Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

I. Безбарьерная среда в многоквартирном доме: законодательство, проблемы реализации

1. Законодательное регулирование вопросов безбарьерной среды: международные нормы и национальное законодательство России

1.1 Конвенция о правах инвалидов

Современное российское законодательство, регулирующее вопросы доступной среды, основано на нормах международного права. Не является исключением и обустройство многоквартирного дома и прилегающей к нему территории элементами безбарьерной среды.

Основополагающим международным документом в этой сфере является Конвенция о правах инвалидов, подписанная от имени Российской Федерации 24 сентября 2008 года.

Краткая справка

Документ Конвенции устанавливает общие положения, с которыми государствоучастник, подписавшее документ, соглашается и которые готово исполнять. Конкретные внутригосударственные законодательные нормы, направленные на реализацию положений международного соглашения, а также правительственные решения для обеспечения исполнения принятых законов внутри государства-участника принимаются, как правило, после ратификации документа.

Основные положения Конвенции касаются исключения какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности, а также возможности наравне с другими гражданами пользоваться объектами связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Равенство в данном случае подразумевает возможность выбора таких объектов, а не только возможность пользоваться небольшим количеством специально оборудованных. Проще говоря, инвалид должен иметь выбор при принятии решения каким объектом пользоваться.

Россия ратифицировала положения Конвенции в мае 2012 года, тем самым в полной мере взяв на себя обязательства перед гражданами своей страны и международным сообществом поднять уровень жизни инвалидов на новый качественный уровень.

1.2. Законодательство России

1.2.1 Основные законодательные акты Российской Федерации

Конституция Российской Федерации

Часть 2 статьи 7 «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.»

1 Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. Подписана от имени Российской Федерации 24 сентября
2008 г. в Нью-Йорке. Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Вступил в силу с 15 мая 2012 г.

Во исполнение Конституции в 1995 году был принят Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Действующая редакция статьи 15 закона предусматривает обязанность государственных и муниципальных органов власти обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, к которым законодатель относит в том числе и жилые здания.

«Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам»

Кроме этого в этой статье установлено, что:

«Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются».

Градостроительный кодекс в ст. 2 относит обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения к одному из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

«Законодательство о градостроительной деятельности, изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: <...> 3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;»

1.2.2 Изменения в российском законодательстве в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов

В декабре 2014 года Президентом России был подписан Федеральный закон № 419-ФЗ, который внес ряд существенных изменений в законы, регулирующие правоотношения в сфере социальной защиты инвалидов.2 Принятие изменений было обусловлено объективной необходимостью приблизить положения Конвенции к условиям российской действительности.

2 Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015)

Ряд нововведений коснулся вопросов обустройства и приспособления общего имущества в МКД для инвалидов.

Статья 2 Жилищного кодекса была дополнена пунктом 5.1, который обязывает органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивать «инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах».

«Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:<...> 5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах»

Указанная норма действует с 1-го января 2016 года.
Во исполнение положений Конвенции и закона № 419-ФЗ в июле 2016 года Правительством РФ были внесены изменения в ряд правил и постановлений, регулирующих вопросы содержания общего имущества в МКД.* 3

Среди них изменения в:

Постановление Правительства РФ N 290

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме дополнен нормой о проверке состояния, а при необходимости ремонта оборудования, предназначенного для обеспечения доступности помещений для инвалидов и МКД.
Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывают обслуживающие организации при определении состава работ учитывать оборудование для инвалидов.

Постановление Правительства РФ N 491

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме включают в состав общего имущества все конструкции и оборудование, которое обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов в помещения МКД, обязывает содержать такое имущество в надлежащем состоянии, а также приравнивают акты осмотров и проверок конструкций и оборудования для инвалидов к технической документации на МКД

1.2.2.1 Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме

Правила 649 - документ, необходимый с точки зрения установления четкого порядка обустройства безбарьерной среды и приспособления жилых помещений, общего

3 Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего 8 имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов»

имущества в МКД для обеспечения потребностей инвалида в соответствии с требованиями, которые являются составной частью этих Правил

В первую очередь Правила рассчитаны на «старый» жилой фонд, который возводился без учета требований доступности для инвалидов и маломобильных групп населения. Правила состоят из четырех разделов

Первый и второй определяют общие положения, полномочия органов государственной (федеральной и региональной) власти, органов местного самоуправления в принятии решений по вопросам обустройства безбарьерной среды в МКД, порядок обследования общего имущества и квартир, в которых проживают инвалиды

Третья и четвертая части содержат требования к доступности жилого помещения и общего имущества, а также требования, которые должны быть выполнены в ходе приспособления помещений с учетом потребностей инвалида

Указанные Правила, а также изменения в ряд нормативных актов, утвержденные постановлением правительства, вступили в силу 27 июля 2016 года

Для того чтобы Правила «заработали» в полной мере, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ должно было разработать до конца октября 2016 года следующие документы:

• форму акта обследования жилого помещения, общего имущества. Разработан и действует с 27 января 2017 г. (Приложение 5)
• формы заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления помещения и общего имущества. Разработаны и действуют с 28 января 2017 г. (Приложения 6 и 7)
• форму решения об экономической целесообразности реконструкции (капитального ремонта) МКД с целью обустройства для инвалида его жилого помещения и общего имущества
• правила проведения проверки такой целесообразности4

На дату выхода настоящего пособия правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома вместе с формой принятия решения не были утверждены

Регионам в свою очередь необходимо определить координирующий орган на уровне регионального правительства (администрации), сформировать региональные комиссии по обследованию жилищного фонда, принадлещащего региону, разработать план мероприятий по приспособлению такого фонда. Муниципальным образованиям - сформировать муниципальные комиссии по обследованию частного и муниципального жилищного фонда, разработать план мероприятий по приспособлению такого фонда

4 Ознакомиться с проектом правил и формы решения можно здесь http://regulation.gov.ru/p/62025 ID проекта: 01/02/02-17/00062025

1.2.3 Нормативное регулирование параметров установки элементов безбарьерной среды. Требования Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Обязательным условием при установке и монтаже пандусов, подъемников, любого оборудования, обеспечивающего инвалиду-колясочнику преодоление препятствий в подъезде МКД, является соответствие конструкций требованиям безопасности. Все устанавливаемые конструкции должны соответствовать требованиям Федерального закона № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 3845, в частности требованиям пункта 41 перечня, в котором обязательным к применению являются отдельные части свода правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», нормативам, утверждённым разделом III Правил 649

Особое внимание стоит обратить на следующие нюансы. В обязательном порядке подлежит применению только та часть свода правил «СП 59.13330.2012», которая входит в пункт 41 перечня6. Обязательным к применению эта часть является с 1-го июля 2015 года, даты вступления в силу Перечня национальных стандартов. До этой даты обязательной к применению была часть пунктов разделов 3 и 4 СНиП 35-01-2001. С 15 мая 2017 года приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 768/пр утверждён свод правил «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», который отменяет свод правил «СП 59.13330.2012» только в тех пунктах, которые не входят в Перечень. Это положение закреплено в приказе Минстроя России № 86/пр от 10.02.2017

Также стоит учитывать тот факт, что своды правил подлежат применению в отношении «проектирования новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений». Однако часто на деле получается, что обязательные требования в отношении доступности применяются исключительно в отношении проектирования новых зданий, и то если проект проходит государственную экспертизу. При этом нет никаких гарантий, что построенное многоэтажное здание будет полностью отвечать требованиям доступности

Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, установленные указанным законом, относятся к минимально необходимым (пункт 6 части 6 статьи 3) и наряду с общими требованиями, такими как пожарная и механическая безопасность, безопасность условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, которые имеют отношение ко всем жителям и посетителям жилых и нежилых зданий, отдельно выделены в статье 12 закона:

«1. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась

5 Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 www.government.ru/docs/16446/
6 Утверждён приказом Минстроя России от 27.12.2011 N 605. «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для
маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 768/пр. www. minstroyrf.ru/docs/13225/

их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.»

Статья 30 закона более детально рассматривает конструктивные элементы зданий и сооружений, на которые необходимо обращать особое внимание и которые должны обеспечить безопасность лиц, использующих пандусы. К таким элементам относятся:

• уклон лестниц и пандусов;
• ширина проступей и высота ступеней на лестницах;
• высота подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу. Недопустимо применение ступеней разной высоты в пределах одного лестничного марша. Перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными;
• высота порогов, дверных и незаполняемых проемов в стенах на путях перемещения людей, высота прохода по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку;
• высота проходов под выступающими сверху и по бокам пути перемещения людей элементами строительных конструкций или оборудования

Для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий

Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения

В проектной документации жилых зданий должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам

Более детально требования к размерам пандусов, углам наклона и прочим параметрам содержатся в своде правил СП 59.13330.2012 (СП 59.13330.2016), Правилах 649, государственном стандарте ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»7

7 Офциальный сайт Росстандарта определяет стандарт как действующий http://www.gost.ru/wps/portal/pages. CatalogOfStandarts

1.2.4 Применение строительных норм и правил (СНиП) и сводов правил (СП). Историческая справка

Градостроительный кодекс РФ в ст. 2 относит обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения к одному из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. Это положение действует с даты вступления в силу Кодекса - с 30 декабря 2004 года

В 2001 году, до введения кодекса в действие, были разработаны СНиП 35-01-2001. ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, принятые постановлением Госстроя 16.07.2001 №73

К этим правилам был разработан ряд сводов правил (СП):

1) СП 35-101-2001«Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»;
2) СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»;
3) СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов

Актуализированные СНиП 35-01- 2001 вступили в силу 01 января 2013 года под названием «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605). Необходимость актуализации возникла в связи с подписанием Россией в сентябре 2008 Конвенции ООН о правах инвалидов, подготовкой к проведению Олимпийских игр в Сочи, а также в связи с приведением СНиП в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2009 №384-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Пункт 1.2 обновленного СНиП: «Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.»
СП 59.13330.2012. - актуализированный СНиП, пункт 1.1. указывает: «Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее -маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).»

Термины «разумное приспособление» и «универсальный дизайн», используемые в указанном своде правил, обозначают основные принципы обеспечения доступности, сформулированные в

Конвенции о правах инвалидов:

1) «разумное приспособление» означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод»;
2) «универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.»

Универсальный дизайн подразумевает проектирование зданий и пространств населённых пунктов, которые изначально являются подходящими для использования инвалидами и гражданами из МГН без необходимости дополнительных адаптаций и приспособлений в дальнейшем

Принцип «разумное приспособление» говорит о том, что в случае если отсутствует возможность приспособления уже построенных зданий, сооружений и их частей в соответствии с утвержденными нормативами, то в этом случае возможно применение приспособлений и устройств, которые не соответствуют параметрам, но позволяют инвалиду воспользоваться зданием, сооружением наравне с гражданами не инвалидами

Таким образом, принцип «универсальный дизайн» относится к проектированию, а принцип «разумное приспособление» - к адаптированию уже построенного

Однако Центр «Народная экспертиза» считает необходимым обратить внимание на существенную деталь. В отношении МКД, где проживают инвалиды, Правилами 649 утверждены нормативы, на соответствие которым специально созданные комиссии должны проводить обследование как жилого помещения, так и общего имущества в доме. В результате должно быть принято решение либо об обустройстве по четко определённым параметрам, либо о невозможности обустройства, что будет являться основанием для признания помещения непригодным для проживания инвалида с
принятием мер по его дальнейшему переселению. К тому же в процитированном тексте свода правил речь идёт о применении принципа «разумного приспособления» в отношении мероприятий по реконструкции или капитальному ремонту, однако установка пандуса не всегда требует таких существенных преобразований конструкций. Поэтому вопрос пределов применения принципа «разумное приспособление» в отношении МКД и его уместность в ситуации, когда нормативно определены основные параметры, остаётся открытым

В конце 2014 года Правительство РФ принимает постановление от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Вступило в силу с 1 июля 2015 года. До 1 июля действовало распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которым СНиП 35-01-2001 был признан обязательным в части разделов 3 и 4

1.3 Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы

К основным подзаконным нормативным актам в сфере обустройства объектов социальной инфраструктуры для нужд инвалидов необходимо также отнести государственную программу «Доступная среда» на 2011-2020 годы.8

Основной функцией программы является определение размера бюджетных средств, направляемых на финансирование мер по улучшению качества жизни инвалидов, а также определение конкретных целей, при достижении которых можно будет определить результативность принятых мер

Программа практически не обеспечивает расходование средств на обеспечение доступной среды в пределах МКД и прилегающей к нему территории. Тем не менее будет полезным знать каким образом региональные программы и муниципальные (в тех муниципальных образованиях, где они приняты) структурно входят в федеральную госпрограмму.
Госпрограмма «Доступная среда», принятая на федеральном уровне, подразумевает принятие субъектом Российской Федерации региональной программы «Доступная среда», а также принятие муниципальным образованием похожих отдельных программ или подпрограмм. Такое многоступенчатое разделение связано с финансированием мероприятий по обеспечению доступной среды из бюджетов разных уровней

8 Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы»

Региональный уровень

На уровне администрации (правительства) региона, принимаются региональные программы «Доступная среда», в которых по аналогии с федеральной программой определяются мероприятия, их цели, а также размеры средств регионального бюджета, направляемые на цели программы. Примером таких программ являются:

Псковская область
Постановление Администрации Псковской области от 28.10.2013 N 490 (ред. от
16.07.2015) «Обутверждении Государственной программы Псковской области «Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения» на 2014 - 2020 годы»

Пример
В соответствии с разделом 6 «Ресурсное обеспечение подпрограммы» на плановый период 2015 года на реализацию программы «Доступная среда на территории Псковской области» предусмотрено 33 млн 825 тыс. рублей, из которых средства федерального бюджета составляют 22 млн 212 тыс. рублей, областного бюджета -10 млн 130 тыс. рублей, местных бюджетов -180 тыс. рублей, внебюджетных источников -1 млн 303 тыс. рублей). По результатам реализации программы в 2015 году жилые здания не адаптировались для инвалидов за счет утвержденных средств.9

Астраханская область
Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N399-П (ред. от
07.12.2016) «О государственной программе «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» Подпрограмма 6 «Доступная среда»

Свердловская область
Постановление Правительства Свердловской области от 22.01.2014 N23-ПП (ред. от
13.05.2016) «Обутверждении комплексной программы Свердловской области «Доступная среда» на 2014 - 2020 годы»

Цитата из программы (абзац 13 Раздела 1. «Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами»)

«Серьезным вопросом остается создание условий доступности для инвалидов в помещения жилых домов, которые в основной доле не приспособлены к проживанию лиц с тяжелыми ограничениями в передвижении. Из 4768 инвалидов-колясочников 89,8 процента нуждаются в адаптации и создании доступности помещений в жилых домах.» На 2015 год областной программой не было предусмотрено приспособление жилых помещений и общего имущества в МКД для нужд инвалидов

Республика Карелия
Постановление Правительства РК от 09.06.2016 N 211-П «Об утверждении государственной программы Республики Карелия «Доступная среда в Республике Карелия» на 2016-2020 годы»

Муниципальный уровень

На уровне города, поселка, сельского поселения, органы местного самоуправления принимают местные программы «Доступная среда» в рамках государственной программы федерального и регионального уровней. Цели и задачи местной программы аналогичны целям и задачам госпрограмм. Примерами муниципальных программ являются:

Калужская область, город Калуга
Постановление Городской Управы г. Калуги от 29.11.2013 N 376-п (ред. от 16.12.2016) «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования «Город Калуга» «Доступная среда в муниципальном образовании «Город Калуга»

Пензенская область, город Кузнецк
Постановление Администрации г. Кузнецка от 13.11.2013 N 2298 (ред. от 26.10.2016) «Об утверждении муниципальной программы города Кузнецка Пензенской области «Социальная поддержка граждан в городе Кузнецке Пензенской области на 2014 - 2020 годы», подпрограмма 2 «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, детей с ограниченными возможностями и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Кузнецке»

Челябинская область, город Миасс
Постановление администрации Миасского городского округа Челябинской области от 16.12.2015 N 7560 (ред. от 20.05.2016) «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда» на 2016 год» (вместе с «Муниципальной программой «Доступная среда» на 2016 год»)

1.4 Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды»

Приоритетный проект призван облагородить облик городов и поселений - участников проекта, и в соответствии с современной градостроительной концепцией обеспечить более комфортную среду в том числе и для маломобильных граждан на принципах универсального дизайна

Главная цель реализации проекта нашла отражение в словах председателя Правительства на заседании президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 января 2017 г. «...чтобы мы получили современную безбарьерную инфраструктуру с продуманным дизайном»

10 http://government.ru/news/26202/ Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»

Среди подлежащих обустройству пространств предполагается уделить внимание дворовым территориям в непосредственной близости от МКД. В рамках проекта предполагается активное участие в процессе благоустройства как самих граждан, так и общественных объединений. Это означает возможность для инвалидов и объединений инвалидов войти в общественные советы, которые формируются для решения задач и достижения целей, стоящих перед проектом, а также непосредственно влиять на процесс благоустройства, начиная со стадии проектирования.

Назад Оглавление Далее