Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Физкультура

Работа с семьей

Особенности психокоррекционной работы с матерями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья Мочалова М. А., Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Центр социально-психологической помощи населению Мочалова М. А., педагог-психолог

В последнее время все большую популярность у нас в стране приобретает работа психотерапевтических и психокоррекционных групп. Однако отечественной психотерапии и специальной психологии мало известно примеров создания групп, в которых бы осуществлялась работа по коррекции психотравмирующих ситуаций, возникающих в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Родители ребенка-инвалида, испытывают множество трудностей различного характера. Предпринимаемые вспомогательные меры рекомендательного характера, осуществляемые специалистами в специальных учреждениях, не всегда достигают своей цели. Кроме того, часто случается так, что отцы таких детей оказывается не в состоянии справиться с внезапной проблемой в семье, взять на себя ответственность и часто покидают семью. Поэтому мать, оставшись одна с ребенком-инвалидом должна владеть навыками, дающими ей возможность самой справиться с перенесенной травмой и помочь своему ребенку. Мать принимает на себя большую ответственность за воспитание ребенка с ограниченными возможностями, при этом она не может рассчитывать на поддержку, которая обычно существует в полных семьях. Организация надлежащего ухода за ребенком - это серьезная проблема, поскольку одинокий родитель лишен супружеской опоры, а тем самым необходимой помощи, в принятии решений. Родители такого ребенка, как и сам ребенок, попадают в стрессовую ситуацию и сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящим в их жизни, к новым моделям взаимодействия, если они хотят стать относительно надежной опорой для своего ребенка. В этом случае крайне необходимо овладеть умением справляться со стрессовыми факторами, создать модель надежной системы ценностей, проявлять терпение и гибкость, адаптируясь к переменам. Родители должны помочь ребенку найти себя во взаимоотношениях с друзьями, родственниками и своим окружением в целом, а так же суметь создать благоприятную обстановку в семье. В связи с этим необходима разработка таких форм психокоррекционной работы, которые помогли бы преодолеть многие конфликты и проблемы родителей, воспитывающих детей- инвалидов.
Методика, разработанная В. В. Ткачевой для матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями, апробировалась на базе специальных коррекционных учреждений г. Москвы, в которых обучаются дети с тяжелой степенью умственной отсталости и выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие детского церебрального паралича. Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей с отклонениями в развитии. Псохокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждую женщину, посещающую занятия, но и внутри группы при взаимодействии участниц. Групповые занятия проводятся по трем направлениям:
- гармонизация взаимоотношений между матерью и ребенком;
- гармонизация внутрисемейных отношений;
- оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Наиболее эффективной формой является частично открытая группа, состоящая из 6-8 человек. Занятия могут проводиться 1 раз в неделю.
Цель такой группы - создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей. В число задач группы входят:
- реконструкция детско-родительских взаимоотношений;
- оптимизация супружеских и внутрисемейных взаимоотношений;
- гармонизация межличностных отношений между матерью с больным ребенком, членами семьи и другими (посторонними) лицами;
- коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в развитии;
- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
- формирование позитивного мышления, помогающего матерям избегать и преодолевать стрессовые ситуации.
Для обеспечения работы родительской коррекционной группы требуется следующее методическое оснащение: магнитофон, СД диски или кассеты с необходимыми музыкальными произведениями, флип-чарт, краски, карандаши, бумага.

Занятие 1

1. Разминка. Приветствие.
Игра «Мои ощущения» (проводиться в кругу, взявшись за руки) Игра «Оцените партнера. Какой он?»
2. Основная часть. Сообщение о правилах работы группы.
Тематический опросник «Мой жизненный путь. Мои успехи и мои неудачи». Аутотренинг.
Арт-терапия. Рисунок моей семьи. Идеальная семья и реальная семья.
Музыкальная релаксация. Свободные движения под музыку «Голубой Дунай» И.
Штрауса).
3. Подведение итогов занятия. Домашнее задание: ведение дневника. Прощание.

Занятие 2

1. Разминка. Приветствие.
Упражнение на развитие контакта в группе.
Игра «Передай другому свои положительные эмоции и чувства» (тактильный контакт). Игра «Отгадай чувства твоего партнера» (тактильный контакт). Чтение текста «Именно сегодня» (зарядка позитивного мышления).
2. Основная часть.
Тематический опросник «Моя точка опоры в жизни. Что мне помогает и что мне
мешает».
Аутотренинг.
Музыкальная релаксация. Тема «Летнее утро». Музыкальное сопровождение: один из вальсов Ф. Шопена.
3. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: выучить текст аутотренинга и каждый вечер перед сном
прочитывать его наизусть про себя; результаты отмечать в дневнике.
Прощание.

Занятия 3

1. Разминка. Приветствие.
Упражнение на сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы. Игра «Спина к спине».
Чтение текста «Именно сегодня» (зарядка позитивного мышления).
2. Основная часть.
Упражнение «Диалог между сторонами моего Я» на развитие самоутверждения и повышения самооценки с использованием техник гештальт-терапии. Арт-терапия. Рисование на тему «Мой герб. Моя проблема». Аутотренинг.
Музыкальная релаксация. Вокалотерапия.
3. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: психолог предлагает участникам тренинга сформулировать
собственное жизненное кредо, затем записать его формулу в дневнике.
Прощание.

Занятие 4

1. Разминка. Приветствие.
Упражнение на развитие внимания участниц группы. Музыкальная зарядка.
Упражнение «Диалог между сторонами моего Я» на развитие самоутверждения и повышения самооценки. В работу включаются те участники, которые были до этого лишь зрителями.
2. Основная часть.
Игра «Передай другому свои положительные эмоции и чувства» (тактильный контакт). Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня». Обсуждение рассказа «Велосипед».
Аутотренинг. Проводится по той же схеме.
Музыкальная релаксация. Использование ритмичного танца и современных танцевальных мелодий для снятия напряжения и эмоциональных зажимов. 3. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: Записать в дневнике, когда в течение недели вы испытывали
счастливые минуты, и с чем они были связаны.
Прощание.

Занятие 5

1. Разминка. Приветствие.
Упражнение на снятие напряжения в группе. Использование приемов пантомимы. Упражнение на развитие самоутверждения и повышение самооценки.
2. Основная часть.
Упражнение «Диалог между сторонами моего Я: ласковая мама и строгая мама». Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня». Обсуждение рассказа «Мой сын меня не любит». Аутотренинг. Проводится по той же схеме.
Музыкальная релаксация. Тема «Ручеек - полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников отрывки из первой симфонии.
3. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: записать в дневнике слова или описать ситуацию, в которой ваш
ребенок в течение этой недели выражал вам свою любовь.
Прощание.

Занятие 6

1. Разминка. Приветствие.
Упражнение на снятие напряжения в группе. Использование приемов пантомимы. Упражнение на развитие самоутверждение и повышения самооценки.
2. Основная часть.
Упражнение «Диалог между сторонами моего Я: я могу». Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня».
Арттерапия. Рисование на тему «Мой ребенок: каким я его представляла до рождения и какой он сейчас».
Аутотренинг. Проводиться по той же схеме.
Музыкальная релаксация. Тема «Прекрасный цветок». Музыкальное сопровождение: музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
3. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: записать в дневнике слова, которыми Вы обычно ласково
называете Вашего ребенка.
Прощание.

Занятие 7

1. Разминка. Приветствие.
Упражнение на снятие напряжения в группе. Использование приемов пантомимы (музыкальная зарядка).
Упражнение на развитие самоутверждения и повышение самооценки.
2. Основная часть.
Упражнение «Диалог между сторонами моего Я: ласковая мама и строгая мама». Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня».
Тематический опросник: «Оценка качеств человека» и «Что я люблю и что мне
нравится в моем ребенке».
Аутотренинг. Проводится по той же схеме.
Музыкальная релаксация. Тема «Мать и дитя» Музыкальное сопровождение: Ф. Шуберт «Ave Maria».
3. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: вспомнить события Вашей жизни, имеющие позитивную окраску,
описать их в дневнике.
Прощание.

Занятие 8

1. Разминка. Приветствие.
Обсуждение записей в дневнике.
Упражнение на развитие самоутверждения и повышение самооценки.
2. Основная часть.
Упражнение «Диалог между сторонами моего Я: Я знаю» (проводится по аналогии упражнения «Я могу»).
Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня».
Обсуждение рассказа «Ваш ребенок - совсем другое дело. Он не то, что мой». Аутотренинг. Осуществляется по той же схеме. Музыкальная релаксация.
Групповое пение одной или двух песен наиболее любимых участниками группы.
3. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: записать в дневнике фразу, которая выражает смысл нашей любви
(то, за что мы любим).
Прощание.

Занятие 9

Разминка. Приветствие.
Упражнение на развитие самоутверждения и повышение самооценки.
Упражнения, направленные на снятие психологических зажимов и на повышение
самооценки.
Игра «Караблекрушение».
Основная часть.
Упражнение «Диалог между сторонами моего Я: сердитая мама и добрая мама». Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня». Обсуждение рассказа «Мама, не бей меня, я тебя люблю». Аутотренинг. Проводиться по той же схеме.
Музыкальная релаксация. Свободные движения под музыку способствуют состоянию раскованности и продлевают мышечную релаксацию, начатую на предыдущем этапе.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: записать в дневнике «плохие», оскорбительные слова, которыми в порыве гнева Вы называли или называете Вашего ребенка; перечеркнуть их (жирной чертой красным фломастером) и рядом записать нейтральные слова, которые с одной стороны, помогают Вам высвобождать свой гнев, а с другой стороны, не позволяют унижать личность ребенка. Прощание.

Занятие 10

1. Разминка. Приветствие.
Обсуждение записей в дневнике.
Упражнение на развитие самоутверждения и повышение самооценки.
2. Основная часть.
Упражнение «Диалог между сторонами моего Я: я умею» (проводится по аналогии упражнения «Я могу»)
Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня».
Обсуждение рассказа «Стоит ли тратить всю свою жизнь на больного ребенка?». Аутотренинг. Осуществляется по той же схеме. Музыкальная релаксация.
Тема: «Зимняя дорога». Музыкальное сопровождение: Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина.
3. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: запишите в дневнике ласковые слова, которыми Вы поддерживаете сами себя; прочитываете их в трудные для вас минуты жизни. Прощание.

Занятие 11

1. Разминка. Приветствие.
Упражнение на снятие напряжения в группе. Использование приемов пантомимы (музыкальная зарядка).
Упражнение на развитие самоутверждения и повышение самооценки.
2. Основная часть.
Упражнение «Диалог между сторонами моего Я: властная мама и слабохарактерная мама».
Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня».
Тематический опросник: «Каково мое отношение к моему ребенку?» Опросник позволяет раскрыть различные стороны взаимоотношений между родителями и их детьми.
Аутотренинг. Проводится по той же схеме
Музыкальная релаксация. Свободные движения под музыку.
3. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: выучить наизусть текст зарядки позитивного мышления «Именно
сегодня».
Прощание.

Занятие 12

1. Разминка. Приветствие.
Итоговое обсуждение записей в дневнике.
Упражнения, направленные на снятие психологических зажимов и на повышение самооценки.
2. Основная часть.
Игра «Спасатели» (проводится по аналогии «Кораблекрушение»). Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня» (повторение всего текста). Обсуждение рассказа-размышления «Соломинка». Аутотренинг. Осуществляется по той же схеме. Музыкальная релаксация.
Тема: «Бушующее море». Музыкальное сопровождение: музыка С. Рахманинова.
3. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: дать собственную оценку работе с дневником. Прощание.

Пример обсуждаемых в группе рассказов. Рассказ «Велосипед»

Солнце в этот день выглянуло рано. Тучи, еще вчера тяжелыми гроздьями висевшие над домами, с утра куда-то исчезли. Небо выглядело чистым и умытым.
Настроение у Светланы было таким же светлым и свежеумытым как и утро. «Сегодня нужно обязательно пойти погулять на улицу с Ксюшей», - подумала она, глядя на детскую площадку через оконное стекло.
Крамольная мысль подкралась неожиданно: «Может удастся Ксюше поиграть с кем-либо из детей?» Светлана почувствовала собственную настороженность и сомнение. Она подумала: «Может лучше пригласить Таню с Юлечкой на прогулку?» Но звонить подруге почему-то не захотелось, и Светлана решила не комплексовать и действовать решительнее. Как только Светлана сказала дочери о том, что нужно собираться на прогулку, Ксюша мгновенно поковыляла в коридор. Там в углу стоял новенький велосипед. Его недавно купил свекор. Вручая подарок внучке, он торжественно произнес: - Учись кататься! Научишься - сможешь лучше ходить.
Светлана хотела воспротивиться и сказать, что это неразумно. Но свекор и муж были непреклонны. Они как бы и не замечали проблем, которые все больше и больше возникали у Ксюши.
Светлана остановилась в нерешительности. Она не знала, как поступить: взять с собой велосипед на улицу или нет.
Прогулки с Ксюшей всегда были затруднительны. На детской площадке Ксюша почти не общалась с детьми. Ее сверстники уже хорошо разговаривали и могли подолгу болтать друг с дружкой. Ксюшин же лексикон был очень беден и состоял всего из нескольких исковерканных слов, почти всегда непонятных окружающим.
Когда дети не понимали Ксюшу, а она не могла им объяснить то, что хочет, Ксюша хватала их игрушки, ломала, бросала их или била. Дети убегали от нее и начинали в отместку ее дразнить («бе-бе-бе, ме-ме-ме»), показывали ей язык, кривлялись.
Все это очень ранило Светлану. Она пыталась, в меру собственных знаний, как-то объяснять дочери то, как следовало бы играть, и что нужно для этого. Но в присутствии детей и их мам (а для Ксюши и двух-трех человек было слишком много), она становилась возбужденной и необузданной.
Так случилось и на этот раз. Ксюша судорожно вцепилась в руль велосипеда, но катить его спокойно не могла: мешали ноги. Она все время спотыкалась. Чтобы дочь не упала, Светлана поддерживала ее и помогала катить велосипед. Девочка изо всех сил тянула мать в сторону детской площадки. «Наверное, хочет похвастаться», - решила Светлана.
На дорожке возле детской площадки катались на велосипедах двое детей. Одна девочка подъехала к Ксюше и остановилась. Она стала внимательно разглядывать Ксюшу и ее новенький велосипед.
Ксюше захотелось показать, что она может. Она попыталась сесть на велосипед. Светлана стала ей помогать. Но Ксюшины ножки соскальзывали с педалей, и ничего не получалось. Ксюша стала бессмысленно хохотать и хлопать ладошками по рулю. Из уголков ее рта тонкой струйкой потекла слюна. Подошли еще дети, а за ними подтянулись и ... их мамы.
Одна из них, уже знакомая Светлане своей словоохотливостью, сразу же выступила:
- Ой, да за чем же ты ее на велосипед-то усадила. Ходить-то не ходит, думаешь поедет? Светлане стало не по себе от этих слов. Кровь прилила к лицу, язык словно присох. Она промолчала, опустив глаза. За нее ответила другая мама:
- Ну и что же, ребенок есть ребенок. Что же делать, если он хочет, а не может.
- Да, беда с таким ребенком, - продолжила первая.
- Вот у нас в доме раньше жил такой мальчик, так он...
Но Светлана уже ничего не слышала. Она смотрела в лица детей, сравнивая их с Ксюшей. Дочерина мордашка казалась ей наивно-глупой и почти святой, а лица детей - колючими и даже злыми.
Она схватила в охапку дочь, подхватила велосипед и помчалась домой. Ей казалось, что в ее спину буквально «вонзились» любопытствующие и безжалостные взгляды детей и их матерей.
Дома Ксюша, получив серию шлепков, захныкала и отправилась в свою комнату. А Светлана бросилась в спальню и, уткнувшись в подушку, залилась слезами. Сегодня день был испорчен.

Вопросы для обсуждения в группе:
1. Каковы ваши ощущения после прочитанного?
2. Считаете ли вы ситуацию реальной?
3. Были ли вы хотя бы один раз в жизни в подобной ситуации? Поделитесь вашими ощущениями. Расскажите о ней подробнее.
4. Как вы поступили бы в подобной или сходной ситуации?
5. Как вы считаете можно было бы исправить ситуацию?
6. Что можно посоветовать героине рассказа? Какой полезный вывод для себя вы сделали после обсуждения этого рассказа?

Рассказ «Ваш ребенок - совсем другое дело. Он не то, что мой»

Светлана Николаевна спешила в школу, чтобы забрать дочь после занятий. Войдя в вестибюль, она увидела Ксюшу, окруженную детьми из ее класса. Ксюша выглядела довольно неплохо. Внешние признаки умственной отсталости дочери, а она обучалась во вспомогательной школе, как показалось Светлане Николаевне, стали проявляться меньше. Пока Ксюша одевалась, а Светлана Николаевна ее ждала, к ней подошла мама Кости Ц., одного из одноклассников дочери. Они разговорились. Маму Кости волновал вопрос о том, сколько времени Ксюша тратит на подготовку домашнего задания. Светлана Николаевна ответила, что это бывает по-разному: когда больше, а когда и меньше.
- А вот Костя никак не хочет слушаться, пишет в тетради плохо и оценки стал плохие получать, - в голосе мамы послышались горестные нотки.
- Не расстраивайтесь, у всех бывает, - посочувствовала Светлана Николаевна.
В этот момент подошла Ксюша, уже одетая и с ранцем за спиной. Она приветливо поздоровалась с мамой Кости.
Мама Кости повернулась к Ксюше и начала обстоятельно ее расспрашивать. Она задавала ей вопросы о домашнем задании, о том, что делала Ксюша в прошлое воскресенье и что будет делать в следующее.
Светлана Николаевна заметила, как заблестели у Костиной мамы глаза, как в ее лице отразились одновременно и удивление, и сожаление, и разочарование. Чувствовалось, что, общаясь с Ксюшей, мама Кости испытывает сложные и, может быть, тягостные чувства. Подошел Костя, он хотел сказать что-то своей маме. Она невнимательно его выслушала, а потом вновь повернула голову к Ксюше. Костя потянул маму за рукав.
- Да что же ты не можешь и минуты подождать! Ты же видишь, что я разговариваю с Ксюшей, - резко оборвала Костю мама.
Костя сник и отошел в сторону.
- Вы готовы? - спросила мама Ксюши. - Идете?
- Да, сейчас, - ответила мама Кости. Она никак не могла отвести глаз от Ксюши. Её взгляд как бы ласкал девочку, скользя по ее головке, бантикам, плечикам, платьицу. Потом, тяжело вздохнув, мама Кости повернула голову к Светлане Николаевне и сказала:
- Какая у Вас хорошая девочка! Не балуется. Учится хорошо. Говорит: все ясно. Вежливая, приветливая. А мой Костя ..., - у нее на глазах выступили слезы, - не знаю, что с ним и делать. Бездарь какая-то. Все время норовит с кем-нибудь подраться. Конечно, девочки это совсем другое дело. А Ваша Ксюша - так особенно.
Она опять взглянула на Ксюшу и надолго задержала на ней взгляд. Светлане Николаевне стало от этого взгляда не по себе. Она окликнула Ксюшу, и они, быстро попрощавшись, направились к метро.

Вопросы для обсуждения в группе:
1. Как вы считаете, что случилось?
2. Происходило ли подобное с вами и с вашим ребенком? Поделитесь своими ощущениями по поводу прочитанного.
3. Существует ли, на ваш взгляд, чувство соперничества между матерями больных детей?
4. Часто ли ваги внутренний голос задает следующий вопрос: А мой (ребенок) хуже, чем ...? Почему? Что помогает вам избегать подобных настроений?

Рассказ «Мама, не бей меня, я тебя люблю»

Марина Ивановна с Катей собирались идти в гости к бабушке. Идти Марине Николаевне не очень хотелось. И не потому, что встреча и разговор со свекровью чем-то мог испугать. Нет, пугала сама Катя. Ее не с кем было оставить. Мама Марины Ивановны жила в другом городе. Катю она забирала обычно только на лето.
Марина Ивановна подумала: «В гостях Катя, как только придем, начнет приставать и поговорить не даст. А поговорить очень нужно, иначе свекровь обидится». Марина Ивановна подозвала Катю и сказала:
- Катя, мы идем сегодня в гости к бабушке. Она соскучилась и приглашает нас на чай. Ты рада?
У Кати засияло личико, она улыбнулась и поинтересовалась о том, что вкусненькое мама приготовила бабушке к чаю.
- Но учти, Катя, - сказала Марина Ивановна, - если будешь себя плохо вести в гостях, мы сразу же вернемся домой. Мне нужно поговорить с бабушкой. Когда мы придем, ты поздороваешься, поцелуешь бабушку, попьешь чай, а потом пойдешь играть. Мы будем с бабушкой говорить об очень серьезном деле. Ты нам мешать не будешь! Поняла?
- Да, - прозвучало в ответ.
В гостях Катя бросилась пламенно обнимать и целовать бабушку. Обнимая, она сильно сжимала бабушку за шею.
- Ну хватит, хватит, Катенька, ты меня задушишь, - взмолилась свекровь, расцепляя руки девочки и снимая их со своей шеи. - Какая ты хорошая и добрая девочка - не забыла бабушку, пришла ее навестить. Умница, ты моя, - воскликнула Зоя Петровна и поцеловала Катю в лобик.
Девочка расценила действия Зои Петровны как разрешение на осуществление своих следующих маневров. Не долго думая, она плюхнулась всем своим немалым весом на худощавые коленки Зои Петровны. Та вскрикнула:
- Ой, ой, ну что же ты! Мне же так больно.
Но, видимо, делать бабушке больно доставляло удовольствие Кате. Шаловливо взглянув на мать, она вновь прильнула к бабушкиной груди, и, обняв бабушку за шею, стала ее легонько трясти. Зоя Павловна испугалась и стала просить Катю ее отпустить.
- Так, ну хватит, - на повышенных тонах заговорила Марина Ивановна, - успокойся, бабушку оставь в покое и иди поиграй. Когда чай будет готов, мы тебя позовем.
Однако, соскользнув с бабушкиных колен, Катя уселась на кухонном диванчике, сдвинув Зою Петровну в угол. Та безропотно уступила. Но маленький домашний деспот на этом не успокоился. На кухонном столе стояла коробка конфет. Зоя Петровна, ожидая гостей, заранее поставила ее на стол. В вазочках лежали печенье, мармелад, варенье. Катин взгляд упал на коробку с конфетами. Не долго размышляя, она накрыла всей пятерней лежащие в коробке конфеты и одну за другой стала их, надкусывая, бросать вновь в коробку.
- Что ты делаешь? Остановись! - Марина Ивановна схватила Катю за руку. - Так нельзя!
- Катенька, - сказала Зоя Петровна, - иди пока поиграй, а мы с мамой стол накроем и тебя позовем, и будем пить чай с конфетами, тут только она заметила, что конфеты Катя уже «попробовала»...
- Ты можешь дать мне отдохнуть? Иди играй. Потом я тебя позову, - голос Марины Ивановны звучал угрожающе.
Катя посмотрела на мать испуганно и, опустив плечики, ушла. Но через минуту она вернулась с вопросом:
- Мам, когда будем пить чай?
- Скоро, - ответила Марина Ивановна строгим голосом, - но чайник еще не закипел. Подожди. Катя ушла, но через минуту вернулась уже с новым вопросом:
- Мам, а когда пойдем гулять?
Так повторялось 3-4 раза, пока Марина Ивановна не взорвалась. В ней вскипело все: и стыд из- за неумения дочери вести себя, и предчувствие трудного разговора со свекровью. Не помня себя, потеряв контроль, она в присутствии Зои Петровны надавала дочери пощечин, да еще каких ... Она принялась трясти дочь, как будто хотела вытрясти из нее все, что ей в ней не нравилось...
У Кати из носа хлынула ручьем кровь. Она стала бешено вырываться из рук матери. Марина Ивановна опомнилась. Гнев прошел.
Перед нею стояла ее маленькая девочка, беспомощно трясла ручками и кричала. Только теперь Марина Ивановна разобрала слова дочери:
- М-м-мама, м-м-мама, не б-б-бей меня, я т-т-тебя л-л-люб-бю, - в ее глазах застыли ужас и страх.
«Мама, л-л-люб-бю т-т-тебя», - звучало в ушах Марины Ивановны. Она опустила руку.
«Что со мной? Как такое могло случиться? Что я наделала?» - пронеслось в голове Марины
Ивановны.

Вопросы для обсуждения в группе:
1. Случалось ли с вами такое? Расскажите.
2. Что явилось причиной вашего бесконтрольного поведения по отношению к ребенку?
3. Как, вы считаете, нужно было бы реагировать в подобной ситуации?
4. Какие выводы вы сделали? Что полезного для себя вы почерпнули в рассказе?

Предлагаемая методика может быть использована в качестве основы для проведения практических занятий с родителями больных детей в специальных детских учреждениях, а так же в центрах психолого-педагогической помощи аномальным детям и их родителям. Ее могут использовать специалисты различных профилей, психологи, работающие в специальных образовательных учреждениях и родители детей с ограниченными возможностями.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы