aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

1.6. Дискриминация по признаку инвалидности в школе

Формы дискриминации в сфере образования, которой подвергаются дети по причине их инвалидности, могут быть разными. Самые очевидные формы дискриминации:
- отказ в доступе к образованию;
- отказ в создании специальных условий получения образования и разумном приспособлении;
- отделение обучающегося от сверстников путём помещения в интернат или специальное коррекционное образовательное учреждение без разумных для этого оснований.
Многие обстоятельства, имеющие место в жизни, не ощущаются как дискриминирующие, потому что так сложилось давно и воспринимается как обычная и нормальная практика.
Например, ребёнок, передвигающийся на инвалидной коляске, как правило, не может посещать школу по причине архитектурных барьеров (обычные жилые дома чаще всего не имеют пандусов), а в школьном здании, в свою очередь, тоже множество барьеров, которые служат препятствием для обучения такого ребёнка в обычном классе (нет подъемников, пандусов, бывают высокие пороги, слишком узкие проходы между партами и т.д.).
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата не лишены права на образование, они получают образование на дому, в том числе в дистанционной форме. Для многих - это в настоящее время единственно возможный способ получения образования, и замечательно, что он государством обеспечивается в наиболее полной возможной мере. Однако отсутствие физического доступа в образовательную организацию по-прежнему свидетельствует об ограничении равного доступа к образованию.
Неравенство в сфере образования может быть и экономическим. Например, школа может быть доступна архитектурно, иметь необходимые приспособления и быть адаптированной к потребностям особых детей, однако ребёнка на кресле-коляске невозможно доставить до школы никаким иным транспортом, кроме автомобиля. Если автобусы недоступны, услуга специального транспорта не предоставляется, а родитель не имеет личных средств для приобретения специально оборудованного автомобиля, значит, ребёнок не будет посещать школу, как другие его сверстники. В такой ситуации оказываются семьи, воспитывающие детей с тяжёлыми и множественными нарушениями, передвигающихся на инвалидной коляске с помощью других лиц. Они готовы подвозить детей в школу на такси, но у обычной семьи, как правило, нет для этого необходимых доходов, а государственная помощь на транспортные расходы не предоставляется.
Запрещённой формой дискриминации в России является признание ребёнка необучаемым. Нельзя лишать ребёнка образования на том основании, что он получает слишком мало пользы от обучения. Образование призвано обеспечить ребёнка необходимыми для жизни навыками, расширить его возможности. Его цель заключается в развитии потенциала ребёнка посредством развития его навыков, способностей к познанию и других способностей, человеческого достоинства, самоуважения и уверенности в себе.
Право на образование не может быть ограничено лишь по той причине, что способности ребёнка развиваются не так быстро, как это ожидается в отношении «среднего» (обычного) ученика. Гораздо важнее найти правильный для ребёнка темп усвоения знаний и ставить верные для него задачи обучения. На самом деле все дети могут учиться.
Большинство руководителей образовательных организаций и школ не намереваются дискриминировать ребёнка и стараются действовать в наилучших его интересах и с учётом его особой ситуации. Дискриминирующие ребёнка с инвалидностью условия действительно не всегда замечаются.
Образовательной организации, принимающей для обучения учащегося с инвалидностью, необходимо анализировать ситуации, когда требуется индивидуальное разумное приспособление, разрабатывать меры по улучшению доступности обучения на основе равенства для всех детей либо применять иногда самые простые методы адаптации школьной среды.

Назад Оглавление Далее