Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Физкультура

Значение мелкой моторики для развития детей первых двух лет жизни с диагнозом детский церебральный паралич Ефимова М. А., Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Центр социально-психологической помощи населению Ефимова М. А., педагог-психолог

Вашему ребенку поставили диагноз - детский церебральный паралич. Не отчаивайтесь. Начинайте заниматься с ребенком как можно раньше, это одно из важных условий для раскрытия его потенциальных возможностей.
В первые месяцы жизни вашего ребенка начинайте с упражнений рефлекторного характера: вкладывайте предметы (разной величины, формы, гладкие, шершавые, мягкие, твердые и т. д.) в руки, давая их ощупывать. Научите захватывать предметы руками, удерживать их, манипулировать ими: постукивать по столу, друг о друга, действовать предметами в зависимости от их свойств. Помогите ребенку исследовать свое тело: играть руками, ощупывать руки, ноги; играйте в «Ладушки», «Сороку», делайте массаж пальцев. Стремитесь сформировать связь «глаз - рука», тяните руку ребенка к предмету и добивайтесь, чтобы он посмотрел на предмет в своей руке. Мотивируйте ребенка, используя различные яркие, звучащие игрушки: мячи, погремушки и т. д. В любом занятии старайтесь создать атмосферу радости, улыбки, ситуацию достижения успеха, чтобы выработать у ребенка интерес и желание к занятиям, способствуя тем самым формированию собственной мотивации ребенка.
В возрасте 6 - 12 месяцев, малыши должны освоить не только действия схватывания, но и вкладывания и перекладывания. Задача взрослого - активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, колпачков. К 10-ти месяцам можно использовать в игре пирамидки из 3 - 5 колец. Для «особого» ребенка все упражнения-задания даются значительно труднее, чем для здорового. Таким детям требуются больше времени для усвоения, поэтому важно, чтобы ребенок не переутомлялся.
В возрасте от полутора до двух лет у детей появляются зачатки волевого поведения: малыш учится сдерживать свои порывы и желания. Развиваются такие элементы поведения, как самостоятельность, настойчивость и требовательность. На этом этапе исключительное значение для интеллектуального роста ребенка имеет развитие пальцев рук. Мышление ребенка формируется в его игре с кубиками, строительными конструкциями и т. д., где требуется выполнение различных операций, а также в играх и упражнениях, где нужно представить (вообразить) конечный результат. Целью большинства этих игр является определение формы и величины предметов (кружков или овальных вкладышей), чтобы затем разместить их в подходящих отверстиях. Такие игры вы можете изготовить сами. На картоне нарисуйте различные геометрические фигуры в количестве четырех-пяти штук: круг, квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию, овал. Затем вырежьте их. Если вы вырезали их аккуратно, то можете использовать этот же картон для вкладывания фигурок на места. Затем покажите малышу картон-решетку с пустыми и разными по форме отверстиями. Дайте ребенку потрогать фигурки и покажите, что окна можно закрыть, но одно окно закрывается формой, а другое - нет.
Для изучения различных цветов и понятия тождества можно взять разноцветные палочки. Сначала нужно объяснить, что палочки не похожи, и надо разложить их по кучкам желтые - налево, красные - направо. Удобно работать со счетными палочками. Из них можно строить любые фигуры. Вместо счетных палочек можно взять спички. Но не нужно торопиться. Например, один дом вы можете строить месяц или два, постепенно его усложняя. Развитию мелкой моторики подвижных суставов кисти рук и координации движений помогут следующее упражнение: намотайте клубок шерсти или других ниток. Сначала вы можете сами специально намотать небольшой моток, потом увеличить его в размерах, соответственно будут возрастать сложность и длительность упражнения. Хорошо, если у вас есть возможность купить в магазине различные развивающие игры, если нет, то вы можете сделать их сами. Возьмите картон, вырежьте различные формы, сделайте по краям отверстия, объясните ребенку, что веревку нужно последовательно, отверстие за отверстием, продеть во все отверстия. Узор шнуровки может быть различным.
Пластилин также хорошо развивает моторику, поэтому не жалейте времени для этого занятия. На первом этапе вы будете держать ребенка за руку и лепить вместе с ним, затем он будет повторять движения за вами и, в конце концов, научится самостоятельно катать палочки и шарики. Начинайте с очень простых фигур, например, с колобка, затем можете перейти к снеговику.
Занимаясь с ребенком, постарайтесь каждое занятие превратить в игру, начинайте занятия с простых заданий, заведомо доступных ребенку. Если же ему что-то не удается, приободрите малыша, сделайте небольшую подсказку. Игру следует заканчивать, как только заметите, что ребенок теряет к ней интерес. Не старайтесь выполнять задания за него, лучше помогите ему, поддержите, верьте в него. Очень важно помнить, что все функции маленького ребенка взаимосвязаны, поэтому, развивая моторику рук, расширяя его окружающий мир, мы оказываем стимулирующее воздействие на психическое развитие ребенка, его восприятие, понимание и мышление.

Значение мелкой моторики для развития детей первых двух лет жизни с диагнозом детский церебральный паралич

Назад Оглавление Далее