУ им. Н.Э. Баумана - журналистка готовила материал на основе ответов слышащих руководителей Центра, а их мысли приписала глухим. А на самом деле глухие студенты могут иметь свое мнение, отличное от мнения слышащих. Надо было спрашивать студентов, благо под рукой были переводчики. Хотели как лучше, а получилось, как всегда.
Круглый стол дал возможность встретиться журналистам и лидерам организациям инвалидов, вместе обсудить, как наладить сотрудничество и как заинтересовать читателей в материалах на эту тему. Дискуссия, которая началась на этом круглом столе, не завершилась, но мы уверены, что все ее участники стали более чутко относиться к проблемам оппонентов. И одно совершенно ясно всем: чем больше мы будем обсуждать это, чем больше поводов мы будем давать СМИ, тем скорее тема станет актуальной, выработаются правильные слова и темы публикаций станут более разнообразными.

Мост надежды

В Ереване круглый стол Инвалидность и СМИ прошел 8 июня 2002 г. В нем приняли участие представители шести организаций инвалидов и 12 средств массовой информации. Репортаж об этом событии был показан по трем каналам национального телевидения, и ниже мы публикуем расшифровку телевизионного репортажа.

Армянское национальное телевидение

8 июня 2002 г.

Главная цель сетевой программы, осуществляемой при поддержке будапештского филиала Института Открытое общество и участии российской региональной организации Перспектива - внедрение в общество на территории стран СНГ, в частности, в России, Армении, Азербайджане и Грузии социальной модели инвалидности.

В рамках этой программы общественная организация Мост Надежды пригласила сегодня к заинтересованному разговору представителей общественных организаций Армении, занимающихся вопросами инвалидности, и журналистов, представляющих различные СМИ республики, чтобы в открытом диалоге и тесном сотрудничестве между ними найти пути решения проблем, существующих в стране при освещении со стороны СМИ вопросов инвалидности, выработать принципы и подходы, которыми должны руководствоваться журналисты.

В ходе развернувшегося активного обсуждения положения инвалидов в нашем обществе и проблемы формирования благоприятного общественного мнения, была отмечена чрезвычайно важная роль, которую играют в этом вопросе средства массовой информации. Сегодняшняя реальность требует создания равных условий для всех членов общества, в том числе, и для инвалидов. Для чего необходим переход общества от медицинской модели восприятия инвалидов, как людей нуждающихся в особой опеке и специальном уходе, к модели социальной. Однако по сей день подавляющее большинство наших СМИ не только далеки от освещения коренных проблем инвалидности, но и при обращении к этой теме используют непозволительно покровительственный и жалостливый тон и неприемлемые с точки зрения этики определения и выражения.

Сусанна Тадевосян, председатель ОО Мост Надежды:
- Очень часто можно натолкнуться на противопоставляемое инвалидам словосочетание нормальные люди, что в восприятии механически делает всех инвалидов людьми ненормальными.

Асмик Хачатрян, руководитель пресс-службы Минсобеса РА:
- Когда мы имеем дело с журналистом, который не понимая элементарных вещей, в своем репортаже называет одну группу детей нормальными, а другую - ненормальными, становится очевидным, что ситуация в СМИ требует исправления.
И это тоже одна из причин того, что инвалид зачастую начинает избегать общения и, в конечном счете, изолируется от общества.
Одной из задач СМИ является помощь инвалидам в преодолении складывающегося у них ощущения неполноценности и в создании необходимых коммуникационных условий.

Джемма Багдасарян, завотделом инвалидов и престарелых Минсобеса РА:
Сегодня, когда при финансировании фонда Линса полным ходом идет реконструкция и ремонт улиц Еревана, инвалидов. А о необходимости создания удобств для передвижения инвалидов помнят только сами инвалиды.

Печально, но факт, что, к примеру, пандусами из общественных зданий нашей столицы оборудованы только крупные больничные комплексы и здание представительства ООН. На что и обращаем внимание полномочных в этом вопросе организаций.
Нуне Алексанян, Айлур.

Конкурс для журналистов

Когда проект задумывался, предполагалось, что ближе к его завершению каждая организация проведет конкурс для местных журналистов на лучшую публикацию. Реализовать идею конкурса оказалось довольно сложным делом. Получилось, что конкурс – это своего рода отдельный проект, поскольку он требует больших дополнительных ресурсов: объявить критерии конкурса и ждать многочисленных заявок от журналистов, не приложив больших усилий для их заинтересованности, не приходится, особенно если такой конкурс проводится впервые, и у вас еще нет прочной репутации в журналисткой среде. В результате – активность журналистов была намного ниже, чем хотелось бы. Поэтому конкурсы, в пользе которых сомнений не было, были перенесены большинством партнеров за рамки проекта. Мост надежды подвел итоги конкурса 18 июля 2003 г. Конкурс состоялся благодаря поддержке ереванского офиса Института Открытое общество. Лотос провел фотоконкурс, о котором уже рассказано выше. Перспектива проводила конкурс для журналистов в течение 2002 г., но для этого были привлечены дополнительные ресурсы, которыми организация располагала благодаря проекту Семинары для журналистов в рамках кинофестиваля Кино без барьеров. Ниже – об опыте и уроках проведения конкурса.

Перспектива объявила критерии и условия конкурса в апреле 2002 г. и подвела его итоги в марте 2003 г. Конкурс назывался Инвалид в российском обществе: движение к независимой жизни. Предполагалось оценивать работы в трех номинациях – печатная пресса, радио и телевидение. Основными критериями были следующие:

  1. Корректность статьи/сюжета (терминология, знание предмета, соответствие фактам).
  2. Отсутствие негативных стереотипов по отношению к инвалидам (жалость, беспомощность, болезнь, второй сорт и т.п.)
  3. Освещение проблемы с точки социального подхода к инвалидности (проблема – не человек с инвалидностью, а условия, которые его окружают).
  4. Выступления человека с инвалидностью от своего лица.
  5. Позитивный образ человека с инвалидностью в обычных условиях (на работе, в семье и т.д.)
  6. Показ не столько проблемы, сколько пути ее решения.
  7. Отсутствие излишней драматичности и пафоса.

Информация о конкурсе распространялась через Агентство социальной информации, радиопрограмму Адреса милосердия, сайт АНО Интерньюс, а также через собственный сайт и информационный бюллетень. Журналисты, которые участвовали в работе кинофестиваля Кино без барьеров, были проинформированы о фестивале лично. Надо сказать, что потенциальные участники конкурса активизировались только ближе к последнему сроку подачи заявки, то есть к ноябрю 2002 г. Поскольку мы хотели, чтобы на конкурс были присланы работы журналистов, участвовавших в кинофестивале, прием заявок был продлен до конца декабря. В результате у нас было 35 телевизионных сюжетов, присланных 18 региональными телекомпаниями, 26 статей из 13 газет и только одна радиопрограмма.

В жюри конкурса были включены эксперты как в области разных жанров журналистики, так и в области инвалидности. Это были достаточно авторитетные фигуры в журналистике (Григорий Либергал из Интерньюс, Людмила Дикуль из Московского комсомольца, главный редактор радиопрограммы Адреса милосердия Ольга Суворова, директор Агентства социальной информации Елена Тополева), а также не менее авторитетные фигуры в сообществе инвалидов: публицист Лев Индолев, который единогласно был выбран председателем жюри, заместитель председателя Московской организации ВОИ Надежда Лобанова и председатель Гагаринской организации ВОИ Инна Маргулис. Жюри проделало свою работу абсолютно на общественных началах, за что Перспектива чрезвычайно благодарна всем. Результаты конкурса были следующими:

Лауреатами в номинации Печатная пресса стали Илья Наймушин, из Красноярска (газета Вита-Стиль, статьи Белая ворона и Судьба не сломит настоящего Человека), а также Анна Белокрыльцева из Москвы (газета На Варшавке, статьи Все мы лишь попутчики, Жили-были Саша и Маша). Эти статьи можно прочитать в приложении. Специальными дипломами отмечены еще два автора.

В номинации Телевидение лауреатом стала Кристина Герцовская, телеканал Россия - Санкт-Петербург, (программа Танцы на колесах из цикла Петербуржцы). Эта программа рассказывает о жизни и семье Елены Лозко. Она снята так, что интересна широкой аудитории, а кадры с танцорами на инвалидных колясках просто красивы. Еще один лауреат в этой номинации - Людмила Волынкина (ТРК Норд, г. Югорск, программа Чужая боль). В фокусе этой программы – обычная жизнь семьи двух незрячих людей. Комментариев мало: жизнь показана как она есть в непривычной для телевидения неспешной манере. Специальными дипломами отмечена еженедельная программа Самарского телевидения Десница, которая целиком посвящена проблемам инвалидов, нижегородской проект Телевидение глухих, и (опять нижегородский) центр Практика, выпустивший несколько интересных сюжетов о людях с инвалидностью.

В номинации Радио лауреатов не было, поскольку на конкурс прислана одна заявка. Специальный диплом был присужден петербургскому фонду Радио Мария за программу Не бойтесь!

В чем уроки конкурса? Прежде всего, к нему нужно относиться как к вполне самостоятельному проекту, так как его организация требует много времени и ресурсов. Неважных моментов здесь нет, так как конкурс – это предложение к сотрудничеству новым людям, и от того, как все будет организовано, зависит наша репутация: если мы отнеслись к кому-то из участников не достаточно внимательно, в будущем он, скорее всего, не пришлет свой материал.

Что важнее всего?
Как нам кажется, прежде всего, чтобы уровень конкурса был высоким, журналистов надо заинтересовать. Крупные денежные призы, несомненно, будут привлекательны, и за них с удовольствием поборются мастера, но найти средства для призов довольно сложно. Благотворительные фонды неохотно пойдут на то, чтобы включить в бюджет проекта суммы денежных призов. Можно обратиться за призами к спонсорам, и при грамотном подходе их поддержки можно добиться. Но эта работа требует немалых усилий, описывать которые нужно отдельно. Однако в любом случае поощрение необходимо: просто так отправлять на конкурс свои работы будут, скорее всего, непризнанные авторы. Если средств на призы совсем нет, нужно найти способ вручить дипломы красиво и торжественно: выбрать престижное место, пригласить людей, присутствие и приветствие которых уже само по себе награда. В нашем случае денежных призов и ценных подарков не было. Победители были приглашены в Москву, и на церемонии, в которой участвовали победители, организаторы и члены жюри, были торжественно объявлены результаты конкурса, и лауреаты получили сертификаты.

Распространение информации.
Чтобы получить максимальное количество заявок, информацию о конкурсе нужно распространять всеми возможными способами: использовать собственные ресурсы, а также обращаться в организации и объединения журналистов. Больше всего заявок мы получили от тележурналистов, потому что разместили информацию на популярном у региональных телевизионщиков сайте Интерньюс.

Работа с заявками.
Все заявки должны фиксироваться. Для того, чтобы облегчить работу жюри, лучше всего копировать заявки в необходимом количестве. Естественно, статьи и кассеты будут приходить в самый последний момент, и к этому нужно быть готовыми: с момента последнего срока до объявления результатов нужно оставить достаточно времени, чтобы жюри спокойно могло провести свою работу.

Работа жюри. В составе жюри должны быть авторитетные люди, а задача организаторов – максимально облегчить им работу: своевременно обеспечить материалами для прочтения или просмотра, а также формами анкет, чтобы они могли записать свои впечатления и оценить заявки по разным параметрам. Эти анкеты очень важны, когда возникают спорные моменты. Идеально собирать жюри несколько раз, чтобы спокойно обсудить каждый сюжет или статью. В нашем случае идеально не вышло: из-за занятости членов жюри итоги конкурса подводились на одном его заседании (но перед ним у его членов было достаточно времени, чтобы изучить присланные заявки).

Конкурс, который проводила Перспектива, не во всем отвечал требованиям идеально проведенного конкурса. Уроки, которые мы извлекли из своего первого опыта, помогут нам в дальнейшем организовать такие мероприятия более грамотно.

Социальные ролики и телевизионные программы

Самая лучшая передача или фильм – по идее – это та передача или фильм, которую сделала ваша организация. Однако пока собственных профессионалов и своего оборудования для съемок и монтажа нет, к работе необходимо привлекать режиссера со съемочной группой и работать в сотрудничестве с ними до победного конца, несмотря на ограниченный бюджет и другие обстоятельства.
Все партнеры проекта имеют довольно успешный опыт создания роликов и передач. Мост надежды, например, снял совместно со студией Версус два ролика и фильм, посвященный проблемам интегрированного обучения. Лотос совместно с местными тележурналистами сделал документальный фильм Мы – есть, посвященный проблемам безбарьерной среды в Азербайджане. Этот фильм был показан неоднократно по бакинскому телевидению, причем один раз – в перерыве футбольного матча, который смотрела вся страна. Затем был снят фильм по итогам фотовыставки. Перспектива создала фильм Доступный город – это…, в котором четыре молодых инвалида рассказывают о том, как они живут и какие у них планы на будущее. Кроме фильма, Перспектива сняла социальные ролики, причем самые последние – анимационные. Ассоциация женщин-инвалидов Грузии имеет опыт в создании цикла телевизионных передач о проблемах инвалидов. Об этом – читайте ниже.

Ассоциация функционирует с 1997 года и в приоритетах своей деятельности она сразу поставила сотрудничество со всеми видами СМИ.

Большое внимание было уделено работе с телевидением и радио. Это было обусловлено тем, что, во-первых, на грузинском телевидении почти не было подобных телепроектов, а, во-вторых, в тех немногих передачах людей с инвалидностью представляли как бесполых существ, не имеющих личной жизни, не людей, а одно большое бедствие.

Был подготовлен проект Информирование общественности по вопросам инвалидности, который предусматривал подготовку и выпуск в эфир телевизионных и радиопередач, статей и плакатов. Этот проект поддержала голландская организация NOVIB. В течение пяти лет было подготовлено более 120 телевизионных и радиопередач. Телепередачи демонстрировались на первом государственном канале ежемесячно и с повторами.
В первых своих передачах Ассоциация рассказывала о неадаптированной инфраструктуре для инвалидов, о недоступности здравоохранения и образования, коммуникации; о проблемах детей с инвалидностью, в частности, о проблемах образования.

У Ассоциации появилась своё эфирное время и передача Реальный мир, которая выходила под ее шапкой на первом канале и стала довольно популярной. Ее стали приглашать другие каналы: Второй канал, Эврика, Ибериа, Кавкасиа. В офисе Ассоциации работал телефон, принимающий звонки и отзывы телезрителей. По оценке этой службы, на каждую передачу только в Ассоциацию ежемесячно поступало 40-50 отзывов. Отзывы также поступали на телевидение. Приходили письма. Звонили даже зрители из зарубежных стран, которые смотрели передачи по спутниковому телевидению.

За пять лет работы над передачей Ассоциация поменяла несколько творческих групп, с которыми сотрудничала: ТБС ТВ, Ищите женщину, День. С журналистами проводилось беседы, тренинги, семинары, им показывались лучшие материалы. Набирать новую группу - значит готовить новую группу поддержки по защите интересов людей с инвалидностью. Поменять группу СМИ не означает прекратить сотрудничать. Знакомя журналистов с социальной моделью инвалидности и проделав определённую совместную практическую работу, мы были уверены, что их виденье темы инвалидности достаточно устойчивы.

Сотрудники Ассоциации совместно с журналистами выработали стратегию и логическую связь между сюжетами. Совместно готовились сценарий. Сотрудники Ассоциации подбирали участников передач, выбирали место съемки, часто диктовали ракурс съемки, для того, чтобы правильно расставить акценты, фокусировать внимание зрителей на возможностях человека с инвалидностью и его достоинстве, а не на факте его инвалидности.

Однако совместная работа была достаточно сложной, ведь нужно изменить менталитет журналистов, а это требует много времени и большой изобретательности.
Вот один пример: работа над телепередачей о детях с инвалидностью 1999 году. Совместно провели обычную съемку, во время которой собрали много интересных кадров и эпизодов для будущей передачи. После монтажа был просмотр фильма. Оказалось, что монтажер по своей инициативе изменил всю концепцию фильма, использовав, на первый взгляд безобидные кадры. Послание фильма полностью изменилось: вместо того, чтобы вызвать желание решить проблемы, герои фильма вызывали лишь жалость. Они выглядели так, что им была необходима только медицинская помощь. 72 часов борьбы с группой журналистов, режиссером, финансовым менеджером и сотрудниками монтажной, с использованием дискуссии, небольшого тренинга, предоставлением дополнительных материалов и бесспорных аргументов - и в результате было достигнуто соглашение.

Ассоциация подготовила также серию передач Портреты. В них на первом плане были люди, с их достоинством, потенциалом возможностей и умением взаимодействовать с окружающим миром. И только детали, промелькнувшие, в кадрах как бы намекали, что эти люди имеют инвалидность. Эти передачи были ориентированы на утверждение положительного образа человека с инвалидностью.

Еще одной серией Ассоциации стали передачи об организациях инвалидов Грузии. Это было вызвано тем, что на фоне изменчивой государственной политики началась движение против организаций инвалидов. В прессе и на телевидении появлялась информация, дискредитирующая их деятельность и обвиняющая в коррупции. Ассоциация сделала несколько передач, в которых была показана реально существующая ситуация и деятельность организаций.

Мост надежды: социальные видео-ролики

В рамках проекта вместе со студией “Версус” “Мост надежды” отсняла четыре ролика. Все ролики имеют послание “Возможности всем” и каждый из них показывает одного человека с инвалидностью в его повседневной жизни. Четыре симпатичных, динамичных персонажа: студентка, спортсмен, второклассница и артист театра пантомимы, рассказывают о себе и о своих стремлениях.

“Я Зара Батоян… Я переборола свой страх и осуществила свою мечту…”, “Спорт помогает мне проявить силу воли и поддерживать других…”, “Я Ольга, я очень люблю своих одноклассников и учительницу…”, “То, что я не могу выговорить словами, выражаю пантомимой…”, - говорят персонажи роликов. Они – не “состоявшиеся” еще герои, многое им предстоит еще сделать, они на пути, в движении. Это не только положительный пример инвалидам не отчаиваться и идти дальше, а еще и призыв к обществу сознавать идею создания равных возможностей всем.

В настоящее время ролики демонстрируются первым центральным телеканалом Армении, есть договоренность с двумя другими каналами. Общая продолжительность клипов- 4:20 минуты. Их можно показывать как отдельно, так и вместе.

Назад Оглавление Далее