aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Этапы допрофессиональной подготовки

Обучение трудовой допрофессиональной деятельности детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития проводится с учётом перспективы их будущей занятости в специализированных мастерских для инвалидов (в Пскове – Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов). Предлагаемые программы раскрывают обучение детей-инвалидов предметно-практической деятельности, элементам художественного творчества, ведению домашнего хозяйства и трудовой допрофессиональной деятельности в области растениеводства, деревообработки, швейного дела, ткачества, полиграфических работ, изготовления изделий из батика и керамики.

Программы предусматривают три этапа обучения. На первом (пропедевтическом) этапепроисходитразвитие положительной мотивации предметной деятельности и формирование предметно-манипулятивной деятельности.
Формирование интереса к деятельности учащихся первой группы, в связи с тем, что дети малоподвижны и не могут самостоятельно действовать руками, происходит путем погружения их в мультисенсорную среду в процессе совместной с педагогом деятельности с различными по свойствам и фактуре физическими веществами и материалами, обогащающими их перцептивный опыт. Тактильное, кинестетическое восприятие различной фактуры поверхности предметов происходит с использованием игрушек, специально изготовленных из различного материала сенсорных досок с гладкой, шершавой, мягкой, колючей и другой поверхностью. Интерес к деятельности развивается в процессе действий с различными по свойствам материалами: краски, клейстер, глина, вода, крупа и другие сыпучие материалы. Дети плещутся с водой, зарываются в скомканные и разорванные газеты, разминают глину, размазывают краску, клейстер по бумаге и т.д. Педагоги предоставляют детям возможность обогатить свой сенсорный опыт в процессе различных действий с материалом и стремятся вызывать у детей реакции удивления, удовольствия, улыбку, что способствует формированию адекватной мотивации восприятия нового.
Внимание детей к окружающему предметному миру привлекают приборы со звуковыми и световыми эффектами: гирлянды, магнитофон, игрушки со звуковыми эффектами и др. Все эти материалы вызывают желание детей потрогать, захватить, бросить, пересыпать, произвести другие преобразующие действия, которые, в свою очередь, развивают зрительно-моторную координацию, функциональные возможности кистей и пальцев рук.
Знакомя детей первой группы со свойствами различных предметов, педагоги стимулируют развитие познавательного интереса к предметному миру. Для этого в работе с детьми используются сенсорные доски, звучащие игрушки, адаптированные электронные выключатели, приводившие в движение другие игрушки, включающие музыку, свет. Эти приспособления стимулируют двигательную активность детей, успешность действий развивает познавательную активность. В процессе формирования активной деятельности с различными предметами осуществляется развитие мелкой моторики. На занятиях используются доступные предметные игры, средства художественного творчества, музыкальные инструменты, а также бытовые предметы. В частности, формируются действия захвата и удержания в руках таких предметов, как ложка, вилка, чашка. Рисование красками, размазывание клейстера, попытки размять смягчённую глину способствуют снижению повышенного тонуса мышц рук, развивают зрительно-двигательную координацию. Использование на занятиях доступных музыкальных инструментов (барабан, бубен, маракас) благоприятствует развитию интереса к предметной деятельности, координации движений, эмоционально-двигательной отзывчивости детей на музыку.
Для развития интереса немаловажную роль играет расширение поля зрительного восприятия детей первой группы. В связи с тяжёлыми опорно-двигательными нарушениями большую часть своей жизни обучаемые первой группы проводят либо в лежачем, либо в сидячем положении. Использование специальных тренажеров для придания вертикального положения способствует укреплению опорно-двигательного аппарата детей, а также дает им возможность увидеть окружающие объекты под более широким углом, заметить качества, которых они не могли увидеть в положении лежа или сидя. Изменение положения тела вызывает познавательный интерес к окружающему и создает предпосылки для развития восприятия и внимания детей первой группы.

Дифференциация работы с учащимися второй группы обуславливается тем, что мотивация их деятельности более слабо выражена и менее устойчива, чем у детей первой группы. Она в большой степени зависит от эмоционального состояния ребёнка. Вследствие повышенной чувствительности к зрительным, тактильным и звуковым раздражителям окружающая среда, деятельность у отдельных детей вызывает состояние дискомфорта и приводит к отключению ребенка от задания или к деструктивному поведению. В связи с этим, в качестве необходимой предпосылки формирования интереса к деятельности детей второй группы мы выделяем создание условий, в которых ребенок может получить опыт комфортного общения. Эти условия включают, во-первых, создание среды, в которой отрицательное воздействие внешних раздражителей на эмоциональное состояние ребенка сводится к минимуму: использование отгороженных помещений и открытых дверей, организованное для занятий пространство и материалы. Во-вторых, способ общения педагогов с ребенком: эмпатия к ребенку, искреннее проявление к нему ненавязчивого интереса, реакция на проявление им заинтересованности к чему-либо, отзывчивость к попыткам ребенка вступить в контакт.
В ходе наблюдения педагог выделяет объекты и действия, которые нравятся ребенку. Затем они используются для мотивации действий с предметами. Для формирования устойчивого интереса к деятельности детей данной группы педагоги учитывают их существенные потребности и опираются на внешнюю мотивацию: пищевое подкрепление, поощрение любимым развлечением (игра с мыльными пузырями, качание на качелях, игрушка и др.) на фоне эмоциональной оценки педагогом успехов обучаемого. Ребёнок получает поощрение сразу после успешного завершения задания.
Первоначально дети второй группы не привлекаются к активному участию в групповых занятиях, в связи с их неготовностью к участию в коллективной деятельности. Вместе с тем, они присутствуют в помещении, где проводится групповое занятие, а в случае проявления заинтересованности с их стороны к деятельности группы и при отсутствии деструктивного поведения их плавно подключают к работе группы, используя различные подкрепления конструктивного поведения.
Процесс обучения предметной деятельности детей второй группы происходит на индивидуальных занятиях. В качестве мотива педагоги используют интерес обучаемых к двигательным действиям, пище, звукам, запахам, зрительным эффектам, тактильным и кинестетическим ощущениям. Например, во время приема пищи дети получают желаемую пищу, только пользуясь ложкой или вилкой. При попытках хватать пищу руками, вскакивать со стула тарелка отодвигается в сторону. Такие желанные объекты как музыкальные игрушки, духи, фонарик, мыльные пузыри, качели используются в качестве поощрения за успешно осуществленную деятельность с новым объектом.
Дети учатся захватывать, удерживать, рассматривать предметы, выполнять с ними такие действия, как сжимание, надавливание, встряхивание, бросание и др. На данном этапе начинается обучение предметно-игровой деятельности с использованием звучащих игрушек, кубиков, машинок, кукол, матрешки и др.; формируются представления о функциональном назначении некоторых материалов (бумага, пластилин, глина, вода, краски и др.) и инструментов (нож, ножницы, клеевой карандаш, кисточка, карандаш и др.), начинается формирование действий с использованием данных материалов и инструментов на занятиях по лепке, рисованию, аппликации.
Первоначальная продолжительность занятий одна – две минуты, а действие включает две – три операции, например, чтобы покатать машинку, нужно взять ее с полки, поводить рукой вперед-назад и поставить на место. В процессе занятий дети учатся выполнять простые действия по подражанию: взять/положить предмет на стол, помахать флажком, позвенеть колокольчиком и др., следовать словесным инструкциям: «смотри на меня», «делай как я» и т.д. Дети учатся брать, удерживать, передавать предметы. В процессе обучения педагоги формируют представление о структуре действия: начало, выполнение операций и окончание действия.
Трудности исполнительной части позволяют снять расписание (алгоритм) действия, составленное, в зависимости от уровня понимания ребенка, в виде предметов или изображений. Развитию эмоционального отношения к предметной деятельности, поддержанию мотива деятельности способствует положительная эмоциональная оценка педагогом успеха ребенка в выполнении сначала каждой операции, а затем действия в целом. Заслуженно и вовремя полученное поощрение формирует потребность в предметной деятельности. Постепенно расширяется диапазон доступных для ребенка предметных и двигательных действий, происходит усложнение действий по составу операций: вкладывание предметов один в другой (пластиковые стаканчики), опускание предметов в соответствующие отверстия (по типу почтового ящика), сортировка предметов, составление пазлов, игра с игрушками, деятельность с различными материалами (краски, глина, вода, крупа и др.).

Формирование интереса к деятельности детей третьей группы происходит на групповых и индивидуальных занятиях в процессе игровой и учебной деятельности. С момента прибытия детей в центр и до конца учебного дня поддерживается атмосфера доброжелательного доверительного общения, создаются ситуации успешного активного участия детей в повседневной деятельности. Дети третьей группы быстрее осваивают предметно-ианипулятивную деятельность, чем их сверстники первой и второй групп и переходят на второй этап обучения.

Переход на второй этапобучения происходит по мере адаптации ребёнка к условиям нахождения в группе с другими детьми, вовлечения его в процесс активной деятельности, накопления опыта предметно-практической деятельности.На втором этапе обучения программами предусматривается проведение занятий художественным творчеством (рисование, лепка, аппликация), а также начало работы с детьми по следующим направлениям допрофессиональной подготовки: растениеводство, деревообработка, шитьё, ткачество, полиграфия, изготовление изделий из батика и керамики. На данном этапе формируются навыки выполнения отдельных трудовых действий и операций. В связи с неустойчивостью внимания детей, их быстрой утомляемостью и пресыщаемостью в процессе деятельности каждая операция требует отдельной длительной отработки в ходе выполнения различных упражнений. Учитывая такую потребность, содержание программ по каждому направлению включает не только набор формируемых действий, но и их операционный состав. В качестве примера приведём краткое описание содержания программ по названным направлениям допрофессиональной подготовки.
Содержание обучения растениеводству предусматривает освоение таких доступных для детей и подростков действий, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке, изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. Например, в ходе обучения поливу комнатных растений, ребенок осваивает такие операции, как ощупывание почвы и определение ее влажности или сухости, принятие решения – нужно или не нужно поливать растение на основе результатов ощупывания, зачерпывание меркой воды из емкости и выливание воды в горшок под стебель растений (одну мерку для маленького горшка, две для среднего, три для большого). В качестве продукции растениеводства предусматривается выращивание скороспелой зелени (петрушка, лук, укроп, редис), рассады цветов и овощей, горшочных декоративных растений.
Программа обучения элементам деревообработки предусматривает освоение детьми доступных приемов обработки деревянных заготовок наждачной бумагой, напильником, ножовкой и другим столярно-слесарным инструментом, склеивания деревянных деталей, покраски изделий. Например, при обучении действию отпиливания дети осваивают следующие операции: нанесение при помощи шаблона метки на место отпила, закрепление детали, выполнение пилой движений вперед-назад с нажимом вниз. Качественному выполнению отпиливания способствует использование приспособленного инструмента: закрепленная на верстаке углорезная пила позволяет сделать ровный разрез ребенку с нарушением координации и моторики. Столярной продукцией могут являться деревянные разборные игрушки, декоративные подставки, рамки, полочки под цветы и другие изделия.
Обучение шитью предусматривает освоение доступных операций работы с тканью, кожей с использованием ножниц, игл, булавок, линейки, шаблонов, электрической швейной машинки. Например, освоение строчки на электрической швейной машине требует овладения следующими операциями: опускания и подъема иголки вращением рукой колеса машинки; опускания и подъема лапки; подведения ткани под лапку; направления ткани руками во время строчки; определения начала и конца строчки; нажатия ногой педали, соотнесения силы нажатия со скоростью строчки и прекращения строчки с отпусканием педали; строчки по обозначенному контуру; вытягивания нити при поднятой игле; отрезания нити ножницами. Овладение операциями шитья на электрической швейной машинке нацелено на изготовление простых пошивочных изделий из ткани: салфеток, сумок, мешочков.
Обучение ткачеству включает формирование действий ручного плетения нитками с использованием челнока на стационарном или настольном ткацком станке. Содержание обучения работе с челноком включает в себя освоение следующих операций: правильное держание челнока в правой и в левой руках; перекладывание челнока из одной руки в другую; различение вертикального и горизонтального рядов; движение челноком в различных направлениях (справа налево и слева направо, от себя и к себе, вверх и вниз); наматывание нити на челнок; продевание челнока с нитью сквозь вертикально натянутые нити; отрезание нити ножницами. В качестве продукции ткачества могут выступать декоративные коврики, панно.
Обучение полиграфическим работам происходит на современном оборудовании, которое позволяет выпускать качественную продукцию, и при этом большинство операций не требует высокой профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу доступной для подростков с тяжелыми и множественными нарушениями. Содержание обучения полиграфической деятельности включает такие действия, как: набор несложного текста на персональном компьютере (например, текст для визиток), сканирование, ламинирование, резку, брошюрование, выполнение копировальных работ. Например, обучение ламинированию включает в себя следующие операции: включать и выключать ламинатор; вкладывать картинку в плёнку; вкладывать пленку с картинкой в конверт; вставлять конверт в прибор; принимать конверт с обратной стороны ламинатора; раскрывать конверт и вынимать ламинированную картинку. Работа в полиграфической мастерской может быть направлена на изготовление иллюстрированных календарей, открыток, блокнотов, визиток и другой продукции.
Программа обучения изготовлению изделий из батика предусматривает не только освоение рисования красками по ткани, но и подготовку ткани к разрисовыванию (разрезание, разглаживание, натягивание на рамку), а также ее обработку после нанесения рисунка: покрытие рисунка предварительно расплавленным парафином, опускание изделия в краситель, сушку, глажку утюгом, изготовление бахромы и оформление в виде картины или открытки. Содержание обучения работе с керамикой предусматривает освоение следующих действий: лепка из глины, термическая обработка, после термическая обработка изделия (роспись красками, глазурью), повторная термическая обработка. Лепка из глины, в свою очередь, предусматривает освоение ряда доступных операций: размачивание глины, разминание глины, отщипывание, отрезание (ножом, проволокой), катание колбаски, шарика, изготовление блина похлопыванием, надавливанием и размазыванием, применение форм, защипывание, загибание, соединение отдельных частей в целое. В качестве готовых изделий из керамики выступают подсвечники, вазочки, декоративные плитки и элементы для панно (листики, рыбки и др.).
На втором этапе обучения большинство детей и подростков не могут освоить все содержание, предусмотренное программой, но у них формируется навык выполнения отдельных доступных операций. Конечный продукт может воплощать в себе лишь одну операцию, выполненную ребенком, находящимся на втором этапе обучения, а все остальные будут произведены другими учащимися или педагогом. Для мотивации дальнейшей конструктивной деятельности ребенка важно донести до него, что в данном изделии воплощен его труд, без его вклада не получилось бы такого результата.

По мере накопления освоенных операций и действий по различным направлениям допрофессиональной подготовки подростки переходят на третий этап обучения. Он нацелен на формирование таких качеств трудовой деятельности учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями, которые позволяли бы им выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству продукта и производить его в установленные сроки. В связи с поставленными на третьем этапе задачами содержание программы предусматривает не только обучение выполнению доступных производственных операций, но и предъявление определенных количественных, временных и качественных требований в процессе выполнения трудовой деятельности. Мотивирующим фактором является оплата труда учащегося (или иное поощрение), наличие и размер которой напрямую связан с выполнением данных требований.
Длительность прохождения этапов и содержание допрофессиональной подготовки каждого конкретного учащегося зависит от его индивидуальных особенностей развития. В целях учета этих особенностей на каждого учащегося составляется ИПО.

Дальнейшие перспективы

По достижении учащимися 18-летнего возраста вне зависимости от уровня допрофессиональной подготовки большинство из них переходит в Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов. ПИМ имеют трехступенчатую структуру. К первой ступени относятся лица с тяжёлыми и множественными нарушениями, требующие постоянного сопровождения и ухода. Ко второй – инвалиды, готовые частично участвовать в производственном процессе. К третьей ступени – инвалиды, активно участвующие в производственном процессе.
Инвалиды первой ступени посещают отделение развития, где с ними проводятся занятия на развитие коммуникации, предметной деятельности, социально бытовых навыков и формирование отдельных трудовых операций. Принимать активное участие в производственном процессе они не могут в силу тяжести имеющихся психофизических нарушений. Однако, посещение ими мастерских продиктовано идеей вовлечения в процесс социально-трудовой интеграции всех людей вне зависимости от тяжести нарушений. Вместе с тем, противопоказанием для приема в мастерские является активные психические заболевания, следствием которых является такие проявления как агрессия, самоагрессия.
Работники с инвалидностью второй ступени подключаются к производственной деятельности мастерских на ограниченное время. При постоянном сопровождении мастера они выполняют доступные производственные действия и операции в отделениях растениеводства, деревообработки, ручного труда. Работники с инвалидностью третьей ступени активно занимается производственной деятельностью в различных отделениях.
В целях обеспечения преемственности выпускники ЦЛП переходят в ПИМ с индивидуальными программами обучения. Мастера ПИМ продолжают работу по данным программам, совершенствуя трудовые навыки молодых людей с тяжелыми и множественными нарушениями. Доброжелательное, вместе с тем требовательное отношение мастеров к работникам, регулярная оплата труда обеспечивают высокую мотивацию молодых инвалидов. Специальные рабочие места и адаптированная для людей с особыми потребностями среда также позволяют получить качественный результат труда. Последний развивает собственное достоинство, способствует признанию сообществом людей с тяжелыми и множественными нарушениями в качестве равных сограждан и позволяет давать положительную оценку вовлеченности инвалидов в процесс социальной интеграции.

Как работать с программами

В предлагаемых программах представлены: краткая пояснительная записка, цели, задачи и содержание обучения по 14 предметам. Содержание каждого предмета представлено линейно и отражает объективную структуру доступных детям с тяжёлыми и множественными нарушениями действий, расположенных по принципу «от простого к сложному».
Педагог, имея картину развития ребёнка, отбирает из программы те объективные звенья действий, которые являются актуальными для обучения конкретного ребёнка и включает их в ИПО.

Назад Оглавление Далее