Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование Образование

Раздел II. Инвалидность и инклюзивное образование

2.1. Что такое «инклюзивная школа», насколько школа может быть инклюзивной в отношении разных учеников

Под инклюзивной школой мы понимаем такую школу, которая признаёт и поддерживает принципы инклюзивного образования, предпринимает меры к тому, чтобы адаптировать процесс обучения к разным особенностям и возможностям детей, а также принимает и включает в процесс обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на равных с другими учениками. Дети с ограниченными возможностями и инвалидностью не должны исключаться из общей системы образования.
Обучение детей в специальных классах и школах, отдельно от своих сверстников, может быть оправдано лишь в особых случаях. Не может быть оправданием для сегрегации детей лишь факт наличия диагноза, или проблем с поведением, или неготовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию.
Все дети имеют право на качественное, инклюзивное бесплатное образование по месту своего жительства. Инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Не является инклюзивным образованием пребывание детей с особыми образовательными потребностями вместе с детьми без таких потребностей в одном классе без подготовки специальных условий получения образования и совместного анализа участниками образовательного процесса всей ситуации, без адаптирования
классного и школьного пространства и методов преподавания, без подготовки учителя и методической проработки уроков.
Неверные представления об инклюзии:
• представление, что присутствие в школе само по себе достаточно;
• представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать;
• фокусирование не на целях, а на действиях;
• когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребёнка;
• представление, что молчаливое сидение - это нормальная альтернатива участию.
Обучение в специальных классах общей школы не во всех случаях может быть признано инклюзивным образованием.
Инклюзивное образование должно быть признано и принято сначала как совокупность идей (принципов), которые могут быть воплощены на практике в условиях конкретного класса, конкретной школы, конкретного педагогического коллектива. Но объявление школы инклюзивной на основании лишь приверженности принципам инклюзии, без понимания конкретных шагов, которые необходимо воплотить практически для этого, не превратит школу в инклюзивную. Кроме того, без работы с коллективом и существования духа сотрудничества в коллективе школы инклюзивное образование немыслимо и невыполнимо. Школа не может быть инклюзивной, если идею инклюзивного образования поддерживают лишь директор и один-два педагога. Школа может стать инклюзивной, когда весь коллектив (включая административный и вспомогательный персонал) признаёт принципы инклюзивного образования и следует им в своей повседневной работе. Инклюзивное образование не может развиваться без сотрудничества с родителями.
Формула инклюзивной школы (если попытаться её упростить) может быть сведена к следующей идее - чтобы образование было инклюзивным, прежде всего необходимо, чтобы педагоги и сотрудники школы стали инклюзивными. Инклюзивность, как индивидуальное качество, включает несколько составляющих:
- открытость ума (способность воспринимать новые идеи и
отказываться от старых идей и методов, которые перестали быть эффективными, не достигают поставленных целей); восприимчивость к творческому элементу в педагогике, интерес к новым знаниям и практикам, готовность учиться в течение всей жизни;
- эмпатия (способность понимать другого человека);
- владение разнообразными методами преподавания, обладание методической гибкостью, знаниями о разнообразных особенностях обучающихся и навыками (опытом) работы с ними;
- принятие разнообразия учеников в школе.
Качество инклюзии нарабатывается с опытом. На него оказывает влияние - и опыт учителя, и индивидуальные особенности учеников.
Соответственно, качество работы педагога в инклюзивном классе нельзя оценивать исключительно по формальным показателям количества «включённых» учеников или успеваемости детей с ОВЗ по стандарту оценки «среднего ученика».
Инклюзивная школа должна быть ориентирована на психологический комфорт не только детей (разных и с разными образовательными потребностями), но и учителей. Учитель инклюзивной школы не должен оставаться без поддержки в развитии этой новой и сложной практики1.
«По своей сути инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленный на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, в рамках которого учитывается разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детей-инвалидов, но и всех учащихся. Эта цель может быть достигнута с помощью различных организационных средств, учитывающих многообразие детей. Инклюзивное образование может варьироваться от помещения всех учащихся-инвалидов в один обычный класс на весь день до обучения их в обычном классе с разной степенью инклюзивности, включая определенную долю специального образования. Важно осознавать, что инклюзивное образование не следует понимать или применять просто как средство интеграции детей-инвалидов в общеобразовательную систему независимо от их проблем и потребностей»2.

___________

1 Обычный учитель «необычного класса». Самара, 2015.

2 Комитет ООН по правам ребенка. Замечание общего порядка № 9 (2006). Права детей-инвалидов. CRC/C/GC/9, пар. 67.

Назад Оглавление Далее