Образование
Реабилитационная служба в учреждениях профессионального образования (начального, среднего, высшего)
Интегрированное обучение предполагает:модификацию педагогического процесса с учетом специфических потребностей инвалидов и создания специальных образовательных условий; наличие в учреждениях реабилитационной службы, отвечающей за организацию и проведение мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
Базовым документом при организации реабилитации инвалидов в учреждениях профобразования является индивидуальная программа реабилитации инвалидов (ИПР), которая рассматривается как комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, представляющих собой совокупность медицинских, психологических, педагогических, образовательных и социально-экономических мер социальной защиты.
Организация учебного процесса (для инвалидов) в учреждениях профобразования должна осуществляться с учетом следующих требований:
- к санитарно-гигиеническим условиям труда в процессе обучения инвалидов и в их последующей профессиональной деятельности;
- к архитектурно-планировочным решениям по организации учебных мест инвалидов;
- по организации медицинской реабилитации;
- по организации социальной реабилитации;
- по организации профессиональной реабилитации.
Требования к санитарно-гигиеническим условиям трудав процессе обучения
Условия труда в процессе обучения инвалида и в последующей его профессиональной деятельности должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации, разрабатываемой бюро МСЭ (возможно с привлечением учебного учреждения).
При этом следует руководствоваться:
- Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденными Госкомсанэпиднадзором России 23.04.99 г. Руководство 2.2.755-99;
- Стандартами системы безопасности труда (ССБТ);
- Санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами;
- Нормативными документами общественных объединений инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС), регламентирующих труд инвалидов.
Организация труда инвалида в профессиональном учебном заведении должна обеспечивать безопасность труда, исключать возможность ухудшения здоровья, травмирования инвалида. Для инвалидов должны быть обеспечены оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия обучения и труда, работа с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками (1 и 2 класс согласно «Гигиеническим критериям»).
Противопоказанными условиями для обучения и труда инвалидов являются условия, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм инвалида (3 класс согласно «Гигиеническим критериям») и условия труда, соответствующие 4 классу согласно «Гигиеническим критериям» (повышенные уровни физических, химических, биологических факторов).
Требования к архитектурно-планировочным решениям по организации учебных мест инвалидов
Специальное учебное место должно иметь техническую и организационную оснастку, обеспечивающую реализацию эргономических принципов и учитывающую индивидуальные возможности и ограничения конкретных лиц. При проектировании и организации учебных мест необходимо учитывать: анатомоморфологические характеристики двигательного аппарата; возможности восприятия информации; возможности распознавания предметов, инструментов; точности, скорости и амплитуды движений; возможности захвата и способы перемещения предметов; величин усилий при выполнении работы. Учебное место инвалида может потребовать специальных приспособлений, инструментов, специальной (регулируемой) мебели; эргономически спроектированной рабочей зоны, учитывающей антропометрические размеры и физические ограничения инвалида; оснащения оборудования и мебели индикаторами (визуальными, акустическими, тактильными); введения специальных режимов труда и отдыха; расстановку оборудования и мебели и др.
Для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата помещение для занятий должно быть оборудовано одноместными столами. опорными поручнями вдоль стен, мебелью, жестко закрепленной к полу. Столы для этих инвалидов должны иметь конструкцию, позволяющую свободно подъезжать инвалиду на кресле-коляске, для этого расстояния между ножками стола должны быть не менее 900 мм.
Расстояния и проходы между столами должны быть не менее 900 мм, расстояния от столов до окон не менее 500 мм, расстояния от столов до боковой стены помещения – 1000 мм. При входе в помещение должно быть обеспечено свободное от мебели пространство для разворота и разъезда кресел-колясок.
Необходима трансформируемость оборудования и мебели для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата и для слабовидящих. Стол должен иметь изменяемую высоту и наклон рабочей поверхности, регулируемую подставку для ног. Рабочий стул для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата должен быть оснащен: устройством для изменения положения сидения по высоте и наклону, регулируемой подставкой для ног, в отдельных случаях - специальным сидением, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, приспособлением для рабочих инструментов, устройством перемещения вдоль рабочей плоскости по направляющей, а также посредством электромеханических автономных устройств.
Могут применяться специально разработанные для различных специальностей учебные места инвалидов, включающие рабочий стол, стул, технологическое оборудование и подставки для сырья, инструментов и готовой продукции. При проектировании учебного места инвалида с поражениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать параметры оперативного поля, доступного верхним конечностям при условии фиксированного положения тела.
Для инвалидов с нарушением слуха к столам должна подключаться сурдотехническая аппаратура.
Искусственное освещение помещений для инвалидов должно выбираться с соблюдением в первую очередь главного требования – обеспечения безопасных и благоприятных условий для высокой эффективности зрительной работы, и во второю очередь – экономии электроэнергии, хотя это тоже немаловажно в современных экономических условиях.
При выборе рациональных источников света следует учитывать светооотдачу источника, цвет света; при установке – светораспределение, обеспечивающее образование контрастов на объекте зрительного наблюдения и ослабляющее отраженную блесткость. Наилучшую светопередачу обеспечивают лампы накаливания, но у них наименьшая светоотдача. У люминисцентных ламп светоотдача в четыре раза выше, чем у ламп накаливания, срок их службы в пять раз больше.
Наиболее тщательно следует разрабатывать искусственное освещение помещений и рабочих столов для инвалидов с остаточным зрением. Оно всегда предусматривается общее и местное. В качестве источников общего освещения следует использовать светильники с лампами накаливания, допускается применение потолочных люминесцентных светильников.
Местное освещение на рабочем столе - лампами накаливания. Шкафы или стеллажи, входящие в оборудование рабочего места инвалида с остаточным зрением, должны быть с вмонтированными светильниками с автоматическим включением при открывании дверей шкафа.
Рабочие столы должны быть оборудованы местным стабильным (исключающим мерцание) освещением, регулируемым по яркости и спектру в зависимости от характера заболевания глаз.
Цветовая отделка учебных помещений выполняется с учетом психофизиологических особенностей восприятия окружающей среды отдельными категориями инвалидов.
Помещения, где предусматриваются учебные места для инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний, должны быть оборудованы солнцезащитньми устройствами, предназначенными для защиты от перегрева.
Помещения, предназначенные для инвалидов с заболеваниями органов зрения, также должны оборудоваться солнцезащитными устройствами, предназначенными для защиты от слепимости. Данное правило не распространяется на помещения, ориентированные на северную сторону, а также помещения, ориентированные на западную четверть горизонта при эксплуатации их только в первую половину дня.
В помещениях, где предусматривается пребывание инвалидов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и туберкулезом, кратность воздухообмена должна быть повышенной. Она устанавливается в задании на проектирование в зависимости от нозологии обучающихся.
Архитектурное решение интерьеров специализированных учебных заведений для инвалидов должно способствовать:
- обеспечению комфортных условий для передвижения по зданию, для выполнения учебных практических заданий и контроля за их выполнением преподавателями;
- созданию благоприятных метеорологических условий в учебных помещениях: достаточную освещенность, защиту от вредных производственных выделений, излучений, шума, перепадов температур наружного воздуха, перегрева, слепимости и т.п.;
- обеспечению безопасности передвижения внутри здания;
- снижению физического и нервного напряжения учащихся в процессе лекционных и практических занятий;
- обеспечению условий для полноценного культурно-бытового и медицинского обслуживания учащихся, а также их отдыха;
- эстетической выразительности, оказывающей положительное эмоциональное воздействие на инвалидов.
Требования по организации медицинской реабилитации
Медицинская реабилитация, как составная часть комплексного процесса реабилитации инвалида в учебном заведении, должна обеспечивать восстановление или компенсацию имеющихся функциональных нарушений. Она должна включать восстановительную терапию, санаторно-курортное лечение, обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации. В процессе обучения инвалиды должны приобрести устойчивые навыки в формировании здоровья и поддержания его резервов, обеспечивающем их социально-бытовую адаптацию и интеграцию в открытый рынок труда.
Учреждение профессионального образования, занимающееся обучением инвалидов, должно иметь структурное подразделение (отделение, кабинеты), реализующее программу медицинской реабилитации инвалида.
Отделение медицинской реабилитации должно выполнять следующие функции:
- реализовывать соответствующие разделы ИПР;
- проводить восстановительное лечение и осуществлять контроль за его этапами, включая физиотерапию, в том числе светолечение, водолечение, лазеротерапию, баротерапию; лечебную физкультуру, механотерапию, массаж, трудотерапию; психотерапию, диетотерапию; традиционные и народные методы лечения- акупунктура, гомеопатия, мануальная терапия и др.
Отделение медицинской реабилитации может включать: процедурный кабинет, кабинет тестирования функций, кабинеты физических методов реабилитации (в том числе кабинет механотерапии, зал лечебной физкультуры, тренажерные комплексы для проведения дозированных физических нагрузок), кабинет психотерапии, кабинет и зал аппаратной и аппликационной физиотерапии, рефлексотерапии, кабинет традиционных методов лечения, кабинет массажа, кабинет электро- и нейростимуляции, кабинет трудотерапии.
Требования по организации социальной реабилитации
Социальная реабилитация инвалидов, являясь одной из составляющих комплексной реабилитации, должна включать мероприятия, услуги и технические средства, направленные на обеспечение восстановления социально-бытового (персональный уход, социальные навыки, персональная сохранность) и социально-средового (социальная независимость, социальное общение, возможность решения круга личных проблем, возможность занятий спортом, физкультурой, культурно-досуговой деятельностью) статусов.
Учреждение профобразования, занимающееся обучением инвалидов, должно иметь структурное подразделение (отделение, кабинеты), реализующее программу социальной реабилитации.
Основными задачами отделения являются:
- конкретизация потребностей инвалида в различных видах социально-бытовой реабилитации;
- конкретизация услуг и технических средств, предоставляемых инвалиду Отделением в рамках Индивидуальной программы реабилитации;
- реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
В соответствии с этими задачами на отделение возлагаются следующие функции:
- уточнение программы социальной реабилитации инвалида с учетом оптимального набора средств и методик, имеющихся в распоряжении специалистов отделения:
- освоение и внедрение в практику работы отделения новых современных методов и средств социальной реабилитации инвалидов, основанных на достижениях науки, техники и передового опыта в области медико-социальной реабилитации инвалидов;
- оказание консультативной и организационно-методической помощи инвалидам по вопросам социальной реабилитации;
- взаимодействие с другими учреждениями, принимающими участие в медико-социальной реабилитации инвалидов;
- в состав отделения социальной реабилитации могут быть включены (рекомендуются) кабинеты: специалиста по реабилитации, специалиста по социальной работе, психолога; кабинеты социально-бытовой адаптации (кабинет адаптационного обучения; учебный класс для социально-бытовой адаптации, в котором размещены технические средства реабилитации, кабинеты социально-средовой ориентации (учебный класс для социально-средовой ориентации, кабинеты для индивидуальной и групповой психотерапии); кабинет юриста, кабинеты социо-культурной реабилитации, актовый зал, музыкальная гостиная, библиотека, видеотека, спортивный зал.
Программа социальной реабилитации включает:
- информирование и консультирование инвалида и его семьи;
- обучение инвалида персональному уходу, персональной сохранности, социальным навыкам, социальной независимости, социальному общению, навыкам проведения отдыха и досуга, занятиям культурой, спортом, туризмом; пользованию техническими средствами реабилитации;
- содействие в решении личных проблем;
- адаптационное обучение инвалида и его семьи;
- социально-психологическую реабилитацию;
- обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации.
Информирование и консультирование инвалида предусматривает предоставление ему информации о правовых основах реабилитации, о содержании и видах реабилитации, об учебном заведении и др. Консультирование предусматривает как решение отдельных вопросов по реабилитации, так и предоставление юридической консультации.
Адаптационное обучение инвалида и его семьи может включать различный круг вопросов и состоять из различных программ, включая «школу жизни с инвалидностью», вопросы организации обучения и реабилитации в учреждении; занятия, обучающие инвалида пользоваться библиотекой, библиографией; занятия по культуре речи; занятия по внешнему виду и др. Для обучения используется учебная комната, оснащенная экраном, диапроектором, видеомагнитофоном, телевизором, оверхетом и др. Желательно иметь информационные материалы, брошюры и т.д. Освещение и акустика помещения должны обеспечивать условия видимости и слышимости для людей с нарушениями зрения и слуха. В набор мебели должны входить: большой общий стол, стулья, кресла и диван с покрытием из кожезаменителя, стенные шкафы, полки.
Отделение социальной реабилитации осуществляет обучение инвалидов навыкам самообслуживания и самостоятельного проживания. Для этого используются такие формы обучения, как уроки, лекции, беседы, игры и др. Эта работа тесно связана с эрготерапией, включающей подбор и апробациютехнических средств реабилитации, проведение консультаций по функционально-индивидуальному приспособлению жилья инвалида для его самостоятельной жизнедеятельности с учетом характера его физических и психологических ограничений, обучение учащегося и его семьи пользованию оборудованием квартир, оснащенных техническими средствами реабилитации.
Отделение социальной реабилитации обеспечивает подбор для инвалидов технических средств реабилитации различного предназначения (для обучения, для быта, для доступа к информации и т.д. Специалисты отделения обучают инвалидов пользованию этими средствами.
Содействие в решении личных проблем включает обучение (половое воспитание), консультирование (генетическое консультирование, контроль рождаемости, консультирование у сексопатолога и др.), обучения инвалидов и его семьи.
Социально-психологическая реабилитация должна включать:
- проведение всесторонней психодиагностики учащегося, включая оценку уровня полученных школьных знаний, общего развития, круга интересов и структуры потребностей;
- контроль процесса обучения, обучаемость и обученность инвалида, анализ психологических причин неуспеваемости, разработок психолого-педагогических мероприятий, содействующих и коррегирующих процесс обучения;
- оценку особенностей развития речи, памяти, дикции учащихся; оказание логопедической помощи и проведение занятий по когнитивному обучению (коррекция нарушений речи, перестройка речевого поведения, развитие интеллекта с переходом через адаптацию к требованиям учебной деятельности и интенсификации развития и др.);
- проведение психотерапии, психокоррекции, психоанализа;
- работу с семьей инвалида (диагностика социальных и социально-психологических проблем семьи; психокоррекционная работа для выработки здорового психологического климата в семье, обучения общению, пониманию проблем ребенка, связанных с возрастом и инвалидностью и др.).
Кабинеты психотерапевта и психолога должны проектироваться со звукоизолирующей дверью, ковровым покрытием пола, мягкой мебелью для пациентов. В кабинетах для индивидуальных занятий предусматриваются рабочие столы и компьютерные места для психолога (психотерапевта). В кабинете для групповых занятий с психотерапевтом необходимо иметь 10-12 мягких кресел, диван, круглый стол, музыкальный центр, аппаратуру для светомузыки.
Кабинет логопеда должен иметь звукоизолированную дверь и две звукоизолированные кабины для тренировки речи с помощью магнитофонов, специальную аппаратуру.
Социальная реабилитация предусматривает рекреационную терапию, которая обеспечивает проведение акций общения, культурного досуга, развлечений и др.
В учреждении необходимо иметь актовый зал, предусматривающий не менее 20% зрительских мест для людей на кресло-колясках, желательно также предусмотреть проезд на кресло-коляске на сцену из зрительного зала и попадание в артистическую с выездом на сцену.
Библиотека и видеотека должны обеспечивать свободный доступ людей на кресло-коляске к самостоятельному обозрению и выбору книг и кассет. Для инвалидов по зрению библиотека должна располагать специальными тифлосредствами, книгами (по Брайлю), «говорящими книгами» и др. Видеотека для учащихся слабослышащих и глухих должна располагать фильмами с субтитрами.
Помещение для игр должно использоваться как для настольных игр между двумя партнерами, так и для игр группы лиц (сидящих каждый за своим столиком) с ведущим, находящимся на более высокой отметке части пола (+0.8 м). Помещение оборудуется микрофоном для ведущего.
Зал для спортивных игр рассчитывается на такие спортивные игры как волейбол, баскетбол, ручной мяч. Вокруг спортивной площадки предусматривается обходная свободная дорожка.
Гимнастический зал оснащается параллельными брусьями для тренировки в ходьбе, зеркалами, шведскими стенками, опрокидывающимся столом, фрикционным колесом, гимнастическими матами, потолочными крюками и др.
Требования по организации профессиональной реабилитации
Профессиональная реабилитация инвалидов в учреждениях профессионального образования включает:
- профориентацию;
- профессиональное обучение;
- содействие в трудоустройстве.
Задачами учреждения в области профориентации инвалидов являются:
- организация профориентации инвалидов, обучающихся в специализированных образовательных учреждениях (школах) - ранняя профориентация;
- организация профориентации инвалидов, окончивших общие и специализированные образовательные учреждения (школы);
- организация профотбора для инвалидов, поступающих в специализированное учреждение среднего профессионального образования.
Обучение инвалидов в учреждениях профессионального образования включает:
- получение инвалидом знаний и умений по специальности или профессии (соответствующей квалификации);
- получение профессионального образования (начального, среднего или высшего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- реализацию профессионально-трудового потенциала инвалида, формирование личности профессионала за счет мобилизации ресурсов и скрытых возможностей; самоутверждение в признании объективной ценности и престижности своего квалифицированного труда;
- формирование нравственного духовного богатства личности, широту и глубину профессиональной личностной культуры, умение решать творческие задачи, гибкость и пластичность мышления, стремление к постоянному обновлению знаний и совершенствованию умений;
- развитие общественного сознания личности, понимание места и роли индивидуума в жизни общества, его взаимоотношений с природой, участие в социальных и природных процессах;
- формирование физического здоровья и потребности высокой культуры здоровья, сознания важности и значимости здоровья каждой отдельной личности.
Обучение инвалидов должно предусматривать престижность профессии, высокий уровень и качество знаний, овладение профессиональным мастерством.
Учебный процесс должен быть организован в соответствии с современными дидактическими принципами образования. В обучении инвалидов должны использоваться новые методы обучения, современные педагогические технологии, должен быть организован контроль за качеством обучения.
Учреждение может предоставлять инвалидам дополнительное образование; проводить факультативно обучение по курсу «Валеология», «Организация малого и среднего предпринимательства» и др.
Содействие в трудоустройстве должно включать: организацию взаимодействия с работодателями по подбору рабочих мест для трудоустройства учащихся; организацию взаимодействия с работодателями по контрактной подготовке специалистов; организацию взаимодействия со службой занятости по трудоустройству учащихся; работу с учащимися (консультирование и информирование) по вопросам трудоустройства.
При трудоустройстве учащихся должны учитываться основные права человека на свободное развитие личности, равноправие, свободу передвижения, а также на свободный выбор профессии и места работы.
Организация взаимодействия с работодателями предусматривает подбор рабочих мест для трудоустройства учащихся, организацию встреч выпускников образовательного учреждения с работодателями, обучение студентов тому, как построить свое поведение при личном обращении к работодателю.
Образовательные учреждения, обучающие инвалидов, должны иметь тесную связь с работодателями, с ними можно заключать договора на подготовку специалистов по нужным специальностям, на прохождение студентами производственной практики на данных предпритиях с последующим их трудоустройством. Целевая подготовка кадров по договорам должна обеспечивать:
- конкретную адресную подготовку специалистов на то или иное предприятие;
- формирование специальных профессиональных знаний и навыков у студентов с учетом будущего места работы;
- участие работодателей в учебно-воспитательном процессе инвалидов.
В целевой подготовке инвалидов важной стороной является законодательно закрепленное стимулирование деятельности предприятий, принимающих на работу инвалидов (квотирование рабочих мест), а также взаимодействие предприятий со службой занятости по созданию специальных рабочих мест для инвалидов (учитывающих специальное оборудование, условия труда и др.).
Работа с учащимися (консультирование и информирование) по вопросам трудоустройства должна включать:
- предоставление информации о рабочих местах, которые предлагают образовательному учреждению работодатели, о производственных запросах работодателей, о возможности адаптации к предъявляемым на предприятии требованиям, о возможностях продвижения по профессии для того, чтобы учащийся принимал надлежащее решение на основе собственных познаний и с собственной ответственностью;
- предоставление информации о службе занятости, ее задачах и возможностях, ознакомление учащихся с адресами, памятками, брошюрами службы занятости. Предоставление учащимся информационных папок, фильмов, программ для прослушивания, книг и журналов и др. с рекомендациями для ищущих работу. Специализированное учреждение профессионального образования инвалидов, осуществляя посредническую работу в поиске рабочего места, должно соблюдать принцип конфиденциальности. Недопустимым является оглашение информации о результатах медицинских осмотров или психологических экспертиз учащихся. Такого рода информация может распространяться только с согласия ищущего работу;
- проведение психологической поддержки и психологического консультирования учащихся в период окончания учебного заведения и подбора рабочего места; анализ и преодоление личных проблем и внутренних барьеров, способных иметь отрицательное влияние на профессиональную жизнь; в ряде случаев целесообразно проведение групповой консультации с участием врача, родителей;
- для учащихся, желающих продолжать обучение, должна быть предоставлена информация о данных общих и специальных высших учебных заведений.
Назад | Оглавление | Конец |