aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Рекомендации по организации подготовки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к семейной жизни

В целях развития навыков передвижения и самообслуживания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как основы их подготовки к семейной жизни необходимо проводить лечебно-педагогическую работу. Эта работа должна носить комплексный характер, важным условием которой является согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, дефектолога, психолога, педагога. В комплексное восстановительное лечение таких детей включается: медикаментозное лечение, различные виды массажа, лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Для таких детей необходима ранняя коррекционно-логопедическая работа, направленная на раннее выявление патологии речевого развития. По причине того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Поскольку нарушения психического и речевого развития при данной патологии во многом обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей, то необходимо стимулирование основной для данного возраста вида деятельности: в младенческом возрасте (до 1 года) — эмоциональное общение с взрослыми; в раннем возрасте (от 1 до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - игровая деятельность; в школьном возрасте - учебная деятельность.
Проблемы самообслуживания и самостоятельного передвижения могут решаться в ходе социально-бытовой реабилитации. Процесс социально-бытовой реабилитации должен предусматривать ряд составляющих.
Осуществление социально-бытовой реабилитации ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата начинается с социально-бытовой ориентации. В ходе этого родители или специалисты развивают познавательные функции ребенка. Мама Маши К., 8 лет (ДЦП, передвигается на коляске с помощью взрослых) рассказывает: «Психиатр начала тестировать Машу. Задает вопрос. Что может быть холодным, а что горячим? Маша отвечает. Суп - горячий. Мороженое - холодное. Снег - холодный. Психиатр спрашивает. А батареи - холодные или горячие? Маша не ответила, потому что мы никогда не подвозили ее к батареям». Маша на своем опыте из-за ограничений в самостоятельном передвижении не ощутила, что батареи зимой горячие, а летом - холодные.
Необходимо рассказать ребенку о назначении бытовых предметов, о правилах пользования ими, раскрыть перспективу способностей ребенка к осуществлению жизнедеятельности, показать необходимость приложения определенных усилий. Социально-бытовая реабилитация предусматривает обучение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата приемам восстановления искаженных навыков по социально-бытовому обслуживанию. Необходимо обучать ребенка пользоваться обыденным хозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью. Важной составляющей социально-бытовой реабилитации ребенка является социально-бытовая адаптация, представляющая собой процесс приспособления ребенка-инвалида к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений (колясок, ходунков и др.). Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации является социально-бытовое устройство - проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям ребенка-инвалида.
Ребенка необходимо обучать общению. При всем многообразии форм и содержания занятий с ребенком необходимо учитывать определенные требования: занятия и беседы необходимо проводить с учетом индивидуальных возможностей ребенка, его активности и настроения; в основе занятий необходимо положить принцип опережающей инициативы взрослого. Взрослый должен не только демонстрировать ребенку образец общения, но и вести за собой, увлекать своими действиями.
Активность ребенка значительно повышается, если у него есть какие-либо увлечения и интересы. Однако интересы и увлечения сами по себе не разовьются, их необходимо формировать. Например, ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно привить интерес к выращиванию и ухаживанию за комнатными растениями, рыбками в аквариуме, домашними животными и птицами. Весьма полезным является посещение спортивных секций, кружков по интересам (изостудий, музыкальных школ и др.). Это позволит дать ребенку больше шансов при общении со сверстниками найти благоприятную тему для разговора и вызовет интерес со стороны сверстников.
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Это может быть совместная игра с взрослым. При этом ребенок должен чувствовать себя равноправным партнером. Нужно постепенно в ходе игры или после нее вовлекать ребенка в разговор, рассказывать о семье, ее значении в обществе, о ролях мужчины и женщины в ней. Причем в зависимости от возраста ребенка знания о семье должны расширяться и углубляться. В качестве основы для беседы можно использовать детские книги с иллюстрациями, диафильмы, мультфильмы. Материалом для общения может стать и жизненный опыт ребенка.

Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 158.

Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. - М.: Дашков и К, 2003. С. 220.

Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 160.

Назад Оглавление Далее