aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Участие психологов в подготовке ведущих. Москва

В этом разделе мы поместили рекомендации, составленные нашими партнерами из организации "Круг". Центр психологической поддержки «Круг» - некоммерческая организация, основанная в 1994 году. Начиная с 1995 г., сотрудники Центра проводят группы психологической поддержки для людей, попавших в непростые жизненные ситуации (инвалидность, жизнеугрожающий диагноз, больной ребенок в семье, многодетные семьи в условиях экономического кризиса и т.п.), а также для людей, связанных с ними по роду профессиональной деятельности.

Группы, которые проводят специалисты "Круга", не вполне можно назвать группами взаимной поддержки. В данном случае речь идет скорее о группе психологической, ведущим которой выступает специалист. Рекомендованные в разделе руководящие положения, игры приняты в "Круге". Они могут быть взяты на вооружение при проведении групп взаимной поддержки. Но они ни в коем случае не являются обязательными. Однако практически все, что изложено ниже, было опробовано на семинарах для молодых инвалидов - ведущих групп взаимной поддержки. Текст раздела был составлен по результатам этих занятий, поэтому мы считаем, что познакомиться с ним будет очень полезно.

Есть одно очень важное замечание: не думайте, что для проведения групп взаимной поддержки вам обязательно нужно привлекать специалистов. В нашем случае психологи включились в работу далеко не сразу: молодые активисты проводили группы взаимной поддержки вполне самостоятельно. В Москве прошло немало таких встреч, и ведущие приобрели определенный опыт, одновременно осознав, что, поскольку они тесно общаются с людьми, им будут полезны дополнительные знания и навыки коммуникации. Когда эта потребность была осознанна, для работы с командой были приглашены психологи. Специалисты провели для молодых активистов цикл семинаров и вместе с ними разобрались в возникающих в группах проблемах.

А. Особенности группы для людей, имеющих инвалидность.

Многие аспекты проведения групп психологической поддержки можно использовать при проведении групп взаимной поддержки для инвалидов.

На наш взгляд, очень важным является тот факт, что инвалидность сама по себе не является психологической проблемой. Проблемой является процесс социальной и психологической адаптации человека. Под социальной адаптацией мы понимаем способность мирно сосуществовать с людьми, умение ставить цели, достигать их, решать текущие бытовые задачи. Под психологической адаптацией мы понимаем способность восстанавливать внутреннее равновесие и состояние любви к себе и людям после нервных потрясений и разного рода фрустраций. Овладение навыками социально-психологической адаптации одинаково важно для абсолютно всех людей. Только у каждого имеется собственная специфика этого процесса. В современном обществе существует культ молодого, здорового атлетически (для мужчин) и эротически (для женщин) сложенного тела. В массовой культуре многое "работает" на этот культ, делается акцент на имидже, "прикиде" и т.д. Понятно, что в таком контексте люди, не соответствующие "стандарту", как правило, чувствуют себя неуютно, некомфортно. Кроме того, в силу определенных ограничений (передвижения, зрительных функций), они могут не иметь возможности желаемой самореализации через контакты с людьми или работу.

Из этого следует, что одной из задач психологической работы с людьми, имеющими инвалидность, является принятие этих ограничений, приобретение внутренней свободы во внешних рамках этих ограничений. Вторая задача - принятие человеком, имеющим инвалидность, самого себя. Неприятие себя рождает, как правило, внутреннее напряжение и настороженность, повышенную чувствительность и обидчивость. Человек невольно начинает ждать "нападения" на себя со стороны окружающих за несоответствие каким-то "стандартам". Это ожидание нападения стимулирует самозащиту. Человек же, находящийся в самозащите, провоцирует нападение на себя, поскольку он напряжен и внутренне агрессивен. Таким образом, создаются зоны конфликтов. Следовательно, важно учиться не самозащите, а сохранению своих личностных границ, так как они необходимы для индивидуального развития. Такое сохранение границ неагрессивно, поскольку оно основано на уважении границ другого человека. Умение же улавливать, чувствовать свои личностные границы непосредственно связано с самопринятием. Без ощущения ощущение своей цельности, самодостаточности человек склонен либо доминировать и «попирать» границ другого, либо, наоборот, жертвовать своими границами.

Каждый человек в течение своей жизни имеет опыт морально-психологической поддержки со стороны друзей, родственников, коллег. Основное в такой поддержке - признание чувств, испытываемых человеком, его состояний, помощь в преодолении страхов и неуверенности в себе, создание условий для принятия решений. Все это является и задачами группы психологической поддержки. Суть общения в группе не просто в обмене опытом по поводу устройства на работу или передвижения по городу, а в осознании того, что приобретает внутри себя человек, решая те или иные повседневные проблемы. Если при проведении каждого занятия группы определяется его конкретная тема, то следует помнить, что она не может быть целью проведения групп: это только материал, на котором учится человек.

Кроме того, эти темы, на наш взгляд, не должны касаться только инвалидности, поскольку для человека, имеющего инвалидность, актуальны все те же проблемы, которые решают остальные люди.

Задачами группы являются:

Б. Примерная структура группы психологической взаимной поддержки на примере группы Дж. Джампольски

Группа психологической поддержки - не хаотичное явление, не "тусовка", и не клубная работа. Это действие, имеющее четко определенное начало и окончание, цели, задачи, принципы и методы достижения этих целей и осуществления задач. Ниже мы приведем примерную структуру проведения группы. Это не означает, что она должна быть жесткой, с обязательным соблюдением последовательности всех этапов. Занятие группы - явление живое, динамичное, иногда непредсказуемое, как сама жизнь. Однако мы рекомендуем ведущим иметь план проведения группы, включая практические задания, упражнения. При этом важно также отметить, что ведущему необходимо обладать гибкостью, умением отказаться от запланированного, если он чувствует, что занятие в группе пошло по другому сценарию, подключиться к реальной энергии группы. Так, если, например, у кого-то из членов группы произошло значительное событие, захватившее мир мыслей и переживаний человека, имеет смысл уделить большее внимание этому человеку, его переживаниям. Следует также учесть, что в таком контексте могут проявиться сильные эмоции и у других членов группы, что выведет саму группу на большую глубину взаимопонимания, и как следствие, понимания каждым членом группы самого себя. И, конечно, после каждой встречи человек должен уйти с чувством личного приобретения чего-то важного для себя.

Рекомендуемая структура группы.

№№ Этапы проведения Задачи Содержание

1. Предварительная встреча ведущих (если их двое) или самонастройка (если ведущий один) (5-10 минут) Настроить себя на работу в группе, осознать свое состояние, мысли, чувства, переживания Определение плана проведения группы (распределение ролей и договоренность о взаимодействии в работе, если ведущих двое)

2. На первом занятии - знакомство. Представление новых членов группы (5-10 минут) Создание доверительной атмосферы, установление отношений открытости, безопасности Получение информации о членах группы

3. Вступительный ритуал (собственно открытие группы - обязательный этап) (2-3 мин) Настройка на состояние «здесь и сейчас», обозначение начала группы, создание спокойствия, безопасности, объединение членов группы С помощью простых упражнений на внутреннее внимание ведущий расслабляет участников и вводит их в «пространство группы»

4. Короткий шеринг (5 мин) Путем проговаривания своего состояния взять его под контроль сознания. Определить готовность группы к работе Каждый член группы рассказывает очень кратко о том, как он себя чувствует в настоящий момент, «здесь и сейчас»

5. Работа с «Руководящими положениями» (5-7 минут) Определить правила работы с группой, напомнить правила. Создание безопасной атмосферы в группе Руководящие положения для проведения групп зачитываются на занятии

6. Разминка (2-3 минуты) Снятие напряжения от сидения Любые активизирующие упражнения и игры

7. Глубокий шеринг (разделение своих проблем с группой) (1 -1,5 часа) Создание пространства для выражения своих чувств, состояний, обмен опытом, оказание психологической помощи, поддержки. Изменение жизни через изменение мыслей в соответствии с принципами психологического исцеления. Обсуждение психологических проблем на примерах конкретных жизненных ситуаций. Работа с принципами психологического исцеления

8. Домашние задания (2-3 минуты) Поддерживать «работу над собой» в период между занятиями в группе Любые задания на отслеживание своих чувств, состояний, проявление позиций, декларируемых в «принципах психологического исцеления» и в «руководящих положениях» в жизни.

9. Заключительный ритуал (обязательный этап), завершение работы в группе (5 минут) Подведение итогов занятия группы, выражение благодарности, снятие напряжения, «выравнивание» энергии группы С помощью простейших упражнений на релаксацию ведущий интегрирует опыт, проявленный на данном занятии

10. Заключительная встреча ведущих (если их двое) или самоанализ (если ведущий один) Проанализировать занятие группы, саморефлексия, примерное планирование на следующую группу Обсуждение группы, выражение благодарности или недовольства друг другом (если два ведущих). Анализ группы и ответ на вопрос, что можно было бы сделать лучше (если один ведущий)

В. Основные правила проведения упражнений по релаксации в группе (вступительный и заключительный ритуалы).

В начале и конце группового занятия проводятся упражнения по релаксации, которые мы называем вступительным и заключительным ритуалами. Это можно сравнить с открытием и закрытием занавеса в театральном представлении. Вступительным ритуалом мы «открываем» группу, начинаем «время группы», а заключительным ритуалом сигнализируем о ее окончании, о выходе участников из «пространства группы» в мир, в среду обычных взаимоотношений, решения бытовых проблем и т.д. Эти два этапа в проведении группы являются строго обязательными, задающими рамки работы группы. Основная задача вступительной релаксации - «погружение» членов группы в состояние «здесь и сейчас», что достигается, в первую очередь, переключением внимания на тело, на дыхание, телесные ощущения. Тело человека, в отличие от мыслей человека, не может находиться в прошлом или будущем. Тело всегда в настоящем, оно реально, и то, что оно переживает - реально существующая энергия.

Для того чтобы было легче сконцентрироваться на дыхании и телесных ощущениях, участники группы закрывают глаза, погружаясь, таким образом, во «внутреннее пространство». Более эффективному расслаблению могут служить музыка, текст реализации, голос ведущего. В некоторых группах вступительная реализация может сопровождаться замыкание круга руками, символизирующего объединение, готовность вместе, сообща решать проблемы.

Итак, примерные слова для начала реализации: «Давайте сядем поудобнее, закроем глаза и прислушаемся к своему дыханию ...».

Наиболее удачно проходят релаксационные упражнения, когда ведущий просто комментирует свои ощущения, состояния, а не пытается руководить действиями группы. Обязательным условием является также подстройка текста, произносимого ведущим под собственное дыхание и произнесение слов на выдохе.

Итак, текст произносится, как правило, от первого лица («мы можем почувствовать»), на языке ощущений, чувств, избегая повелительного наклонения, слов типа «должны», «нужно», специальных терминов, на простом, доступном всем языке, медленно, с подстройкой под дыхание и с паузами.

Голос ведущего имеет существенное значение в проведении релаксации. Он не должен звучать громко (хотя должен быть слышан всеми), быть плавным, спокойным, размеренным, с осознанной интонацией: успокаивающей или побуждающей. Голос должен как бы сливаться с состоянием ведущего. Если Вы, как ведущий, допустили ошибку в тексте, не стоит останавливаться и акцентировать внимание группы на этом. Следует уверенно продолжать дальше, как будто ничего не произошло.

В конце упражнения на релаксацию, которое обычно длится 2-3 минуты и включает в себя создание каких-либо образов (света, волны и т.п.), следует вернуть участников группы к телесным ощущениям: «почувствуйте опору под ногами, сделайте глубокий вдох и откройте глаза».

В процессе заключительной релаксации в конце группового занятия чаще уместно замыкание круга руками, поскольку атмосфера доверия, открытости и любви, царящая в случае успешного проведения группы, побуждает ее участников выразить признательность по отношению друг к другу. Если вступительная релаксация имеет, в основном, успокаивающую направленность, то заключительная релаксация чаще побуждающая. Основные подходы остаются такими же, как и при вступительной (подстройка текста под дыхание, изначальная концентрация на телесных ощущениях), но по содержанию - это подведение итого занятия, акцентирование на том главном положении, уроке, которые участники группы должны вынести с занятия. В процессе заключительной релаксации вспоминаются отсутствующие члены группы с целью «посыла» в их адрес положительной энергии доброжелательности, любви, а также выражается благодарность тем участникам группы, которые были наиболее открыты, искренни, которые делились опытом своих переживаний и были «учителями» на данной группе. Кроме того, выражается благодарность всем членам группы за участие в работе группы. Иногда в процессе релаксационных упражнений может быть использована музыка. Музыка способствует расслаблению, но она же не должна «уводить» от слов ведущего, от телесных ощущений.

Вот некоторые условия, которые должны соблюдаться при подборе музыкального сопровождения:

1) Музыка должна быть плавной, спокойной, под которую легко «дышать», без явно выделенного ритма.

2) Музыка не должна быть популярной, этнической, сопровождаться словами (хотя допустим голос).

3) Музыка не должна быть явно минорной, тоскливой.

4) Музыка со звуками природы должна использоваться с осторожностью, ведущий должен быть уверен, что ни у кого из членов группы нет, например, водобоязни, чтобы включать музыку «журчащего ручья».

5) Музыка не должна заглушать слова ведущего, а лишь быть мягким приятным фоном. Манипулирование с магнитофоном не должно входить в рамки ритуала. Музыка включается до начала релаксации и выключается после ее окончания.

Г. Работа с «Руководящими положениями» для поведения групп психологической поддержки - правилами группы.

Каждое функционирующее сообщество людей имеет свои законы взаимодействия, имеет их и группа взаимной поддержки. Мы пользуемся на своих занятиях «Руководящими положениями», невзирая на то, что многим поначалу они кажутся громоздкими и многословными.

Наш опыт свидетельствует, что при попытке заменить руководящие положения правилами работы группы по типу «не перебивать», «не давать советов», и т.д., не достигается нужного эффекта. Короткие, четкие правила воспринимаются левым полушарием головного мозга, в то время как руководящие положения построены таким образом, что они воздействуют на правое полушарие, отвечающее за образное мышление и непосредственно связанное с подсознанием. Текст «положения», таким образом, влияет на человека даже без его активного сознательного участия. Во-вторых, в правилах часто присутствует частица «не», что препятствует их восприятию, поскольку отрицательная форма не воспринимается на уровне подсознания. В-третьих, одной из основных задач группы является формирование у ее участников «взрослой» позиции во взаимоотношениях с людьми (говоря терминологией Эрика Берна), и текст руководящих положений, как нельзя лучше отражает эту позицию.

Руководящие положения для проведения групп:

1. Цель группы - применение принципов психологического исцеления для того, чтобы научиться прощать и обретать мир в душе.

2. Мы считаем в группе, что любить - значит слушать, и мы согласны слушать с открытой душой, оказывая взаимную поддержку и научиться делиться и слушать, не осуждая.

3. Мы здесь, чтобы исцелиться. Мы здесь не для того, чтобы давать советы или изменять друг друга. Мы воспринимаем друг друга такими, какие мы есть.

4. Мы делимся собственным опытом. Открывая свои эмоции без страха, мы находим точки соприкосновения, и это позволяет нам объединится.

5. Уважая каждого, мы видим его уникальность. Мы понимаем, что важно движение души каждого, а не суждение о нем.

6. Мы поддерживаем внутреннее устремление каждого и помогаем друг другу в поиске своих собственных решений.

7. Роли ученика и учителя взаимозаменяемы. Сегодня ты учитель, завтра - ученик, несмотря на возраст и жизненный опыт.

8. Когда мы с другими, важно видеть свет, а не оболочку.

9. Мы согласны помнить о том, что перед нами всегда стоит выбор: между миром и конфликтом, любовью и страхом.

10. Все, что говорится в группе, не выносится за ее пределы.

Итак, в первом же пункте положений всем участникам группы напоминается основная цель группы: ради чего люди собираются, и с чем они хотят уйти из группы.

Во втором пункте утверждаются два важнейших положения: учиться слушать - это учиться любить и уходить от осуждения. Находясь в «детской» позиции, человек не слушает, поскольку он привык слушать только самого себя, а в позиции «родителя» человек не слушает другого, поскольку оценка уже опережает выслуживание. Позиция «взрослого" - слушание без осуждения - это и есть процесс обучения любви, поскольку, слушая другого, мы делимся с ним самым главным, что мы имеем - энергией сознания в форме внимания.

В третьем пункте мы напоминаем, что наша цель - достижение личной целостности и что мы не даем советов, поскольку совет - это находка другого человека, и, давая совет, человек невольно доминирует над другим, что не способствует процессу в группе.

Вместо советов мы делимся собственным опытом, о чем указано в четвертом пункте. И этот опыт заключается, прежде всего, в переживаниях, так как критерием того, успешно ли человек справляется со своими проблемами, усваивает «уроки жизни» является его душевное равновесие и бодрость духа. Если же человек постоянно в мыслях и переживаниях возвращается к прошедшей ситуации, пытаясь доказать себе и другим, что он прав, то он не освоил урока, не решил проблему.

Признавая уникальность каждого человека (пункт 5), мы напоминаем о том, что люди не сравнимы, не сопоставимы и что у каждого свой жизненный путь, свой поиск.

Разговоры не должны оставаться просто разговорами: человек в процессе участия в группе не только обсуждает свои проблемы, но и принимает решения, ищет пути их разрешения. Группа же призвана помочь в этом определении (пункт 6).

В группе происходит постоянный обмен опытом, находками. Поэтому каждый член группы попеременно является то учеником, то учителем (пункт 7).

Восьмой пункт руководящих положений - метафора. В приложении к людям, имеющим инвалидность, эта метафора может определяться так: человек - это не его тело, это то, что за этим телом: душа, свет, дух.

В 9 пункте руководящих положений участникам группы напоминают, что они всегда имеют право на выбор. Осознание того, что мы постоянно в течение жизни делаем выбор - одна из характерных особенностей «взрослой» позиции. И главное в выборе - это чувство ответственности за то, что человек выбрал.

Последний пункт руководящих положений напоминает о конфиденциальности группы.

Д. Содержание работы группы. Возможные варианты практических занятий.

Основная содержательная часть работы группы - глубокий шеринг, то есть время, посвященное обмену опытом, в процессе которого участники группы делятся своими чувствами, переживаниями. Фактически, основная канва группы - это работа с эмоциональными состояниями и работа с принципами психологического исцеления, речь о которых пойдет ниже. Основное содержание человеческой жизни составляют переживания. Все в своей жизни человек делает для того, чтобы переживать определенные состояния. Как правило, каждый стремиться к положительным, приятным переживаниям и старается избегать дискомфорта. Эмоции дают наиболее точную информацию о том, как человек движется по своему жизненному пути. Эмоции - это наиболее яркое проявление реальной энергии в человеке. Как мы уже писали выше, существенным является не только то, как человек справляется с жизненными сложностями, но и что он при этом переживает. Поэтому на занятиях группы мы так много уделяем этому внимания.

Для работы с эмоциональной сферой ведущий использует разнообразные приемы из тренингов. У каждого ведущего свой опыт в этом отношении, и поэтому каждая группа имеет свою специфику. Цель, однако, одна - осознание участниками группы своих состояний и работа с ними.

Ниже мы приводим примерный набор вопросов и фраз, которые ведущий может использовать при работе с участниками группы:

1. Что Вы чувствуете сейчас?

2. Что Вы испытываете, когда рассказываете об этом?

3. Что происходит внутри Вас в этот момент?

4. О чем эта печаль? Эта улыбка?

5. Когда я был в подобной ситуации, я чувствовал так-то ......

6. У кого еще была подобная ситуация?

7. Кому бы Вы хотели передать мячик?

8. Наша группа - это место, где мы открыто говорим о наших чувствах.

Давайте послушаем других.

9. Были ли у Вас подобные ситуации?

10. Что вызвало вашу улыбку?

11. Извините, я хочу еще немного побыть с этим человеком.

12. Как Вам с этим живется?

13. Есть еще что-то, что Вас беспокоит?

14. Та ли это проблема, о которой Вам сейчас хочется поговорить?

15. С кем из присутствующих такое случалась?

16. Вы бы не хотели что-нибудь сказать, чем-нибудь с нами поделиться?

17. Что тяжелее всего в Вашей ситуации?

18. Что Вы делаете, что бы позаботиться о себе в подобной ситуации?

19. Попробуйте определить, что это за чувство?

20. Что Вы испытываете, когда такое происходит?

21. Когда со мной случается такое, я делаю так-то ...

22. Как Вы думаете, о чем хочет сказать Вам это чувство?

Ниже мы приведем некоторые варианты упражнений, используемых при работе с эмоциями, взятых из арт-терапии и предложенных нашими американскими коллегами.

1. Вырази свое состояние через рисунок. Используя бумагу и цветные мелки, каждый рисует свой недавний опыт, который он пережил, испытывая какие-либо тяжелые чувства или страх. Затем каждый участник группы, демонстрируя рисунок, устно рассказывает о своем состоянии и о том, как он научился при этом помогать себе.

2. "!Круговой рисунок".

Задача этого упражнения - отследить, насколько мы допускаем других людей в нашу жизнь, и какую стратегию взаимодействия мы наиболее часто используем.

Каждому участнику дается лист бумаги и предлагается начать рисовать на любую тему.

После того, как начинают вырисовываться контуры рисунка, предлагается передать листочек соседу и рисование продолжается. Рисунок каждого должен обойти круг, и каждый участник группы должен поучаствовать в нанесении изображения на каждый рисунок. Заранее участники группы не должны знать, что рисунки будут передаваться.

После того как рисунок возвращается к своему хозяину, он, как правило, бывает далек от первоначального замысла автора. Хозяин рисунка отслеживает свое состояние, свои эмоции по поводу того, как группа «внедрилась» в его пространство.

Затем анализируются стратегии поведения участников в зависимости от того, как они принимали участие в рисовании:

- отказывались от рисования, делая вид, что участвуют в рисовании лишь углублением тона,

- рисовали что-то свое,

- старались угадать замысел предыдущих участников группы и не портить «картину», рисовать что-то противоположное тому, что было нарисовано ранее.

3. Разговор через рисунок.

Задача этого упражнения - определить свою роль во взаимоотношениях с другими людьми. Участники группы делятся на пары, и у каждой поры листок бумаги и два контрастных карандаша (у каждого из партнеров по одному цвету). Ведущий дает инструкцию: «Сейчас мы будем общаться более сложным способом, через совместный рисунок. Попробуйте развить какую-либо тему разговора, используя только изображение на этом листе бумаги. Переговариваться, писать буквы, слова запрещается. На задание отводится 7-10 минут».

По окончании работы каждый рисунок обсуждается группой примерно по следующим вопросам:

- был ли диалог,

- кто был ведущим, лидером,

- о чем был разговор,

- хорошо ли чувствовал себя каждый член взаимодействия, что можно было бы сделать лучше.

4. «Коллективный рисунок».

Все члены группы делятся на небольшие команды по 4-5 человек, и каждой команде выдается лист бумаги (примерно формата А3) и цветные мелки.

Задание: в полном молчании каждая подгруппа должна нарисовать картину на заданную тему, например, «мир в котором я хотел бы жить» На задание отводится 10-15 минут.

По окончании задания - обсуждение каждой картины по примерно таким вопросам:

- Хотелось бы тебе жить в таком мире? Почему да? Почему нет?

- Нашлось ли каждому место в этом мире?

- Где возможны зоны конфликтов?

На каждом занятии группы психологической поддержки ведется работа с принципами психологического исцеления, лежащими в основе одноименной методики, разработанной Джампольски. В этих принципах нашли отражение общечеловеческие ценности и ориентиры. Опыт работы с ведущими групп взаимной поддержки для инвалидов показал, что их можно использовать при обсуждении любых жизненных ситуаций, возникающих у участников группы. Использование Принципов психологического исцеления дает возможность помочь члену группы переориентировать свою мыслительную деятельность на душевное здоровье, поскольку как человек мыслит, так он и живет.

Принципы психологического исцеления по Джампольски

1. Суть нашего бытия - любовь.

2. Здоровье - это внутренний покой. Исцеление - это избавление от страха.

3. Давать - значит получать.

4. Мы можем оставить прошлое в прошлом и не жить будущим.

5. Существует только это мгновение, и оно предназначено для того, чтобы отдавать.

6. Мы можем научиться любить себя и окружающих скорее путем прощения, чем осуждения.

7. Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь.

8. Мы можем выбрать внутренний покой для себя, несмотря на происходящее вокруг нас.

9. Мы ученики и учителя одновременно.

10. Мы можем воспринимать жизнь как целое, а не как отдельные эпизоды.

11. Так как любовь вечна, то на смерть необязательно взирать со страхом.

12. Мы всегда можем воспринимать себя и окружающих, как предлагающих любовь или взывающих о помощи.

Основная ценность - это энергия любви, благодаря которой существует человечество. Основной принцип - «Суть нашего бытия - любовь». Однако достичь состояния любви непросто. Все остальные одиннадцать принципов раскрывают этот путь. Основное препятствие на нем - страх. Каждый человек живет в постоянном страхе (страхе болезни, потери и т.д.). Страх лежит в основе любого негативного переживания, и лишь освобождаясь от него, мы обретаем любовь. Второй существенный момент в духовном развитии - прощение. Когда мы истинно прощаем людям, место обиды занимает любовь. Прощение - это не процесс, который происходит в голове, простить важно «из тела», «отпустить», и этому приходится учиться. С прощением связана и идея отказа от осуждения, от критических оценок. Чтобы перестать осуждать человеку нужно научиться внимательно отслеживать то, что он говорит, отвечать за свои слова. С понятием ответственности связано понятие выбора. Не бывает выбора без ответственности, также как не бывает свободы без ответственности. Свобода без ответственности - вседозволенность и хаос. Каждый человек в течение жизни находится в состоянии выбора, хочет он этого или нет. Одна из задач группы психологической поддержки - ввести этот факт в сферу сознания личности. И каждый человек ответственен за свой выбор, за то, что происходит в его жизни. Это понимание - источник жизненной полноты и справедливости.

Следующая позиция - для того чтобы в жизнь пришла любовь надо начать отдавать. Отдавать, в первую очередь, то, что мы реально имеем - энергию сознания через внимание. Для того, чтобы к нам прибывала энергия любви, ею надо делиться.

Любовь - реальная энергия в настоящем, текущем моменте. Вот почему в Принципах так настойчиво делается акцент на существование «здесь и теперь». Даже если Вы любили кого-то в прошлом, и этого человека уже нет с Вами, любовь остается все равно в данном моменте, поскольку реально Ваше тело и с ним Ваши чувства.

Обретение внутреннего спокойствия - важное условия для существования энергии любви. В беспокойном теле и в беспокойном уме растрачивается так много сил и энергии, что ее просто не остается для проявления любви.

Обретение внутреннего равновесия, внутренней тишины - основная задача релаксационных упражнений в группе.

Мы напоминаем также, что никто не совершенен, и человек не может быть только в хорошем, «ресурсном» состоянии постоянно. Каждый человек бывает как в состоянии отдавать любовь, так нуждающимся в ней.

Жизнь - это процесс постоянного обучения. Нас учат люди, жизненные ситуации, болезни, потери. Кого-то учим мы. Мы учителя и ученики одновременно.

Е. «Проблемные» участники в группе. Особенности работы с ними.

При проведении группы могут возникнуть затруднения с некоторыми участниками и от ведущего требуется умение выйти из затруднительного положения, сохранив работоспособность группы. Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающиеся при проведении групп взаимопомощи для инвалидов ситуации.

Ситуация 1: В группе начинается «базар», многие говорят одновременно, образуются «группки». Ведущий должен остановить групповой процесс примерно так: «Давайте возьмемся за руки, сядем поудобнее и закроем глаза...». И далее провести релаксационное упражнение, чтобы вернуть участников группы к ситуации «здесь и сейчас», в свое тело, к своим чувствам.

Ситуация 2: Кто-либо из участников очень много говорит, занимая время группы. Ведущий должен вопросами вернуть человека к его чувствам, переживаниям, отзеркалить и попытаться либо

1) ввести процесс в конструктивное русло, спросив: «Вы хотели бы с эти поработать?», «Есть еще что-то, что вас беспокоит?» либо:

2) перевести внимание группы на другого человека, спросив говорящего кому бы он хотел передать мячик или, спросив у группы, с кем еще случалось подобное.

Ситуация 3: Участники группы начинают давать друг другу советы, обмениваясь информацией. Ведущему следует напомнить, что группа - это то место, где мы делимся опытом своих переживаний, а информацией они могут обменяться вне группы. Кроме того, можно напомнить об одном из руководящих положений: «Мы здесь не для того, что бы давать советы».

Ситуация 4: Молчаливый участник группы. Такой участник не должен вызывать беспокойства у ведущего и не следует его непременно «втягивать» в разговор. При случае можно обратиться к нему с вопросом: «Вы хотели бы что-нибудь сказать, чем-либо поделиться с нами?». Но если он отвечает отрицательно, нужно спокойно перейти к другому участнику группы. Иногда ведущему желательно высказаться, что присутствие его (молчаливого частника) в группе очень ценно, что говорить не обязательно и что вы благодарны ему за участие в работе группы.

Ситуация 5: Ведущий и вся группа слушают одного участника, в то время как двое из группы разговаривают между собой. Ведущий должен остановить того, кого он слушает («подождите, пожалуйста»), обратиться к разговаривающим между собой, попросив их перестать, распространив свое внимание на группу и то, что в ней происходит.

Ситуация 6: Ведущий и вся группа слушают одного из участников, а кто-то из группы перебивает. Ведущий должен извиниться перед тем, кого он слушал, и обратившись к перебивающему, сказать: «Я благодарю вас за активность, мы обязательно Вас выслушаем, но попозже, а пока мне важно побыть еще с ... (и называет имя того человека, которого он остановил).

Ситуация 7. Один из участников группы проявляет агрессивное поведение по отношению к другому. Ведущий не должен бояться агрессии ни на себя, ни на другого, понимая, что это просто проявление энергии, сопряженное с болью. Поэтому агрессора нужно как можно точнее перефразировать, не сопротивляясь ему, в нейтральном тоне. Когда «накал» уменьшится, отзеркалить его чувства и поблагодарить за открытость. Затем вернуться к чувствам того человека, на которого «нападали».

Ситуация 8. Кто- либо из участников группы плачет. Нужно дать человеку пространство для выражения чувств, не следует его успокаивать, а нужно дать человеку понять, что Вы сопереживаете ему. Некоторое время помолчать в группе. Если кто-то выбегает с группы, один из ведущих должен выйти вслед. Если ведущий один, он извиняется перед группой и выходит с этим человеком, уговаривая его вернуться в группу и поделиться своим состоянием. Если человек не может или не хочет делиться своим состоянием, просто попросить его присутствовать в группе. В случае затруднения поддерживать групповой процесс технически помогает обращение к руководящим положениям» и использование мячика, который держит в руках говорящий участник. По сути же очень важен настрой самого ведущего. Ведущий должен уметь отслеживать свои чувства, состояния в каждый конкретный момент, знать свои сильные и слабые стороны, не прибегать к самозащите. Если что-то беспокоит ведущего, или он испытывает какие-то сильные чувства, нужно сказать об этом группе. Если ведущий совершил ошибку, нужно спокойно признать это и извиниться. Если ведущий испытывает затруднения и не знает, как ему поступить, можно обратиться за помощью к группе. Если кто-либо из членов группы вызывает раздражение у ведущего, он должен помнить, что этот человек указывает ведущему на какую-то неисцеленную часть личности в нем самом. Ведущему надо разобраться, чего он боится (показаться некомпетентным, не справиться с групповым процессом и т.п.) Самое главное, о чем должен помнить ведущий, что его задача в группе - исцеление самого себя и сохранение внутреннего равновесия. Если же ведущему удается еще и испытывать безусловную любовь ко всем членам группы, то «проблемные» участники будут очень редки.

Ж. Особенности установления контакта по телефону.

В промежутках между групповыми занятиями ведущим, как правило, приходится обзванивать своих подопечных с целью привлечения их к работе в группе. Зачастую это становится стрессовой ситуацией для ведущего, поскольку люди либо сразу отказываются, либо соглашаются, но потом не приходят на встречи.

Следует всегда помнить, что не каждый человек готов к участию в работе группы и не каждый испытывает в этом потребность. Для того, чтобы человек посещал группу, он должен быть мотивирован. В данном случае мотивом может быть лишь признание того факта, что человеку не совсем нравится, как он живет, что он хочет жить по-другому и готов что-то для этого делать. Согласитесь, что это не простая цепочка. Большинство людей либо смирилось, что им плохо, и они только осуждают окружающих, ожидая (или уже не ожидая) изменений извне.

Таким образом, для того чтобы человек был готов к участию в групповом процессе, он должен:

1) не быть довольным своей жизнью, но не считать себя жертвой обстоятельств и людей;

2) хотеть изменить свою жизнь и верить, что это возможно;

3) понимать, что многое зависит от него самого;

4) быть готовым изменить себя.

Люди с такими установками встречаются нечасто, поэтому и группы, как правило, бывают немногочисленными.

Кроме того, многое зависит от личности ведущего.

Люди часто приходят не просто в группу, а к конкретному человеку. Поэтому, для комплектации группы хорошо бы проводить предварительную работу по установлению личного контакта с потенциальным участником группы, заинтересовать его. Можно предварительно разослать материал о группе, ее целях, задачах, содержании работы, о том, чему человек может научиться. Не следует забывать, что некоторые люди настолько тяготятся своим недугом, что перспектива увидеть в одном месте людей с такими же проблемами и общаться с ними не представляется для них вдохновляющей. В этом случае предпочтительнее индивидуальная работа, а не групповая.

Перед телефонным звонком нужно отследить, что происходит у Вас внутри. Если Вы боитесь, что Вам откажут или пообещают прийти на занятия и не придут, то этот страх и нередко сопутствующее ему раздражение Вы будете передавать своему собеседнику. Эта энергия улавливается абонентом на подсознательном уровне, и шансов на то, что он пойдет на дальнейший контакт, очень мало.

Каждый из нас может быть в разных эмоциональных и энергетических состояниях. Звонить по телефону следует в наиболее ресурсном состоянии, когда вы способны транслировать любовь. Поднимая телефонную трубку, Вы искренне желаете абоненту добра, благополучия, принимаете его таким, какой он есть, оставляете за ним право сказать «нет».

Особенностью нашего менталитета является то, что людям очень трудно говорить «нет». Они предпочитают соглашаться, обещать, а потом не выполнять обещаний, находя множество оправданий. Поэтому ведущему надо дать собеседнику возможность отказать. При этом его можно попросить: «Если Вы все же не сможете прийти, мы будем Вам благодарны, если Вы перезвоните, чтобы мы не ждали». Иногда, когда вы чувствуете, что человек уходит от ответа, можно прямо спросить «Вы считаете, что Вам не нужна группа?». Прямой ответ освободит Вас и вашего собеседника от лишней траты сил и энергии. Можно, конечно, попросить его обосновать свой отказ, поговорить с ним на эту тему, выразить надежду, что его мнение изменится.

Разговаривая по телефону, мы можем свободно использовать фразы вроде:

Добрый вечер, здравствуйте, Вас беспокоит ...

Мы будем рады видеть Вас на занятиях нашей группы…

Мы приглашаем Вас…

Да, у Вас много проблем, забот, мы это понимаем, но участие в группе, возможно, поможет Вам переключиться, расслабиться, более успешно справиться с Вашими проблемами.

Не можете ли Вы сказать, почему участие в группе вызывает у Вас такой протест?

Вы разрешите перезвонить Вам в следующий раз?

и оставлять при этом за человеком свободу выбора.

Ведущий не должен испытывать вину по поводу посещаемости группы. Проанализировав ситуацию, он может скорректировать свою позицию или действия, продумать иные формы работы.

В заключение хочется сказать, что для того, чтобы быть успешным, сам ведущий должен постоянно находиться в состоянии развития, обучения. Особенностью нашего менталитета является также любовь к занятиям. Поэтому участников группы будет привлекать ведущий, способный поделиться знаниями из областей психологии, медицины, конфликтологии, религии и других гуманитарных областей.

Релаксация - Ведущий просит всех закрыть глаза, прислушаться к своему дыханию, отложить все свои мысли, и под музыку описывает картину моря или картину леса. Потом каждый говорит о своих ощущениях и своём настроении.

Перефразирование - возврат человеку, то, что он сказал, помогает прервать длительный разговор. Участник рассказывает любой случай из жизни, а другой участник старается перефразировать, то, что он сказал и наоборот.

Отзеркаливание - возврат человеку, то, что он сказал, помогает прервать длительный разговор. Участник рассказывает любой случай из жизни, а другой участник старается перефразировать, то, что он сказал и наоборот.

Я - сообщение При "я-сообщении" надо четко говорить о своих эмоциях, проблемах, информировать о чувствах, переживаниях, с целью собственного осознания без манипулирования другими людьми, даете информацию о том, что с Вами происходит, но не ищите помощи у других. "Я-сообщение" - разделение ответственности. "Я-сообщение" существует для изменения ситуации или отношения к этой ситуации.

Существует пять этапов я сообщения.

Описание ситуации, которая мотивирует раздражение.

Описание чувств.

О чем Вы думаете (вслух говорить не обязательно).

Что Вам импульсивно хочется сделать (про себя).

Конструктивный выход из ситуации.

Основные позиции

Родительская - оценка других, ключевые слова: надо, нельзя, должен, всегда.

Взрослая - формируется самим человеком, делает осознанный выбор и несет ответственность за свой выбор.

Детская - возникает чувство вины. Правильно иметь взрослую позицию.

Взрослый человек в общении - это,

во-первых, уважение,

во-вторых, равенство,

в-третьих, четко выраженное свое мнение.

В-четвертых, взрослый не ждет благодарности.

В-пятых, не заставляет человека защищаться.

Отражение агрессии

Цель отражения агрессии - не перейти самому в агрессивное состояние.

Не заводиться.

Очень внимательно слушать.

Отражение (самые ключевые слова, просто отзеркалить человека).

Заявить о своей позиции.

Тольятти

В Тольятти психолог помогал молодым активистам вести группы взаимной поддержки: проводил некоторые элементы тренинга - игры, разминки. Впоследствии его участие в проведении группы сокращалось, но зато увеличивалось участие в тренинге для ведущих.

В.А. Раковский, психолог, о своей работе с молодыми активистами:

В чем заключалась роль психолога?

Работа психолога с командой молодых активистов началась с его участия в группе взаимной поддержки, когда для создания доверительной атмосферы, отработки у ведущих навыков уверенного поведения, публичного выступления он ввел элементы тренингов. Затем группы взаимной поддержки проводили сами молодые инвалиды, а психолог вел разминки и игры для сплочения группы.

Впоследствии тренинговая часть приобретала все более самостоятельное значение, и было решено проводить отдельные занятия, тренинги по навыкам коммуникации. Эти тренинги способствовали привлечению молодых инвалидов к работе над проектом, поскольку возможность общения с психологом, помогающим решить многие личные проблемы, очень заинтересовала ребят. В итоге получилась комбинация двух тренингов - коммуникативного с использованием формальных упражнений и психотерапии с отработкой поведенческих навыков и умений.

Как проходили тренинги?

Было проведено 40 занятий, в которых приняли участие, в общей сложности, 15 человек с различными видами инвалидности. Основой группы были восемь человек, которые посещали занятия регулярно. Работа прошла в три этапа. Первые десять занятий были посвящены знакомству, введению в атмосферу тренинга, развитию гибкости мышления. Второй этап - 15 занятий - был посвящен развитию и отработке навыков позитивных отношений с другими людьми. Последние 15 занятий велась работа по анализу и способу решения личных проблем участников группы. В результате тренинг по навыкам эффективной коммуникации перерос в интерперсональный, целью которого стало изучение посредством группы своей личности, ее проявлений в отношениях с другими людьми. Человек получает возможность видеть себя глазами других людей, ему дают конструктивную обратную связь. Эффективность работы в группе, в отличие от индивидуального консультирования, состоит в том, что участие в ней дает возможность каждому проявить себя, получить обратную связь и установить атмосферу доверия.

Результаты тренингов: Работа группы привела многих ее участников к решению своих проблем, вызванных изоляцией, отсутствием опыта в общении с другими людьми. Психодинамика группы привела каждого участника к осознанию себя и своего поведения в обществе и в семье, и, как следствие, к установлению взаимопонимания с близкими.

Об этом говорили сами участники группы:

Лев Г., 23 года: После занятий в положительную сторону изменились отношения с родителями.

Нина, 22 года: стала очень активно работать в группе, участвовать в ведении шеринга, высказываться при обсуждении ситуаций, преодолела комплексы в общении с окружающими людьми (они были вызваны тем, что у Нины нарушения речи).

В ее личной жизни произошли изменения - появился молодой человек, о котором она сама рассказала участникам группы.

Для себя я понял, что действительно, совершенно неважно - инвалид перед тобой или нет. Проблемы у всех людей общие, только у инвалидов мотивация больше связана с физическими особенностями проявления инвалидности.

Ситуация: В группе однажды сложилась следующая ситуация: на занятиях появилась новая девушка, и группа не приняла ее, решив, что она сильно отличается от остальных умственными способностями. В результате девушка перестала приходить на тренинги. Анализируя сложившуюся ситуацию вместе с группой, я заострил внимание участников на том, что они применили по отношению к этой девушке медицинский подход. Они сами не смогли преодолеть стереотип, модель отношения неинвалидов к инвалидам и отторгли от себя человека. Для группы осознание этого было открытием - они на своем опыте знают, как чувствует себя человек, которого не принимает общество, но сами поступают таким же образом с другими.

Перспективы дальнейшей работы с этой группой:

Отзывы участников о психологических тренингах:

Вероника Зеленская, Москва:

Серия тренингов состояла из пяти занятий, которые были полезны для меня, поскольку предложили множество вопросов и тем для обдумывания. Если внимательно посмотреть на всё, о чём мы рассуждали, то видно, что ничего нового, по сути, не говорилось. Однако же все полученные знания и умения преподавались в определённой системе и логической последовательности, удобной для восприятия.

В тренингах было легко и интересно участвовать, т.к. перед теорией всегда была практика, что помогало опираться на собственный опыт в той или иной ситуации, отталкиваться от своих ощущений и эмоций. К тому же мы разобрали в общих чертах особенности психики, природу тех или иных чувств, эмоций и, даже поступков. Всё это является важным элементом работы в группе, т.к. ведущий должен иметь представление о своих «подопечных». Эти знания позволяют работать не только с членами группы, но и с собственным внутренним миром.

Мы получили чёткое представление о структуре построения отношений и занятий в группе. Имея навыки перефразирования, отзеркаливания, отражения агрессии, и применяя их на практике, становится легче избегать и предотвращать сложные ситуации, иногда возникающие на ГВП.

Занятия получились очень необычными и творческими, что видно из работ, которыми мы занимались: это были и рисунки, и решение ситуаций, и актёрское мастерство, для создания одной или другой трудности групповой работы и её практического ощущения и разрешения. Скучать, разумеется, тоже не приходилось, ведь всё общение было построено так, что в тренинге участвовали все без исключения. В то же время не создавалось впечатления тягостной атмосферы напряжённой учёбы, т.к. в занятиях постоянно присутствовали игровой и творческий элемент.

Меня поразили разговоры об истинном смысле и цели ГВП. Ведь это занимало меня с самого начала проекта, мне чего-то не хватало, ответа и удовлетворения найти я не могла. Мне близка цель самоисцеления, стоящая на группе психологической поддержки в «Круге». Вполне понятен глубокий уровень психологической работы, проводимой на ГВП, становится вполне понятно и то, почему одни могут участвовать в группах, а другие, не готовые, «недозревшие», нет. Любую группу участников рано или поздно «выносит» на разговоры о психологических закономерностях и сферах. Люди гораздо с большим интересом и воодушевлением говорят о своих переживаниях, чувствах и эмоциях, нежели об опыте, воспринимаемом зачастую как похвальба.

Самым настоящим открытием для меня был ритуал на ГВП, его роли и значимость для группы и её атмосферы. Иногда, по окончании ГВП, оставалось чувство незавершённости и ожидания чего-то ещё, а всё, оказывается, заключалось только в простом ритуале. Овладение навыком релаксации может пригодиться и в повседневной жизни, когда устанешь, и нет сил, успокоиться, расслабиться и отдохнуть.

Полагаю, что эти занятия не прошли бесследно и оставят не только память о себе, но и практическую пользу в общении, взаимоотношениях с другими людьми.

Юлия Симонова, Москва:

У меня остались очень яркие впечатления от психологического тренинга. Я получила много новой и интересной информации, которая пригодится мне в повседневной жизни и работе. После тренинга я разобралась в своих внутренних проблемах, а также получила большой опыт, как выплескивать эмоции, а не держать их в себе, что раньше для меня было сложно. Очень полезно было потренироваться в отражении агрессии, так как в жизни это может пригодиться, также я получила навык в составлении «Я-сообщения», ведь бывают такие ситуации, где необходимо четко выразить свои чувства и мысли для изменения ситуации или отношения. В ходе психологического тренинга нас учили, как работать в группе с трудными участниками или с теми людьми, которые постоянно молчат, и это дало всем нам большой опыт в проведении ГВП и семинаров. С нами проводили множество "разминок", которые в дальнейшем мы использовали на наших семинарах. Этот тренинг дал мне много полезного, как для себя лично, так и для работы по проекту.

Светлана Котова, Москва:

Тренинг был очень полезным для меня. Мне он дал новую информацию, нетрадиционный подход к подобной работе. Много можно применить в повседневной жизни, например: «я - сообщение», подавление агрессии, как решать проблемы (работа со своими чувствами), улучшились мои навыки как ведущей: как задавать вопросы, перифраз, отзеркаливание; мы в команде лучше узнали друг друга, и это нас сблизило и сплотило. Также тренинг заставил меня задуматься над многими проблемами. Мне после тренинга очень захотелось побольше узнать о психологии, о работе психологов, это стало толчком для прочтения рекомендованных книг и просто общения с психологами.

Самое яркое впечатление трудно выделить, очень понравилось занятие по эмоциям, то, как за тем, что лежит на поверхности, мы обнаруживали настоящие проблемы. Это удивительно, что все то, что нас раздражает, показывает нам те проблемы, которые существуют в нас и из-за нас. А также тогда я поняла, что у каждого человека есть одна или несколько глобальных проблем, из-за которых происходят все мелкие, и как нудно искать эту большую проблему.

Что было полезным для нашей работы, и что можно потом применять в «Перспективе»:

1. это те навыки, о которых я уже упоминала: перифраз, отзеркаливание, задавание вопросов. Также рассказ о том, какие существуют барьеры общения и как их избегать.

2. это то, что нас учили говорить о своих чувствах и описывать чувства словами или образами. Это очень важно для ведущих ГВП - суметь сформулировать при отзеркаливании какие чувства испытывал участник. Полезным было объяснение различий между чувством и отношением, это я думаю, можно было бы использовать при подготовке ведущих ГВП.

3. были полезны разминки. Рисование с анализом. Это мы тоже можем применять на ГВП если аудитория позволит.

4. полезной была отработка навыков подавления агрессии. Мне кажется, что нам можно было бы что-то взять от их концепции групп. Не гнаться за количеством участников, а стараться помочь, тем, кто в этом нуждается. Нужно проводить группу, даже если пришло два человека, ведь если они пришли, и им нужна помощь.

С другой стороны, участие в группе - это большая работа, и многие просто не готовы это делать. Маленькое число участников может быть не потому, что они не хотят, а потому, что не могут, они еще «не дозрели».

Назад Оглавление Далее