Образование
Методика организации учебного процесса для инвалидов с патологией органа слуха (на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана
На основе проведенных коллективом МГТУ им. Н.Э. Баумана научных исследований и их практической деятельности была создана система непрерывного интегрированного высшего профессионального образования инвалидов по слуху.
Базовыми принципами организации и функционирования созданной системы являются:
- вариативное по форме интегрированное непрерывное разноуровневое профессиональное образование;
- комплексное реабилитационное сопровождение учебного процесса.
Система обеспечивает (рис. 2) непрерывность профессиональной траектории, получение профессии и специальности на каждом из этапов образования в соответствии с государственными стандартами высшего профессионального образования, возможность постоянного повышения квалификации и переобучения, равные права на получение высшего образования независимо от форм полученного среднего образования, создание необходимых специальных образовательных условий, обеспечивающих доступ к единой образовательной и профессиональной среде, адресную функционально ориентированную подготовку специалистов, профессиональную и социально-бытовую адаптацию, социально-правовую ориентацию.
Система позволяет выполнять индивидуальную программу реабилитации инвалида в течение всего периода обучения в условиях вуза общего типа за счет проведения реабилитационных мероприятий, содержание и перечень которых зависят от формы и плана обучения.
Одним из основных положений системы является глубокая интеграция инвалидов со слышащими в процессе совместного обучения и трудовой деятельности. При этом в рамках системы, интеграция является не только целью (и ни в коем случае самоцелью), но и инструментом реабилитации.
Важнейшим преимуществом такой системы является ее «гибкость» и модульность, что позволяет применять ту или иную форму организации учебного процесса в зависимости от медицинских, психофизиологических и других показателей, а также от возможностей конкретных факультетов, кафедр и иных структур принимать участие в образовательных программах для инвалидов.
Организационной формой системы является образовательно-реабилитационный комплекс, состоящий из факультета (или учебного центра), медико-реабилитационного отделения и центра профессиональной адаптации. Такая структура позволяет эффективно координировать усилия федеральных, региональных и городских организаций и ведомств, призванных решать задачи реабилитации инвалидов.
Структура факультета (или учебного центра) сформирована в соответствии с целями и задачами системы.
Схема получения высшего образования
1. Система обучения инвалидов в Центре начинается с подготовительных курсов, на которых абитуриенты готовятся к вступительным экзаменам. Уже на этом первом этапе обучения инвалиды получают техническую поддержку, которая заключается в использовании радиокласса, и позволяет адаптировать большинство слушателей к образовательным технологиям, применяемым при обучении инвалидов в университете.
2. Зачисление в Центр на образовательно-реабилитационные программы высшего образования осуществляется по результатам конкурсных вступительных экзаменов в установленном Законом порядке и на основании заключений ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) и БМСЭ и рекомендациям по ИПР. Абитуриенты сдают вступительные экзамены в Центр профессиональной реабилитации инвалидов по слуху МГТУ им. Н.Э. Баумана на общих основаниях.
Степень реабилитации абитуриентов разная. На основании медицинских показаний и рекомендаций специалистов для каждого обучающегося уточняется индивидуальная программа реабилитационных мероприятий.
3. Распределение студентов по специальностям осуществляется после первого курса по следующим четырем категориям:
- Студенты, показавшие отличные успехи в учебе, высокую степень коррекции - развития коммуникативного мастерства и, следовательно, минимальные специальные потребности, могут выбрать любую из числа представленных в МГТУ им. Н.Э. Баумана специализаций и продолжить интегрированное обучение в общих группах по обычным учебным программам (рис.3).
- При инклюзивной системе получения образования обучение на втором и третьем курсах продолжается по учебным планам Центра с элементами специализации и реабилитационными дисциплинами. После третьего курса эти студенты продолжают интегрированное обучение по общим учебным планам в общих группах, получая необходимое специальное реабилитационное сопровождение.
- В университет поступают инвалиды с большой степенью потери слуха. Это студенты, которым необходима максимальная специальная поддержка в течение всего периода обучения. Таким студентам предлагается обучение в группе “глухих”, дальнейшее обучение может продолжаться по общеуниверситетским учебным планам.
После окончания первого курса может остаться несколько человек, которые не могут продолжать дальнейшее обучение в университете по полной системе в силу многих факторов: состояния здоровья, низкой способности к восприятию материала и т.д. Для таких студентов может быть предложен следующий путь реализации своих возможностей: получение средне-технического образования после трех лет обучения по индивидуальным граммам, прохождения производственной практики с получением сертификата специалиста.
Особенности учебного плана
Обучение на первых трех курсах осуществляется по учебным планам Центра, составленным в соответствии с государственным образовательным стандартом. Учебный план первого года обучения инвариантен для всех специальностей. Учебные планы второго и третьего года обучения по своему содержанию соответствуют нормативным учебным планам по специальности и в совокупности с учебным планом первого года обучения создают этап базового высшего образования.
Кроме обязательных для университета блоков фундаментальных и общетехнических дисциплин в учебные планы первых трех лет обучения вводят специальные реабилитационные курсы, позволяющие решать задачи комплексной адаптации инвалида к обучению в высшем учебном заведении:
- практический коммуникативный курс русского языка;
- теоретические основы и практика речевой коммуникации;
- психология;
- психолого-физиологическая адаптация к интегрированной среде (валеология);
- основы медико-технической реабилитации;
- правовые основы медико-социальной реабилитации.
Объем часов по специальным реабилитационным дисциплинам максимален на первом курсе (до 30% от общего количества учебных часов), постепенно уменьшается и, начиная с третьего общего курса, коррекционно-реабилитационные занятия проводятся только с теми студентами, которым эти занятия необходимы.
Рабочие программы тех учебных дисциплин, которые даются студентам Центра на первых трех курсах обучения, адаптированы к особенностям инвалидов по слуху. По объему предлагаемого для изучения материала и по количеству аудиторных часов они практически не отличаются от обычных программ, но имеют свою особенность. Для того чтобы студент - инвалид по слуху имел возможность наиболее полно получить лекционный материал, усвоить большой объем практических работ, ему необходима помощь. Каждый преподаватель готовит и выдает студентам перед лекцией раздаточный материал, который содержит набор рисунков, таблиц, формул и другой информации. Кроме раздаточного материала, преподаватель имеет возможность использовать на своих занятиях компьютер, электронную доску, а студент получать лекционный материал на дискете. Эти особенности разработчик учебной программы курса обязательно отражает в программе.
Кроме того, есть отдельные дисциплины, по которым количество аудиторных часов по сравнению с базовым увеличено, например, по дисциплине “Математический анализ”. Это связано, в первую очередь, с недостаточной базовой подготовкой в средней школе (большинство студентов Центра обучалось в специальных образовательных учреждениях для слабослышащих).
Учебные программы специальных реабилитационно-коррекционных дисциплин - авторские разработки ведущих преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана. Перечень специальных дисциплин:
- Введение в интегрированный образовательный процесс - ознакомление студентов с особенностями организации учебного процесса в университете с учетом специальных образовательных потребностей инвалидов по слуху при обучении их в интегрированной среде.
- Практический коммуникативный курс русского языка - повышение грамотности и культуры речи студентов-инвалидов по слуху для обеспечения максимально возможного безбарьерного общения в условиях интеррированного обучения и дальнейшей адаптации в профессиональной среде.
- Теоретические основы и практика речевой коммуникации - совершенствование навыков коммуникации как в условиях специальных занятий, предполагающих определенную систему работы, так и в процессе интегрированного обучения
- Психология - развитие адаптивных возможностей студентов с ограниченными слуховыми возможностями, активизация их личностного роста для максимальной реализации творческого потенциала в учебной, профессиональной деятельности, в общении на всем жизненном пути.
- Психолого - физиологическая адаптация к интегрированной среде (валеология) - повышение “качества здоровья” студентов - инвалидов по слуху за счет привития им элементов здорового образа жизни (ЗОЖ); профилактика заболеваний и оздоровление сердечно-легочной и нервной систем; развитие эмоциональной сферы и улучшение их психической, физической и социальной адаптации к нагрузкам повседневной жизни, учебного процесса и производства в условиях интегрированной среды.
- Правовые основы медико-социальной реабилитации инвалидов - изучение студентами из числа инвалидов проблем инвалидов и инвалидности и приоритетного пути их решения - медико-социальной реабилитации.
Учебные подразделения Центра:
- деканат;
- учебно-исследовательские лаборатории Центра:
- лаборатория вычислительной техники и информационного обеспечения; лаборатория сурдотехники и технических средств; лаборатория коррекционной работы; лаборатория психолого-педагогической, учебно-методической и правовой поддержки инвалидов по слуху специальными образовательными услугами;
- библиотека.
Службы специальной поддержки учебного процесса
Контингент студентов Центра МГТУ им. Н.Э. Баумана очень разнообразен. Как правило, это связано, в первую очередь, с их индивидуальными особенностями - состоянием слухо-речевой функции, общим состоянием здоровья, способностями к обучению, коммуникативными навыками. Уровень подготовки по многим предметам, несмотря на хорошие успехи в средней школе, не соответствует уровню требований к знаниям в МГТУ.
В результате вышеперечисленного, восприятие учебного материала на первых порах очень затруднено - значительно более сложный материал по сравнению со школой, большой объем новой информации, быстрый темп чтения лекций, ведения семинарских занятий, сложность записывания материала лекции, сопровождаемой сурдопереводом, практическое отсутствие навыков работы с книгой и т.д. Для того чтобы помочь студенту преодолеть эти трудности, в МГТУ им. Н.Э. Баумана создана система поддержки учебного процесса студентов - инвалидов.
Тьюторинг - дополнительные индивидуальные консультации и занятия со студентами, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания курса и выработки навыков к обучению в высшем учебном заведении.
Тьютором может быть специалист, имеющий высшее образование, свободно владеющий предметом и являющийся ассистентом преподавателя по изучаемому курсу в работе со слышащими студентами или студент старших курсов, хорошо знающий предмет.
Записывание лекций - присутствие сурдопереводчика гарантирует студентам равный доступ к информации во время занятий, а записыватель гарантирует равный доступ к информации после того, как занятия закончились.
Записыватель лекций должен иметь: специальное образование или общее понятие о предмете, который он записывает; разборчивый почерк; должные знания по орфографии и пунктуации. Записывателем может быть и студент из одного потока из числа слышащих.
Раздаточный материал - специально приготовленный лектором или библиотекарем материал по текущей лекции любой дисциплины. Это могут быть сложные рисунки, формулы, заранее записанный материал.
Техническое обеспечение образовательного процессаp
Современные мультимедийные средства и программные продукты их поддерживающие, специальные технические и аппаратные устройства, изменения в организации учебного процесса позволяют создать принципиально новую безбарьерную образовательную среду для людей с ослабленным слухом. В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработан и внедрен ряд мультимедийных систем для образовательных технологий, используемых при обучении лиц с дефектами слуха, например, мультимедийная система, смонтированная в специальной лекционной аудитории. Специальная аудиторияобеспечивает: – создание условий для организации безбарьерной образовательной среды для инвалидов и иных лиц с дефектами слуха и обеспечение их специальных потребностей;
- создание условий для эффективной комплексной реабилитационной работы (коррекция и компенсация), повышающей психолого-медико-педагогические показатели.
Составляющими элементами многофункциональной аудитории являются:
- мультимедийный компьютер специальной конфигурации;
- средства видеоподдержки учебного процесса (видеопроектор, оверхед, электронная доска, телевизор);
- средства аудиоподдержки учебного процесса (радиоклассы, акустический усилитель и колонки, система караоке);
- лицензионные и авторские программные продукты («Фонетика», «Горыныч» и пр.);
Аудитория и задействованные в ней технические средства сопровождения соответствуют:
- требованиям программно-аппаратной совместимости учебных технологий Университета с сурдотехническим оборудованием, используемым в реабилитационно-образовательном процессе;
- структуре и форме организации учебного процесса с учетом специальных потребностей контингента;
- технологиям, обеспечивающим оперативный доступ к учебной информации.
Базой системы является персональный компьютер, содержащий звуковую и видеокарты и позволяющий записывать и воспроизводить любой вид информации на монитор и слуховой аппарат.
Наличие в едином информационном пространстве технических средств обучения и специальных сурдотехнических компонент (слуховые аппараты, радиоклассы, специальные насадки и пр.) для образовательных целей, позволяет сделать предположение о том, что совокупность данных устройств может рассматриваться как техническое средство реабилитации для студентов с нарушениями слуха.
Назад | Оглавление | Далее |