Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Физкультура

Двигательная реабилитация

Гидрокинезотерапия в реабилитации детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата Петухова Г. Е, Завалина Е. П., Пермский край, г. Чайковский

Пермский край, г. Чайковский Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Восхождение» Петухова Г. Е, директор центра, Завалина Е. П., методист центра

Любую новую идею в начале отвергают как нелепую, затем отбрасывают из-за ее тривиальности, и так продолжается до тех пор, пока, наконец, она не становится общеизвестным знанием.
Вильям Джеймс

По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня в развитых странах из каждых 10000 детей 250 инвалиды. От такой беды не застрахован, увы, никто. Она может коснуться любой семьи. На сегодняшний день в России проживает более 10 миллионов людей с ограниченными возможностями, из них 252 тысяч - в Пермском крае, из которых около 10 тысяч - дети с ограниченными возможностями. В городе Чайковском с прилегающей территорией инвалидность установлена у 418 детей. При этом число детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом растет.
В структуре детской инвалидности значительное место занимает инвалидность, сопровождающаяся поражением опорно-двигательного аппарата, в частности - инвалидность вследствие заболевания детским церебральным параличом (ДЦП).
Проблема ДЦП в течение многих десятилетий привлекает к себе внимание специалистов в связи со сложностью профилактики, лечения, а также со значительной инвалидизацией больных, которые нередко требуют постоянного ухода, особой помощи в процессе обучения, нелегкого решения проблемы их социальной адаптации.
Сотрудники Центра адаптируют и используют в своей работе все доступные им инновационные методики европейского опыта и опыта родственных российских организаций из других регионов страны. Одной из наиболее эффективных технологий в реабилитации детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата является специальный оздоровительный метод - гидрокинезотерапия.
Плавательные бассейны нашего города перешли на коммерческую основу финансирования и семья ребенка с ограниченными возможностями чаще всего не может позволить себе регулярные занятия для своих детей. Наличие мини-юассейна в нашем Центре дает возможность детям с ограниченными возможностями в возрасте от 6 месяцев до 12 лет заниматься гидрокинезотерапией. В нашем Центре такие занятия начинались в обыкновенной ванне с выполнением активно-пассивных движений в воде. В данный момент в нашем центре функционирует мини - бассейн.
Специалистами Центра внедрена программа «Гидрокинезотерапия как один из методов комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями».
Целью программы является развитие двигательной и сенсорной сфер у детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата посредством гидрокинезотерапии. Программа направлена на решение следующих задач:
- нормализацию мышечного тонуса;
- формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп;
- коррекцию координационных нарушений;
- нормализацию дыхательной и сердечно-сосудистой функций;
- тренировку мышечно-суставного чувства;
- профилактику и коррекцию контрактур;
- развитие сенсорных функций;
- закаливание организма.
Гидрокинезотерапия - это проприоцептивная коррекция в воде. Упражнения в воде способствуют психомоторному развитию детей. Четыре главных фактора воздействуют на детей во время занятий: вода, физические нагрузки, используемые материалы и форма проведения занятий.
В воде на ребенка оказывают влияние различные раздражители: сопротивление водной среды, гидростатическое давление, температура воды, ее химический состав, а также обонятельные, оптические и акустические раздражители.
Сопротивление водной среды примерно в 1000 раз больше воздушной, поэтому все движения в воде отчетливо воспринимаются, что способствует повышению восприятия собственного тела. Дети с ослабленной мускулатурой, занимаясь в воде, увеличивают мышечную силу, а спастическое повышение мышечного тонуса под воздействием занятий снижается.
Под воздействием гидростатического давления на грудную клетку возникает сопротивление дыханию, что способствует тренировке дыхательной мускулатуры. Дыхательный объем легких у нетренированных детей возрастает. Давление воды приводит к повышению сердечной деятельности, венозная кровь усиленно транспортируется в правый желудочек, что ведет к активизации кровотока в конечностях. Это особенно важно для детей с ДЦП, у которых преимущественно ограничены двигательные способности конечностей. Гидростатическое давление, направленное против силы тяжести приводит к тому, что астенические дети могут без особых усилий активно двигаться.
В воде происходит развитие всех видов чувствительности. Даже незначительное изменение положение тела в воде воспринимаются тактильными, двигательными, вестибулярными рецепторами отчетливее.
Упражнения в воде (плавание), пробуждают у детей желание больше двигаться и способствовать развитию чувственного восприятия. Дети с двигательными отклонениями становятся в воде расслабленными и чувствуют себя свободно, даже страдающие тетрапарезом способны в воде без помощи посторонних контролировать свое тело. Упражнения в воде оказывают тренирующее влияние на проприоцептивную и вестибулярную систему. В результате укрепляется мускулатура позвоночника, что является предпосылкой гармоничного развития моторных функций.
Применение гидрокинезотерапии в центре в 2007 году позволило достичь хороших результатов при тяжелой и средне-тяжелой степени двигательных нарушений в 26,6% (рис. 1) случаев, при средней и легкой степени тяжести двигательных нарушений в 34,7% (рис. 2) случаев. Удовлетворительные результаты получены в 31,1% и 43,0% случаев соответственно.

Двигательная реабилитация

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы