aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Организация обучения

Дети, посещающие Центр лечебной педагогики, распределяются по классам с учётом возраста. В младший класс поступают дети от 6 до 10 лет, в средний – от 10 до 14, в старший – от 14 до 18 лет. При комплектации классов, кроме возраста, учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в посторонней помощи. В связи с этим в составе каждого класса представлены три группы детей:

При такой наполняемости в каждом классе работают два специальных педагога и два воспитателя.

Планирование, проведение и мониторинг педагогической работы

Занятия с детьми проводятся в соответствии с расписаниями классов на основе индивидуальных программ обучения (ИПО), планов специалистов по предметным областям и календарно-тематического планирования педагогической работы. ИПО составляются на один год специалистами при участии родителей. ИПО состоит из трёх частей. Первая часть содержит характеристику развития ребёнка на момент составления программы и описание зоны его ближайшего развития. Вторая часть определяет приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка и ставит конкретные задачи педагогической помощи. Третья часть определяет пути их решения в условиях учреждения и семьи. Кроме того, ИПО имеет приложение, включающее упражнения для выполнения ребёнком в домашних условиях.
Для реализации ИПО планируется проведение индивидуальных и групповых занятий. Содержание индивидуальных занятий отражается в третьей части ИПО. Групповые занятия планируются отдельно по следующим предметным областям:

По каждому предмету составляется план, раскрывающий объективные звенья формируемых действий и представлений, доступных для освоения учащимися в течение учебного года. Содержание конкретных занятий отражается в календарно-тематических планах.
Для мониторинга педагогического процесса специалисты ведут журнал проведения занятий, где отражают степень сформированности представлений, умений и навыков детей. Регулярно посылают домашние задания родителям для проведения работы с ребёнком в условиях семьи и консультируют родителей по методическим вопросам. В конце учебного года на основе анализа данных по каждому учащемуся заполняется социограмма, ставятся задачи для ИПО на следующий год и пишется информационное письмо родителям, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года педагогической помощи ребёнку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам педагогической помощи.

Основные формы и методы педагогической работы

Решение поставленных в ИПО задач происходит с учётом особенностей развития ребёнка в ходе индивидуальных и групповых занятий, проводимых учителем, психологом, логопедом, инструктором ЛФК и другими специалистами. Индивидуальные занятия планируются преимущественно с теми детьми, которые ввиду особенностей развития не готовы к работе в группе или поставленные ИПО задачи могут быть решены только в форме индивидуальной работы. Групповые занятия проводятся как с детьми одного класса, так и с разновозрастной группой детей из разных классов.
Методика обучения строится на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Для обеспечения мотивации учения, педагоги выявляли интересы и склонности каждого ребёнка. При формировании ориентировочной основы действия учитывались особенности ориентировочной деятельности детей, дробились и выстраивались субъективные шаги учащихся с учётом их зоны ближайшего развития. В ходе формирования исполнительной части действия для каждого ребёнка подбирались доступные средства материализации. Использовалась система упражнений, позволяющая обеспечить успешность ребёнка в учении.
В процессе обучения используется отечественный и зарубежный опыт, в частности: метод базальной стимуляции (А. Фрёлих), методика поддерживающей коммуникации (У. Кристен), проектное обучение (Дж. Дьюи), элементы MOVE (развитие двигательных возможностей через обучение – Л. Бидаби), TEACCH (лечение и обучение детей, с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации – Э. Шоплер), оперантный подход на основе прикладного поведенческого анализа (О. Ловас), эмоционально-уровневый подход (О.С. Никольская), игрокоррекция (Л.Б. Баряева) и др.
С целью координации медицинского и психолого-педагогического аспектов помощи детям с эпилепсией и тяжёлым нарушением поведения регулярно проводятся консультации с врачами (психиатром, невропатологом и нейропсихологом). Для решения вопросов комплексной помощи ребёнку один раз в месяц в собирается психолого-медико-педагогический консилиум, в работе которого принимают участие родители.

Основные направления педагогической работы.

Содержание обучения в Центре лечебной педагогики основывается на переработанных и адаптированных к российским условиям основных направлениях работы специальных школ для детей с глубокими умственными и множественными нарушениями Земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия). Переработанные материалы опубликованы в книге «Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в лечебно-педагогическом центре», которая рекомендована в качестве программно-методического материала для специальных учебных заведений Экспертным Советом Главного управления общего и профессионального образования Псковской области в 1999 году. Учитывая их важность и тесную взаимосвязь основных направлений с предлагаемыми программами, перечислим их и кратко раскроем содержание. В качестве основных направлений обучения в ЦЛП используются следующие:

Формированиепредставлений о себе включает: познание собственного тела, распознавание своих психофизических ощущений и управление ими, познание себя как личности, осознание границ своих возможностей. Так, в рамках работы над познанием учащимися собственного тела развивается восприятие своего тела, происходит формирование представлений о своей внешности, развитие сенсорных анализаторов, ориентировки в схеме собственного тела.
Обучение распознаванию психофизических ощущений и управлению ими осуществляется в процессе наблюдения ребенком за своим хорошим или плохим самочувствием и выявления причины данного состояния. В частности, формируется умение соотносить свои ощущения с изменением среды: распознавать приятные/неприятные ситуации в ходе общения через обозначение невербальными или вербальными знаками; проявлять волевые усилия по преодолению чувства дискомфорта, самостоятельно находить способы переключения или обращаться за помощью к взрослым.
Познание себя происходит в процессе наблюдения за видимыми физиологическими изменениями – изменение веса, роста и др. Дети обучаются оценивать свои желания и управлять ими в соответствии с общепринятыми правилами поведения в процессе совместной деятельности. В ситуациях, когда ребенок сталкивается с невозможностью самостоятельно решить ту или иную проблему, у него формируется осознание границ своих возможностей.
Формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования осуществляется в ходе обучения самообслуживанию и жизнеобеспечению, решению каждодневных жизненных задач, направленных на удовлетворение своих первоочередных потребностей. Содержание обучения включает в себя умение сообщать о своих потребностях; выполнять действия, направленные на их удовлетворение; соблюдать гигиенические нормы, содержать в чистоте окружающее пространство; соблюдать элементарные правила безопасности жизнедеятельности.
Формирование представлений об окружающем мире включает: ориентацию в ближайшем окружении, развитие представлений о внешнем окружении, ориентацию во времени. Так, ориентация в ближайшем окружении предполагает получение представлений об окружающих объектах, связанных с реализацией первоочередных потребностей, ориентацию в пространстве: обозначение местонахождения предметов, помещений внутри дома, в центре.
Расширение представлений об окружающем мире происходит в процессе знакомства с объектами общего пользования, объектами и явлениями живой и неживой природы, с традициями.
Ориентация во времени включает в себя осознание последовательной смены событий в течение какого-либо периода времени: дня, недели, года и т.д.; использование элементарных временных понятий в процессе совместной деятельности, обозначение их знаками; выделение характерных признаков времен года; составление расписания деятельности, пользование часами и календарем.
Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений происходит в процессе обучения умению вступать в контакт и поддерживать его по определенной схеме коммуникации (используя невербальные и вербальные формы, технические средства), соблюдать общепринятые правила общения.
Умения включаться в социальные отношения и участвовать в совместной деятельности формируются в ходе освоения доступных социальных ролей, соблюдения общепринятых правил поведения. Сначала дети учатся принимать помощь окружающих (физическую, вербальную), затем совмещенными действиями оказывать помощь другим. Учащихся стимулируют к проявлению самостоятельности в выражении своих потребностей и учёту интересов окружающих при совместной деятельности. Детей обучают соблюдению общепринятых правил поведения, освоению доступных социальных ролей в игре, повседневной жизни, специальных мероприятиях с привлечением сверстников и взрослых из других организаций.
Познание предметного мира и участие в созидательной деятельности происходит в процессе обучения предметно практической, игровой и доступной трудовой деятельности. У детей формируются следующие навыки и умения: захватывать и удерживать предметы в руках; различать предметы по их внешним и функциональным свойствам; пользоваться предметами, в том числе доступным инструментом, по назначению; при выполнении действий руководствоваться алгоритмическим предписанием в виде последовательно расположенных предметов, фотографий, пиктограмм, слов или других знаков; распределять операции, выполняя работу вместе с другими; соблюдать меры безопасности при самостоятельной работе; оценивать полученный результат, принимать вознаграждение или взыскание.
Формирование предметных действий и понятий происходит в процессе предметных, ролевых, сюжетно-ролевых, подвижных и спортивных игр, познавательной и трудовой деятельности на занятиях художественным творчеством, музыкой, ЛФК, деревообработкой, растениеводством, ткачеством, кулинарией и другим бытовым хозяйственным трудом.
При обучении предметно практической, игровой и доступной трудовой деятельности развиваются качества эмоционально-волевой сферы: мотивация, усидчивость, способность работать длительное время, качественно и доводить начатое дело до конца.

Сотрудничество с родителями

Общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребёнка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи. Такая зависимость увеличивается многократно в том случае, если ребёнок имеет тяжёлые нарушения развития. Когда развитие ребёнка в целом искажено, и для оказания эффективной помощи ребёнку необходима специальная организация всей жизни, должны быть продуманы все мелочи бытовых ритуалов. Для развития ребёнка особенно важна постоянная поддержка близких. Специалисты могут дать необходимую информацию, разрешить отдельные проблемы, но не заменят семьи. В этом случае, только взаимодействие профессионалов и родителей может действительно помочь ребёнку стать самостоятельным в жизни, реализовать себя, насколько это возможно.
Зачастую при поступлении ребёнка в школу родители считают, что теперь вопросы обучения и воспитания ребёнка становятся прерогативой педагогов и всецело полагаются на их компетентность. Большинство родителей отмечают нерегулярность и недостаточность занятий, проводимых с ребёнком в семье, ссылаются на недостаточность своих знаний о подходах в обучении и воспитании ребёнка, потребность в квалифицированной помощи. Многие родители недостаточно чётко представляют себе принципиальные положения школы о сотрудничестве семьи и специалистов.
Кроме того, не только детям с нарушениями развития необходима помощь, но и самим родителям. Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребёнка. Однако первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи никогда не исчезают совсем, вспыхивая с новой силой в определенные периоды семейного цикла. В ходе бесед было выяснено, что большинство родителей чувствуют себя угнетёнными или подавленными из-за болезни сына или дочери. Они часто думают, что проблемы их детей неразрешимы, чувствуют себя одинокими и изолированными. Воспитание ребёнка-инвалида в семье требует от родителей больших психических затрат. В связи со специфическими трудностями, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется психологическая поддержка, которая позволит сократить угрозу нервного истощения и укрепить уверенность родителей в себе и своём ребёнке.
С учётом перечисленных проблем Центр лечебной педагогики г. Пскова организует сотрудничество с родителями по следующим направлениям:

Раскроем содержание работы по каждому из перечисленных направлений. Принимая ребёнка на обучение в Центр, мы выясняем, чего ждут родители от его пребывания здесь, какие проблемы волнуют их больше всего, какие темы обучения и воспитания их интересуют. С этой целью при поступлении ребёнка в школу и в начале каждого учебного года родители заполняют анкеты. Анкетирование показывает, что приоритетным фактором развития ребёнка почти все родители считают обучение (98%), поэтому главной сферой сотрудничества специалистов и родителей является обучение и воспитание ребёнка.
Для организации взаимодействия с родителями заключается договор о сотрудничестве в обучении и воспитании детей. Договор, в частности, предусматривает регулярные контакты между родителями и специалистами ЦЛП, создание для ребёнка предметно-развивающей среды дома, осуществление единых согласованных подходов к воспитанию ребёнка в семье и в школе и др.
Взаимодействие в процессе обучения и воспитания предполагает участие родителей в разработке и коррекции индивидуальной программы обучения ребёнка. Ключевыми моментами в составлении программ являются – диагностика возможностей ребёнка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребёнка, что связано не только с постановкой обучающих задач, но и, прежде всего с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений не только в школе, но и дома.
Необходимым условием для успешного осуществления педагогической работы с ребёнком является обучение родителей приёмам и методам специально-педагогического развивающего обучения. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд методических семинаров и консультаций. Кроме того, дают рекомендации по использованию педагогической и методической литературы, предлагают видеоматериалы по актуальным для обучения и воспитания их ребёнка проблемам.
Важнейшим средством сотрудничества в процессе обучения и воспитания является регулярный обмен информацией об участии ребёнка в занятиях, режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях. Кроме родительских собраний, встреч в школе и дома, телефонных переговоров, используются такие формы работы как ведение дневников и письма родителям. Дневник имеется у каждого ребёнка и через него ведется каждодневное общение педагогов с родителями, которое касается самочувствия ребёнка, его время провождения в школе и дома, пояснений к домашним заданиям. Раз в два года пишутся письма родителям с приложением работ, выполненных их ребенком. В этих письмах отражаются успехи в развитии ребенка, участие его в жизни класса.
В процессе реализации индивидуальной программы обучения с родителями проводятся индивидуальные консультации, во время которых родители и специалисты обмениваются информацией о ходе выполнения программы. Необходимы также и посещения родителями занятий в Центре и участие в совместной с ребёнком деятельности на занятии, просмотр видеофрагментов занятий с детьми, обсуждение промежуточных результатов, после чего выбираются способы решения проблем, возникающих в процессе педагогической работы с ребёнком.
Помимо этого по отдельным вопросам развития детей проводятся консилиумы, на которых проблемы одного ребёнка рассматриваются рядом специалистов, работающим с ним (педагог, логопед, врач, специалист ЛФК, родители). В ходе диалога решаются вопросы: о возможном изменении медикаментозного лечения, о проведении обследований, о введении индивидуального графика посещения ребёнком Центра и др.

Вторым направлением сотрудничества с родителями является управлениеработой Центра. Прежде всего, оно осуществляется через участие родителей в работе органов самоуправления ЦЛП (совет ЦЛП, родительский комитет). Например, по инициативе родителей на Совете Центра родителями был решен вопрос о пребывании ряда детей в группе продлённого дня. Родители взяли на себя все расходы, связанные с организацией работы данной группы.
Через представительство родителей в Совете Центра также решаются вопросы летнего отдыха детей. Многие родители не имеют возможности пристроить ребёнка на всё время летних каникул. Большинство из них работает, и вопрос с кем ребенок проведёт лето стоит для них очень остро, к тому же загородные лагеря, как правило, не приспособлены для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями, и они вынуждены проводить все 3 летних месяца дома. По инициативе родителей последние два года для детей (прежде всего детей на колясках) проводится летний лагерь на базе нашего центра (дневное пребывание) и ставший уже традиционным загородный лагерь (круглосуточное пребывание).

Следующим важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей с тяжёлыми нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи. Средства и формы такой помощи могут быть различны: беседы, психологические тренинги, организованное проведение досуга и участие в культурных мероприятиях. Цель тренингов: привлечь внимание родителей к самим себе, отвлечься от ребёнка, избавить от чувства вины, повышенной тревожности, эмоционально поддержать родителей, дать им возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести реалистичное отношение к ребёнку и к самим себе.

Совместная работа ведётся в четвёртом направлении – организационно-хозяйственной деятельности ЦЛП. Здесь сотрудничество предусматривает:

Назад Оглавление Далее