aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Опыт молодых активистов в проведении групп взаимной поддержки

Ирина Крохинова, Москва:

Первый раз я услышала о ГВП на семинаре, который проводила "Перспектива". Так как раньше я не знала о существовании таких групп, то я не могла понять, причем здесь инвалиды, чем им может помочь такая группа, но ведущие рассказали, что за рубежом они довольно-таки успешны. В ГВП выработались свои правила, которые дают возможность человеку, пришедшему в группу, рассказать о проблеме, которая его волнует, и выслушать опыт других участников. Ведь группа создается на основе общих жизненных ситуаций, аналогичных проблем, которые сложно решить в одиночку.

Мое представление о жизни инвалидов ограничивалось только собственным опытом, опытом ближайших друзей, которые тоже имеют инвалидность. Они вполне самостоятельные, раскомплексованные, целеустремленные. Все учатся, работают, создают семьи, и поэтому я считала, что у всех других людей с инвалидностью такая же жизнь. Постепенно я стала посещать такие группы чаще, и оказалось, что в жизни инвалидов очень много проблем, связанных либо с отношениями в семье, с родными и близкими, с обучением и трудоустройством, с элементарными поездками в общественном транспорте. В ГВП я поняла, что, только собравшись вместе, можно изменить сложную ситуацию, хотя бы одного человека и помочь ему найти именно то решение, которое ему нужно. Как говорится, советы давать легко, но к этим группам это не относится: здесь рассказывается только об опыте, и никаких советов! Такое правило мне понравилось потому что за человеком остается право выбора, и рассказы других участников по определенной теме дают возможность взглянуть на ситуацию, проблему со всех сторон. Они помогают анализировать и не принимать необдуманных решений.

Только посетив, как минимум пять ГВП, я начала ощущать себя полезной для других. Оказалось, что в своей жизни я преодолела много трудностей, но для меня они были настолько естественными, что я даже не сразу могла их вспомнить. Я не очень склонна рассказывать о своей жизни, и мне было не легко говорить: «Ну, кому нужно знать о том, что у меня внутри?» Но, видя, как людям тяжело что-то решить, а мой опыт может оказаться небесполезным, я попробовала один раз, потом второй, потом чаще и чаще, и с каждым посещением группы я вспоминала те жизненные ситуации, которые я все-таки хотела помнить, но, к сожалению, забыла, и только в группе определенная тема заставляла активно работать мою память. Рассказав, какую-либо историю своей жизни, я знала, что она не будет подвержена критике или поднята на смех, и это придавало мне уверенности. Привыкнув к такой уверенности, можно преодолевать все больше и больше трудностей, ценить себя выше.

Ничто не должно выходить за рамки групп, и это правило очень строго соблюдается. Посещая ГВП регулярно, почти все участники между собой сдруживаются и общаются уже вне группы, и даже в доверительной беседе никогда не упоминается и не обсуждается ни один участник и ни один рассказ. В таких группах настолько соблюдается анонимность и конфиденциальность, что чувствуешь себя в полной безопасности, не боишься ни унижения, ни оскорбления, ни осуждения.

После первого семинара меня неожиданно пригласили работать в «Перспективу», но для этого нужно было пройти специальное обучение. Такое обучение я прошла и стала ведущей таких же семинаров и ГВП. Но так как у меня было мало опыта, сначала я присутствовала на ГВП как участница. Я познакомилась со стилем и методом работы по ведению ГВП на практике. Я смотрела, как надо вести, как надо реагировать на незапланированные ситуации, которые могут возникнуть в любой момент. Будучи участницей, я могла видеть работу ведущих со стороны, особенно если знаешь, что через две - три недели, ты сама станешь ведущей. На теории нам рассказывали, что ведущий должен быть по возможности опытным в вопросах, касающихся характера группы, и всегда в любой момент должен поддержать тему или вопрос, по которым ведется беседа. Если нет собственного опыта, нужно постоянно всесторонне развиваться, стараться быть в курсе всех новостей, читать как можно больше литературы от художественной до научно-публицистической, и от истории сотворения мира до разработок изобретения будущего. Это, конечно, все образно, но этим я хотела только сказать, что надо постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, хотя это нужно не только ведущим ГВП, это, как я считаю, аксиома для всех, без этого просто неинтересно жить.

Когда пришло время самой вести ГВП, мне было страшно, что я не справлюсь, ведь сидеть в кругу, как участница - это одно дело, там хочешь - говори, а хочешь - нет, там можно быть абсолютно незаметной, но когда ты в этом кругу, и у тебя к общим правилам добавляются еще и серьезные обязанности - это совершенно другое. Здесь нужно следить за каждым своим словом, за тем, чтобы собравшиеся соблюдали правила, нужно быть готовым к любой ситуации и не дать ей выйти из-под контроля. Нужно стараться, чтобы в обсуждении принимали участие все присутствующие, вводить в разговор «тихонь» или успокаивать чересчур активных. При этом надо быть вежливым, тактичным, чтобы не оскорбить и не обидеть. Я очень боялась, что у меня не получится, но в первый раз очень помогло то, что я была со-ведущей. Мы договорились, кто что будет говорить, кто за какую сторону участников будет отвечать, чтобы не получилось "базара" и, наоборот, преобладания инициативы в какой-то одной части круга. Правильно договориться - на мой взгляд, очень важно для ведущих ГВП. Ведь когда два ведущих работают слаженно, то в группе воцаряется атмосфера дисциплины, доверие к ведущим, уважение к правилам и к желанию открыться, говорить то, что хочется искренне. Самое главное - это дать человеку, пришедшему в группу, то хорошее, за чем он пришел. Постараться, чтобы его приход не был безрезультатным и чтобы он уходил с легким сердцем, не держа в себе негатива. Но, к сожалению, бывает и так, что люди приходят на ГВП от скуки, просто, потому что им больше некуда идти или за компанию. Вот здесь начинаются те трудности, которых я больше всего боялась, ведь человеку безразлично, то куда он пришел. Когда ему трудно объяснить, что такое ГВП, какие у нее функции, зачем она нужна, кто приходит в группу.

Бывает так, что участник просит разрешения присутствовать своему другу при обсуждении. Это довольно-таки щепетильная, как мне кажется, ситуация. Так, допустим, именно сегодня этому человеку необходимо, чтобы его друг был рядом с ним, но он этого не говорит, потому что ему от этого неловко, и задача ведущего решить, так это или не так, разрешить или попросить, чтобы его друг вышел. Неправильно выбранное решение можно только навредить.

У меня была одна такая ситуация, может быть не очень серьезная, но ответственная: на ГВП приехала девушка, передвигающаяся на инвалидной коляске. По специфике заболевания ей нельзя делать резких движений, и ее постоянно возит сестра. Приехав в первый раз, она спросила разрешения, чтобы сестра тоже присутствовала в группе, объяснив это тем, что она всегда и везде ее сопровождает, что она уже давно знает почти все об инвалидности, но если надо, она будет просто молчать. В данный момент я посчитала, что решение единственное: я, согласовав присутствие неинвалида с группой, разрешила. Я не могла допустить, чтобы кто-то чувствовал себя некомфортно, группа согласилась, и все остались довольны.

Бывает и так, что человек за компанию приходит в группу, лишь для того, чтобы поддержать кого-то, потому что в данный момент ему скучно, но при этом он подходит по характеру к группе, и он становится самым активным ее участником. Здесь нужно решать очень быстро - можно ему остаться или нет, ведь все-таки этот человек с теми же проблемами, и рано или поздно он мог попасть на ГВП совершенно официально.

Был такой случай. На группу "за компанию" пришел один человек. Когда выбирали тему, он постоянно перебивал, говорил, что мы секта, что занимаемся одной болтовней и ничего нужного не делаем. Я начала объяснять, для чего мы здесь собрались, зачем нам нужны правила, которые были написаны на плакате и которые я зачитала, рассказала, кто обычно приходит на ГВП, и что они хотят здесь услышать. Но он не унимался и на повышенных тонах начал говорить, что лучше пойти в местную управу и "выбить" пандусы во всех магазинах, если не разрешат строить самим. Лучше добиться бесплатного лечения в самых лучших платных клиниках или за границей и т.д. Он начал раздражать всю группу и с каждым разом все больше повышал тон. Я уже не знала, что надо делать, если человек совершенно откровенно не хочет ничего понимать. Тогда я подумала, что можно отрегулировать его нападки. Я предложила группе выбрать одно из его «лучше», тем более у нас еще не было темы. Группа меня поддержала, и этот активный товарищ тоже согласился. Теперь мы смогли спокойно начать обсуждение, и через десять минут он попросил прощения за свое поведение и за то, что он просто не хотел понимать того, что здесь обычно происходит. Больше он работе группы не мешал. Нам, конечно, пришлось сменить тему, так как она была «тупиковая», но потом при обсуждении других тем он тоже рассказывал какой-нибудь случай и никогда не отклонялся от темы.

А вот еще одна трудность: как-то раз меня попросили съездить на неделю в один подмосковный город. Там проходили тренировочные сборы по освоению навыков использования активной коляски. Мне сказали, что туда приедет еще один ведущий и мы там, в течение недели будем проводить семинары и ГВП. Но по каким-то причинам никто не приехал, и мне пришлось проводить ГВП одной. Это было очень трудно, так как это была уже целевая группа, причем участие в такой группе им вообще, как мне показалось, не было нужно. До этого они были вместе уже две недели, им читали лекции на абсолютно разные темы, и к тому же некоторым было за 35 - 40 лет. У них прекрасная жизнь, нет никаких проблем, отличные семьи, хорошая работа. А если они не работают, то только потому, что не хотят, они и так хорошо получают. Я начала первую ГВП с рассказа об организации, об истории возникновения ГВП в Америке, о том, какие группы мы проводим, и кто к нам приходит. Всем было интересно, но когда я попросила придумать темы для обсуждения, все сразу замкнулись и стали ждать от меня еще каких-нибудь рассказов. Им не было интересно говорить, они хотели только слушать. Я аккуратно начала задавать присутствующим ненавязчивые вопросы, связанные с инвалидными колясками, так как вся группа состояла из них. Когда один человек откликнулся на мой вопрос, я тут же его подхватила и рассказала небольшую историю, и после этого группа заработала в обычном режиме. Все последующие дни было уже легче, потому что приходили на ГВП те, у кого действительно появились вопросы. Их было по 5 - 6 человек, но при этом все соблюдали правила, хотя мне их приходилось напоминать.

То, что я стала ведущей ГВП, очень сильно меня изменило. Я стала совсем по-другому воспринимать те откровения людей, которыми они хотели бы поделиться со мной. Я слушала их и думала только о том, что людям просто некому это рассказать, и я была какой-то отрешенной от их проблем, - если рассказывали, я вежливо послушаю, но это все. Но бывало и так, что от меня просто требовали совета и я, конечно, как могла, давала их. А теперь я точно знаю, что, давая совет, я беру на себя огромную ответственность, а этого делать категорически нельзя. Теперь я стараюсь подтолкнуть человека к самоанализу своей проблемы и к ее самостоятельному разрешению, чтобы он сам пришел к выводу, который для него самый оптимальный. Ведь никто кроме него самого не знает всех нюансов, которые, может быть, стали причиной его проблемы, и о которых он даже не задумывался.

Вероника Зеленская, Москва:

В начале проекта три буквы "ГВП" вызывали у меня живой интерес и лёгкое беспокойство по поводу чего-то неведомого и крайне необычного. По прошествии некоторого времени, на июньском семинаре, предмет этот перестал быть тайной, но беспокойство только увеличилось, и я с удивлением говорила себе: «Кому нужна подобная ерунда?», «Разве это может принести реальную пользу?», «По-моему, - это просто пустая трата времени и денег организации» и т.д. Примерно такими словами и пожатием плеч я встречала каждое упоминание о ГВП, тем более что сама потерпела неудачу, когда впервые проводила группу.

Но я ошиблась, что было видно уже на первом семинаре, который проводила наша команда. Меня поразил интерес участников к подобному действу, их активность и внимание, желание высказаться и быть услышанным. Тогда я реально увидела тех, кто замкнулся и не имеет ни друзей, ни хобби, ни даже, какой-нибудь работы. Они, бедолаги, сидят целыми днями в обнимку с книжкой, телефоном или компьютером. Многие же из тех, кто имеет возможность общения, не получает от него удовлетворения, т.к. его не всегда слушают, не говоря о выслушивании и прислушивании к его мнению, словно он не человек, не равный.

В этом я уверилась ещё больше, когда многие из участников прошедших семинаров откликнулись на приглашение поучаствовать в ГВП и приехали. Сложился маленький кружок, как бы семья, частью которой, незаметно для себя, стала и я сама. Здесь мы научились говорить почти обо всём, даже о самом сокровенном, мы доверяли друг другу. Как многим именно этого недостаёт в жизни! Некоторые участники группы только и делали, что молчали: значит, им были нужны и интересны эти встречи.

Когда я вела группу, самой лучшей наградой для меня было видеть спокойствие и удовлетворение на лицах участников, и эту награду я получала сполна почти всегда. Мне всегда нравилось нести радость и оптимизм, отдавать свое тепло. Группа оказалась именно тем, что я постоянно искала. Сюда приходят за радостью, теплотой, уверенностью и участием. После каждой встречи я получала заряд бодрости и уверенности в том, что я сделала правильный выбор - здесь я могу реально быть полезной людям.

В июле мне было странно, забавно и очень уж непривычно «управлять» группой, в которой многие гораздо старше меня. Довольно скоро я свыклась с этим положением вещей. Затем я стала учиться видеть в каждом равного, и мне это дало внутреннее равновесие. Теперь я реже ловлю себя на занятных или даже гаденьких посторонних мыслях о находящихся рядом со мной людях; напротив, для каждой ситуации, рассказанной в группе, я стараюсь найти приемлемый только для меня выход. Этот навык, полученный мною на группе, важен и ценен не только для проведения ГВП, но и в повседневной жизни.

Приблизительно тоже я могу сказать и о многих других умениях, полученных мною при проведении ГВП. Многими из них я не преминула воспользоваться при первой же возможности - в лагере, общаясь и с детьми, и со взрослыми.

О каждом навыке, полученном в работе, можно рассказывать долго, но несомненно то, что, применяя их в повседневной жизни, в общении с людьми, мы располагаем их к себе, становимся для некоторых из них значимыми.

С опытом навыки укрепляются и появляются новые умения, новые знания вновь и вновь требующие закрепления на практике, а теория, как известно, без неё мертва.

Как ни странно, многие периодически пытались говорить не только о своём опыте, но и о переживаниях, чувствах своих сопровождающих. Возможно, стоит подумать о конечной цели и ожидаемом результате от ГВП и ответить на вопросы, например: «Что наиболее важно и продуктивно для ГВП?», «Чему отдаётся предпочтение?» Вполне вероятно, что некоторые люди ищут повода, чтобы заглянуть в себя.

Соломенникова Ольга, 19 лет, г. Тольятти:

Группа взаимной поддержки начала работать в июне. Первые два-три занятия были включены в семинары по пониманию инвалидности, которые проводились для молодых инвалидов. Вследствие чего закрепился постоянный состав из участников семинара, а также друзей и знакомых, которые постоянно посещали занятия, что привело к необходимости отдельного независимого от семинаров проведению группы. Группа взаимной поддержки насчитывала около 15 человек. В группе обсуждались общие проблемы: «Как организовать помощь при выезде из дома для колясочников», «Как получить работу», «Как бороться с комплексами», «Неумелая Помощь», «Отношения в семье», «Чрезмерная опека», «Трудоустройство, «Медицинское обслуживание», «Как отстаивать свои права», «Семейные отношения в браке», «Где и как можно получить образование», «Как преодолеть комплексы», «Отношения между инвалидами и их друзьями», «Заниженная самооценка и как изменить себя», «Отношение окружающих», «Знакомство и общение, преодоление внутренних барьеров» и т.д., предлагаемые участниками группы.

Одной из наиболее важной проблемой для участников являлась проблема «Чрезмерная опека». Эта проблема обсуждалась несколько раз, при ее обсуждении возникало много разносторонних мнений. Происходило активное деление опытом, обсуждение затягивалось, и ведущим приходилось прерывать ее. При новых встречах были новые предложения продолжить разговор по этой проблеме.

В последующие месяцы группа уменьшилась до 8 человек и имела свой постоянный состав. Иногда в группу приходили новые люди, и численность группы изменялось до 12 человек. В октябре появилась проблема с привлечением молодых инвалидов, так как многие из желающих не могли добраться до места проведения группы из-за погодных условий, а также отсутствие транспорта. Поэтому группа опять уменьшилась до 8 человек. Иногда были срывы групп взаимной поддержки.

По словам участников группы, Екатерины М. и Игоря Ц., проведение занятий было необходимо, так как это давало не только обмен опытом, но и для многих решило проблему общения, а также помогло побороть связанные с этим комплексы, помогло приобрести новых друзей, в том числе из участников группы, что играло не последнюю роль. Участники очень ждали проведения групп.

Удачным шагом можно считать то, что с ноября начался тренинг, что помогло участникам еще больше раскрепоститься, узнать о навыках вербального и невербального общения, а также о способах разрешения конфликтов при помощи проигрывании ролевых игр.

Приобретенные на тренингах навыки помогали участникам лучше понять друг друга при общении, больше доверять и быть более терпимыми друг другу при участии в группах взаимной поддержки.

Наиболее удачным занятием за весь промежуток проведения группы можно считать то, на котором обсуждалась проблема «Отношения с родителями». На этом занятии присутствовало больше народу, чем обычно, каждый из участников поделился своим вариантом решения данной проблемы, что дало широкий обмен опытом. Не менее удачным было то, что момент обсуждения этой темы был выбран очень правильно так как до этого момента были две попытки обсудить данную проблему на более ранних этапах формирования группы, но это не удавалось из-за малого опыта общения участников друг с другом, боязни раскрыться и рассказать о проблемах отношений с родителями. Но общение и опыт полученные в процессе посещения группы, проигрывание похожих ситуаций в отношениях на тренингах, помогли преодолеть мешающие ранее барьеры и обсудить важную, как оказалась, для всех проблему.

Из-за того, что группа была постоянной, и участники знали друг друга и появилось доверие, как уже было отмечено, могли обсуждаться более личные темы.

Группа прошла от начальных проблем становления, преодолела пассивность большой части инвалидов, неверие в изменения в жизни. Приходилось решать проблему с постоянным помещением для встреч, а также транспортную проблему доставки колясочников к месту проведения группы взаимной поддержки. Именно по этой причины так и не удалось превысить количество участников больше 12 человек. Но в перспективе группы взаимной поддержки необходимо формирование новых групп с обязательным привлечением в них старых участников ГВП в качестве помощников ведущих и ролевых моделей, тем самым способствуя раскрепощению новых участников группы. Но при этом необходимо продолжать работу со старым составом группы.

Изначально было несколько ведущих ГВП из числа команды молодых активистов. Потом было решено, что за организацию и проведение группы взаимной поддержки буду отвечать именно я. Таким образом, я прошла путь от участника группы, до ведущей. Проходя этот путь, я испытала трудности. Так как не было опыта публичного выступления, Я на первых порах затруднялась в помощи участникам сформулировать свою мысль, найти такой подход к человеку, чтобы он сам захотел поделиться своей проблемой. Для меня было важно вести группу так, чтобы присутствие ведущего не стесняло человека, обстановка была непринужденной и при этом соблюдались правила работы.

Большим успехом можно считать, что за время проведения группы удалось вовлечь в соведущие двух человек - Светлану Пяткину и Людмилу Круговую. Результатов на данный момент добилась больше Круговая Людмила. Во время моей болезни она самостоятельно проводила ГВП.

Для меня роль ведущего в группе была очень важна. Я получила не только навыки работы в команде, но и научилась понимать людей, выслушивать их, помогать высказываться человеку, дать совет человеку так, чтобы не давить на него, не навязывать свое мнение оставляя решение за человеком.

Все приобретенные мною навыки буду очень полезны в моей дальнейшей учебе и получении профессии психолога.

Людмила Круговая, 22 г., г. Тольятти:

Когда только в нашем городе начался проект «Молодые инвалиды за социальные изменения», я смутно представляла свою роль в команде молодых активистов. Я также не была уверена, что можно будет вовлечь в работу других молодых ребят с инвалидностью, что им будет интересно на наших семинарах и в группах взаимной поддержки. Сначала я, как и другие, чувствовала себя неуютно и скованно, так как у меня совершенно не было опыта общения со сверстниками. Но уже после 3-5 занятий по пониманию инвалидности и ГВП атмосфера изменилась. Исчезла некоторая отчужденность и натянутость. Темы для обсуждения стали более личными, появилось взаимное доверие. Потом параллельно с ГВП стали проводиться тренинги по общению, что помогло стать мне и другим участникам группы более раскованными и откровенными.

На сегодняшний день я не только участник групп, но и ведущая. Я стала более раскованной, уверенной в себе. Я поняла, что мое мнение кому-то нужно, что я тоже могу кому-то помочь. Да и в общении с другими людьми вне группы я стала более раскованной и общительной.

Если возникает какая-то сложная ситуация, которая раньше выбивала меня из колеи и заставляла нервничать, я ищу пути решения при обсуждении сходных проблем на группе. Это помогает не чувствовать себя одинокой.

В заключение я хочу сказать, что участие в проекте в целом помогло мне сознать свое «я», понять, что я что-то могу и значу. Понять, что я - полноправный член общества, способный принести пользу другим. И мне очень хочется, чтобы это сознали другие молодые ребята, сидящие сейчас по домам и чувствующие себя одинокими и никому не нужными.

Назад Оглавление Далее