aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Рождение гонщика | Мотокросс и гонщик

Второй заезд юношей. Григорий с Володей снова у старта. Финишируют женщины. Трасса мотокросса хорошо просматривается. А на гребне подъема, у первого стартового поворота, яблоку упасть негде. С этого места видно буквально все: и парк гонщиков, и старт, и карьер, и «скоростной» спуск, и даже автобусную остановку, буфет, сосновый бор, колодец... Для болельщика лучшего места на трассе не найдешь. Обзор отличный! Гребень стартового поворота всегда привлекает самых заядлых болельщиков. Они знают всех и все. Узнают любого гонщика, все новинки в мотоциклах, быстро определяют по ходу, на какое место может претендовать тот или иной гонщик. От них трудно что-либо скрыть. При встречах на улице, в поездах, даже в других городах они узнают гонщиков, здороваются, как старые друзья, в качестве визитной карточки называют трассу, где они их видели, болели за них. Стоит гонщику войти в число призеров или показать в мотокроссе красивую агрессивную езду, как его уже заметили, о нем заговорили, заспорили. Так произошло с Петей и Колей. Команду Шалико болельщикам представлять не нужно, они ее хорошо знают и относятся к ней с уважением. Каждый раз на мотокроссах ожидают приятных сюрпризов — красиво выполненных тактических новинок или даже нового гонщика, сверкающего, как кристалл, в лучах восходящей славы. Им нравится и сам Шалико, сдержанный, среднего роста, подтянутый, чисто выбритый, в спортивном костюме и в шапочке с длинным козырьком, с двумя секундомерами и доской информации в руках, стоящий всегда у всех на виду и четко регулирующий ход гонки своих учеников. Они знают все его условные жесты, все знаки, записи на доске информации.
Болельщики всегда бурно выражают свой восторг, свою преданность избраннику. Именно избраннику. Часто бывает, что болеют не за лидера, а за гонщика, идущего где-то позади. Но как идущего! Летящего, рвущегося вдогонку за ушедшими вперед лидерами. Такой гонщик показывает не обычную езду, а езду на пределе возможностей и даже выше своего предела. Ради такого зрелища люди идут на мотокросс.
Первый заезд юношей понравился болельщикам, и они с нетерпением ожидали начала второго. Рвущиеся в бой юноши свалили заборчик закрытого парка и неудержимо хлынули на линию старта. Некоторое замешательство в судейской коллегии, но все в пределах правил. Такое допускается. Вот если бы лидеры не вышли на линию старта, тогда можно было бы вернуть всех на место в закрытый парк. А сейчас — старт! В динамиках звучит быстрый рассказ комментатора о событиях предстартовых секунд, анализируются позиции, занятые лидерами. Все юноши поместились в один ряд у стартовой машины. Значит, как минимум, пять гонщиков не вышли на второй заезд: кто из-за поломки мотоцикла, а кто по тактическим соображениям. Иногда бывает выгодно пропустить второй заезд с тем, чтобы лучше отдохнуть самому, сохранить мотоцикл для третьего заезда. Случается, что гонщик, выигравший два первых заезда, не стартует в третьем. К тому же многие гонщики сходят с трассы... Результат же выводится по сумме двух лучших заездов из трех, а третий заезд — решающий при равных очках — так оговорено в положении о соревнованиях. На первенстве СССР во Львове в классе 350 заслуженный мастер спорта Николай Соколов (Москва), правильно построив и осуществив свой тактический план, в упорнейшей, жесточайшей конкуренции выиграл звание чемпиона СССР! В первом заезде он финишировал третьим. Для него — плохой результат. Группа лидеров очень плотная, из 12 человек. И Николай со своим тренером Геннадием Петровичем Фоминым решили пропустить второй заезд. Риск? Да, риск! Но Николай — опытный гонщик. Пока шел второй заезд, он тщательно готовил свой мотоцикл к старту. Финишировали соперники. Лидеры поменялись. Победитель первого заезда был сбит, повредил ногу, вторым стал гонщик из второй десятки, третьим — тот, что был вторым. Кто победитель? Два заезда не дали ответа на этот вопрос, все решит третий. К третьему заезду лучше всех готов Соколов — он отдохнул, собрался, сохранил и проверил мотоцикл. Может теперь проанализировать действия соперников, все сопоставить, выявить наиболее вероятных претендентов. Расчет оказался правильным. Старт выигран! Заезд — тоже. Золотая медаль у Соколова! Получилось так, что с равным количеством очков трое, но третий заезд решающий!..
О тактике Николая Соколова можно рассказывать много. Например, старты на целине в Ижевске. По просьбе Николая болельщики буквально за 30 с перед стартом проделали в снежной целине дорожку, по которой мотоцикл легко набирал скорость и Соколов выиграл старт. А старт на этой трассе — половина успеха. Вся трасса — ледяная колея и снежные брустверы, обгон почти невозможен. И Николай побеждал!
И еще — яркий старт в Вильнюсе. Со старта, после первого поворота, на дороге была большая, но неглубокая лужа. Николай выигрывает старт и направляет свой мотоцикл в центр лужи. Брызги летят в разные стороны и как бы отсекают преследователей — очки у всех соперников забрызганы. Время выиграно. Расчет оказался правильным... Григорий немало слышал от Шалико о тактических приемах таких известных гонщиков, как Станислав Кудинов, Ирина Озолина, Николай Севостьянов, Виктор Пылаев, Анатолий Савельев и др. Многие из этих приемов славутичцы взяли на вооружение.
Снова, дрогнув, пошла стрелка стартового секундомера. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Старт! Стрелка едва вошла в красную зону. «Можно начать движение раныне, на счет шесть-семь... Попробуем в следующем старте», — подумал Григорий, глядя на секундомер. Дружно взяли старт юнцы. Петр устремился к стартовому повороту. Где же Коля? Затерли его на старте. Развернутым веером радуги с синим шлейфом дыма прошли стартовый поворот. Рядом с Петром гонщик в ярко-красной футболке. Кто третьем, четвертым? Плохо видно, пыль, дым. Когда после выигрыша на скоростном подъеме показалась темная с белыми буквами майка Петра, воздух вздрогнул от взрыва одобрения, вырвавшегося у тысяч болельщиков. Петр лидирует! Ай да молодец! Видимо, как раз об этом месте для обгона и говорил ему Шалико перед стартом. Пройдена половина круга. В группе лидеров не видно харьковчанина, одессита, кировоградцев. Кировоградские юноши дружно прошли первый заезд — своя трасса, все привычно... Другое дело для приезжих юношей, которые впервые на этой сложной трассе, им немного даже страшновато... Все-таки большая ответственность лежит на каждом из них — они дают зачет для команды, поэтому нужно показать хороший результат. Это нелегко, и многие теряются, дают волю себе и мотоциклу. «Будь что будет!» — и накручивают ручку газа до упора. Редко кто из них видит своего тренера и слушается его указаний. Молодо-зелено! Все приходит позже, с годами. На скоростном спуске стоит Юра, который обслуживает дальний конец трассы. Его хорошо видно по оранжевой кепочке. Присел и обеими вытянутыми руками, опустив ладони вниз, как бы осаживает Петра, просит: «Потише! Не спеши! Не упади!» Жест правильный, Шалико пока далеко, а, по уговору, юнцы должны слушаться своих по всей трассе. Петр кивнул головой, мол, понял, но сам, окрыленный успехом и видя перед собой широкую, чистую, без пыли и дыма трассу, продолжал накручивать газ. Брызги грунта теперь вылетали не только из-под заднего, но и из-под переднего колеса, ему приходилось поправлять пляшущий на дороге мотоцикл. Зная Петра, его возможности и ход, Григорий подумал: «Долго так он не сможет идти». Но сейчас нужно, нужно уйти как можно дальше вперед, выиграть пространство, а оно перед ним свободно, выиграть время, скорость на первых кругах. Пока основные конкуренты тратят силы и время на обгон плотной группы гонщиков, пока идет расстановка спортсменов по силам, по ходу, по степени мастерства, лидер может напиться дурмана свободы, ощутить радость победителя, да, победителя, пусть хотя бы на время, пока его догонят более сильные. А может, и не догонят? Может, он и есть лидер, победитель? Далеко не каждому участнику мотокросса приходилось испытывать такое чувство, быть ли* дером.
Петр лидирует, разрыв от гонщика, идущего вторым, уже около 70 м. Вот он на подходе к участку Григория, который пытается уловить по движениям Петра, как он себя чувствует. Дышит открытым ртом, грудь вся в слюне, оттяжка назад неполная, висит больше на руках. Хватит, не то упадет! Можно снизить темп, отдохнуть немного, ведь вся борьба еще впереди. Шалико уже подготовил доску с полной информацией (выигрываешь 5 с, иди в 3/4 силы, убавь ход, следи за оттяжкой — и вперед!). Григорий успел показать Петру два больших пальца, поднятых вверх. Петр лишь бросил на него короткий взгляд, так как готовился к прыжку с трамплина. Он знал, что впереди Шалико, и искал глазами только его. Шалико вышел на трассу и ждал своего воспитанника. Все просто, предельно ясно. Петр кивнул головой и покатил дальше. Коля прошел первый круг десятым. Задержка на старте дорого обходится, за задержку нужно платить большим, напряженным трудом на трассе. Такая же участь постигла и харьковчанина, он шел еще дальше — двенадцатым, но шел зло, напористо. И Григорий не сомневался, что через два-три круга этот парень догонит лидеров. Его тренер, Клементина, показывает, что все нормально, так и держи темп. Верит в своего воспитанника, и не одна она — верят многие болельщики, тренеры других команд. Харьковчанина видели во многих мотокроссах, знают, на что он способен. На трассе ситуация изменилась: Петр сбавил ход, к нему приблизился рослый киевлянин, обошедший днепропетровца, оба кировоградца подтянулись к группе лидеров, участники ушли на второй круг. Голос радиокомментатора торопливо звучал в динамиках. Киевлянин пробовал обойти Петра на спуске после первого стартового поворота, но чуть не упал, снова отстал и, в это время его догнал дуэт кировоградских юношей. Зрители, с неослабевающим интересом следившие за борьбой на трассе, бурно приветствовали перемещение своих земляков в лидеры. Начало заезда, доставившее немало удовольствия всем присутствующим, позволяло надеяться на еще более интересную борьбу. Харьковский юноша поражал всех необычайной легкостью хода, он обходил своих соперников без подготовки и предупреждения. К середине второго круга был уже восьмым. В движении этого гонщика чувствовалась выучка настоящего мастера мотокросса — звание «кандидат в мастера спорта» ему присвоили не зря.
Душа радуется смотреть на подрастающую смену. Буйную, неуемную, ищущую! Ребята смело идут на любой эксперимент как в технике вождения, в повышении своих физических и психических возможностей, так и в форсировке мотоциклов. Сход с трассы в мотокроссе их не особенно расстраивает, ведь впереди еще очень много мотокроссов, главное — получить хотя бы мгновенное удовлетворение от борьбы или от выполнения сложного элемента. Стабильные результаты приходят немного позже, к концу юношеского возраста, как у этого харьковчанина и не по годам рослого киевлянина. Оба — уже готовые гонщики, могут выступать наравне со взрослыми. На областных и традиционных мотокроссах первой пятерке победителей в заездах юношей часто разрешали выступать (естественно, на второй день соревнований) вместе со взрослыми в классе 175 см3, и многие из них занимали даже призовые места. Этим и объясняется повышенный интерес зрителей к заездам юношей. В борьбе — десяток почти равных по силам гонщиков... Пока выделяется харьковчанин, остальные чуть-чуть уступают. Может быть, только на первых кругах, в первом заезде? Нет! Разница видна даже неспециалистам. Силен, ничего не скажешь. Ну, а как Петр? Тоже молодец! Заканчивает второй круг в роли лидера! Показал себя, своего тренера, свой «Славутич»! Если даже Петр и не займет хорошего места в этом кроссе, то, что он в лидерах, уже значит немало! Наверное, его обойдут эти два гонщика — не больше, ведь Шалико сейчас заставит его после отдыха прибавить в скорости. Григорий уже не вмешивается в ход гонки, только показывает Петру большой палец, — мол, хорошо, давай! И снова пытается оценить его состояние. Жарко ему! Тяжело дышит, но глаза горят, лицо улыбается. Назад не оглядывается. Мотоцикл ведет точно, по идеальной линии, успевая уворачиваться от ям. Шалико показывает: выигрываешь у второго полторы секунды, пошел полным темпом. Полный темп — это еще не околопредельный и не «на всю, как только можешь!», ведь до конца заезда еще три круга, да и ситуация для Петра пока благоприятная. На противоположной стороне трассы Володя показывает Петру лучшую дорожку при входе в поворот, которую накатал при обгоне харьковчанин. Петр не понял жеста, прошел по сновной линии. Киевлянин увеличил темп. Подошел к Петру. Разрыв — 4 — 5 м. Заходит на большой, срезает на малый радиус, рулем чуть не цепляет за баллон ограждения поворота и... обгоняет Петра, вынесенного из-за слишком большой скорости на наружный радиус. Простейшая тактическая ошибка Петра — не смог увязать большую скорость с соперником, идущим сзади на колесе.
А может быть, это не ошибка? Ведь скорость (а это сейчас очень важно) не потеряна, он идет полным ходом, строго выполняя указания тренера, в которых не было задачи «держи оборону». Тренеру виднее. Удержал бы Петр опытного киевлянина? На одном-двух поворотах, а дальше — все равно тот его обошел бы. Но скорость была бы потеряна, другие соперники приблизились бы вплотную. Разрыв между киевлянином и Петром, между Петром и кировоградцем стал увеличиваться. Удивительно, как умеет Шалико все предвидеть. Он доволен Петром и его послушанием. Шестиканальный мотор мотоцикла Петра работает на низких басовитых нотах, из-под заднего колеса летит земля. Петр вовремя переключается, отлично чувствует тягу. Вырастет из него в скором будущем настоящий гонщик, да еще какой! Вот только окрепнет, наберется опыта... В шестнадцать лет редко кто так ездит! Где же Коля? Идет! Руль и передний щиток — на боку. Упал. Может сам, может, сбили... Остановился возле Константина Петровича. Десять секунд — все поправлено, можно ехать. Пошел пятнадцатым. Ничего, пусть воюет. Где харьковчанин? Идет уже пятым! Тяжело выбираться, если проиграл старт. Сколько нужно затратить сил, воли, энергии, чтобы догнать лидеров. Рослый киевлянин стал единоличным лидером, идет уверенно. Петр отстает от него уже на 15 м — это часть петли, кировоградцы на целую петлю сзади от Петра и между ними разрыв большой... Где-то там дальше старается Коля, выписывает повороты, оттягивается, поднимает переднее колесо, идет, как на тренировке. Видно, ему нравятся настоящая гонка, интерес публики, спокойствие тренера. Он еще мал и полностью не осмысливает важности мотокросса на первенство республики. Для него это игра, веселая и интересная. Его нервная система пока не может настроиться так, как, например, у опытного и более взрослого харьковчанина, которому нужна только победа, за нее он работает с полной отдачей сил, с полной собранностью воли, работает четко, целенаправленно. Он уже видит цель, видит пока что далеко, на встречных участках, но реально, значит, скорость возрастает сама собой, значит, догонит, есть еще время. Красиво ведет харьковчанин свой серебристо-голубой «Ковровец» с ярко-красными крыльями. Подъемы — слегка приподняв передок. Спуски — в одно-два касания, все повороты с «гаревым» заносом, все прыжки — далеко, красиво! Внимание зрителей теперь приковано к гонщику в белой рубашке с номером «7». Он не едет по трассе — летит... Оглянулся лидер, заволновались и стали пролетать повороты кировоградцы, информированные о приближении «семерки». Только Петр не видел погони (так, по крайней мере, казалось Григорию), он шел своим полным темпом, честно обрабатывая препятствия за препятствием. Заканчивался третий круг. «Семерка» догнала одного из кировоградцев на «гаревом» повороте и легко обошла по большому радиусу. Гул одобрения сопровождал продвижение этого гонщика, так красиво, напористо идущего по трассе. Общий темп гонки снижался. Лидеру приготовили табличку с цифрой «2» - — осталось два круга. Сидя у трамплина, Григорий внимательно наблюдал за борьбой на трассе.
На большой скорости заходит на трамплин лидер — прыгает жестко, слышен треск пружин амортизаторов. За ним в 20 м — Петр, идет тише, мягче, в оттяжке. Прыгнул недалеко, сразу же подал газ, хорошо вписался в «вертикальную стенку». Шалико дает новое указание: =7! — так держать, будь внимательнее к «семерке». По его секундомеру Петр проигрывает «семерке» 4 — 5 с, значит, на этом круге харьковчанин догонит Петра. Ничего не поделаешь — быстрее ехать Петр не может, не готов еще. Он и так выкладывает все свое умение, все свои возможности. Отдыхает ли Петр на подъеме, на прямых? Наверное, нет, не успевает расслабиться. А как ему нужно сейчас хотя бы на секунду-две освободить сжатые до судороги кисти рук, именно на этом, четвертом круге. И ноги уже понесли Григория через низину к подъему «туннель», — нужно было показать Петру, что именно здесь можно отдохнуть, разжать кисти рук. Харьковчанин, похоже, устал, сбавил темп после обгона. Да это и понятно — отдано столько сил, он уже третий. Григорий успел добежать до подхода Петра. Лидер постепенно уходил вперед, он уже оторвался почти на две третьих петли. Петр повис на руле, слабо амортизировал ногами, футболка вся промокла от пота. Но сигнал Григория — «расслабь кисти рук, отдохни» — он увидел. Кивнул, пошел. Теперь назад, нужно его встретить на трамплине. Все славутичцы на своих местах, однако Григорию кажется, что только он один может помочь Петру и, конечно, Шалико. Вот сейчас Шалико покажет два сжатых кулака и стиснутые зубы — «держись до последнего, работай в полную силу». В такие моменты и рождается самое ценное качество гонщика — уметь собраться, удержать темп, пересилить боль, усталость, желание сбросить газ, уметь терпеть. Вот здесть-то, на последнем круге, и должно сработать страстное желание гонщика — победить. Победить самого себя, победить хотя бы ближних соперников. Но не смириться! Ни за что! Выдержит ли Петр? Еще целый круг — 3 мин 10 с! Должен! Харьковчанин стал быстро приближаться. На этом круге многое должно решиться. Шалико выбежал на полотно уже изрядно разбитой трассы (песок легко разбивается), присел на корточки и показал Петру два сжатых кулака. Все ясно! Петр теперь отдаст все силы, чтобы удержать темп, закончить этот круг! Ему сейчас очень тяжело. Давит усталость, гнетет ответственность. Новый сигнал Шалико, как освежающий душ, вернул Петру резвость. Зрители встали со своих мест и загудели: «Дава-а-ай!» Кому кричали, трудно сказать, видимо, всем троим сразу. Петр не оглядывался, но чувствовал, что его догоняют, шел в предельном темпе. Это было видно по тому, как он оттягивался на прыжках, как его выносило на большие радиусы, как ставило на переднее колесо, «крестило» на ямах. Володя и Юра каждый по-своему поддерживали своего товарища. Мотоцикл работает нормально, идет лучше других. Чуть-чуть, но лучше, чем у всех. Эксперимент Константина Петровича с шестиканальной продувкой и круговым всасыванием удался! Зимой сделает несколько таких цилиндров. Хорошо, что удалось найти «низ», то есть мощность на малых оборотах, «верх» получить легче. Сравнительно небольшие максимальные обороты (6500) обеспечивают гарантию на работу многих деталей. Гарантия на работу двигателя — немаловажный фактор, особенно для юношей. Взрослые гонщики относятся к двигателям более аккуратно. Большой опыт позволяет им использовать оборотистые двигатели, но часто на грани риска.
Петр держится и, что очень радует, чувствует тягу, переключается вовремя! Коля — десятый, проигрывает лидерам три четверти круга. Идет легко, как-то даже развязно, совсем не так, как Петр. Разные характеры, разный почерк, хоть и одна школа. Устали юноши, уже конец заезда, еще две самые тяжелые, решающие минуты борьбы. Киевлянин оглядывается раз, другой — нервничает, ведь уже два гонщика догоняют его, а силы-то на исходе. Очень высокий темп, скорость почти как у взрослых. Четвертый круг пройден за 3 мин 6 с. Хорошее время!

Догнал! Теперь можно обходить

Догнал! Теперь можно обходить

Харьковчанин пытается обойти Петра на «рваном скоростном» подъеме, но это ему не удается, двигатель Петра выигрывает в конце подъема 5 м. Спуск — опасен для обгона. «Туннель», «скоростной» спуск — идут, как привязанные. Усидел бы Петр! Вся тройка «спрессовалась» на буграх». Киевлянин тормозил только задним, у него заглох двигатель и так, «на юзах», не успев отпустить тормоз, он влетел в главную колею и заглох. Мгновение — и Петр лидер! Киевлянин — третий, завел двигатель, пошел. Днепропетровец — четвертый — в 100 м сзади... Где же Коля? Идет! Петр, за ним харьковчанин в 3 м, лежа на рулях с полным газом в «гаревом» повороте. В «змейку» Петр вошел первым, можно бы отдохнуть, но сзади грозный соперник, который сразу же пойдет на обгон. Нужно держать газ. «Волны» кромсают оба, как могут. Идут почти рядом, вот они уже у трамплина. Григорий показывает Петру на бумажку в 5 м от стола отрыва. Кажется, понял! Выруливает! Хорошо! Прыжок. Харьковчанин рядом, не успевает притормозить. Его бросает очень высоко. Петр, описав плавную дугу, приземлился на пологий склон за трамплином, пролетев всего в 20 см над высшей точкой, раньше приземлился, мягко, без удара, спокойно вписался в «вертикальную стенку». Остается совсем немного. «Прямая», «аппендицит», «выпрыг» на финиш. Шалико показывает, что соперник рядом. Да и Петр сам чувствует его. На входе в «аппендицит» харьковчанин бьет Петра в заднее колесо, стараясь вытолкнуть его на большой радиус, а самому пройти по малому. Победа была бы в кармане. Но Петр! Он великолепен. Усидел, наклонил голову в сторону поворота и, почти касаясь рулем бруствера, закрыл обгон, выровнял мотоцикл перед прыжком и «закусил газ». Комментатор строчил в микрофон, как из пулемета. Публика ликовала от восторга. Лавиной, сметая ограждения трассы, бежали зрители к закрытому парку, возможно, так и не увидев прыжка двух соперников на финише. А прыжок был великолепен! Оба на полном газу зашли в подъем, высоко прыгнули, предварительно накренив мотоциклы направо, и параллельно приземлились. Судьи зафиксировали пересечение линии финиша и дали общую отмашку. Петр выиграл всего несколько сантиметров у опытного, сильного бойца. Несколько сантиметров на финише! Победа во втором заезде, победа, которой нет цены, победа, которую все ждали от него два года! Вот вам и Петр, молодчина! Выдержал, переборол себя, переборол боль, усталость, страх. Да, страх! Страх перед сильным. Его победа обеспечила отличное зачетное место для команды. Победа, дающая право быть в семье сборников.
Григорий бежал, нет, летел в парк гонщиков встречать разгоряченного, измученого, счастливого Петра. Там уже были Володя, Иван Иванович и несколько, неизвестно как прорвавшихся, болельщиков. Петр задержался у въезда в парк гонщиков, принимая поздравления от харьковчанина. Такие минуты, когда побежденный соперник поздравляет нового победителя, остаются в памяти на всю жизнь.
Григорий помнит свою первую победу и поздравления соперника — теперь уже ветерана — Владимира Витторта. Он крепко пожал молодому гонщику руку и сказал всего два слова: «Так держи!» Эти слова Григорий помнит всегда и старается «так держать!».
Все ребята подбежали к Петру, схватили его вместе с мотоциклом на руки, начали качать, чуть не уронили (кто-то обжег руки о горячий цилиндр и глушитель), снова подняли и понесли к лагерю «Славутича». Все кричали: «Молодчина!», «Ну и давал же ты!» — а Петр, потный, грязный, еле держась за руль, умолял: «Ребята, ребята, я, я, как мог, не надо! Где Шалико? Как Коля?» С завистью смотрели на этот ритуал поздравления другие гонщики, и не только юноши... Ведь далеко не каждому удается заслужить такое признание друзей. Когда Григорий расстегивал шлем Петру, пришел со своего поста Шалико, встретивший Колю. Коля финишировал десятым. Тоже молодец. Петр, отстранив нас, бросился навстречу Шалве Константиновичу, как-то по-детски, радостно обнял его расцеловал. «Спасибо! Я старался. Думал, что упаду. Но очень хотел выиграть. Очень! И вот. Спасибо! Большое-пребольшое спасибо!» Шалико, тоже довольный, похлопал его по плечу: «Ничего, ничего, успокойся, все хорошо. Готовься к третьему заезду. Как машина?» — «Подсела к концу, возможно, свеча... а все остальное вроде ничего».
Встретили Колю, помогли поставить мотоцикл, раздеться. Обиженно рассказывает: «Сбили. Я шел впереди, а он прямо в бок. Согнул руль, щиток, повредил передний тормоз. Я его все равно обогнал. Какое у меня место?» — «Десятое, не волнуйся, молодец!»
На старт из закрытого парка выехали женщины. Все славутичцы подошли к заборчику ограждения. Во втором заезде ряды женщин поредели. Кто ушибся, кто устал, кто ревет, спрятавшись в кабине автомобиля, кто сломал мотоцикл... На старте свободно. Лена — в порядке! Шлем застегнут, очки надеты, вся чистенькая, мотоцикл работает. Стала на малый радиус. Рискованно. Лезет в драку, не боится. Двигатель у не сильный, сама легкая (49 кг), передаточное отношение, покрышка — все правильно! Можно попробовать выиграть старт. Ее соперницы теснятся рядом. Никто из них не встал на большой радиус, а зря. Внимание! Приготовились! Пошла стрелка стартового секундомера. Сгустилось облако синего дыма над стартом. Четко, дисциплинированно тронулись женщины со старта. Трое — колесо в колесо. Среди них Леночка. «Задавят», — подумал Григорий. Так оно и вышло. На стартовом повороте сцепились рулями. Все упали. Всех обошли. Лидером стала гонщица под номером «33», стартовавшая с правого края. Она обошла завал большим радиусом и поспешила добавить скорость. Гонщица под номером «13» на косогоре поскользнулась и упала. Что и говорить — несчастливый номер! Между тем девочки вытаскивали свои мотоциклы из завала. Лена, упираясь ногами в картер двигателя, пыталась отогнуть рычаг переключения передач. К ней уже бежал Константин Петрович с инструментом. Помогать нельзя, но подать инструмент можно. Вот досада, потеряно время, соперницы уходят на трассу, а Леночка стоит. Секунда, вторая, десятая.
Лена надела на конец переключателя трубу для правки рулей, подножек, слегка нажала, отбросила трубу. Завела двигатель, села, снова слезла, поправила руль, зажав переднее колесо коленями. Наконец пошла. Потеряно много времени. Пошла быстро. Все в порядке. Ребята поспешили в парк гонщиков, к мотоциклам юношей. Леночка — последняя. Пока последняя, потому что при таком ходе и ее любви к обгонам она быстро переместится вперед. Другое дело, сможет ли Леночка догнать лидеров? Увидим...
Петя и Коля, приняв порцию напитка, расположились йа сквознячке, под задними колесами прицепа. Пока ребята смотрели старт, они успели умыться, снять потные и мокрые рубашки, помыть фильтры очков. К мотоциклам не подходили, это забота механиков, а им сейчас нужен отдых. Володя с Иваном Ивановичем занялись покалеченным мотоциклом Коли. Там нужно было сменить передний грязевой щиток и трос переднего тормоза. С Петиным мотоциклом работы меньше. Григорий вывернул свечу — жар-ковато ей, поэтому и подсел двигатель при езде с большой нагрузкой. Заменил свечу новой — РАЛ 14-15. Будет как раз! Проверил зазор на контактах прерывателя, установку зажигания. Проверил регулировку тормозов — переднего, заднего. Ослабли спицы колес на переднем колесе. Равномерно подтянул. Цепь — в порядке, нужно только смазать. Дозаправил мотоцикл бензином. Протер мокрой тряпкой номера, крылья, бензобак. Проверил крепление двигателя, глушителя, подножек, гаек осей колес, щитков, бензобака, руля, подушки, воздухофильтра — все в порядке.
Леночка идет уже девятой! Еще три круга. «Лидирует девушка из Кировограда!» — прокричал из-за загородки один из болельщиков. Да, ситуация в этом заезде, прямо скажем, не в пользу Леночки.
Петра тормошить больше не нужно, он и так взвинчен после второго заезда, Все, что необходимо, ему успеет сказать Шалико. Пусть отдохнет, скоро третий заезд, последний, решающий бой за место в призовой тройке. Неплохо было бы... Мотоцикл не подведет, все проверено, все выдержит. Сам Петр тоже. Третий заезд хотя и трудный, но уже не страшный. Трасса изучена, организм разогрет, нервная система стабилизирована.
Мотоцикл Коли тоже готов. Володя проехал на нем по прогревочной прямой, подрегулировал смесь, тормоза, остался доволен. Можно с облегчением вздохнуть, отвлечься самому, поболеть за Леночку. Применяя свои излюбленные приемы обгона — большими радиусами, на большой скорости, в стороне от соперниц, — она постепенно приближалась к лидерам. Разрыв между лидером и Леночкой, уже боровшейся за седьмое место, был около четверти круга... 50 с на старте, плюс обгоны целой вереницы соперниц: отняли много времени. Лидеры шли быстро. Трасса у них свободнее, затрат нервной энергии меньше, следовательно, скорость выше. Сколько секунд можно отыграть у лидера на круге? Максимум 5 — 8. Осталось два круга. Принимая во внимание скорость продвижения Леночки по трассе, можно предположить, что у нее будет четвертое-пятое место... На «верблюде» Леночка передержала газ, приземлилась на переднее колесо и обошла еще одну соперницу. «Давай, Леночка, — подумал Григорий. — Пора!» Как обычно, Леночка зашла в поворот пошире и полетела в спуск самой правой колеей. Соперницы тоже прибавили, и на «дамбе» выровнялись все три в одну линию. Скорость они развили очень высокую. Кто же из них лучше ее погасит? Тормозят. У Леночки и «тринадцатой» переднее колесо прижалось к щитку. Влетели в «бугры». Леночка пошла по средней колее. Прыг, прыг, и вот они опять все три рядом на «гаревом» повороте. Леночка передержала газ, обошла двоих и скользнула в «змейку». Все! Задание выполнено, теперь, надо продержаться еще круг.
Пете и Коле Шалико опять долго объяснял, показывая рукой на участки трассы. Ребята что-то спокойно отвечали, кивали головами. Тепло, приятно стало у Григория на душе — все идет хорошо, все на своих местах. Трудовая обстановка. Вот и конец заезда. Володя помог Леночке поставить мотоцикл, снять шлем, мотопояс. Время еще есть, юноши в закрытом парке, еще не прогревали двигатели. Судейская коллегия объявила 10-минутный перерыв перед третьим заездом, — нужно было подсчитать результаты и дать возможность радиокомментатору рассказать о создавшейся спортивной ситуации. Рассказ радиокомментатора, был очень интересным, с профессиональным мастерством он.
смаковал каждый момент борьбы юношей, особенно во втором заезде. Этот заезд долго еще будут вспоминать и гонщики и болельщики. Такое не забывается! Особенно памятным он будет для Петра, Шалико, для всех членов «Славутича». Родился гонщик! Зрители видели момент его рождения, там, на прыжке, и рады этому!
Леночка, возбужденная, немного растрепанная и очень красивая, рассказывала Шалве Константиновичу как она упала, как шла. Володя не сводил с нее влюбленных глаз. Все это было хорошо знакомо Григорию. Сейчас, глядя на Леночку, он вспоминал свою Милу, дорогую, любимую.
Взревели моторы. Самая жаркая часть дня осталась позади, но воздух еще насыщен зноем, земля дышала влажным жаром. Третий заезд юношей. Тяжело всем: гонщикам, судьям, зрителям... Победителей можно было бы уже определить по двум заездам. Кстати, мотокроссы в два заезда проводят во всем мире. Но положение о соревнованиях гласит: три заезда, зачет по двум лучшим из трех, решающий заезд — третий. Тот факт, что это положение уже много лет не изменяется, свидетельствует о некотором консерватизме в организации проведения мотокроссов в нашей стране. Полностью оправдала себя система зачета при проведении мотокроссов на первенство мира, где каждый заезд — отдельное соревнование с прогрессивной системой зачета за первые десять мест. В условиях лично-командной борьбы, так широко практикуемой в СССР, систему зачета можно было бы расширить с учетом количества команд-участниц...
Проведение мотокроссов в два заезда (и не более четырех заездов в один день) позволило бы сэкономить время болелыциков-зрителей, судей, обслуживающего персонала, гонщиков, сохранить мототехнику, сократить эксплуатационные расходы. Есть еще немало других факторов, не поддающихся учету...
Первым, по праву победителя второго заезда, на старт выехал Петр, за ним харьковчанин Анатолий, киевлянин Виктор и все остальные. Просторнее стало у стартовой машины. Предвкушая борьбу прямо со старта, большинство зрителей сосредоточились в зоне видимости старта. Петр опять стартует по большому радиусу, Коля — рядом. Не завалят ли они друг друга? Не должны, привычны к близкому контакту. Харьковчанин стал на самый малый радиус — идет на выигрыш. Пока он лидер, но все может случиться, нужно выиграть третий заезд или быть впереди Петра и киевлянина. Решается судьба первого места. Киевлянин стал в ложбинке рядом с кировоградцами. Все на месте, можно пускать. Рев, дым, стрелка стартового секундомера вошла в красную зону: «Старт!» Пошли! Киевлянин, харьковчанин — центр, наши чуть сзади. На повороте: первым харьковчанин — молодец! Петр — вторым, Коля — третьим! Харьковчанину нужна только победа. Старт он выиграл — полдела сделал, путь свободен — тоже немало, и он взвинтил темп, пошел сразу в отрыв, 20, 30, 40 м от Петра. Коля, вспомнив домашние тренировки и отбросив все волнения, чисто, спокойно трудился на колесе своего постоянного ведущего. К ним из глубины основной группы мог приблизиться только одессит, идущий четвертым и хорошо показавший себя в первом заезде. Кировоградцы тоже шли рядом. Вот что значит свой, выработанный на тренировках темп.
Киевлянину не повезло, он остановился на втором повороте со старта- — слетел колпачок со свечи. Был и у Григория такой случай. Правда, давно. Проиграл заезд, так как колпачок слетал на каждой ямке. Остановился, сменил колпачок и в результате приехал пятнадцатым. Киевлянин оказался сообразительным: сразу же попросил спички у болельщиков, со спичкой плотно надел колпачок, завел, поехал... Перед ним стояла очень трудная задача. Решит ли он ее? Стоит ли ломать копья? Ведь в арсенале киевлянина второе и третье место: пять очков, это немало. Но если харьковчанин выигрывает третий заезд, у него будет первое место, у Петра — второе, у остальных места будут дальше. Так что киевлянину третье место обеспечено, можно бы и не потеть, а он пошел пошел быстро. Юноши заканчивают второй круг. Все так же легко, красиво и уверенно лидирует харьковчанин. Наши в связке едут сзади. Шалико показал доску информации — 8 с — и сжал оба кулака. Так держать, ребята!
Киевлянин подкрался к одесситу, пробует обойти его на подъеме — не удается, на «скоростном» спуске идут рядом. «Гаревый» вираж — -нет, «змейка» — невозможно. На «волнах», словно выстрелив, обходит одессита. Теперь он четвертый. Молодец! Шалико показывает Петру: «Уходи». Коля, конечно, не удержится. А может? Нет, слабоват еще. Гонка оживилась. Лидера догнать невозможно — идет быстро, а вот борьба за второе место обещает быть интересной. Киевлянин, видя перед собой лидеров, пошел еще резвее. На последний круг Петр ушел вторым с приказом Шалико: «Самый-самый полный!» Григорий радовался, глядя на Петра. В нем он видел себя, во многих местах трассы завтра он пойдет так же. За этот кросс возмужал Петр. Правильно спланированная тренировка, психологическая настройка, поддержка коллектива дали щедрые плоды. Сегодня Петр — любимец публики. Финиширует харьковчанин, за ним — в 200 м — Петр, потом киевлянин, одессит в группе с двумя кировоградцами и Коля. Обошли Колю, без ведущего он сбавил темп. Ничего, подрастет, окрепнет физически, закалится. Главное — есть дух!

Песчаный поворот

Песчаный поворот

Теперь можно подсчитать, сколько у кого очков. Выиграл харьковчанин! Петр — на втором месте, киевлянин — на третьем. Кто же четвертый? Одессит! Коля — восьмой. Ура! Петр в сборной!
Между тем на старт последнего, третьего, заезда вышли женщины. Шестой заезд сегодня. Зрители устали, гонщики тоже. Леночка стартовала хорошо, ушла в группе лидеров, но с первого круга не вернулась. Что случилось? Из дальнего угла трассы ее мотоцикл катит Володя, а она, сняв шлем, тыльной стороной ладони смахивает слезы. Видимо, серьезная поломка. Мотоцикл катится легко. Что сломалось? Коленчатый вал? Поршень? Коробка скоростей? Скорее всего, коробка.
Устали ребята. Если бы это были личные соревнования, Шалико обязательно отправил бы их всех куда-нибудь на речку или в лес, поиграть в мяч, отдохнуть, развеяться, забыть о мотокроссе. Но как забыть? Мысли у Григория все время возвращаются к трассе, к соперникам, к тактике, к борьбе. Как пойдет? Где? Где будет обгонять? Как лучше? Кто из соперников сильнее его на том или ином препятствии, кто слабее? Какое преимущество имеет его мотоцикл перед мотоциклами соперников? Сможет ли он использовать свое преимущество?..
В лично-командных соревнованиях каждый гонщик представляет не только себя, но и свой коллектив. Поэтому все ребята, понимая свои цели и задачи, трудятся в едином ритме. Иначе победить нельзя. И пусть даже не победить, а показать все лучшее, на что способен коллектив. Это тоже победа, победа дружного коллектива, работающего на одном дыхании.
Ребята горды своим «Славутичем» и ни за что не уронят его достоинства.
Зрители уже потянулись в сторону города, не дожидаясь автобусов, которые не могли забрать сразу всех пассажиров. Израненная сотнями мотоцикло-кругов, трасса отдыхала. Специально выделенная бригада уборщиков, вооруженная корзинами и палками с длинными гвоздями на концах, «охотилась» за разбросанным мусором, приводя в порядок трассу, всю окружающую территорию. Поливочные машины выливали широкими фонтанами-веерами воду на самые пыльные повороты. Рабочие на дистанции приводили в порядок веревочное ограждение, поправляли габариты, ровняли выбитые колеи. Ведь завтра основной день соревнований, ожидается много зрителей — выступает основная группа участников.
В парке гонщиков работа тоже не прекращалась. Чистили и грузили мотоциклы, ремонтировались, переставляли двигатели, колеса...
В лагере «Славутича» все организовано четко. Быстро смахнули пыль с мотоциклов юношей. А Леночкин мотоцикл даже не успел испачкаться. Погрузили машины на места в прицепе и чуть ли не первыми уехали с трассы. Нужно поесть, привести себя в порядок, обсудить события сегодняшнего дня, подумать о завтрашнем, погулять и хорошенько выспаться. Остался позади горячий первый день мотокросса. Возбужденные гонщики, механики и тренер не могли ехать молча. Леночка, притихшая, расстроенная, забилась в угол сиденья. Ее никто не трогал. Зато Петя и Коля были в центре внимания. Шалико по горячим следам анализировал наиболее удавшиеся сегодня моменты борьбы, техники преодоления препятствий, ошибки, допущенные при обгонах, заходах в повороты. Все внимательно слушали. Шалико говорил горячо, жестикулируя, поворотом кистей рук показывая крены, прыжки, приподнимая локоть и опуская кисть вниз, изображал сильное торможение передним. Язык его жестов был понятен — ребята вмиг представляли себе то положение, о котором он рассказывал. Петя сиял, Коля тоже был горд собой, ведь он выполнил задание, приехал в десятке, шел хорошо. Такое обсуждение боевого дня мотокросса они делают всегда в пути, чтобы не терять времени, да и дорога становится короче. Пока поговорили о близких и приятных им делах, уже пора и выходить.

Назад Оглавление Далее