aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Часть II. Микро-проекты по отстаиванию прав инвалидов

Нижний Новгород: "Школьный Проект".

Нижегородская организация инвалидов "Инватур" объединяет молодых людей с различными видами инвалидности. Деятельность организации в значительной степени направлена на отстаивание прав и интересов инвалидов. Активисты "Инватура" первыми провели в Нижнем Новгороде серию публичных акций, направленных на привлечение внимание общества к проблемам, правам и потребностям инвалидов: акции "Доступная среда и другие дни недели", "Хотим в кино!", " Доступный транспорт", фотовыставки "25-й кадр", "Коляска - друг человека". Действуя целенаправленно и творчески, команда "Инватура" стала заметной силой в городе. Участие "Инватура" в сети организаций инвалидов "Независимая жизнь" дало команде возможность приобрести новый опыт, получать дополнительную информацию и методические разработки. В рамках работы сети "Инватур" осуществил несколько микро-проектов. Об одном из них - "Вместе в школу будущего!" - рассказывает координатор проекта Илья Лебедев:

Идеи, превратившиеся в проект

Наш школьный проект был разработан в январе-феврале 2002 года и фактически осуществлялся до конца учебного года, то есть до конца мая. Он получил название "Вместе в школу будущего!" Из названия видно, что он был посвящен идее совместного обучения в школе детей-инвалидов и детей, не имеющих инвалидности, а также проблемам, которые мешают внедрению такой модели обучения.

Существует мнение, что дети наименее подвержены влиянию стереотипов по отношению к инвалидам. Они, как правило, несут в себе меньше негативной информации. С другой стороны, обилие негативной или неадекватной внешней информации способно серьёзнейшим образом повлиять на ребёнка или подростка в худшую сторону. Нашей задачей было противостоять такому влиянию. Многие дети и подростки, как ни странно, более склонны к состраданию и стремлению помочь другим, нежели, например, их родители. Это показал опыт работы "Инватура" с волонтёрами, большинство из которых - школьники. Однако в школе, как и в обществе, в целом, существует ряд серьёзных проблем, препятствующим принятию идей совместного обучения:

- Дети мало знают об инвалидах (в том числе, своих сверстниках) и трудностях, с которыми они сталкиваются;

- У детей практически нет навыков общения с детьми-инвалидами;

- В школьной программе нет занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность, и научиться общению с ними;

- Методических разработок в этой области очень мало.

Основная идея проекта - обратить внимание администрации школ и учащихся на проблемы, связанные с получением образования детьмиинвалидами.

Цели проекта:

- Способствовать реализации права детей и подростков, имеющих инвалидность, на получение образования в обычной средней школе, вместе с остальными учениками.

- Повлиять на позицию школьников в отношении идеи совместного обучения.

Разрабатывая и осуществляя наш проект, мы, естественно, не надеялись на полное изменение ситуации. Важно было продемонстрировать модель социально активной школы или пути движения к этой модели. Социально активная школа может решать не только проблемы инвалидности, но и многие другие. Социально активная школа должна иметь в своём арсенале информационные, просветительские занятия по социальным вопросам, а также методики, помогающие заинтересовать ребят, выявить их скрытые возможности. В этом школа может опираться на опыт и ресурсы общественных организаций. Нам же, как представителям этих организаций, остаётся лишь предложить эту помощь.

По нашему мнению, проведение занятий по пониманию инвалидности в школах оказывает благотворное влияние не только на ребят, которые получают новую информацию и навыки, но и на тех, кто эти занятия проводит. Такая работа для молодых инвалидов может служить отличным средством социальной, психологической и профессиональной адаптации.

При разработке проекта мы спланировали действия в соответствии с поставленными задачами. Предлагаем примерный план действий, по которому работали мы.

Задача 1 - разработать методы ведения школьных занятий и подготовки ведущих:

- Сбор и анализ информации об опыте работы в школах в других регионах;

- Разработка тренинга по подготовке ведущих школьных занятий;

- Разработка программы занятий для школьников;

- Подготовка пособия по ведению занятий со школьниками, в которое включены разработки занятий и рекомендации со стороны тренеров.

Задача 2 - подготовить ведущих школьных занятий.

- Отбор по результатам собеседования четырёх человек для работы по школьному проекту, из которых двое - молодые инвалиды, двое - студенты нижегородских вузов (будущие педагоги, психологи, социологи или социальные работники);

- Проведение тренерами "Инватура" шести 4-часовых занятий по подготовке ведущих школьных занятий;

- Проведение парой "тренер + новый ведущий" пробных занятий в школах;

- Проведение мониторинга занятий; обсуждение положительного и отрицательного опыта; корректировка методов работы новых ведущих тренерами "Инватура" (два раза в месяц).

Задача 3 - провести занятия по пониманию инвалидности с учащимися двух-трёх школ города:

- Поиск школ и проведение переговоров с их администрацией;

- Организация проведения школьных занятий: определение даты и места проведения, сбор информации о специфике каждого класса, подготовка к занятиям (с учётом этой специфики), подготовка материалов, канцтоваров, видеофильмов;

- Непосредственное проведение циклов занятий в школах.

Задача 4 - подготовить старшеклассников-добровольцев в качестве ведущих "Уроков доброты" для 1-4 классов их школ:

- Разработка "Уроков доброты" для 1-4 классов и практических рекомендаций по ведению этих занятий c учетом опыта организаций-партнеров;

- Отбор и обучение старшеклассников школ для ведения занятий с младшими классами;

- Организация занятий в школах с участием ведущих-старшеклассников.

Задача 5 - просвещение родителей детей-инвалидов:

- Проведение для родителей двух семинаров по пониманию инвалидности и проблемам права инвалидов на образование.

- Проведение анкетирования родителей по вопросам образования детей-инвалидов.

Задача 6 - информирование общественности о правах и возможностях совместного обучения:

- Проведение в рамках "Недели молодёжного участия - 2002" акции с целью обратить внимание учащихся на проблемы детей, находящихся на надомном обучении; привлечь их к оказанию реальной помощи таким детям; провести совместные мероприятия; провести анкетирование родителей детей-инвалидов;

- Проведение информационных встреч в Министерстве Образования и Науки Нижегородской области и в районных управлениях образования;

- Привлечение СМИ к мероприятиям проекта;

- Пресс-конференция по итогам проекта и акции.

Успех проекта можно оценить по тому, насколько он востребован другими организациями инвалидов. При разработке проекта в Нижнем Новгороде, естественно, учитывался опыт других регионов. Разработки тренингов, применяемые в нашем регионе, содержат много элементов, позаимствованных в Москве, Ухте и Екатеринбурге. В свою очередь, наш опыт сейчас используется другими организациями в Самаре, Ухте, Дзержинске и Арзамасе.

Нижегородские особенности "школьного проекта".

Практически во всех регионах, где есть опыт проведения занятий по пониманию инвалидности в школах, основными формами этой работы являются информационные встречи и интерактивные тренинги. Их разработки можно позаимствовать у других организаций или создать самостоятельно. Всё зависит от того, чего вы хотите добиться, проводя школьные занятия. Их целями может быть информирование об инвалидах и их правах, а также передача знаний и навыков, необходимых для общения и работы с инвалидами.

Специфика школьных занятий в Нижнем Новгороде заключалась в том, что они преследовали еще одну цель: привлечение старшеклассников к добровольному участию в мероприятиях и акциях социальной направленности. Понимание необходимости такой работы пришло постепенно: мы почувствовали, что некоторые ребята, вникнув в суть обсуждаемых проблем, захотели реальных действий. Поэтому позднее мы добавили в программы занятий элементы, помогающие привлечь добровольцев.

Итак, существуют различные формы работы со школьниками. Эти формы используются нами и для других целевых групп.

Информационные встречи эффективны, когда за короткий промежуток времени необходимо охватить большую целевую группу или несколько групп. Например, когда администрация школы предоставляет ограниченное время для общения одновременно с несколькими классами. Такая форма работы может применяться для привлечения ребят к каким-либо мероприятиям и акциям. Продолжительность информационных встреч, как правило, от 30 до 60 минут. Ведущие в этом случае должны делать упор на информативность. Будьте готовы к репликам: "У нас никогда не будет так, как у них...", "Там живут другие люди...", "Там гораздо больше денег, а значит и возможностей..." Ведущим необходимо иметь арсенал примеров, показывающих опыт борьбы за права инвалидов в разных регионах России. В условиях информационной встречи яркие примеры становятся одним из главных доводов, помогающих достичь результата.

В Нижнем Новгороде метод информационных встреч был выбран в качестве резервного. Нам показалось, что он не столь эффективен для наших условий. Предпочтение мы отдали более продолжительным формам занятий.

Мини-семинары. Эта форма использовалась ведущими "Инватура" в том случае, когда не было достаточного времени для проведения стандартного однодневного семинара. Продолжительность мини-семинаров составляет от полутора до трех часов. В отличие от информационных встреч, здесь происходит обмен информацией и мнениями. Ребята получают лишь минимум информации, который провоцирует их реакцию, выявляет ту или иную степень их заинтересованности в выбранной теме. Для ведущих это вдвойне полезно. Во-первых, они изучают поведение учащихся, их реакцию на те или иные проблемы, их мнения. Во-вторых, мини-семинары можно использовать для получения первого опыта ведения занятий молодыми ведущими, как проверку их готовности к самостоятельной работе.

Мини-семинары можно применять в качестве показательных занятий для представителей образовательных учреждений - учителей, администрации школ. В этом случае основной упор делается на представление преподавателям целей и ожидаемых результатов программы школьных занятий, демонстрируются фрагменты занятий со школьниками.

Тренинг по подготовке ведущих из числа старшеклассников - это основной метод работы, применяющийся "Инватуром". Его отличительная черта -продолжительность занятия по времени до шести часов с перерывами, разнообразие методов, глубина и последовательность изучения проблем и способов их решения. При подготовке ведущих мы использовали такие методы как работа в малых группах, мозговой штурм, "вертушка", позиционная дискуссия, фокусированная дискуссия по видеоматериалам. Кроме того, тренинги усиливались ролевыми играми и разминками. В отличие от информационных встреч и мини-семинаров, тренинг рассчитан на максимальное проявление активности ребят, использование их знаний, опыта, выявление и изменение их жизненной позиции.

Методы работы при проведении интерактивных занятий:

1 Мозговой штурм - метод используется для получения новых идей, новых решений проблемы. Во время мозгового штурма записываются все высказанные идеи, предложения, при этом ни одна идея не отвергается и не критикуется. После того, как все идеи записаны, они проясняются, классифицируются выстраиваются приоритеты.

2 Малые группы - метод групповой работы, при котором упражнения, задания выполняются в группах по 5-9 человек, на которые делится большая группа участников. В малой группе каждый участник может оказывать непосредственное влияние на результат работы. Метод позволяет максимально включить в работу каждого.

3 "Вертушка" - упражнение, которое можно использовать для сбора мнений, ответов участников группы по нескольким определенным вопросам. Задание выполняется тройками или малыми группами. При выполнении упражнения каждая малая группа начинает работу с одного вопроса, ответы на который группа фиксирует на плакате. По сигналу ведущего через каждые 3-5 мин. группы меняются плакатами. Группа, получившая новый плакат, дополняет ответы предыдущей группы.

4 Позиционная дискуссия, фокусированная дискуссия - формы организации обсуждения в группе, которые как и другие различные методы организации дискуссии, способствуют прояснению позиций, объединения знаний и опыта группы с целью достижения понимания.

Главное - подготовить ведущих.

На наш взгляд, наиболее ответственная задача проекта - это подготовка ведущих для занятий со школьниками. Количество ведущих зависит от продолжительности проекта, объёма финансирования, количества запланированных занятий, количества школ, в которых они будут проводиться, количества классов и т.д.

В Нижнем Новгороде были подготовлены две пары ведущих занятий, двое из которых - молодые инвалиды, еще двое - студенты факультета социальных наук Нижегородского университета, не являющиеся инвалидами. Ни в одном регионе, осуществлявшем школьные проекты, подобной практики не было. Смешанные пары, которые чаще всего работали в наших школах, показали яркий пример того, как стираются границы между инвалидами и остальным обществом, как совместными усилиями решаются общие проблемы.

В Нижнем Новгороде школьный проект осуществлялся в трёх школах. Мы не сумели охватить 1-е и 2-е классы из-за нехватки времени.

Зато с этими детьми успели поработать волонтёры, т.е. те старшеклассники, которых мы подготовили для работы с младшими классами их школ. Учащихся 11-х классов мы не задействовали в проекте вообще: ни в качестве целевой группы, ни в качестве волонтёров. Не секрет, что эти ребята сильно заняты подготовкой к поступлению в вузы.

Подготовительная работа в школах.

Одной из основных сложностей, с которыми столкнулась инициативная группа "Инватура" в начале осуществления проекта, явилось отсутствие у нашей организации лицензии на образовательную деятельность. В связи с этим мы опасались недоверчивого отношения со стороны администраций школ. Забегая вперёд, можно сказать, что мы не ошиблись в своих прогнозах. Некоторые представители руководства школ отнеслись к нашему предложению по проведению занятий со школьниками крайне настороженно.

Для того чтобы преодолеть недоверие или свести его к минимуму, а также решить проблему отсутствия лицензии, решено было провести консультации с сотрудниками Министерства образования и науки Нижегородской области. Было подготовлено информационное письмо на имя министра, а затем - похожие письма для районных управлений образования. Письмо содержало информацию о нашей организации и разъяснения по поводу наших планов по работе в школах. Состоялись также достаточно продолжительные беседы с чиновниками Министерства, которые поддержали наши идеи, сочтя их своевременными и полезными. Министерство, кстати, снабдило нас информацией об организациях, которые уже имеют опыт работы по воспитанию толерантности у молодёжи. Несколько позже в Министерстве состоялось совещание начальников районных управлений образования, на котором информация о проекте была доведена до их сведения. Кроме того, в районы города и области были разосланы наши информационные письма, сопровождаемые письмами поддержки от Министерства. Таким образом, мы провели работу по пропаганде идей проекта, используя административные ресурсы, и обеспечили "зелёный свет" для нашей деятельности.

Точно такая же схема действовала в период подготовки к акции "Неделя молодёжного участия - 2002". Благодаря этой схеме у нас завязались очень тесные отношения с Управлением образования Приокского района. Летом 2002 г. (уже после окончания проекта) тренеры "Инватура" работали в городских школьных лагерях в этом районе.

В применении административных ресурсов есть, однако, и свои недостатки. Например, участие школ в акции "Неделя молодёжного участия - 2002" было оформлено приказом от Управления образования Приокского района. Поэтому отношение администраций этих школ было в некоторой степени формальным. Получив приказ, школы не смогли в достаточной степени проявить творческую самостоятельность.

У некоторых чиновников сферы образования существуют внутренние противоречия. С одной стороны, они понимают, что мы делаем полезное дело, с другой - боятся брать на себя ответственность. С проведением занятий не было никаких проблем. Но когда речь заходит о привлечении школьников в качестве добровольцев на какие-либо мероприятия, сразу же у чиновников возникают сомнения, обусловленных различными инструкциями сверху. Поэтому в этот момент организации, осуществляющей школьный проект, придётся брать на себя ответственность за мероприятия, акции и их участников.

Идея проведения занятий по пониманию инвалидности со школьниками может быть принята учителями далеко не в каждой школе. Ведя переговоры с администрациями школ, мы упирали на то, что наши занятия призваны сделать ребят добрее, участливее и активнее, а это обязательно пойдет на пользу учебному и воспитательному процессу. В ходе переговоров вас могут попросить более подробно рассказать о том, что будет происходить на занятиях. Поэтому инициативная группа, ведущая переговоры, должна в совершенстве знать программы, подготовленные для разных возрастов, уметь объяснить, для чего необходим каждый эпизод занятия. Можно привести примеры того, как будет проходить та или иная ролевая игра, дискуссия или работа в малых группах. Администрация школы может попросить предоставить разработки тренингов для изучения. Мы предпочитали этого не делать, а предлагали провести для учителей специальный мини-семинар, на котором постарались прояснить все вопросы относительно занятий. Можно пригласить учителей посетить первые занятия с детьми и убедиться, что оснований для недоверия нет. Отношения с администрациями школ должны быть максимально открытыми, доверительными.

В двух школах Нижнего Новгорода мы предложили обучить десятиклассников проведению занятий с младшими классами. Эта идея была очень хорошо воспринята. Во-первых, администрации видимо хотелось продолжения работы, независимо от нашего присутствия. Во-вторых, старшеклассники приобретали неплохой дополнительный опыт. В-третьих, такая форма работы очень нравится и старшеклассникам, и учащимся младших классов: это аналог потерянных "пионерских" отношений "старшеклассник - вожатый" - маленький "подшефный".

Основное, на что опирались активисты "Инватура" в переговорах со школами - это убеждение, разъяснение и использование поддержки органов управления образованием (административный ресурс). Как нам кажется, оба эти метода тесно взаимосвязаны, и использовать их стоит только в комплексе.

Программа подготовки ведущих.

Программа подготовки ведущих в Нижнем Новгороде состоит из шести блоков. Продолжительность каждого блока - не менее четырех академических часов.

Первый блок - ознакомительный. Проводится собеседование с молодыми ведущими. Тренеры рассказывают о проекте, его целях, задачах, сроках, методах, ожидаемых результатах, прогнозируемых трудностях и путях их преодоления. Здесь же речь идёт об общей идеологии ведущих, их роли в проекте, правах, обязанностях и ответственности.

В этом блоке самое главное и сложное - популярно объяснить молодым членам команды, в чём разница между ведущим интерактивных занятий и обычным школьным учителем, и чем интерактивные занятия отличаются от стандартных уроков, которыми изобилует современная школа. Для этого мы бы порекомендовали обратиться к личному опыту будущих ведущих, поинтересоваться их впечатлениями, которые у них остались от школьных лет, от уроков, от учителей, отношений со сверстниками и учителями. Каждый ведущий наверняка вспомнит и положительные, и отрицательные моменты школьной жизни. Мы стараемся учитывать, что учащиеся школ не избалованы активными формами работы. Стандартные формы занятий порой вызывают, как минимум, безразличие и утомление.

Второй, третий и четвёртый блоки отведены на изучение программ занятий со школьниками 3-4-ых, 5-8-ых и 9-11-ых классов, соответственно. Кроме программ, ведущие изучали специфику поведения и восприятия информации каждой из целевых групп.

Пятый блок - представляет собой тренинг для молодых ведущих по уверенному поведению, навыкам выступления, работе в паре, а также поддержанию дисциплины в классе.

Шестой блок - это проверка навыков, приобретённых ведущими за период обучения. Проводится имитация тренинга, т.е. моделирование реальных условий работы в школе. Роль школьников выполняли сотрудники "Инватура", волонтеры нашей организации. На этом этапе происходит повторение и закрепление того, чему обучались ведущие.

По завершении программы подготовки ведущие приступают к самостоятельному проведению занятий со школьниками. При этом особенно важно присутствие на первых занятиях более опытных ведущих. Это, во-первых, делает новых ведущих более уверенными в себе, а во-вторых, позволяет, если необходимо, помочь им в сложных ситуациях.

Ведущие обязаны персонально готовиться в каждому занятию. Они должны научиться работать в сложных ситуациях и не зависеть от случайных обстоятельств (например, болезни одного из ведущих, неудобного помещения и пр.)

В ходе проекта у нас выработались некоторые правила подготовки ведущих к занятиям:

- Каждая пара ведущих самостоятельно готовит занятие;

- Ведущие несут ответственность за техническую и теоретическую готовность к занятию;

- Ответственный за общую программу школьных занятий обязан проверить степень готовности молодых ведущих к проведению занятий;

- Ведущих необходимо обеспечить всем необходимым для проведения занятий - видеоматериалами, разработками, бумагой и пр.

- Ведущие должны заранее известить ответственного, если они не могут провести занятие, и договориться о замене.

Что нужно учитывать при организации занятий в школах.

Где проводить занятия?

О месте и времени проведения занятий лучше договориться заранее. Специфика активных тренингов требует максимальной активности от участников и мобильности ведущих. Поэтому лучше попросить в школе аудиторию, в которой нет столов и парт (спортивный зал, холл), а в обычных классах - их можно передвинуть. В аудитории нужна свободная стена для того, чтобы вешать плакаты. Хорошо, если в классе будет хотя бы один стол для материалов тренера и вспомогательных атрибутов (маркеров, мячиков и пр.) Для детей столы не обязательны, так как они с удовольствием пишут и рисуют на плакатах, стоя на коленях или сидя на полу.

Доступность школьного здания и аудиторий.

Если среди ведущих есть инвалиды, пользующиеся инвалидными колясками, костылями, то старшие тренеры должны заранее договориться со школой о максимально доступном помещении для проведения занятий или о физической помощи при подъеме по лестницам. Школьное расписание - вещь крайне нестабильная. Могут возникнуть дополнительные сложности из-за отсутствия свободных аудиторий. Поэтому нужно заранее поставить жёсткое условие, чтобы аудитории были максимально доступны, и оговоренные условия не менялись. Если среди ведущих есть слабовидящие люди, то следует заранее побеспокоиться о достаточном освещении в классе.

Как показывать видеоматериалы?

Ведущие обязательно должны позаботиться о наличии видеоаппаратуры, если в ходе занятия предполагается просмотр видеоматериалов. В школах обычно не хватает телевизоров и видеомагнитофонов, поэтому этот вопрос нужно обязательно прояснить. Также стоит заранее убедиться, что аппаратура исправна.

Учитель: помеха или союзник?

В присутствии учителей во время занятий нет ничего страшного. Это поможет преодолеть недоверие администрации, решить проблему дисциплины в классе. Но мы всегда стараемся избежать давления учителя на класс, и это нужно объяснить учителю заранее. Лучше, если учитель выступает в роли рядового участника.

Несколько советов.

Перед началом занятия нужно правильно расположить участников. Лучше рассадить ребят так, чтобы они не прятались друг за друга. Ведущим гораздо легче работать, когда они видят каждого участника, его глаза, мимику, жесты. Если в аудитории нет столов или парт (например, для занятий выделен спортивный зал), то ребятам можно предложить расположиться на полу полукругом в один или, максимум, в два ряда.

В начале любого тренинга ведущим следует представиться и познакомиться с классом. Подробный рассказ об организации и её деятельности, скорее всего, не даст никаких результатов. Лучше в течение занятия привести наиболее яркие примеры, связанные с работой организации.

В ходе занятий не забывайте о разминках. Они проводятся тогда, когда внимание участников рассеивается.

В конце каждого блока или задания желательно попросить участников сделать выводы, подвести итоги. Если это для них затруднительно, то ведущие могут помочь, подсказать.

Если перерыв между занятиями в одном и том же классе составляет, например, один день или больше, то мы бы порекомендовали в начале каждого последующего занятия попросить ребят вспомнить, что было на предыдущем.

Иногда при проведении занятий ведущие могут столкнуться с низким уровнем дисциплины в классе. Ни в коем случае нельзя удалять "нарушителей" спокойствия из аудитории. Лучше постараться вовлечь этих ребят в работу, подойти к ним индивидуально. Отрицательное лидерство можно направить в нужное русло. Этого "нарушителя" можно, например, попросить последить за временем выполнения упражнения или записать на плакате результаты обсуждения; поручить ему выполнение какого-либо индивидуального задания или выбрать добровольцем во время ролевых игр.

Хорошо, если эти занятия попадут в поле зрения СМИ. Для этого нужно рассылать информировать журналистов, рассылать пресс-релизы, например, в начале проекта, по его итогам, и перед наиболее яркими событиями. Дельный пресс-релиз - это половина сюжета (статьи) и залог того, что ваша работа не будет оставлена без внимания СМИ. По итогам проекта можно организовать "круглый стол" с участием СМИ, представителей органов образования, администраций школ, социальных педагогов, учащихся, общественных организаций и членов семей детей-инвалидов. Очень важно, чтобы итоги работы по проекту стали очевидны не только его организаторам, но и всем заинтересованным людям и организациям. Для наглядности мы выпустили собственную рекламную продукцию: значки, плакаты и листовки.

Отличный способ активизации школьников - их участие в акциях. Акции могут быть разными. В Нижнем, например, акция была посвящена детям-инвалидам, обучающимся на дому. Акции наглядно демонстрируют всё, о чём говорилось на занятиях в школе: это не просто разговоры, это совместная деятельность, применение своих талантов, знаний и умений.

Назад Оглавление Далее