aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Все мы под Богом ходим, а случай слеп

Инвалид. Сколько я себя помню, это слово всегда воспринималось как нечто ужасное. Иногда эти люди появлялись на улицах, и окружающие провожали их долгими взглядами, при этом не задумываясь о проблемах, с ними связанными. Проблем как бы и не было. Но они были.
Помню, я была еще в первом классе, когда в нашей школе появился мальчик, очень умный, но, к сожалению, от природы наделенный слабыми и больными ногами, поэтому передвигавшийся на костылях. Так вот дети бегали за ним, чтобы посмотреть на это чудо. Мальчик не выдержал, ушел из школы, а ведь мог и хотел учиться. Такие, как правило, были обречены на четыре стены своей квартиры. «А может быть, лучше бы делать укол еще при рождении, чтобы ни он, ни мы не мучались», — эти слова матери ребенка-инвалида попались мне на глаза в одной газете. Страшные слова, язык не поворачивается повторить их. И реакция ребенка: «Я еще жить хочу». Ничего я не буду говорить о том, что более жестоко, отнять жизнь или позволить такие страдания и мучения при жизни. Знаю, что разные страны в разные времена отвечают по-разному на этот вопрос. Знаю еще и то, что никто не может отнять у человека жизнь. А ведь они, инвалиды, такие же люди - все мы под Богом ходим, а случай слеп. Очевидно еще и то, что общество - гуманное общество - государство, в состоянии существенно помочь этим людям, которые не виноваты в том, что не могут ходить или двигать руками. А помогает ли? Изменилось ли что-нибудь к сегодняшнему дню конкретно в нашей стране? Бесспорно, да. Я могу даже сказать, что были сделаны существенные шаги вперед, но в то же время по сравнению с тем, чего можно достичь и что действительно достигнуто в тех же западных странах, эти шаги лишь первые и еще пока нерешительные. Однако уже хорошо одно то, что инвалида перестали прятать и не замечать. Появились реабилитационные центры, детские сады, школы для детей-инвалидов. Для них устраиваются специальные образовательные, культурные мероприятия, - примеров тому сотни. Но, как правило, в нашем государстве с плохо кормленными здоровыми детьми, с людьми, месяцами ожидающими заработной платы, трудно уделять много внимания инвалидам, поэтому если и существуют реабилитационные центры, то, как правило, на спонсорской помощи иностранцев. А возьмем ради интереса, например, Германию, посмотрим на дома и магазины, театры и музеи, содержащие вместе с лестницей для всех дорожку для коляски человека «иного здоровья», посмотрим на городской транспорт с выдвигающимися подножками для больных людей. Возьмем для примера ту же школу: ведь там инвалиды, которые обладают развитыми умственными способностями, могут учиться со всеми. А это, на мой взгляд, одна из самых существенных деталей помощи инвалиду - добиться того, чтобы он перестал чувствовать себя выключенным из общества, лишенным всякого права на счастье.
Недавно я прочитала стихотворение девушки, инвалида 1-ой группы, наполненное радостью, каким-то таинственным чувством и в то же время обреченностью, которую невозможно преодолеть:
Я - смешная, ты - смешной, Я - родная, ты - родной, Ну и пусть вздыхают: «Ах, Сколько вас на костылях». Мы-то знаем, что одни, Что таких, как эти дни, Прежде не было... Упал... Следом я. И кончен бал. Стала вновь стена - стеной, Ты - больной ия - больной.
Существует стена, отделяющая этих людей от жизни, от общества, но необходимо сломать ее, услышать инвалидов, ведь каждый из них способен испытывать все человеческие чувства: радость и горе, любовь и ненависть. Это такие же люди, как все - хотят любить, создать свою семью, иметь своих детей, вести полноценную человеческую жизнь, полностью отвечать за себя и за свои поступки. Они хотят иметь свою работу, которая доставляла бы радость и удовлетворение. Даже человек с самыми тяжелыми формами болезни способен трудиться, примеров тому множество. Нужно сказать, что развитые страны предоставляют большинству инвалидов возможность учиться, найти специальную работу. Так, например, в
Польше существует около 500 предприятий, принадлежащих инвалидам. Более 50% из них - предприятия пищевой промышленности, есть также радиоэлектронные, текстильные, торговые. В общем обеспечены трудом около 80% инвалидов.
У нас же очень много проблем, связанных с предоставлением даже элементарной поддержки инвалидам. Переход на рыночные отношения существенно ухудшил положение социально-зависимых слоев населения.
Отсутствие средств в бюджетах любых уровней привело к положению, когда инвалиды практически не получают льготных лекарств. По сути встает вопрос о жизни или смерти людей.
Уход государства от проблем медицинского обеспечения и обслуживания населения привел к тому, что в нарушение Указа Президента РФ и действующего законодательства медицинские учреждения оказывают платную медицинскую помощь, бесплатна только первая медицинская помощь. Инвалиды и люди с детьми- инвалидами не в состоянии оплатить лечение. И опять встает вопрос о жизни или смерти человека. Из-за отсутствия государственного финансирования остановлены или останавливаются предприятия по инвалидов. Тяжелое положение сложилось в области медицинской и социальной реабилитации инвалидов.
Явочным порядком осуществляется отмена положения Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов», инвалиды лишаются установленных льгот. Правительство, спуская на места так называемые «социальные и финансовые нормы» для расчета бюджетов, толкает власти регионов к уменьшению норм, установленных для инвалида законом. Правительство предлагает сокращение налоговых льгот для общественных организаций инвалидов, хотя льготы, предоставляемые последним, составляют лишь около 1% всех налоговых льгот. Деятельность Всероссийского общества инвалидов невозможна без государственной поддержки.
Говорить о проблемах можно бесконечно, но важнее попытаться что-то изменить. И надо сказать, что многие организации, многие люди даже по собственной инициативе пытаются предпринять какие-то шаги в сторону поддержки инвалидов. Так в Пскове, моем родном городе, пять лет назад был учрежден реабилитационный центр для детей-инвалидов, основанный при финансовой поддержке немецкой благотворительной организации «Красный крест». За городом был построен целый комплекс, содержащий специальные спортивные, тренажерные залы, профилактические кабинеты. Здесь инвалиды до двадцати лет живут, учатся, получают основные навыки, необходимые для той или иной профессии. Но опять-таки, что будет потом? Государство не в состоянии обеспечить рабочими местами огромное количество здоровых людей, что уж говорить об инвалидах. Изучившие компьютер, освоившие машинопись все- таки имеют шанс.
Помимо реабилитационного центра в городе существует специализированная школа и детский сад для детей с нарушением опорно- двигательной системы, больных ДЦП, опять-таки финансируемый иностранцами, которые помимо финансовой помощи предоставляют детям гуманитарную помощь в виде одежды, игрушек и т.п.
Сначала было мало специалистов по работе с инвалидами, но в плане образования сад-школа достигла больших успехов. Здесь стоит отметить стажировку в аналогичных садах за границей и всевозможные курсы и обучающие программы. Кроме того, в Педагогическом институте открылся специальный факультет коррекционной педагогики, готовящий специалистов по работе с детьми- инвалидами. К каждому ребенку в этом саду стараются найти индивидуальный подход, назначают оздоровительные, профилактические процедуры.
Конечно, не все ребята, но очень многие обладают развитыми интеллектуальными способностями, поэтому постепенно постигают науку, учатся читать стихи, петь, рисовать, одним словом, учатся жить, именно жить, а не существовать. Бесспорно, это стоит им больших усилий, но, например, смышленые ребята, даже будучи не в состоянии работать руками, осваивают компьютер, который с помощью специальных приспособлений, надевающихся на запястья рук, способен улавливать импульсы. Неходячие дети
— «колясочники» — способны работать на печатных машинках — и это у них получается. Иными словами, есть много возможностей, но... но, как всегда, не хватает финансов.
А в заключение мне хотелось бы написать вот о чем:
По словам моей мамы, работающей в этом специализированном детском саду, первый день на работе был просто ужасным. Видеть столько детей, всю свою жизнь страдающих таким недугом, вместе - было просто невыносимо, многие воспитатели даже плакали. Но все изменилось буквально через несколько недель, ведь стало ясно: они - такие же люди, они не хотят, чтобы их жалели, а хотят, чтобы приняли.
Я сама бывала на занятиях в маминой группе, помогала провести новогодний праздник для ребят. Смотришь на этих детей, таких счастливых при виде Деда Мороза, старающихся повторить слова знакомой песенки, искренне смеющихся от переполняющей их радости и забывших на мгновение обо всем на свете, и понимаешь, что человек - это его душа, его доброе, открытое сердце. Мы счастливы, что можем ходить, двигать руками, вернее, мы не понимаем этого счастья. Говорят, поймешь тогда настоящую ценность чего- то, когда это потеряешь.
Никому не дай Бог таким образом понять, что значит быть инвалидом, но дай Бог каждому осознать, что в наших силах помочь «людям иного здоровья», поддержать их, ведь все мы под Богом ходим, а случай слеп...

Назад Оглавление Далее