aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Самарский опыт: путеводитель по ИПР "Шаг к независимости"

Обмен информацией среди организаций входящих в сеть "Независимая жизнь", еще раз подтвердил, что в разных регионах существуют сходные проблемы. Одна из них - недостаточное использование инвалидами такой формы отстаивания своих прав как "Индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В Самаре и Москве были подготовлены и осуществлены микро-проекты, направленные на информирование молодых инвалидов, их родителей о возможностях, предоставляемых ИПР.

Общественная организация инвалидов-колясочников "Ассоциация Десница" имеет в Самаре репутацию серьезного партнера при реализации социальных проектов и программ. Участие в нескольких партнерских проектах "Перспективы" позволило организации приобрести опыт отстаивания прав и интересов людей с ограниченными возможностями, а также в просветительской деятельности и продвижении в обществе социального подхода к инвалидности, идей философии независимой жизни. "Десница" входит в сеть организаций инвалидов "Независимая жизнь". В рамках деятельности сети активисты "Десницы" осуществили несколько микро-проектов, в частности, "К жизни без барьеров", "Шаг к независимости: индивидуальная программа реабилитации".

Как в "Деснице" пришли к идее создания "путеводителя" по оформлению индивидуальной программы реабилитации (ИПР), как проходили семинары для молодых инвалидов и работников медико-социальной экспертизы, рассказывают руководитель организации Евгений Печерских и координатор Татьяна Акинина:

Почему и зачем нужен проект по ИПР?

Утвержденная в 2001 г. в Самарской области программа медико-социальной реабилитации инвалидов и создания для них доступной среды жизнедеятельности сформулировала необходимость разработки индивидуальной программы реабилитации (ИПР) для инвалидов.

Как известно, в главе III Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" дается определение понятия реабилитации инвалидов, есть в Законе и целая статья об ИПР. Однако, что такое ИПР, знают единицы. По крайней мере, такое впечатление создалось у нас, когда мы изучили опыт телефонной справочной линии для инвалидов, действующей в нашей организации уже больше двух лет. Самые популярные вопросы звучали так: "Что такое ИПР? Как получить ИПР? И что с ИПР делать дальше?" Хотя чему тут удивляться, если и сотрудники организаций, которые по роду своей деятельности должны в тонкостях разбираться в сути вопроса, тоже слабо ориентируются в механизмах разработки "злосчастной ИПР". Еще один важный вопрос, требовавший разъяснений: каков все-таки объем реабилитационных мероприятий, подлежащих включению в разделы программы.

Микро-проект "Шаг к независимости" и стал нашим ответом на шквал вопросов об ИПР. Проект этот был направлен на просвещение людей с ограниченными возможностями в вопросах, касающихся получения ИПР и отстаивания своих прав, на выявление проблем при оформлении ИПР. В ходе проекта планировалось познакомить работников бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) с социальным подходом к инвалидности и идеями философии независимой жизни, а также наладить сотрудничество с БМСЭ. Главной же целью проекта было стимулирование инвалидов к получению ИПР, что в дальнейшем могло бы помочь им достичь материальной независимости, ускорить их социализацию.

В начале славных дел...

В начале проекта упор делался на проведение семинаров с сотрудниками БМСЭ. Нам повезло: мы встретили понимание со стороны руководства Департамента социальной защиты населения администрации Самарской области и главного эксперта БМСЭ в нашем регионе, которые взялись отслеживать, как сотрудники БМСЭ посещают семинары. И случилось "чудо": ни один семинар не был сорван - посещаемость была "железной".

Для нас было важно реализовать в ходе этих встреч и семинаров следующие цели:

- Убедить "главных чиновников" в необходимости проведения семинаров с сотрудниками БМСЭ. При этом мы прекрасно осознавали, что оттого, насколько результативными будут семинары, настолько мы сможем изменить отношение чиновников этой службы к "осведетельствуемым лицам" (т.е. людям с инвалидностью);

- Получить помощь специалистов в разработке пособия по ИПР, т.к. более достоверной информации, чем в БМСЭ, взять неоткуда;

- Использовать возможности БМСЭ в распространении информации о семинарах, проводимых "Десницей", в среде инвалидов, проходящих освидетельствование или переосвидетельствование.

Практически все цели были достигнуты. Мы чувствовали интерес со стороны сотрудников БМСЭ. Возможно, это было связано с тем, что семинары проводили сами инвалиды, такого в практике БМСЭ еще не было! Удалось достичь договоренности и о совместной разработке пособия по ИПР. Руководители районных Бюро с пониманием отнеслись к нашей просьбе об информировании инвалидов о семинарах, потому что, как они говорили, "сами инвалиды порой не знают, чего они хотят, и на объяснение этого тратится очень много времени и нервов".

Первые семинары по ИПР.

Тот факт, что многие инвалиды не знают, какие реабилитационные мероприятия им необходимы и как их добиться, подтвердило наши намерения подготовить семинар "ИПР: пути восстановления социального статуса инвалида и его социальная адаптация". Разработкой его методики консультанты начали заниматься еще в Москве, на слете молодых инвалидов, который проходил в декабре 2001 г.

Первый семинар по ИПР доверили провести нашим опытным ведущим. Вся команда во время семинара для поддержки ведущих находилась в зале. И семинар прошел "на ура!" Мы получили полное подтверждение, что такие семинары крайне необходимы. Ведущие были просто в шоке, ибо узнали, что многие люди вообще никогда не слышали об ИПР. "Нужное дело делаем, ребята!" - сказали мы друг другу.

Семинары нравились, люди находили в них много полезного для себя, что можно применить в жизни. Вот некоторые из отзывов участников семинаров:

"Если бы я знала, что такие средства реабилитации можно получить, я не стала бы изобретать всякие подручные средства в виде удочки, которой закрывала окно",

"Теперь я знаю, что мне все-таки нужно, а от чего стоит отказаться", "Я теперь даже знаю, что имею право в санаторий ездить!", "Если бы я знала раньше законы о правах инвалидов, мне было бы гораздо легче добиваться установки пандуса для соседки".

Работа с клиентами: мы старались предусмотреть всё.

В конце семинара всем участникам раздавали методическое пособие, в котором шаг за шагом описывалось, как следует действовать при оформлении ИПР. Однако на семинарах ведущих снова и снова просили давать больше практических советов, например, как найти транспорт, чтобы добраться до кабинета врача, к кому обратиться, если близкие не могут сходить в поликлинику и т.п. Порой приходилось объяснять, как вызвать врача на дом, куда отнести заявление для строительства пандуса и многое другое. Пришлось признать еще раз, что нашим инвалидам не хватает элементарных знаний. И это в областном центре! В "глубинке" проблем еще больше. Туда информация вообще не доходит.

Выход из создавшейся ситуации был все же найден. В Самаре находится пансионат для ветеранов войны и труда, где периодически проводится обучение инвалидов вождению автомобиля с ручным управлением. Туда съезжаются инвалиды со всех районов Самарской области. "Десница" установила контакты с руководством пансионата и автошколы, чтобы получить разрешение на проведение семинаров с очередной группой. Проводя семинары, мы были поражены отсутствием у людей с инвалидностью знаний о своих правах. Как выяснилось, инвалидам, живущим в "глубинке", оформить ИПР по месту жительства практически невозможно, приходится выезжать в районные центры, а это сделать очень сложно. Мы старались давать им максимум информации, но все равно понимали, что у них оставалось чувство неудовлетворенности. И все-таки наша работа не пропадала даром. Информация передавалась дальше, о ней узнавали всё новые и новые люди. На семинары к нам стали приезжать из дальних районов области.

Привлечение участников семинаров.

Прежде всего, начали со своих: в "Деснице" - свыше 200 человек с инвалидностью. Каждый человек прикреплен к своей первичной организации (их в организации 17) для более быстрого распространения информации. Всем председателям первичных организаций было поручено обзвонить членов своих "первичек" и донести до каждого информацию о важности получения ИПР, о необходимых для этого документах и т.д., а также о возможности получить дополнительные консультации по телефону или на семинаре. Такую информацию получили не менее 170 членов организации. Каждый из 17 председателей "первичек" получил пособие по оформлению ИПР, которое должно было облегчить выполнение поставленной перед ними задачи. Результат не заставил себя долго ждать. Многие члены организации изъявили желание посетить семинары. Продолжая кампанию по информированию населения о проводимой нами работе, мы обратились в электронные и печатные СМИ, хотя мало надеялись на успех, считая, что не все слушают радио и читают газеты. Но звонки пошли! Немного, но каждый звонок свидетельствовал о том, что информация все-таки доходит до наших клиентов.

Консультирование по телефону.

Чтобы хоть как-то удовлетворить информационный голод, мы стали давать консультации по оформлению ИПР по телефону. Телефонная справочная линия действует в нашей организации с 2000 г. Люди звонят по самым разным вопросам. Мы стали рассказывать и о том, что в нашем городе начали разрабатывать ИПР, которые выдаются инвалидам по их заявлению.

Консультации предоставлялись людям не зависимо от вида их инвалидности. Разговаривая с человеком, начинали с выяснения, к какому Бюро медико-социальной экспертизы он прикреплен, объясняли, как написать заявление, а также давали адреса, телефоны, фамилии руководителей... Попутно приглашали на семинары.

При консультировании мы столкнулись с проблемой незнания инвалидами средств реабилитации, выдаваемых за счет местного бюджета, а также их предназначения. По возможности рассказывали, приглашали к нам в организацию, где демонстрировали те или иные средства реабилитации, которые имеем в организации. К слову сказать, их у нас около 30 наименований. Тех, которых нет в наличии, показывали по каталогу, объясняли их назначение. В ходе таких встреч советовали, что лучше брать, а от чего стоит отказаться. Иногда инвалиду приходилось доказывать, что у него нет необходимости иметь абсолютно всё, а следует исходить из своих личных особенностей. Давали адрес магазина, который имеется в Самаре, где продаются средства реабилитации. Цены там, конечно, высокие, и товар, как правило, в единственном экземпляре, словно выставочные образцы, но все-таки можно посмотреть, потрогать руками и определиться, чего же ты хочешь. В общем, каждый мог посмотреть практически весь перечень реабилитационных средств, выдаваемых инвалиду бесплатно в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области. В этот перечень включено 52 наименования средств реабилитации.

Успехи проекта.

Самым большим успехом проекта мы считаем то, что инвалиды в нашем городе все-таки начали оформлять ИПР. Мы поняли это, когда в ходе семинаров люди вдруг стали рассказывать о своем опыте оформления ИПР. Мы узнали массу интересных, а иногда и курьезных случаев, возникающих при оформлении программы реабилитации.

Были случаи, когда человека просто выставляли из кабинета и разрабатывали для него ИПР без его участия, вписывая все, что угодно, но не то, что нужно самому инвалиду. Один человек, всю жизнь пользующийся тростью, не получил её только потому, что в ИПР не значилась его потребность в ней - забыли вписать! Другому выдали такую ИПР, что, читая её, можно подумать, что человек и не инвалид совсем, абсолютно ни в чем не нуждается. И все-таки, "процесс пошел"!.. Нам удалось сдвинуть с мертвой точки бюрократическую машину. Чем настойчивее будут инвалиды заявлять о своих правах и учиться их отстаивать, тем скорее чиновнику придется следовать статьям Закона!

К нам стали поступать заявки на проведение семинаров для сотрудников Управлений социального обслуживания и защиты населения (УСОЗН) города, Центров медико-социальной реабилитации и других структур. Работы прибавилось. Это и радовало, и огорчало одновременно. Радовало то, что у чиновников произошел "сдвиг" в сознании, а огорчало то, что стало не хватать ведущих, подготовка которых требовала дополнительного времени.

Другим достижением стало создание пособия-путеводителя по оформлению индивидуальной программы реабилитации, в составлении которого работники БМСЭ приняли активное участие. После того, как нами был разработан макет этого путеводителя, мы передали по экземпляру в каждое БМСЭ, сотрудники которого вносили свои предложения, корректировки, дополнения. На их основе мы создали окончательный вариант. Понимая, что на семинар придут люди с различными формами инвалидности, мы подготовили часть тиража для слабовидящих..

Не все так просто ...

Может сложиться впечатление, что работа по проекту проходила гладко, без трудностей. Это обманчивое впечатление. Сложности были при работе на семинарах, особенно в начале. Очень многое зависело от состава участников, присутствующих на семинаре. Порой встречались такие "оппоненты", что приходилось вести "бои местного значения". Часто ведущие после семинара выходили "взмыленные", а иногда и "выжатые". Тяжелее всего проводить семинар для медицинских работников, ибо они имеют жесткие установки относительно реабилитации инвалидов и подходят к этому исключительно с медицинской точки зрения. Убедить их в преимуществах социального подхода удавалось не всегда и не сразу. Поэтому, планируя очередной семинар, ведущие заранее пытались выяснить, какое количество присутствующих будет с медицинским образованием.

Говоря о результатах проекта вообще, можно отметить, что за столь короткий срок удалось посеять немало добрых "зерен" в умы и сердца людей, которые имели отношение к проекту (сотрудники БМСЭ, молодые инвалиды, чиновники разного ранга), что в дальнейшем, возможно, позволит собрать хороший "урожай": общество изменит свое отношение к инвалидам, а инвалиды - отношение к своему окружению. Проект завершен, но расслабляться некогда. Проведение семинаров "Понимание инвалидности", "Отстаивание прав" и "Оформление ИПР" стало повседневной плановой работой для наших ведущих.

Назад Оглавление Далее