aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Специфика взаимоотношений ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата со сверстниками

Когда Ваш ребенок впервые появляется в кругу здоровых детей на детской площадке, то Вы чувствуете настороженность, которая появляется по отношению к нему. Некоторые дети отходят и издали наблюдают за Вашим ребенком, через некоторое время продолжают заниматься своей игрой. В крайне редких случаях какой-то ребенок подойдет к Вашему ребенку, проявит интерес и предложит поиграть. Многие родители детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, особенно с ДЦП, знают, что физические ограничения в передвижении, речевые нарушения затрудняют общение их детей со сверстниками.
Сложности общения Вашего ребенка со здоровыми сверстниками вызваны несколькими причинами, которые взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Это, в первую очередь трудности, связанные с физическими дефектами развития ребенка, то есть ограничения в передвижении. Вашему ребенку хочется побегать вместе со здоровыми детьми, но он не может или, если может, то не так быстро и умело. Поэтому он вынужден оставаться в стороне. Для некоторых детей (например, тех, кто не может передвигаться без колясок или других приспособлений) возникает множество физических барьеров: ступеньки, лестницы, бордюры, неровности поверхности и другие. Нередко эти барьеры являются непреодолимыми. Поэтому такие дети вынуждены постоянно находиться дома, тем самым они изолируются от общения со сверстниками. Их контакты ограничиваются родственниками и учителями (если такие дети обучаются на дому).
У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются дефекты произношения, что делает их речь малопонятной. У многих детей бедный словарь, отсутствуют необходимые навыки общения как с взрослыми, так и со сверстниками.
Развитие навыков общения у детей с церебральными параличом имеет часто трудноразрешимые проблемы: из-за грубых дефектов звуковой речи, бедности словарного запаса сужаются социальные и речевые контакты, а это, в свою очередь, лишает их возможности более эффективно общаться и развиваться.
Другой причиной, приводимой к трудностям в общении Вашего ребенка со сверстниками, является социальная изоляция. Часто родители, боясь, что над ребенком будут смеяться сверстники и осудят окружающие люди, изолируют его от взаимодействия с ними, лишая тем самым речевой практики и практики межличностных отношений.
Еще одним неблагоприятным положением может стать негативная оценка родителями поведения ребенка. Это может выражаться в том, что родители и воспитатели разговаривают с ребенком раздраженно, отрицательно оценивают его поступки и переносят такую оценку на личность в целом. Ребенок, особенно подросток, осознав свою неполноценность, подкрепленную негативными высказываниями окружающих, очень остро реагируют на возникшие ситуации. Дети постепенно начинают верить в то, что говорят окружающие и родители. Тем самым ребенку навязывается эмоциональное неблагополучие.
Если ребенку свойственны такие черты, как раздражительность, несдержанность, излишняя чувствительность, плаксивость, ярко выраженное плохое настроение, то это может привести к существенным трудностям в установлении межличностных контактов. Барьером в общении может стать сочетание различных темпераментов. Медлительным детям трудно общаться с активными, непоседливыми детьми и, наоборот, дети подвижные испытывают затруднения в общении с медлительными детьми.
Психологи выделяют различные виды затруднений в общении детей. Может возникнуть, например, так называемый смысловой барьер, когда партнеры по общению не понимают друг друга. Такое затруднение может возникнуть, если ребенок не понимает требований взрослого потому, что они для него непонятны; ребенок иначе смотрит на определенные факты; ребенок может не воспринимать требования взрослого, если они неблагожелательные (насмешки, придирки); даже благожелательные требования, но повторяющиеся часто, не воспринимаются ребенком; выполнение требования непосильно ребенку.
Часто дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата испытывают чувство неловкости за себя. Дети постепенно начинают осознавать свою неполноценность, то что они не такие как другие. Сережа С, 7 лет с диагнозом левосторонний гемиопарез (со слов матери) как-то после прогулки с горечью сказал: «Я, наверное, никогда не смогу кататься на велосипеде».
Если над ребенком подшучивают, смеются над их недостатками, то у них со временем возникает застенчивость, уход в себя. У ребенка может возникнуть чувство страха, если в его адрес высказываются угрозы, запугивание. Такой же эффект оказывает гнев и ругань со стороны взрослых. При этом взаимоотношения с детьми теряют близость, сердечность, доверие. В результате дети уклоняются от общения с такими людьми.
Барьер превосходства проявляется в том, что сверстники, особенно в подростковом возрасте неуважительно, с чувством превосходства относятся к детям, имеющим физические дефекты. При этом навешиваются ярлыки: ничтожный, ленивый, тупой, неисправимый, бестолковый, уродина, которые оскорбляют личное достоинство детей. Постоянное упоминание о реальных и мнимых недостатках лишают ребенка веры в свои силы. У многих детей это вызывает обиду, гнев, негодование, приводит к возникновению заниженной самооценки, чувства неполноценности.
По словам мамы Лены П., 10 лет (последствия нейроинфекции, двойная гемиплегия, задержка умственного и речевого развития) каждый раз, когда они выходят гулять, девочка говорит: «Со мной будут играть дети?» или «Со мной опять не будут играть дети».
Трудности в общении с детьми с церебральным параличом преодолеваются легче, если в его процессе прививаются навыки позитивного общения. В ходе позитивного общения чаще используются положительные эмоции. Родители, воспитатели должны проявлять интерес к ребенку, замечать его попытки к самообслуживанию, попытки правильно выразить свои мысли, хвалить ребенка. Необходимо приложить все усилия для преодоления физических барьеров, ограничивающих общение ребенка со сверстниками.
Нельзя изолировать ребенка от общения с детьми и взрослыми. Ребенок должен набирать опыт общения. При этом родители должны стать «связующим звеном» между своим ребенком и здоровыми детьми. Если Вы с ребенком вышли на детскую площадку, необходимо наладить контакт Вам самим со здоровыми детьми: поинтересоваться, как их зовут, во что они играют, может быть, рассказать что-то интересное или смешное. В некоторых случаях здоровые дети спрашивают Вас, а почему Ваш ребенок «такой»? В этом случае необходимо в доступной для детей форме ответить на вопрос о болезни ребенка, постараться заинтересовать в совместной игре здоровых детей и Вашего ребенка.

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. - М: Владос, 2003. С.315.

Назад Оглавление Далее