aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Первый день соревнований | Мотокросс и гонщик

В лагере «Славутича» все в сборе. В центре внимания сейчас гонщики, участвующие сегодня. Три мотоцикла. Григорий помогает Пете. Замеряет давление в колесах: 1,2 — переднее, 1,3 — заднее. Доводит до нормы 1,1 и 0,8. Цепь в норме. Туговато ходит педаль ножного тормоза — снял, смазал. Порядок. Бензин — полбака, хватит на заезд. Свеча — хорошая! Тугая резинка, держащая колпачок, — ослабил проволочное колечко. Константин Петрович с интересом наблюдает за работой Григория, улыбается, доволен. Григорий завел, прогрел, попробовал двигатель мотоцикла Петра, прокатился — амортизаторы работают нормально. Как сам Петр? Отдыхает в тени рядом с Колей. Нужно с ними поговорить. Шалико пригласил всех присесть: начинает разбор тренировки. Первое слово — о молодых. Ехали хорошо, аккуратно, молодцы! Но были и ошибки. Не везде идете по своей линии, пользуетесь набитой колеей. Помните, что в гонке, особенно на первых кругах, будет тесно, поэтому вы должны выходить на свои дорожки, выбирать путь с меньшим количеством ям и, главное, не торопиться. Далеко прыгать с трамплинов нет необходимости — берегите колеса. Моторы у вас — отличи ные, их нужно использовать лучше. Чаще переключайтесь! Не забывайте выходы с поворотов! «Волны» проходите собраннее. Из соперников у вас самые сильные — -киевляне. У них красные майки, хорошо видны, следите за ними! Сейчас — спокойствие! Через 20 мин — напиток, через 30 мин — разминка. Я прослежу за временем. Стоять буду перед входом в «аппендицит». Все. Вопросы? Нет. Отлично! Теперь Лена. Так и держи. Все хорошо. Хватает ли скорости? Хватает. Ну и молодец! У тебя сильные соперницы, пойдут быстро, ты не торопись. Нам нужен результат, зачет. Мы верим в тебя. Твое место в пятерке.
— Буду стараться, Шалва Константинович! Вы только показывайте, как я иду.
— Все увидишь! Иди быстро, но не падай. На трассе мы будем стоять в разных местах. Чуть что — поднимай руку! Но ничего такого не должно быть. Главное — не лезь в драку, иди своим темпом. Теперь о вас, — Шалико повернулся к Григорию с Володей — Говорить много не нужно. Сейчас или только через год. Нужно сейчас! Вы готовы! В сборную попадают трое. Смотрите, думайте. Я верю, вы сможете оба. Сильнее всех у вас Евгений, потом Боря, Валентин... Все рвутся в сборную... «Бугры» у вас хороши! Можно еще увеличить ход на скоростном спуске. На «дамбе» тормозить двумя и двигателем. Остальное — хорошо! «Ижи» — осторожничаете, можно ехать резче. Не узнаю Юру. Вяло работаешь повороты, медлишь с обгонами. Чего ждать? Есть щель — лезь, обгоняй. Берите пример с них, — он кивнул в сторону Григория и Володи. Поругал Шалико ижистов, даже жалко их стало. Сообща помогли им привести машины в порядок.
— Пока есть время, погрузим мотоциклы в прицеп, — попросил Константин Петрович.
Дружно, без шума установили мотоциклы на их места, закрепили за подножки, стянули резинками концы рулей. Осталось три места для мотоциклов, участвующих сегодня в кроссе. За сохранность мотоциклов ребята совершенно спокойны — Иван Иванович не отходит от прицепа и не сводит глаз с него.
Погрузились. Теперь можно и перекусить. Достали бутерброды, кефир. Поели с аппетитом. Диктор попросил юношей поставить свои мотоциклы в закрытый парк. Петя и Коля начали разминаться. Леночка щебечет с Володей. Молодец она — совсем не волнуется перед стартом.
Константин Петрович и Иван Иванович по очереди дежурят у машин. Сейчас в закрытом парке остался Иван Иванович. Всегда так — один механик на трассе, другой — в парке гонщиков на стоянке. Помощь их нужна и там и здесь. А тренер всегда рядом с гонщиками. Вот и сейчас, поглядывая на часы, он следит за разминкой и за обстановкой в закрытом парке. Разминку нужно успеть закончить за 5 — 7 мин до старта с тем, чтобы свежая волна возбуждения пришла как раз в минуты старта и начала борьбы. Разминаться нужно обязательно. Иначе задеревенеют руки, собьется дыхание и невозможно будет удержать темп на первых кругах дистанции. Славутичцы же настроены бороться во всю силу с первого до последнего заезда. Им предстоит борьба не только за личные места, но и за командное место области. Им доверили - — надо стараться! В прошлом году команда заняла шестое место: сошло сразу два гонщика. Была страшная грязь, мотоциклы не выдержали... Как-то будет теперь? И гонщики и мотоциклы подготовлены хорошо, но и другие команды тоже подготовились отлично. Например, кировоградцы, днепропетровцы, киевляне, одесситы, харьковчане... Ребята все это ясно представляют, но главное — не пугаются. Знают: если будут хорошие личные места у всех, никто не сойдет, то и команда займет хорошее место. У них есть цель — войти в пятерку. Если из двадцати пяти областей их область будет в пятерке — совсем неплохо. Однако нужно надеяться на лучший результат. Так их ориентирует Шалва Константинович, так настроен коллектив, а он у них — дружный, сплоченный, организованный.

Петр впереди

Петр впереди

Ушли на трассу с инструментом в руках Юрий и Володя Серый. Григорий с Во-лодькой расположились пока вблизи старта, — может, нужно будет подтолкнуть мотоцикл или помочь сменить свечу или еще что (всякое может случиться!), а потом Григорий будет в карьере, а Володя на противоположной черноземной полосе. Петя и Коля будут все время их видеть, слышать, Петр впереди чувствовать поддержку получать информацию. Шалико будет дирижировать их ездой около финиша, при выходе из поворота, когда мотоцикл идет в наборе скорости и гонщик имеет возможность взглянуть на тренера, на доску информации. Для этого бывает достаточно порой доли секунды.
Разминка закончилась. Слегка вспотевшие Петя и Коля приводят в порядок свою спортформу. И вот юношей пригласили в закрытый парк к мотоциклам. Пару минут отдыха. Приятное тепло разливается по телу. Нервное напряжение снизилось. Все мысли устремлены к старту. Григорий особенно переживает за Петю. Нравится ему этот быстрый, смышленый паренек. Он выделяет его среди других, помогает советами, смотрит за ним на тренировках и соревнованиях. Петр чувствует доброе отношение и отвечает взаимностью. Судьи разрешили прогреть двигатели. Раздался мощный рев четырех десятков двигателей. Времени на прогрев дали мало, около минуты, и сразу же начали выпускать на линию старта. Первым вылетел на линию старта юноша из Киева. Стал по центру, потом, видимо, передумал, рванулся на левую сторону, на малый радиус. Петр стал в ложбинке, Коля — рядом. С подъездом последнего гонщика к линии старта был включен стартовый секундомер. Тесно на линии старта, пятерым не хватает места в первом ряду. Старт дали без задержки, едва стрелка стартового секундомера коснулась красной зоны. Оставив позади себя большое синее облако дыма, ушли со старта юноши. Старт выиграл спортсмен из Харькова, который стоял слева от Петра, вторым идет Коля, Петя — пятым. Отлично! Резво начали юноши! Коля продержался полкруга в группе лидеров и начал отставать. Пропустил одессита, киевлянина, уступил Петру. Мал Коля еще для такой ответственной гонки, силенок не хватает. А едет хорошо, уверенно. Петя покрепче, посильней, ведь на два года старше. Юноша из Киевского автодорожного института уже на возрастном пределе (ему через месяц восемнадцать), опытный боец, много лет выступающий в мотокроссах. Харьковчанин — талантливый парень. Семнадцать лет, а едет, как взрослый, — быстро, технично, умно. Приятно смотреть. Одессит еще никогда не был в лидерах, темп держит, чувствуется, есть еще запас, успевает посмотреть по сторонам. Петру — чуть больше шестнадцати, только права получил, цепкий, настырный, осторожный гонщик. Может рискнуть, когда надо, зря на рожон не полезет, но и не уступит без боя. Коле — четырнадцать, выступает по лицензии — притирается, силенок пока маловато, окрепнет через год-два. Он на подстраховке у Петра, вдруг что... Команде нужен зачет по пяти лучшим результатам из семи. Дома славутичцы оставили более взрослых, а взяли его. Смену нужно растить! По лицензии на первенство Украины допущено только два гонщика. Коля и еще один парень из Днепропетровска. И что интересно, оба «малыша» едут в десятке! И это при сильном составе из сорока участников! Опытный глаз еще ни разу не подводил Шалико. Он видел всех юношей Украины, знал их возможности, чувствовал их готовность. Смело отстаивал сильных, думая о смене. И не только для своего клуба, но и для всей Украины. Хорошо, что старший тренер Украины правильно сам все понимает и поддерживает Шалико, Н. Черного,
В. Мундштукова и других тренеров, готовящих кадры, любящих и понимающих свое дело.
Григорий опять отвлекся. Петр атакует! Его шестиканальный двигатель позволяет делать резкие рывки на прямых участках, подъемах, затяжных поворотах. Зная силу своего двигателя, он в начале гонки не шел на рискованные обострения, а пытался обойти своих соперников именно на трудных участках. Ширина позволяла. Время еще было. Он шел четвертым. К концу первого круга сдал Коля, но Петр только вошел во вкус. Начал искать места для обгона. Перед ним расчетливо шел гонщик из Одессы и придерживал Петра, они стали отставать от лидеров. Одессит оглядывается, значит, боится. Петр пробует обойти его на короткой прямой — не успевает. В «аппендиците» подталкивает в заднее колесо, на «выпрыге» они цепляются рулями, чуть не падают. Мимо закрытого парка прошли, как связанные. Упорный парнишка из Одессы. Долго ли сможет обороняться? Поворот вправо прошел в лучшем «гаревом» стиле, даже оторвался от Петра на 3 м. Следующий поворот — прикрывает малый радиус, спуск, хорошо, оба рядом. На «ступеньке» одессит резко притормозил. Петр воткнулся передним колесом в него, заглох. Хитер соперник, но сделал все правильно! Теперь разрыв 50 м. По брызгам и фонтанам земли, вылетающим из-под заднего колеса мотоцикла, было видно, что Петр рассердился. Теперь надолго запомнит урок: «Не иди вслед, иди рядом, чувствуй дистанцию, соперник коварен». Мощный двигатель и хорошая техника вождения мотоцикла позволили Петру быстро догнать соперника. Снова атака без подготовки, в этот раз на «змейке». Одессит идет умно, обойти его не удается. «Волны» проходят рядом. На трамплин Петр зашел на большой скорости, улетел почти до поворота, еле вложился, но уже впереди одессита. Вот позади еще круг борьбы, Петр — -третьим! Задача у него пока одна — догнать лидеров. Обойденный соперник уже не соперник, его можно не опасаться, если темп остался тот же или увеличен. Побежденному мобилизоваться очень трудно. Оглядываться Петру некогда, теперь вперед, в погоню! Впереди юноши, с ними так легко не справиться. Шалико показал большой палец, накрытый ладонью, что на его языке означает: «Так держать!» Осталось два круга. Даже если Петр догонит лидеров, то обойти уже не сможет. Темп почти одинаковый. Еще рывок, еще... Не удается сократить разрыв, но одессит отстал. Теперь ему нужно доехать в таком же темпе.
Коля к последнему кругу отодвинулся до седьмого места. Тоже неплохо. Остается пройти последний круг. Команда Шалико: «Вперед!»
Петр и Коля пробуют увеличить темп, но все силы отданы борьбе, удержать рвущиеся вперед мотоциклы трудно. Петра выносит на большие радиусы. Киевлянин уже рядом. «Достать!» — показывает Юра... Последний круг пройден за 3 мин 10 с, на секунду лучше первого! Финиш — харьковчанин, лидировавший от старта до финиша, киевлянин, за ним в 10 м — Петр, одессит — четвертым, Коля — седьмым и... девятым 14-летний «малыш» из Днепропетровска, тот второй, которого, как исключение, допустили к соревнованиям.
Теперь бегом в парк гонщиков, нужно помочь Петру. К парку гонщиков хлынула публика. Все хотят поближе рассмотреть лица разгоряченных борьбой молодых гонщиков. К старту готовятся женщины. Нужно посмотреть старт. Лена выбрала место на правом фланге с тем, чтобы на большой скорости наружным радиусом уйти на трассу. Женщины не спеша занимают места на старте. Дрогнула и пошла стрелка стартового секундомера. «Внимание! Старт!» Стрелка уже зашла за красную зону циферблата, но старта не было. Не упала, не освободила дорогу стартовая машина. Лишь когда стрелка дошла до цифры «12», был дан старт. Мотоциклы нескольких участниц, из наиболее резких, ударившись передними колесами в железную трубу стартовой машины, заглохли на линии старта. Лена, стоявшая за полметра от линии старта, перепрыгнув через падающую стартовую машину, ушла со старта вместе с кировоградской гонщицей, на повороте поосторожни-чала — вторая. Больше Григорий не мог наблюдать за борьбой женщин. Дело в том, что заезды юношей и женщин длятся всего 15 мин. Времени на отдых и проверку мотоцикла остается совсем мало. Хорошо, если все в порядке, тогда можно успеть, а если нужно сменить колесо или цилиндр, работать приходится в шесть рук. Пока Иван Иванович устанавливал мотоцикл на подставку, Григорий помог Петру снять мокрую майку, достать полотенце, умыться. Что с мотоциклом? Все в порядке, только раз прозевал яму на спуске. Гонщику в эти минуты нужно отдохнуть, собраться с мыслями, выслушать наставления тренера, рекомендации механика, вновь настроиться на борьбу.
Чашка спортивного напитка быстро вернет силы нашему Петру. Сейчас в тень, на ветерок. Расход бензина небольшой, всего 3 л пришлось добавить. Полбака вполне хватает на заезд. Переднее колесо — в порядке, спицы не ослабли, вмятин на ободе нет, давление — 1 атм. Заднее колесо — вмятина в ободе, нужно ровнять, ослабли спицы. Задняя цепь в порядке, нужно смазать. Тормоза в порядке. Крепление двигателя, глушителя, подножек, гаек, колес, бензобака, крыльев — тоже. Готово! Что у Коли? Володя заканчивает проверку крепежа. Коля едет осторожнее, и мотоцикл у него целехонек. Шалико не успевает подойти к ребятам — Лена в борьбе.
«Гаревый» поворот. Леночка вошла во внутренний радиус, оттеснив соперницу на большой. Такой дерзости от Леночки соперница не ожидала. «Верблюд», «змейка», «волны», трамплин — Лена впереди. Шалико поднял большой палец вверх. Надо было видеть ослепительную, счастливую улыбку ученицы, выполнившей задание тренера. Догнать киевлянку было уже невозможно — две петли трассы. Остался один круг. Еще добавила скорости. Пошла «на всю». Начала догонять лидера и вдруг... зацепилась подножкой на повороте. Падение. К счастью, все обошлось благополучно. Все только ахнули. Номер «тринадцать» снова впереди. Догоняют остальные. Торопись, Леночка. Помощь на трассе запрещена. Справится сама. Поднялась, завела мотоцикл, поехала... сидя, поправляет рычаги на руле. Видимо, ушиблась. Встала на подножки, пошла нормально. Ничего, всякое бывает. Теперь доедет аккуратно.
Юноши, уже поставившие свои мотоциклы в закрытый парк, тоже наблюдали за борьбой прелестных «амазонок». Интересный получился заезд. Шалико теперь рядом с Петей, Колей, что-то спокойно им говорит, показывает на «скоростной» подъем с левым поворотом. Видимо, кто-то из них там шел слабее соперников. Лица мальчиков выражают полное согласие с замечаниями тренера. В ответ они только кивают головами.

Назад Оглавление Далее