Дети-инвалиды
Художественное творчество
Рисование
Пояснительная записка
Цель: обучение изобразительной деятельности.
Задачи:
- Знакомить с материалом:
- бумага различного вида и формата;
- краски (акварельные, акриловые, гуашь и др.).
2. Учить пользоваться инструментом:
- кисти;
- карандаши;
- фломастеры;
- восковые карандаши и др.
3. Учить приёмам предметного рисования.
4. Учить выполнять сюжетные рисунки.
5. Учить элементам декоративного рисования.
Содержание.
1. Доизобразительный период.
- развитие интереса к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
- знакомство с инструментами и материалами для рисования, в том числе неспецифическими (кусочки паралона, ваты, стеклянные шарики, коктельные трубочки и др.) и способами их использования:
- правильно держать карандаш, кисть и др. инструменты;
- пользоваться кистью (обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску и воду о края баночки, промывать кисть в воде);
- оставлять графический след на бумаге, стекле, доске и др. с помощью пальца, других частей тела, карандаша, фломастера, кисти, мела и др.
2. Изобразительный период.
2.1. Обучение приёмам предметного рисования.
2.1.1. Приёмы работы с карандашом и кистью.
- приёмы рисования карандашом
- приемы работы кистью (примакивание, прием тычка, касание кончиком кисти);
2.1.2. Обучение рисованию основных элементов.
- проведение произвольных мазков (длинные - короткие, толстые - тонкие)
- рисование точек;
- рисование линий:
- прямая (вертикальная, горизонтальная, наклонная);
- незамкнутая кривая (волнистая);
- замкнутая кривая;
- рисование ряда линий (одинаковых, сочетания различных линий);
- штриховка.
2.1.3. Выполнение работы в контуре.
- раскрашивание контурного изображения с использованием трафарета, шаблона, тактильного контура;
- раскрашивание нарисованного контурного изображения;
- заполнение контурного изображения точками, линиями.
2.1.4. Ориентировка на листе бумаги.
- расположение изображения на поверхности листа (право, лево, верх, низ, середина, угол).
2.1.5. Использование цвета в процессе изобразительной деятельности.
- применение основных цветов (красный, желтый, синий), а также белый, черный, зеленый, коричневый;
- получение разных цветов путем смешивания красок (красный + желтый=оранжевый, синий + желтый=зеленый, синий + красный=фиолетовый, синий + белый=голубой, красный + белый=розовый);
2.1.6. Рисование предмета:
- с помощью шаблона;
- с помощью трафарета;
- по готовым контурным линиям (обведение светлого контура тёмным карандашом);
- с использованием опорных точек;
- с использованием осевой симметрии;
- с помощью рисунка-образца;
2.2. Обучение сюжетному рисунку, используя трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения для создания отдельных элеме н тов рисунка.
2.3. Обучение элементам декоративного рисования с использованием простых геометрических (круг, квадрат, треугольник и т.д.), растительных форм.
Лепка
Лепка является одним из видов художественного творчества. На занятиях по лепке дети учатся лепить из пластилина, глины, теста доступные формы. Готовые изделия могут быть плоскостными и объёмными.
Инструменты и приспособления:
клеенка; доска (фанерка, пластиковая подставка);
кусочек ткани для вытирания рук; емкость с водой;
стеки деревянные или пластмассовые;
нож;
скалка;
фактурная ткань;
формы, штампы, формочки для выдавливания;
Этапы:
1. Знакомство с материалом.
2. Деление на части.
3. Размазывание материала.
4. Придавание формы.
5. Соединение составных частей.
6. Видоизменение одной формы в другую.
7.Оформление изделий.
Задачи:
1. Знакомство с материалами и подготовка к работе:
- греть пластилин, держа в руке;
- разминать материал;
- отбивать глину;
- раскатывать материал скалкой;
2. Учить делить на части:
- отрывать кусок пластилина (глины) от целого куска;
- откручивать кусок пластилина (глины) от целого куска;
- отщипывать маленький кусочек от целого куска;
- отрезать кусок пластилина (глины) стекой;
3. Учить заполнять форму:
- размазывать пластилин по шаблону;
- размазывать пластилин внутри рельефного контура;
- размазывать пластилин внутри контура;
- размазывать по форме глину;
- выкладывать готовые формы внутри контура;
- заливать форму;
4. Учить придавать форму:
- раскатывать пластилин (глину) продольными движениями ладоней (колбаски) на досочке и в руках;
- катать толстые и тонкие, длинные и короткие колбаски;
- раскатывать пластилин (глину) вращательными движениями (шарики) на досочке и в руках;
- катать большие и маленькие шарики;
- вырезать ножом форму по шаблону;
- вырезать ножом форму по контуру;
-выдавливать форму формочками;
5. Учить соединять составные части:
- соединять путем плотного прижатия;
- соединять путем примазывание;
- соединять путем прищипывание;
6. Учить видоизменять одну форму в другую:
- учить сгибать колбаски;
- учить вдавливать углубления на поверхность шара;
- учить расплющивать между ладонями пластилин (глину);
- учить вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы;
- учить детей оттягивать небольшие детали;
- учить защипывать края формы кончиками пальцев;
7. Учить оформлять изделия:
- учить детей наносить на форму рисунок пальцем, различными инструментами;
- учить дополнять изделия мелкими деталями;
- учить наносить на изделие природный материал, монетки, крупу и т.д..
- учить детей лепить знакомые предметы, объекты из одного куска пластилина (глины) (тарелка, овощи и др);
- учить лепить знакомые предметы, объекты из двух кусков пластилина (глины) (чашка с ручкой, корзина и др.);
- учить лепить более сложных формы предметов и объектов из 3-5 частей (рыбка, утенок, зайчик, кувшин с ручкой).
Аппликация.
Аппликация (от лат. applicatio- накладывать, прикладывать) один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону.
В работе с детьми используются такие виды аппликационных работ:
- наклеивание готовых форм:
1) декоративное из геометрических и растительных форм
2) предметное из отдельных частей или силуэтов
- изготовление и наклеивание форм:
1) отдельных предметов
2) сюжетное
3) декоративное
Задачи:
1. Знакомство с инструментами и материалами:
- Знакомить с материалами и их свойствами: бумага различной фактуры, картон, нитки, вата, различная по текстуре ткань, кожа, природные материалы- шишки, семена, трава, мох, желуди, листья, орехи, ракушки, песок, камушки и др., крупа, пробки, скорлупа, клей, клейстер и т.п.
- Знакомить с инструментами, их назначением и способом работы с ними (шило, ножницы)
- Учить работать с клеем:
- открывать клей;
- закрывать клей;
- намазывать поверхность клеем;
2. Изготовление деталей (выкалывание, вырезание, сминание, разрывание);
- Учить работать с бумагой:
- сгибать лист (пополам, вчетверо, по диагонали) и приглаживать рукой;
- рвать бумагу:
- мять бумагу.
- Учить выкалывать шилом:
- правильно держать в руке шило;
- прокалывать бумагу шилом;
- выкалывать по контуру;
- Учить вырезать ножницами:
- держать в руках ножницы;
- делать ножницами надрез, серию надрезов;
- резать поперек широкой полосы;
- резать ножницами по линии;
- резать по диагонали квадрата, четырехугольника;
- вырезать круг из квадрата;
- вырезать овал из четырехугольника;
- делать косые срезы;
- вырезать по контуру;
- вырезать симметричные формы из бумаги сложенной вдвое;
- резать ткань, кожу;
- Учить работать с нитью:
- резать нить;
- отрезать короткие и длинные кусочки, наклеивать на поверхность;
- наматывать на пальчик нитку, снимать ее, наклеивать на поверхность;
3. Сборка и наклеивание.
- Учить составлять и наклеивать аппликацию из готовых или вырезанных форм.
- накладывать и приклеивать детали на трафарет;
- накладывать и приклеивать одну деталь к другой;
- наклеивать на поверхность кожу, ткань, природный материал и т.д.
- составлять изображение путем наклеивания готовых форм;
- составлять и наклеивать изображение из 2-3 частей одинаковой формы и величины;
- составлять и наклеивать изображение из 2-3 частей разной формы и величины;
- Учить составлять узор:
- составлять узор по заданной схеме;
- самостоятельно составлять узор;
- составлять и наклеивать узоры из геометрических форм на полосе, в квадрате, в круге чередуя их по цвету, форме, величине;
- Учить составлять и наклеивать сюжетную аппликацию из готовых или вырезанных форм.
Назад | Оглавление | Далее |