aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Информация об инновационных формах работы в сфере социальной реабилитации инвалидов в Республике Татарстан

1. Совершенствование регионального законодательства в сфере социальной поддержки инвалидов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан 13.11.2006г. был принят Закон Республики Татарстан N 69-ЗРТ «О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан», регулирующий отношения в сфере социального обслуживания населения в Республике Татарстан.
Данный Закон определил принципы социального обслуживания, основные формы и виды социального обслуживания, основные виды социальных услуг, государственные стандарты социального обслуживания и контроль за их реализацией.
В целях совершенствования организации работы по реабилитации инвалидов в условиях реабилитационных центров системы социальной защиты Республики Татарстан приказом Министерства социальной защиты Республики Татарстан от 27.06.2005 г. N 81 утверждено Положение о реабилитационных учреждениях системы социальной защиты Республики Татарстан, регулирующее деятельность реабилитационных учреждений республики. Данным приказом утвержден порядок направления и приема инвалидов в реабилитационные центры.
В целях обеспечения доступности социально-реабилитационных услуг инвалидам в Республике Татарстан приказом Министерства социальной защиты Республики Татарстан от 21.02.2006г. №17 все муниципальные районы республики были закреплены за социально-реабилитационными учреждениями.

2. Развитие региональной системы комплексной реабилитации инвалидов, опыт преодоления межведомственных барьеров.

Особое место в реализации эффективной государственной политики в республике имеет использование программно-целевого подхода.
В настоящее время успешно реализуется республиканская программа «Дети Татарстана», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.05.2005 г. № 211. Программа рассчитана на период 2005 - 2007 гг., включает в себя 7 разделов, в т. ч. раздел «Дети-инвалиды».
Общий объем финансирования мероприятий раздела - 8943,3 тыс. рублей из средств республиканского бюджета.
В рамках реализации данного раздела планируется решить следующие задачи:
- развитие сети специализированных учреждений для детей-инвалидов, оснащение их современным реабилитационным оборудованием и обеспечение спецавтотранспортом;
- создание условий для профессионального обучения детей-инвалидов и получения ими трудовых навыков;
- обеспечение детей-инвалидов современными техническими средствам реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;
- проведение научно-исследовательских, внедренческих работ по реабилитации инвалидов; совершенствование комплексной системы реабилитации детей-инвалидов и членов их семей;
- внедрение инновационных технологий с целью организации профессиональной ориентации детей и подростков; формирование условий, способствующих вовлечению детей-инвалидов и членов их семей в различные сферы жизнедеятельности общества.
Кроме того, Министерство выступило инициатором по разработке проекта республиканской программы «Интеграция инвалидов в общество» на 2008-2010гг.
Реализация Программы в комплексе всех мероприятий позволит:
- прежде всего, на межведомственном уровне выстроить систему интеграции инвалидов в общество;
- обеспечить реализацию прав инвалидов на охрану здоровья, образование, комфортное жилье, беспрепятственный доступ к информации, культурным ценностям, объектам социальной инфраструктуры;
- снизить уровень безработицы среди социально и профессионально реабилитированных инвалидов, возвращения их к трудовой деятельности, создания для них дополнительных рабочих мест;
- свободу выбора форм и видов предоставления реабилитационных услуг как государственными, так и негосударственными учреждениями;
- внедрить адресный подход к реализации прав инвалидов на социальное обслуживание с учетом критериев нуждаемости, индивидуальной программой обслуживания, изменения подходов и форм социального обслуживания, порядка и условий предоставления социальных услуг (полная или частичная плата за социальные услуги гражданами, имеющими достаточный уровень доходов);
- внедрить нормативно-подушевой расчет бюджета, переход учреждений социального обслуживания на целевое бюджетирование, направленное на достижение конечного результата (социального эффекта) в соответствии с критериями оценки деятельности.
В связи с отсутствием на федеральном уровне Порядка разработки и реализации ИПР инвалида, отраслевым приказом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан» (далее – ФГУ «ГБ МСЭ по РТ») от 31.08.2006г. №75 утвержден Порядок разработки ИПР инвалида на территории Республики Татарстан и в настоящее время в стадии подготовки находится Порядок взаимодействия структурных подразделений ФГУ «ГБ МСЭ по РТ», органов социальной защиты, здравоохранения, социального страхования, культуры, по делам молодежи, спорту и туризму, образования, труда и занятости населения по реализации ИПР инвалида на территории Республики Татарстан.

4. Формирование нормативно-правовой базы по организации деятельности учреждений социального обслуживания в условиях перехода на бюджетирование, ориентированного на результат.

Министерством социальной защиты Республики Татарстан были разработаны и утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2006г. № 687 «О совершенствовании механизма финансирования государственных учреждений социального обслуживания»:
нормативы финансовых затрат на предоставление стандартного набора гарантированных государством социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания;
порядок финансирования социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания стационарной формы;
нормативы объемов социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания, финансируемых за счет средств бюджета Республики Татарстан.
В настоящее время аналогичные нормативы разработаны для всех учреждений социального обслуживания, в т. ч. и для социально-реабилитационных учреждений, и находятся на согласовании в заинтересованных ведомствах.

3. Наличие стандартов и формирование оценки эффективности реабилитационных мероприятий, осуществляемых в учреждениях системы социальной защиты.

Переход учреждений социального обслуживания к работе в условиях нормативно-подушевого финансирования потребовал решения вопроса качества социальных услуг.
Поэтому постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2006г. № 687 утверждены не только нормативы финансового обеспечения, но и требования к объему и качеству социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания (дома-интернаты, специализированные учреждения для несовершеннолетних, центры социальной адаптации лиц БОМЖ). С 1 января 2007г. указанные учреждения были переведены на нормативно-подушевое финансирование, ориентированное на конечный результат.
Аналогичные нормативы и требования разработаны также для всех других видов учреждений, в т. ч. социально-реабилитационных учреждений, и в настоящее время проходят согласование в заинтересованных ведомствах.
Следующим шагом после установления требований к качеству, стала разработка методов оценки исполнения этих требований. На основе международных и отечественных нормативов министерством были разработаны и утверждены приказом Министерства социальной защиты Республики Татарстан от 30.12.2006г. № 158 индикаторы эффективности и результативности деятельности учреждений социального обслуживания Республики Татарстан, включающие:
- структурные индикаторы, отражающие оценку состояние материально-технической базы учреждений, оценку структуры учреждения,
- функциональные индикаторы, отражающие оценку деятельности учреждения (для социально-реабилитационного учреждения - организацию реабилитационного процесса и результатов реабилитации).

5. Развитие сети социально-реабилитационных учреждений.

В развитии сети социальных учреждений в Республике Татарстан в период с 1995 по2005гг. можно выделить 2 периода:
1. Развитие в рамках реализации Республиканских программ 1997-1998гг. и 1999-2000гг.
2. Развитие в рамках индивидуальных распоряжений или постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан 2001-2005гг.
Принятие Программы первоочередных мер по развитию сети учреждений социального обслуживания населения в Республике Татарстан на 1997-1998 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.01.1997г. №26, явилось первым опытом системного подхода к формированию сети учреждений социального обслуживания в республике.
При этом основное внимание уделялось формированию сети социальных служб нестационарного профиля, как наиболее экономичных.
На этом этапе кроме служб, обеспечивающих жизнедеятельность пожилых и инвалидов, были открыты первые в республике учреждения и отделения социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные отделения, реабилитационные центры для ветеранов и пожилых людей.
Всего в 1997-1998гг. было открыто 39 учреждений (в них 85 отделений), в т. ч. 1 Центр реабилитации для взрослых инвалидов и 9 Реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Основные направления деятельности органов социальной защиты в области социального обслуживания на период 1999-2000 гг. были определены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №266 от 30.04.1999г.
В этот период в республике приоритетное развитие получили специализированные учреждения социальной помощи семье и детям, реабилитационные учреждения для инвалидов.
В результате за 1999-2000 гг. было открыто 51 учреждение, в т. ч. 2 Центра реабилитации для взрослых инвалидов и 3 Реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.
В 2001-2006 гг. на смену программному развитию сети учреждений пришло развитие сети в рамках индивидуальных постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан, исходя из временных норм и уровня социальных гарантий обеспеченности населения социальными услугами, утвержденных постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2001г. №748 «О состоянии и мерах совершенствования социального обслуживания населения в Республике Татарстан» и от 14.06.2002г. №330»Об установлении уровня социальных гарантий обеспеченности социальными услугами».
В результате за период 2001-2006гг. в республике было открыто 36 учреждений, в т. ч. 3 Центра реабилитации для взрослых инвалидов и 1 Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Динамика развития сети реабилитационных учреждений для инвалидов в 1995-2006 гг.

Динамика развития сети реабилитационных учреждений для инвалидов в 1995-2006 гг

6. Развитие предприятий протезно-ортопедической отрасли и реабилитационной индустрии.

В настоящее время в Республике Татарстан функционирует 6 основных предприятий протезно-ортопедической отрасли и реабилитационной индустрии, из них 1 Федеральное государственное унитарное предприятие «Казанское протезно-ортопедическое предприятие» и 5 общества ограниченной ответственности (ООО «Опора», ООО «РИН», ООО «ПРИЗ», ООО «Таяныч», ООО «УНиО».
9 февраля 2007г. между ОАО Казанский Медико-Инструментальный Завод и Германская компанией MEYRA Wilhelm Meyer Ко. КG подписано соглашение о создании совместного предприятия по производству колясок и других средств реабилитации для инвалидов. 16 марта 2007г. на базе Казанского медико-инструментального завода состоялось торжественное открытие производственной линии фирмы MEYRA.
На поставку оборудования и развитие производства зарубежные партнеры выделили 10 млн.евро. Германская компания обязуется поставит на новое предприятие технологическую линию по производству различных модификаций инвалидных кресел-колясок (стандартных, облегченных, активных, детских, спортивных, кресел-колясок с электроприводом и микропроцессорным управлением, кресел-колясок повышенной комфортности), обеспечить ее функционирование, подготовить высококвалифицированный персонал.
Организация предприятия предполагает использовать сырьевую и производственные базы республики, подготовить высокопрофессиональные кадры, привлечь самих инвалидов в рабочих процесс.
Данный проект реализуется при поддержке Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев. Общие инвестиции в проект составят около 16 млн. евро.
В этом году филиал предполагает изготовить 10 тыс.штук инвалидных колясок (прогулочных и комнатных), а значит сможет обеспечить данной продукцией не только Республику Татарстан, но ближайшие регионы.
Кроме того, филиал MEYRA готов представить 3,5 тыс. наименований изделий для инвалидов. В ближайших планах открытие при производственном участке магазина по продаже изделий немецкой фирмы.

7. Взаимодействие с общественными объединениями, в т. ч. созданными инвалидами, в целях совершенствования социальной политики региона.

Осознавая значимость развития социального партнерства в решении вопросов социальной поддержки инвалидов, Министерство тесно взаимодействует с 17 общественными объединениями инвалидов, 13 из которых представляют интересы инвалидов республики.
Наряду с проведением совместных республиканских мероприятий – научно-практических конференций, конкурсов, фестивалей, стали традиционными проведение круглых столов с руководителями и активом общественных организаций по вопросам социальной защиты инвалидов Республике Татарстан. Ни один проект документов, касающихся социальной защиты инвалидов, не направляется на утверждение в Правительство или в Государственный Совет республики без согласования его с общественными организациями.
Новой формой сотрудничества органов государственной власти и общественных организаций стало заключение Соглашений о сотрудничестве в области социальной защиты инвалидов. Так по итогам проведения в республике мероприятий, посвященных Европейскому году инвалидов, были подписаны Соглашения о социальном партнерстве в области социальной защиты и реабилитации инвалидов между министерством, Татарской республиканской организацией Всероссийского общества инвалидов и Татарстан республиканской организацией Всероссийского общества слепых.
Активно участвуют общественные организации инвалидов в республиканском конкурсе социальных проектов «Общественная инициатива». В период с 2002 по 2006 годы 14 общественных организаций стали победителями конкурса, выиграв в общей сложности 1 млн. 562 тыс. руб. из грантового фонда социальных проектов от общественной организации инвалидов.
Так в 2006 году в номинации «Социальная адаптация пожилых людей и инвалидов победителями стали:
- Физкультурно-творческая городская общественная организация «Олимп» с проектом «Приобщение к физкультурно-оздоровительной деятельности инвалидов и пожилых Приволжского района г.Казани»;
- Заинская городская районная организация инвалидов с проектом «Пройти сквозь года».
Активное участвуют общественные организации инвалидов и в продвижении пилотного проекта «Создание модельного реабилитационного центра» на базе Центра реабилитации инвалидов «Изгелек» (г.Набережные Челны), реализуемого в рамках проекта Совета Европы «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском Федеральном округе». Представители городской общественной организации вошли в состав рабочей группы по продвижению проекта. Кроме того, сегодня ведутся переговоры с республиканским отделением общероссийской организации инвалидов «Помощь-Созидание» по вопросу оплаты труда сотрудников Центра, деятельность которых будет осуществляться сверх гарантированных государством социально-реабилитационных услуг.

Назад Оглавление Далее