Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование Образование

Опыт и проблемы получения образования глухими инвалидами с детства

Самая большая радость для человека — это осознание своей нужности, востребованности. Для инвалида — это не просто радость. Это трудный, тернистый путь, идя по которому он постоянно должен доказывать себе и всему миру, что он личность, что он многое может, что он хочет быть услышанным и имеет право на это.
А мы, живущие рядом, так ли уж часто, в полной ли мере помогаем молодым людям, у которых судьба отняла слух, использовать свой шанс в жизни, стать высокообразованными и, тем самым, развить свои огромные возможности и самореализоваться? Пытаемся ли мы услышать их, помочь преодолеть те проблемы, которые неизбежно возникают перед ребятами на этом пути? Наверное, нет.
Конечно, научить глухого да и слабослышащего ребенка говорить, сформировать интеллект — не просто. И многие родители, не жалея сил, денег и времени, совершают вместе со своими детьми этот подвиг. Благодаря этому титаническому труду к 15-16 годам такие ребята прекрасно овладевают речью, искусством чтения с губ, имеют разносторонние интересы и нередко превосходят своих слышащих сверстников в количестве знаний и трудоспособности. Они привыкли к работе с малых лет. И это становится их образом жизни. Сейчас уже выросло целое поколение глухих и слабослышащих подростков, которые помимо грамотной речи прекрасно владеют компьютерными технологиями, имеют сертификаты об окончании престижных компьютерных курсов. Нередко и знание иностранных языков. О высокоразвитых художественных способностях таких детей и говорить не приходится. Это традиционно.
Чем же встречает наше гуманное общество этого "трудягу", который так стремится не быть этому обществу в тягость, хочет приобрести конкурентоспособную профессию и реализовать свое право на ее выбор?
Как оказалось: полным непониманием. Швея, слесарь, пекарь, столяр — вот ниши, отведенные глухим в нашей стране. Чиновникам, от которых зависит возможность дальнейшего образования ребят, и в голову не приходит помочь им реализовать огромные возможности. Ведь практически ни в один ВУЗ страны официально глухой абитуриент поступить не может. Не пропускают медико- педагогическая комиссия и комиссия по профориентации. В исключительных случаях речь может идти о спецгруппах при наличии сурдопереводчика. А ведь сталкиваясь с такими студентами, прожив с ними бок о бок какое-то время, преподаватели не нарадуются, удивляясь и восхищаясь их уровнем знаний, редкостной усидчивостью и работоспособностью.
Так и мыкаются родители со своими детьми, обивая пороги высших учебных заведений и убеждая приемные комиссии в том, что их ребенок способен наравне со слышащими получать высшее образование.
А между тем, вот далеко не полный перечень ВУЗов, которые в обход официально установленным правилам окончили или учатся в настоящее время глухие и слабослышащие ребята:
Технический университет им. Баумана (Москва);
СПб Университет (математический и биологический факультет);
Московская Академия тонкой химической технологии;
Лесотехническая академия;
ЛИАП, Полиграфический и Электротехнический институты;
Институт специальной психологии им. Валенберга;
Институт им. Бонч-Бруевича;
Химико-фармацевтический институт;
Институт им. И.Е. Репина (Академия художеств) и Высшее художественно-промышленное училище им. В.Ф. Мухиной;
Среднее медицинское училище;
Автомобильный и Архитектурно-строительный техникумы и др.
Но это только "вопреки", а не "благодаря". В то время как в Европе, США, в Австралии и Израиле создаются специальные университеты для глухих с огромным перечнем дисциплин. Не говоря уже о том, что во все обычные университеты и ВУЗы люди с проблемами слуха принимаются на общих основаниях, а государство обеспечивает им поддержку и сопровождение в процессе обучения. Это сурдоперевод, обеспечение технико-коммуникационными средствами (компьютерами, факсами, пейджерами и слуховыми аппаратами).
В нашей ассоциации побывали Габриэла Анастасия Джонс (Бостонский университет), Фабрис Алидор (Высший Технологический университет г. Метц, Франция), Анимал (Бристольский университет). Это состоявшиеся высокообразованные люди, знающие несколько языков, в том числе и русский. Они имеют прекрасную работу. С какой завистью смотрели на них наши ребята, обладающие не меньшими способностями, но не имеющие таких возможностей.
Справедливости ради надо отметить, что некоторые ВУЗы и специальные средне-технические учебные заведения меняют сейчас свое отношение к инвалидам по слуху и не отказываются видеть их в числе своих студентов. Это и Северо-западный Политехнический университет, и институт холодильной промышленности, и СПб Механико-приборостроительный колледж и др. Уже несколько лет набирают эти учебные заведения специальные группы и выпускают хорошо подготовленных специалистов. Но это все те же резервации для глухих, не позволяющие способным талантливым ребятам раствориться в мире слышащих и стать их полноправными членами. В конце концов начинать свой путь они будут самостоятельно, а не в составе спецгруппы. И далеко не в каждом ВУЗе может быть образована такая спецгруппа. Так почему не дать им возможность выбора?
Те, кто способен получать высшее образование в слышащей среде, должны иметь на это право. В конце концов, это и есть условие социальной адаптации и интеграции инвалидов, о которых мы сейчас так много говорим.
Таким образом, как нам кажется, главным препятствием на пути получения высшего образования инвалидами по слуху является психологический барьер и зашоренность, которые не могут преодолеть специалисты комитетов здравоохранения, центров профориентации и медико-социальной экспертизы, наделенные правом решать, кому и где учиться.
Не будем уходить от того, что присутствие в группе студента с недостатком слуха сопряжено с определенными трудностями для преподавателей. Но ведь это решаемые проблемы. Конечно преподаватель должен уделять больше внимания и времени такому студенту, стараться быть понятым артикуляционно и по смыслу.
Но ведь и сокурсники, видя такое отношение преподавателя, будут также протягивать руку помощи своему товарищу. Не станет ли это "прививкой милосердия и гуманности", которая в наш жестокий век поможет побороть циничное и уничижительное отношение молодых людей к инвалидам? Во всем мире стало престижным относиться к инвалиду как к равному и только в нашей стране вкладывают средства в специальные резервации для инвалидов, чтобы не замечать их проблем.
Если подытожить, то решение вопроса видится следующим образом:
1. На законодательном уровне за инвалидами по слуху должно быть закреплено право получения среднего технического и высшего образования по своему выбору.
Необходимо, если не вообще устранить, то хотя бы расширить устаревшие, нелогичные рамки, которыми медико-социальные комиссии пытаются ограничить жизнь и выбор глухих и слабослышащих молодых людей.
2. Действующие на сегодняшний день инструкции, которыми пользуются медицинские работники при выдачи своих заключений, должны быть откорректированы и направлены на расширение возможностей инвалидов по слуху.
Ведь в обыденной жизни никто не делает для них никаких исключений. Эти люди так же как и слышащие ходят по улицам и также подвергаются каждодневной опасности. Тем не менее глухие получают водительские права, отлично водят машины и не боятся садиться за руль. Потому что они уже давно привыкли отвечать за себя сами.
3. Преподавателям, имеющим таких студентов, должна производиться доплата, которая компенсировала бы повышенное внимание и дополнительное время, затрачиваемое педагогом на их обучение. Для этого комитетом по образованию должен быть предусмотрен мобильный финансовый резерв для начальных, средних и высших учебных заведений, который мог бы быть задействован при поступлении информации об обучении там инвалидов по слуху.
4. Считаем обязательным наряду с групповым методом обучения глухих и слабослышащих, официально предусмотреть возможность индивидуального обучения таких ребят, конечно, выдержавших экзамены, в массовых учебных заведениях среди слышащей молодежи.
5. Для обучения студентов с проблемами слуха должен быть привлечен весь известный на сегодняшний день арсенал технических и коммуникационных средств.
Мы рады, что на сегодняшний день положение меняется к лучшему. Комитет по труду и социальной защите Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Федерального закона о социальной защите инвалидов готовит две программы:
1. Программа поддержки профессионального образования инвалидов.
2. Программа социальной защиты инвалидов.
Так как качество жизни инвалидов и их независимость вытекают из индивидуальных потребностей, мы предлагаем предусмотреть в этих программах специальные разделы по решению социальных проблем инвалидов с детства по слуху.
При составлении программ считаем необходимым привлечь в рабочую группу по проблемам глухих людей специалистов института эволюционной физиологии и биохимии им. Сеченова, института НИИ ЛОР, кафедры психологии Университета, а также представителей СПб АРДИС (Ассоциации детей-инвалидов с детства и их родителей), имеющих большой опыт по воспитанию и обучению детей с проблемами слуха.
В заключение хочется сказать: посмотрите в глаза глухому человеку, который почувствовал, что вы хотите его понять и хотите с ним общаться, и вы увидите в них такой обжигающий свет благодарности, что все проблемы, возникшие на пути вашего общения, покажутся ничтожными.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы