Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Физкультура

«Родители – те же дети» Овчинникова В. А., Удмуртская Республика, г. Ижевск

Удмуртская Республика, г. Ижевск ГУСО УР «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с
ограниченными возможностями» Овчинникова В. А., инструктор по труду

Вот уже шесть лет в Республиканском реабилитационном центре работает Творческая мастерская или, как говорят посещающие ее дети, - «Волшебный кабинет». Такое название родилось неслучайно. Здесь действительно происходят чудеса. Сюда приходят дети с тяжелыми недугами.
На занятиях родители учатся одновременно со своими детьми. Вместе с преподавателем они рисуют, лепят, играют. Но не все родители сразу с удовольствием включаются в игру. У многих проскальзывает неприкрытое раздражение, лень, отстраненность и скука. Но «внутренний ребенок», который живет в каждом взрослом, берет свое и к концу занятий каждый хвастается своей работой и, гладя себя по голове, говорит: «Я - молодец!» Родители, которые быстро включаются в игру, как правило, воспринимают своего ребенка таким, какой он есть. У них не существует проблем в общении с ним.
На занятия в «творческую мастерскую» они приходят для того, чтобы узнать (освоить) новые методики работы, погрузиться в атмосферу взаимопонимания и уважения, а главное - еще раз услышать девиз «творческой мастерской»: «Если я захочу - я смогу, я сделаю!» Но другая категория родителей значительно шире, у них существуют проблемы с восприятием собственного ребенка. Им нужна помощь преподавателей мастерской.
Очень часто можно наблюдать такую ситуацию: родитель приводит ребенка на занятие и говорит: «Пусть он занимается один, когда я рядом - он плохо себя ведет». И оставляет его.
Действительно, в отсутствии родителей ребенок ведет себя примерно - выполняет все задания, придумывает что-то новое, общается со сверстниками и взрослыми. Но после занятия он хочет похвастаться результатами своего труда отсутствовавшему на занятии родителю, и наталкивается на непонимание, равнодушие. Значимость работы для ребенка очень высока и такое отношение мамы (папы) его огорчает, заставляет замыкаться в себе. Такая ситуация не способствует возникновению теплых семейных отношений. Так появилось решение проводить совместные занятия детей с родителями. Это, конечно, создает ряд трудностей, но результат этого стоит. Меняется мировоззрение родителей, меняются и дети. Специально для родителей с детьми была разработана реабилитационная программа «Рисуем вместе». Главная цель которой - объединить родителей и детей на фоне совместного творчества и сформировать между ними гармоничные отношения. Решение этой цели осуществляется через реализацию ряда направлений:
- отвлечь родителей от поучений и наставлений;
- заинтересовать занятием взрослого и повысить его уверенность в себе;
- показать взрослым, что при их заинтересованности формируются новые детско- родительские отношения;
- научить родителей ставить цель и добиваться ее исполнения.
Главный принцип программы: «Лучшее обучение - личный пример». В основу данной программы легли техники нетрадиционного рисования. Может показаться, что придумать что- то новое уже невозможно, все известно. Но в 2002 году, когда внедрялась эта программа, технику пришлось собирать по крупицам.
А все началось со статьи «Излечивает гнев и заполняет время» в журнале «Сделай сам» за 1990 год. Она начиналась словами: «Занятие нетрадиционным рисованием развивает пространственное воображение и неординарное решение, как впрочем, и все другие виды изобразительного искусства, воспитывает в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся человеку, даже если он по роду своей профессиональной деятельности не связан с изобразительным искусством». В статье спрашивалось: «А как быть с теми, кому 60, 70 и более лет?». И следовал ответ: «Занимайтесь нетрадиционным рисованием, и вы не пожалеете, ведь эти занятия - настоящий генератор хорошего настроения». Эти строки стали отправной точкой для создания программы «Рисуем вместе». Если занятия по этой программе смогут заинтересовать взрослых, то велика вероятность того, что они начнут и дома заниматься нетрадиционным рисованием, привлекая к этому процессу детей.
Программа начала внедрятся с сентября 2002 года. На начальном этапе реализации возраст обучающихся в группе детей был 5-6 лет, постепенно возрастной порог снизился до 3 лет. А сейчас в группе занимаются дети с полутора лет. И каждый раз, независимо от возраста, дети приходят вместе с родителями. Первое занятие - всегда диагностическое.
Родителям и детям предлагаются инструменты и материалы изо-деятельности: лист бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки и т. д. Они показывают, как они занимаются рисованием дома.
Наблюдая за отношениями детей и родителей, удалось выявить ряд типичных родительских ошибок, которые негативно влияют на отношения в семье и развитие ребенка. Вот некоторые из них.

1. «Давай помогу»

Родители сами выбирают фломастер, открывают его, дают ребенку в руки и предлагают что- либо нарисовать, очень часто подсказывают сюжеты работы. В это время можно услышать: - Нарисуй домик, солнышко, травку. (Многократные наблюдения поражают стабильностью предлагаемых родителями композиций. Редко кто «идет» дальше стандартного набора: домик, солнышко, травка. На их фоне просто новаторами выглядят родители, предложившие своему чаду изобразить цветочек или кошку).
Проделывая за ребенка даже элементарные манипуляции: выбор и открывание фломастера, смешивание красок и т. д. мама полностью лишает свое дитя желания проявлять инициативу. «Можно не стараться - мама и так все сделает».
И рисование сводится к проведению линий на бумаге. А ребенок еще и проявляет неудовольствие, если мама сделает что-то не так, как того хочет малыш. В конечном итоге недовольными остаются и дети, и родители.

2. «А я не умею рисовать!»

Родители, получив лист бумаги, сразу откладывают его в сторону со словами: «Что вы? Я же совсем не умею рисовать». И переключают все свое внимание на ребенка: «Ну что ты сидишь? Рисуй!»
Ребенок ничего не отвечает, замыкается в себе. Еще бы, он впервые на занятии, волнуется, не может освоиться, а мама заставляет его рисовать.
Мама продолжает настаивать, ребенок что-то рисует. Но и тут мама недовольна: «Как ты рисуешь? Ты же можешь лучше!»
В итоге - рисование не принесло пользы, мама разочарована, ребенок расстроен и обижен. В данном случае напрашивается логичный вопрос: «Почему мама позволяет себе «не уметь рисовать», а на ребенка за то же самое кричит?»

3. «А для чего это нужно?»

Рассказывая про ребенка, родители говорят, что дома он много рисует. Но на просьбу привезти работы отвечают: «Мы работы не храним, мы их выбрасываем».
Такое отношение к детскому творчеству говорит о многом. Пусть ребенок еще не все понимает, но он чувствует, как родители относятся к тому, что он делает. Никому не захочется работать на «мусорную корзину».

4. «Посиди еще чуть-чуть»

Интерес детей к любому делу пропадает сразу, как только ребенок начинает уставать. Выполнив какую-либо работу, он хочет уйти, но родители очень часто силой, уговорами пытаются оставить его на занятии. В конечном итоге об этом занятии у ребенка остается негативное воспоминание. Несмотря на то, что само занятие ему понравилось, негативные эмоции в конце «перекрыли» позитивные.

5. «Переводчик»

У многих мам можно заметить такое качество: они повторяют детям все, сказанное преподавателем. Получается, что ребенок общается с преподавателем через «переводчика». Эта ситуация утомительна всем. Общее неудовольствие от занятия является его итогом. В последствии, на консультациях для родителей, обсуждая эти ошибки, родители отмечают, что привычки настолько овладевают, что они даже не замечают такое свое поведение. Начиная контролировать себя на занятиях, они замечают, что чувствуют удовольствие от посещения занятия, от общения с ребенком. Теперь рассмотрим структуру занятия.
Программой предусмотрено, что ребенок не только рисует, но и сам готовит все необходимое для занятия: воду, краски, листочки. Сам открывает краски и раскладывает материал. Затем идет само рисование. Но это сопровождается не словами: «Давай - рисуй что-нибудь», а дается конкретная тема.
По окончании работы, независимо от конечного результата творчества, обязательной частью урока является этап, на котором все ученики хвалят себя за проделанную работу. Со словами: «Я - молодец!», гладят себя по голове. Это добавляет уверенности. Конечный этап занятия: уборка своего рабочего места.
В заключении реабилитационного курса родители получают ряд рекомендаций.
1 Постоянные, упорные занятия каждый день - ни одного перерыва! Каждая остановка - это шаг назад, к слабости и беспомощности; каждая уступка собственной лени - это предательство своего ребенка!
2 Родители должны быть сознательно беспомощны: если приходит мысль о невозможности смотреть на неудачные попытки ребенка что-то сделать, и появляется готовность сделать это за него - это жалость не к ребенку, а к самому себе. Если что- то делается за ребенка - это лишение его шанса научиться чему-то новому.
3 Задачи, ставящиеся перед ребенком, должны быть выполнимыми и выполнены.
4 В процессе перехода от решения ребенком простых задач (упражнений, игр) к более сложным, и сам ребенок, и родители вынуждены преодолевать трудности, но это преодоление в итоге приносит немало радостных минут и конкретной пользы.

Считаем нужным дать также специальные рекомендации родителям по организации занятий изобразительным творчеством у детей с ограниченными возможностями.
«При полном понимании всех трудностей и проблем, которые подстерегают детей с ограниченными возможностями в процессе роста и взросления, педагоги искренне желают помочь родителям в их нелегком труде. Конечно, можно вырастить прекрасного человека, не занимаясь с ним изобразительной деятельностью: рисованием, лепкой, моделированием и аппликацией. Ваш дом будет чище, ребенка не придется отмывать от засохшей на руках и лице краски, а скатерть не будет случайно приклеена к столу. Но не лишите ли вы своего ребенка радости художественного творчества? Не погубите ли в зачатке ростки поэтического мировосприятия и детской способности и желания к самовыражению в собственных и неповторимых произведениях?».

Назад Оглавление Конец