aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Тренировка | Мотокросс и гонщик

Технический осмотр прошел без замечаний.
Скоро начало тренировки. Пора одеваться. Григорию очень хочется посмотреть мотоциклы соперников, кто что привез, кто что сделал нового, увидеть самих соперников, поговорить с ними, чтобы можно было быстрее уяснить ситуацию. Но сейчас некогда, нужно готовиться к тренировке.
Петя и Коля уже почти одеты, Шалико помогает Леночке застегнуть мотопояс. Шумно в автобусе, идет обсуждение возможных соперников. Выглядывая в окна, то один, то другой выкрикивает: «Гляди, гляди! Как они торопятся, будто на свадьбу!» Наш Володя, как всегда, бросает куда-то в сторону: «Еще не вечер...» Это его любимая поговорка. Стало быть, еще посмотрим... А Лена радостно говорит Шалико: «Вы знаете, я только дотронулась до кикстартера, а машина уже завелась». Володя бросил: «Это ей не терпится, чтобы ты на ней поехала». Все-таки хорошо смотрятся серебристо-голубые шлемы и темные футболки с белой размашистой надписью «Славутич». Приятно становится на душе, здесь чувствуется коллектив, одна дружйая семья.
Григорий поочередно извлекает из большой спортивной сумки свои вещи и надевает их: сначала кожаные брюки, потом шерстяные носки, застегивает мотоботы, надевает новенькую футболку, застегивает крючки эластичного мотопояса, вынимает из специального чехла (чтобы не царапалась краска) мотошлем с длинным козырьком, мотоочки с чистым белым фильтром, подбородник. Вроде все на месте. Свечной ключ, отвертка, замок цепи закреплены на мотоцикле.
По прогревочной прямой, обдавая всех землей и дымом, проносятся нетерпеливые гонщики, некоторые из них уже успели опрокинуться. Это в основном молодежь, будущая смена. Медленно, как бы нехотя, стоя на подножках, в про-гревочный круг въехал Петр, за ним — Коля. Правильно, ребята! Сейчас некуда спешить, нужно осторожно прогреть двигатель, размяться, а главное, ни с кем не столкнуться еще до старта. В водовороте прогревочного круга мелькают футболки с эмблемами различных клубов. Синий дым облаком окутал «лихачей» — так Шалико называет молодежь. Начинают выезжать на линию старта и сразу, по одному, при открытой стартовой машине уходят на трассу. Петр пробует свою лучшую линию. Пошел со старта хорошо, слегка приподняв над землей переднее колесо мотоцикла, выбрасывая фонтанчик грунта из-под заднего колеса при переключении передач, сбросил скорость на повороте, встал на подножки, медленно, осматривая внимательно трассу, покатился вниз. Коля сразу пошел тихо, просматривая стартовый подъем. Очень резкий юноша из Киева уже заканчивал первый круг и на «аппендиците», стараясь показать всю мощь своего мотоцикла, вдруг лег на бок. Хотел напугать своих соперников, прошел круг по новой трассе на пределе сил и... выдохся. Одного желания, видимо, маловато, нужны тренированность, сила, а главное, способность правильно мыслить. Ведь это всего лишь ознакомительная тренировка, а он пролетел по трассе, мало что запомнил, устал, расстроился. Зачем? Ребята из «Славутича» тоже умеют быстро ездить, но сейчас это ни к чему. Сейчас нужно смотреть, трассу изучать, запоминать, пробовать частями, по элементам с тем, чтобы потом все соединить в одно целое и пройти быстро. Трасса все время меняется, выбиваются новые ямы, образуются колеи, брустверы, обнажаются острые камни, засыпанные промоины. Вот на это и приходится обращать внимание, тренируя свою память, остроту взгляда. В гонке для этого будет очень мало времени, и, если спортсмен не привык запоминать, наблюдать, анализировать на тренировках, на соревнованиях он пойдет в среднем, а не в околопредельном темпе. Значит, проиграет. Наука обработки трассы — дело серьезное, и чем раньше молодой гонщик ее освоит, тем раньше к нему придут победы.
Из парка гонщиков хорошо видны Петя с Колей, едут спокойно, проверяя куски трассы, «играют», пробуют, кто раньше выйдет на поворот одним, другим радиусом, кто быстрее. пройдет тот или иной участок, останавливаются, разговаривают. Мотоциклы у них работают четко.
Вдали вспорхнула над трамплином стройная фигурка Леночки. В ее езде есть что-то кошачье и в то же время резкое, явно отличающее стиль ее езды от стиля других гон-щиц. Она ведь из «Славутича», выросла и воспиталась в лучшем коллективе, на лучших традициях и тренировалась всегда с ребятами.
Стоя на краю трассы, у парка гонщиков, Григорий мог наблюдать и за трассой, и за тем, что происходит в парке гонщиков. Следующими на трассу уйдут гонщики класса 175. Нужно прогреть двигатель, немного размяться. В лагере «Славутича» спокойно. Мотоциклы юношей не требуют ремонта. Петя и Коля сняли шлемы, отдыхают, спокойно рассказывают Константину Петровичу, как и где шли, на каких передачах; тот внимательно слушает, думает. Володя уже завел свой мотоцикл, прогревает, держа за руль, и внимательно прислушивается к работе двигателя. Лицо его выражает озабоченность. Что ему не нравится в двигателе? Дома ведь работал хорошо, было много проб, проверок.
Мотоцикл Григория завелся сразу. Удобные резиновые ручки руля, рычаги, сцепление и тормоза, мягкая подушка, надежные подножки, послушный повороту ручки газа двигатель — все привычное, родное. Резкий звук выхлопа приглушен шлемом, плотно сидящим на ушах и закрывающим всю голову, ощущается только мелкая равномерная дрожь всего мотоцикла.
В классе 175 собралось около сорока участников, но на прогревочной прямой всего человек десять, остальные не торопятся. Это их дело, могут даже не выезжать на первую тренировку. Как, например, хозяева мотокросса. Трассу они отлично изучили, теперь берегут мотоциклы. А другие мудрят что-то...
Женщины заканчивают тренировку. Леночка медленно прокатывает последние метры дистанции. Да, трудно одной, не с кем посоветоваться. Видимо, не нравится ей стандартная коробка перемены передач. Первую передачу не включишь нигде, вторая — закручивается, третья не везде тянет, четвертая далеко от третьей и годится только на спуске. Нужно ей посоветовать изменить моторное соотношение звездочек... Лена — гонщица скоростная, любит ход и всегда старается уйти на большой радиус с тем, чтобы потом резко перейти на самый малый, почти цепляя рулем покрышку. Трасса сегодня скоростная, ее трасса!
Класс 175 см3 начал тренировку. Судья на выпуске торопит: «Быстрее, быстрее!» Длина круга — 2 км, гонщики проходят его в среднем за 3 мин 30 с. Нужно успеть выпустить последнего гонщика до того, как первый замкнет круг. Григорий не торопится — ему лучше смотреть трассу, когда все на нее уйдут — меньше пыли, шума, меньше отвлекают. Володя рванулся за Евгением, тот резко взял старт и сразу поехал быстро, только фонтаны земли, обдавая следующего за ним Володьку, вылетели из-под заднего колеса. Что и говорить, это Евгений, это высший класс, огромный опыт и неуемный напор. Григорий еще не может так, ему нужно сначала внимательно осмотреть всю трассу, прочувствовать отдельные отрезки, отработать, «переварить» все... Но Володька! Подумать только! Правда, по складу характера он в чем-то похож на Женю. Но зачем он так сразу пошел быстро? Наверное, чувствует, что может, а главное, хочет проверить себя, доказать себе, что он не боится «звезды». Так и нужно, подумал Гриша, но только сначала следует хорошенько просмотреть трассу, найти свои линии, попробовать, а уж потом, на второй тренировке, попробовать пройти быстро.
Стоя на пригорке, Григорий внимательно наблюдал за каждым соперником, проезжающим мимо. Лица у большинства озабоченные, возбужденные. Вот уже последний гонщик уходит на трассу. Пора! Григорий медленно подъезжает к линии старта. Останавливается примерно за полметра от стартовой машины, сосредоточивается. Первая передача включена, сцепление полувыжато, обороты двигателя — выше средних. Выходит вперед на бензобак, почти ложится грудью на перекладину руля, правая нога на земле, левая на подножке. Замирает в таком положении на одну-две секунды. Бросает взгляд на стартовый секундомер. Медленно командует себе: «Старт!» Плавно отпускает рычаг сцепления мотоцикл дрожит и медленно прокатывается на треть, пол-оборота колеса. Теперь: «Пошли!» Добавляет газ и, как из рогатки, выстреливает со старта. Тут дорога ровная, смотреть нечего, важно ощутить момент трогания, быстроту набора скорости и правильного диапазона оборотов для переключения передач. Важно не перекрутить двигатель на первой-второй передачах. Грунт твердый, задняя покрышка новая, с острыми кромками грунтозацепов, пробуксовки почти нет. У малозаметной ложбинки, против которой встал на старте, успел включить вторую передачу. Хорошо! Здесь нужно оттянуться немного назад, разгрузив передок. Газ полный! Мотоцикл рвет из-под себя землю. Обороты почти предельные, звук резкого выхлопа забирается под шлем, начинает щекотать ухо. Около 8000 оборотов в минуту! Слегка прикрыв ручку газа, без выжима сцепления мгновенно включает третью передачу. Скорость растет быстро. Мотоцикл пытается вырваться из рук гонщика, встать на дыбы. Достаточно было на мгновение немного уйти вперед, и придавленное переднее колесо, послушное воле гонщика, хотя и не коснулось грунта, но и не поднималось выше вершка, передавая всю массу гонщика и мотоцикла на подбуксовывающее заднее колесо. Григорий полностью выкрутил обороты двигателя на третьей передаче, потом — четвертая, но вот уже и поворот. Срезает на малый радиус, снова включил третью. Газ полный! Поворот прошел с заносом... Тише — ямы! Закрыл газ, скатывается тихо, стоя в полный рост на подножках и глядя вперед. Впечатление о трассе несколько иное, чем было вчера. Уже видны следы ранее прошедших гонщиков, накатана основная линия. Конечно, она не идеальная. Идеальная будет позже, после того как пройдут на большой скорости сильные гонщики. Они делают рисунок трассы, чертят самую рациональную линию. Задача Григория — представить эту пока невидимую линию больших скоростей и подумать, как пройти по ней, рядом с ней, начертить и запомнить свою, наиболее подходящую для его возможностей и возможностей его машины линию, по которой он пойдет в гонке, по которой будет обгонять и догонять. Нужно иметь две-три запасные линии на каждом участке трассы. Поэтому не торопись, смотри, запоминай и... пробуй, пробуй колесами. Прыжок через старую дорогу. Здесь нужно взять правее, следовательно, лучше пройти стартовый поворот большим радиусом. Нужно попробовать! Григорию никто не мешает. Дорогу хорошо видно. Спуск широкий, места всем хватит.

На ««гаревом» повороте

На ««гаревом» повороте

Кто же впереди? Евгений? За ним, метрах в пяти, Во-лодька! Уже успели обойти всех и даже оторваться метров на пятьдесят! Евгения легко узнать по посадке. Идет он полулежа на мотоцикле, в оттяжке назад, с широко разведенными локтями. Переднее колесо его мотоцикла все время парит в воздухе, но не высоко, 10 — 15 см от земли, и опускается на землю лишь при входе в повороты. Длинных и высоких прыжков он не делает, а старается «облизывать» неровности трассы и как можно раньше зацепиться задним колесом за грунт, чтобы выбросить фонтан комьев земли и сделать очередное ускорение, уносящее его вперед, подальше от соперников.
Володька же идет угловато, местами его «крестит». Просвет между полусогнутыми ногами и подушкой мотоцикла непрерывно изменяется, руки-ноги пружинят. Катится он по трассе быстро, часто уходя вперед и оттягиваясь назад, смягчая удары амортизацией ног и рук, удерживая вырывающийся мотоцикл в нужном направлении, то есть на линии, по которой идет Евгений. Однако Григорию отвлекаться некогда. Впереди поворот со скосом. Как пройти здесь? Лучше левой стороной до самого низа, внизу разворот вокруг подножки и по прямой в подъем. Скатился, смотрит, можно и так, можно и по центру. По центру, наверное, будет лучше. Покатил дальше. Медленно, метр за метром просматривает дорогу. Григории чувствует, что он и мотоцикл — одно целое. На нижнем песчаном повороте его догнали Евгений с Володькой. Обошли, обдав с ног до головы брызгами песка и раздразнив ревом не уступающих друг другу моторов, и понеслись дальше. Сейчас Григорию не до них — нужно изучать трассу. «Стиральную доску» с левым поворотом лучше пройти по малому радиусу. Скорость та же, но путь короче. Впереди затяжной подъем. На какой передаче мотоцикл пойдет лучше? Нужно попробовать. Смотрит, как дальше. Спуск нужно идти по самой левой линии. Далее «туннель». Вторая передача будет как раз. А когда его разобьют и появится пышный слой пыли? На второй тогда не вытянуть... Нужно менять передаточное отношение, на один зубок уменьшить переднюю звездочку.
Скоростной спуск — красивое зрелище! Гонщик камнем падает вниз, чувствуя сопротивление воздуха, очки прижимает к переносице. Конечно, пятая передача! Скатывается на «дамбу». Вот и «бугры». Григорий оглядывается назад — можно попробовать. Увеличивает скорость, прыгает, не долетел, удар в стенку «бугра», мотоцикл поставило на переднее колесо. Усидел, снова добавил, прыгнул на ровное место. Да! Не хватило хода. Хватит, если не тормозить на «дамбе»! Хорошо! «Гаревый» поворот прошел спокойно. Зашел на «верблюд» самой крайней правой, рыхло, нужно чуть левее, описал вершинки. Нацелился на «змейку». Тут мудрить нечего, пробует на всю. Сносит на большие радиусы. Нужно тише. Пробует еще. Опять снесло. Что это? Большое давление в покрышках? Наверное. Поворот с упором прошел хорошо. Остановился у боксов механиков. Снизил давление в заднем до 0,8. Докатился до выхода на стартовую прямую. Попробовал еще раз старт. Круг замкнулся, все закружилось в пыли. Григорий стал в одном месте, тронулся, проехал 2 — 3 м, вернулся, попробовал в другом, третьем месте. Пробовать старт решил по большому радиусу. Сосредоточился — пошел! Четвертой передачи хватило и на поворот. Мотоцикл работает хорошо! Добавленные каналы продувки в цилиндре и изменение фазы газораспределения повысили мощность двигателя. Дальше Григорий пошел вполсилы, попробовал «прыжок через дорогу», «скос», «стиральную доску», в «туннеле» чуть не опрокинулся назад — мало загрузил передок! «Скоростной» спуск попробовал на всю. Почувствовал, что за ним увязался кто-то. «Бугры» прыгать нельзя. Прошел по центральной колее, пришлось прикрыть газ. На «гаревом» повороте — рядом Боря, давит. В «змейку» Григорий пропускает его первым. Он сбросил газ — идти вперед не хочет. Григорий тоже не спешит. Махнул через «волны». Дальше тише, трамплин попробовал в три четверти хода — бросает далеко! Задок уже не сносит, значит, давление 0,8 атм правильно подобрано. Видя, что Григорий отстал, Борис пошел в своем темпе. «Прыжок с правым поворотом» на финише Григорию удался. Проскользив в крене по дуге с полным газом, он ушел мимо закрытого парка в подъем. Обходит другого гонщика, пробует «поперечную впадину» — поставило на переднее колесо. Еле усидел. Вот это да! Так и упасть можно. Правее нужно было. Забыл. Прошел с заносом заднего колеса правый «гаревый» поворот на «склоне» — вписался снова в стартовую прямую. Остановился. Нужно посмотреть, как другие идут этот поворот. Разворачивает киевлянина — резко подал газ, нет чувства грунта. Мягко прошел кировоградец. У этого все хорошо. Григорий тронулся с места, пошел за кировоградцем. Валентин идет быстро, чисто проходит повороты. «Скос» прошел левой стороной. Подъем — можно попробовать. Мотоцикл Григория не отстает! На «скоростном» подъеме зацепился за баллон ограждения, и Валентин сумел оторваться. В «туннеле» прошел по левой стороне, почти цепляясь рулем за срезанный грунт. Григорий — следом. Разрыв между ними 50 м. На «дамбе» не тормозит! Неужели махнет? Да! Идет с ходу на «бугры». Значит, они пробовали здесь. Григорий за ним. Прыгнул так, что приземлился за всеми четырьмя «буграми» на ровном месте. Аж дух забило! Усидел! Как это он не побоялся показать? Думал, что Григорий не рискнет? Может, не видел идущего сзади? Будут ли здесь прыгать все? Нужно посмотреть Евгения, Бориса, Володьку. Ему-то Григорий расскажет, пусть попробует. У него тоже получится. Кировоградец ушел. Григорий покатился медленно, внимательно изучая «змейку», «волны». Попробовал еще раз «поворот с упором в стенку»: сильно прижимает к седлу. А что, если заложить поворот раньше? Нет, можно потерять скорость. Надо бы сменить звездочку, подумал Григорий, но уже не успеет — последний круг. Медленно катался и поэтому смог проехать всего три круга. Григорий видел, как промчался мимо Евгений, Володьки уже не было. Может, упал? Григорий пробует «на всю» небольшую прямую — трясет так, что и дороги не видно. «Аппендицит» перед финишем — вписывается, левая нога сброшена с подножки, крен большой, цепляет откидной подножкой за грунт, благо, песок — не разворачивает. Просмотрел заход на подъем около закрытого парка: везде нужно идти с заносом заднего колеса — выше скорость и легче вписывается в каверзные отполированные скользкие повороты. Григорий решил попробовать старт еще раз. Скатился к стартовой линии. На свежей травке появились ровные следы-бороздки. Но они пока не глубокие и не уводят мотоцикл в сторону. С ревом и визгом двигателей проносятся гонщики, торопясь закончить последний круг. На линии старта выстроились еще пять гонщиков. Ну что ж, попробуем в центре, нужно попробовать и эту позицию. Сосредоточился, навернул газ, секунда, вторая. Соседи сорвались чуть раньше. Пошли. Первая, вторая — выход вперед на руль, третья — оттяжка, машина пошла хорошо, четвертая... обходят, снова третья... На повороте был четвертым. Старт проиграл. Переднюю звездочку нужно менять. В среднем темпе Григорий проходит еще полкруга, останавливается у «скоростного» спуска. Никто не пробует прыгать «бугры», даже Евгений. Он промчался по главной колее, но затормозил перед «буграми» так, что просвет между передним колесом и крылом резко сократился. Прыгать Григорий больше не стал.
Шалико, стоявший здесь и, конечно, видевший первый прыжок, одобрительно помахал рукой, и показал, чтобы Григорий ехал в парк гонщиков. Перед «волнами» его ждал Володя. Пригласил — попробуем. Пошли рядом. Перемахнули через первые три «волны», на четвертой подбросило, дальше вылетели почти вместе, он чуть впереди. Так, на полном газу закончили круг, а с ним и первую тренировку. Не торопясь, вернулись в лагерь «Славутича». Там их ожидали механики. Константину Петровичу можно было ничего не говорить — он все видел, слышал и, как только Григорий снял шлем, спросил: «Сменим звездочку?» Механик принялся за работу, а Григорий умылся, почистил очки и успел еще поделиться впечатлениями с Володькой.
— Ну, как Евгений?
— Прет, черт! Два круга продержался и все, уходит.
— Видел.
— С Борисом мы зацепились рулями и легли в «змейке». Он все такой же. А ты что?
— Смотрел, пробовал. Прыгаешь «бугры» после «дамбы»?
— Нет. А где?
— Справа, четыре, все сразу.
— Не может быть!
— Может. Я прыгнул, и не только я — «тройка» кировоградская тоже. Шалико видел. Попробуй за мной на второй тренировке. Хорошо?
— На какой передаче идешь там?
— Спуск — пятая, на «дамбе», перед «буграми» переключаюсь на четвертую — и полный газ в оттяжке! Усидеть можно, но нужна скорость.

Перекладка на «змейке»

Перекладка на «змейке»

Лицо Володьки засветилось озорной улыбкой, ои подошел к своему мотоциклу, около которого возился Иван Иванович, подтягивая цепь, нежно погладил ладонью бензобак и тихо проговорил: «Ну как, Манечка, сиганем?»
Посмотреть, как тренируется Юрка, Григорию некогда, нужно помочь Константину Петровичу отрегулировать натяжение цепи и проверить соосность колес. Соосность колес — одна из главных операций. Достаточно небольшого отклонения, и мотоцикл не будет «держать» дорогу, не будет слушаться. Григорий держит мотоцикл за руль, а механик, присев на корточки метрах в двадцати сзади, сверяет соосность переднего и заднего колес на глаз. Все в порядке! Можно затягивать гайку оси.
Теперь нужно попробовать мотоцикл, хватит ли скорости, мощности... Времени до официальной тренировки почти час. Можно погулять по парку гонщиков, посмотреть на ребят, их мотоциклы. У Володи тоже все в порядке, и они пошли вместе. Юноши уже сгрудились у выхода из предстартового парка. Вот-вот они выйдут на линию старта к поднятой стартовой машине. На вторую тренировку Петя и Коля пробрались вперед к самому выходу.
— Взглянем? — предложил Григорий.
— Давай!
Они зашли в тыл стартовой площадки и остановились у заборчика. Отсюда хорошо видны стартер, секундомер, гонщики. Петя стал на большой радиус. Правильно! Коля зацепился подножкой за чье-то колесо и задержался, приехал, когда все лучшие места на старте были уже заняты. Стал по центру, широко разведя локти, чтобы не затерли на старте. Дым, рев моторов. Дрогнула стрелка стартового секундомера, медленно, без рывков, пошла по циферблату и коснулась своим концом красного сектора — «Старт!». Многие юноши опоздали с моментом трогания, как приклеились к линии старта. Четко рванулись кировоградцы и Коля. Он даже придавил еще не упавшую стартовую машину своим передним колесом. Петя немного «зевнул», но ушел со старта тоже хорошо. На первом повороте — сла-вутичцы в пятерке, лидеры идут кучно.
Да, на старте медлить нельзя! Иначе потом придется работать попусту, догоняя уходящую вперед лидирующую группу. Друзья вернулись в парк гонщиков. На прогревоч-ной прямой, истязая двигатель своего мотоцикла, носился армеец. Мотор работал сухо. Похоже, где-то был подсос воздуха. Механик беспомощно размахивал руками, пытаясь остановить спортсмена. «Этот нам не соперник, — сказал Володя. — Нужно посмотреть Сергея». Мотоцикл Сергея был переоборудован под высокий рост этого гонщика. Высокий руль, поднятый над траверсой за счет подставок с длинными болтами, приподнятая подушка на специально приваренной фальшраме, самодельный алюминиевый бензобак с красной звездой на закруглении — вот, пожалуй, и все изменения. С двигателем он, видимо, ничего не делал, потому что все стоит стандартное, даже глушитель. И передняя звездочка на 14 зубов. Григорию Костя поставил на зуб больше, 15! Сергей кивнул ребятам, но не подошел.
Евгений — стройный худощавый блондин с голубыми глазами, строгие черты лица, узкие, плотно сжатые губы, спокойная улыбка в уголках рта. Вот он вытирает пыль с мотоцикла. Раз чистит машину, значит, все в порядке! Казалось бы, зачем протирать каждую спицу, каждую гайку, ведь сейчас снова ехать, пылить. Он же делает это всегда! Евгений для ребят является образцом гонщика, его все любят и уважают. Увидев Григория и Володьку, он добродушно улыбнулся и решительно двинулся навстречу. Поздоровался и тут же спросил:
— Нравится трасса?
— Да, конечно, — ответил Григорий.
— Ты где пропал? — обратился он к Володе. — Заставил меня крутить на всю, потом, смотрю, исчез.
— За тобой угонишься... а потом — Борис.
— Что Борис?
— Как обычно, узко ему на трассе...
— А ты иди впереди, будет ему просторней! — пошутил Женя.
— Попробую... — задумчиво произнес Володя.
— Как движки?
— Не жалуемся, хватает.
— Цилиндры делали?
— Конечно! И кое-что еще...
— Слышал, гудят неплохо... Какие у вас моторы?
— У Володи — трехканалка, старая, проверенная. У меня добавили к стандарту еще парочку, вроде, ничего, — ответил Григорий. — Механик считает, что многоканалка лучше. Наш юнец Петр идет на экспериментальном цилиндре — шесть каналов продувки! Сегодня ты его увидишь в гонке.
— Как ты считаешь, лучше на переделанной раме? — снова обратился Евгений к Григорию.
— Конечно! Можно не прикрывать газ на ямах. Теперь нужны воздушные амортизаторы и наперед и назад... «Ямаха» поставила в этом году один амортизатор под бензобаком, для заднего колеса, и пошла намного быстрее: не
«крестит» ее совсем, отлично держит дорогу, есть клапан регулировки жесткости.
— Здорово! Зимой подумаем, сейчас уже нет времени — через две недели первенство СССР!
— Ну ладно, не будем мешать, мы пошли...
Хороший парень Евгений, с ним приятно и поговорить, и посоревноваться. Но обогнать трудно. И все-таки Григорий с Володькой решили попробовать. Сами они в хорошей форме, мотоциклы, может быть, даже посильнее, чем у него. Григорий посмотрел на звездочку у мотоцикла Евгения — тринадцать. Значит, обороты двигателя у него выше, а тяги нет. В «Славутиче» в основном все моторы сделаны на лучшую тягу с малых оборотов, а увлечение большими, свыше восьми тысяч, давно прошло — они вели к поломке колец, поршней, коленчатых валов.
Лагерь кировоградцев пуст. Они решили сегодня выпустить только юношей, которые сейчас накатывают круги на официальной тренировке. Основные силы — классы 175 и 350 см3 — даже не привезли своих мотоциклов. Ходят среди публики, улыбаются. Где ж третий номер? Не видно. Наверное, выскочил попробовать «бугры», сделать пару кругов и снова в гараж. Григорий считает, что все-таки нужно выезжать на официальные тренировки. Нельзя быть такими самоуверенными. Хитрят, думают, наверно, всех обыграть. Не так-то это просто!
Харьковчане привезли новый самодельный двигатель с лепестковым клапаном на впуске. Интересно, как он пойдет? На первой тренировке этот мотоцикл не появлялся. Такой клапан и ребятам из «Славутича» хотелось бы поставить на моторы. Стопроцентная продувка цилиндра и нет выброса готовой смеси обратно в карбюратор. Мощность сразу же поднялась бы, особенно на низких оборотах. Как раз то, что им нужно. Двигатель сделан на базе картера «Тула-200» с бесконтактным электронным зажиганием от «Вятки», карбюратор «Микуни» (Япония), свеча «Чемпион», вероятно, как всегда, высокая степень сжатия в головке цилиндра и на касторке. Интересный глушитель с переменной диафрагмой на конце. Едет на нем ветеран, опытнейший гонщик Ефим. Посмотрим. Вообще он приходит четвертым-пятым. Его больше привлекают кольцевые и ипподромные гонки. Там он король. Там все дело в двигателе и опыте, а в мотокроссе нужны еще и физические качества, нужно, помимо всего, быть отличным тактиком. На долю гонщика все же приходится больше половины успеха. Не зря Шалико всегда напоминает ребятам, что гонщик в мотокроссе — главное.
В парке гонщиков идет подготовка к официальной тренировке женщин. Григорий продолжает анализировать своих соперников — мотогонщиков в классе 175 см3. Он их почти всех знает — серьезно претендуют на место в первой тройке человек 5 — 6. Остальные — либо не в форме, либо еще не готовы к борьбе на равных. У многих мотоциклы хуже, да и сами почти не тренируются. Разве можно назвать тренировкой один выезд в неделю без занятий в зале, бассейне, без изучения тактики и спортивной техники, достижений других гонщиков, механиков? А ведь во многих клубах дела обстоят именно так. Мало квалифицированных тренеров, механиков. Григорий и Володя опять подошли к лагерю днепропетровцев.
Хорошую технику они привезли! Все мотоциклы новые. «ИЖ-11К», «Ковровец» с алюминиевым цилиндром и новой крышкой кратера. Мотоцикл Евгения — уникальный «Ков-ровец-175 УСК» — пятиступенчатый, мощность 22 л. с. — новинка, на которой выступали мотозаводчане в зимнем мотокроссе. Новый «Ковровец» привлекал внимание изяществом линий грязевых щитков, бензобака и подушки, дуплексной рамой и аккуратно подогнанной выхлопной трубой, как бы влипшей в раму мотоцикла. Высокий руль был без перемычки. На алюминиевых амортизаторах точеные ребра охлаждения, хромированные пружины с переменным шагом, роликовая натяжка цепи.
Женя, увидев, с каким интересом рассматривают его мотоцикл, с довольным видом заметил: «Титан, крылья — пластик, бензобак — алюминий. Масса 87 кг! Лучше «Чезе-та!» Ребятам понравилась такая реклама. Но, к сожалению, пока их очень мало, таких «Ковровцев». Как покажет себя эта модель на соревнованиях? Мотоцикл дали Евгению для испытаний, тренировки, ведь у него скоро выезд за границу. Там он пойдет на проверенной машине, эта же модель готовится для следующего года.
А вот и одесситы. У подставки с «Ковровцем» сидит на корточках Боря, колдуя над разобранным карбюратором. Наш приход был отмечен шуткой Грини: «Конкурентов нам не надо, мы их вырастим в своем коллективе!» Дюжина блестящих озорных глаз незамедлительно повернулась в сторону пришедших. Гриня не унимался: «Ходят здесь всякие, а потом первые места занимают. Что же бедным одесситам остается?!» — «Пятые-шестые», — в тон съязвил Володька. «Мне Манечка сказала сегодня, — хитро прищурив правый глаз, продолжал он: — «Держись за меня крепче, будем в тройке!» Боря хмыкнул, не отрываясь от работы, потом, видимо вспомнив инцидент на трассе, обратился к Володе:
«Извини, пожалуйста, за...» — «Ладно», — ответил , тот. «Здесь много желающих», — с усмешкой бросил Гриня. — И мы тоже...» Потом, сделав шутливый реверанс, пригласил: «Милости просим, проходите в наш шалаш!» «С ними не соскучишься», — подумал Григорий и подсел к Борису.
— В чем дело? Зачем разобрал?
— Бедновато, меняю главный жиклер. А как у тебя?
— Вроде все в порядке...
Карбюратор у Бориса ленинградский К-194, очень популярный среди кроссовиков — чисто работает на всех режимах и, главное, не «подливает» на малых оборотах. Ребята уже знали двигатель Бориса — тяговитый, мощный середнячок, со старта обычно увозящий его первым. Катит легко, грунт не срывает. У него совсем другие параметры, а главное, тяжелые маховики. Задняя покрышка новая, фирмы «Барум-мотокросс», 4.00X18, передняя — советская, 3.00X21. Руль, как у всех «Ковровцев», — без перемычки, что очень удобно при стартах и выходах на крутых подъемах. Крылья — из мягкого пластика, бензобак узкий, железный, «многодневная» передняя вилка с ходом 185 мм (у «Славутича» — 200, и мало!), задние амортизаторы от «ИЖ-11К» ход 90 мм. В общем хороший, проверенный «Ковровец», выигравший прошлый мотокросс.
Проходя вот так по парку гонщиков, осматривая мотоциклы соперников, сравнивая их со своим, гонщик обычно обретает уверенность в своих силах, в том, что его мотоцикл подготовлен лучше других. Это немаловажная деталь в общей настройке на борьбу. Если гонщик уверен, что мотоцикл в порядке, что не подведет, то все внимание можно переключить на психологическую настройку. Душевное равновесие — очень важный фактор: мотоцикл готов, стоит под присмотром механика, гонщик может воздействовать своим видом, своим поведением на соперников, может мысленно прокатиться по трассе сам или с любым соперником, взвесив свои преимущества и недостатки на том или ином препятствии, проиграв в уме любую возможную ситуацию раз, другой, третий, продумав тот или иной тактический план выведения соперника из состояния душевного равновесия. Для этого достаточно уединиться где-нибудь в тени и сосредоточиться.
Среди соперников Григория на первое место смело можно было поставить Евгения. Вторым и третьим могли быть Григорий, Борис, Володя, а может, даже кировоградцы — Григорий их всех не видел, но та «тройка»... — четвертым-пятым — Ефим. Но в мотокроссе всякое бывает. Не исключено, что появятся еще два-три соперника. Кто? Львовяне?
Ужгородцы? Или киевляне? Сейчас трудно сказать. Скоро официальная тренировка и кое-что прояснится. Все сильные постараются попасть в первую десятку, тем более что старт не совсем равноценный и рисковать хорошей позицией никто не захочет.
Тренировка юношей уже закончилась. В 20 м от линии финиша стоял судья с красным флагом в правой руке — трасса закрыта! Петя и Коля, в последний раз осматривая трассу, стоя на подножках, медленно катились к финишу. «Будут из них асы», — вслух подумал Григорий. «Что ты сказал?» — как бы проснувшись от сна, спросил Володя. Он был весь погружен в свои мысли и ничего не замечал вокруг. Володя серьезно настроен быть в первой тройке, и он может даже... «Нет, я ему не проиграю! Не должен!» — подумал Григорий. У него свои планы, свои виды на этот мотокросс. Первенство Украины, как и первенство СССР, проводится один раз в году, и победа на этом крупном соревновании имеет большое значение для любого гонщика. Только лучшие поедут на первенство СССР защищать честь республики — таков закон в спорте. Готов ты сегодня, победил — тебе ехать за команду. Титулы титулами, везение везением (сильным всегда везет), а обыграл всех — будь ты даже новичок — тебе зеленая улица. Кстати говоря, так было не всегда. Такая постановка вопроса усилила качество подготовки гонщиков, их боевой задор, стремление к победе, ответственность за результат, личный и командный. И руководителям легче — нет лишних споров по вопросу комплектации сборной команды. За команду едут 1, 2, 3-е места, 4, 5-е остаются дома, запасными, готовятся к другим кроссам. Старшему тренеру Украины не трудно составить сборную, так как всегда во всех классах есть несколько почти равных по силам гонщиков, которых растят ведущие клубы республики: «Славутич», «Желтые воды», Кировоградский, Днепропетровский АМК, «Ласточка» и др. Не готов один — едет другой, не менее сильный и опытный. Основная задача — обеспечить всех новыми мотоциклами последних выпусков и дать возможность их подготовить, проверить в одном-двух соревнованиях. Украинские мотогонщики уже много лет подряд выходят на первое-второе места не только в мотокроссе юношей, мужчин и женщин, но и в многоборье.
А мотокросс — главный вид моторного спорта. В нем как бы соединились все виды. Старт — как в кроссе, на шоссе, ипподроме, «гаревых» гонках — резкий, мгновенный. Стартовая прямая — разгон в кроссе быстрее, чем на шоссе, «гаревой» гонке... Все выходы из поворотов — новые, бесконечные старты, повторяющиеся во всех заездах. Повороты — основной элемент мотокросса и в шоссейном, и в «гаревом», и в ипподромном, многодневном и, наконец, в кроссовом вариантах. Гонщик идет по трассе все прямые лежа, как на шоссе, «гаревые» повороты — как на стадионе, по гаревой дорожке, с заносом заднего колеса, а чаще — двух сразу. В дождь некоторые участки трассы гонщики проходят как на многодневной гонке — осторожно, оберегая машину, при обгонах практикуют фигурную езду между препятствиями. Некоторые же элементы встречаются только в мотокроссе. Это неповторимые по силе и красоте дальние прыжки-полеты в воздухе, езда на заднем или переднем колесе, мгновенные перекладки на «змейке», «морские волны», захватывающие дух спуски, опрокидывающие, со встречными ступеньками подъемы, глубокие колеи, тяжелый песок, грязь, снежок, ледок в самых немыслимых сочетаниях. Мотокросс — это жизнь, полная работы, эмоций, переживаний, борьбы, радостей и огорчений. А вы знаете, сколько приходит зрителей на большой мотокросс? Например, в Ленинграде, на первенстве мира, было 220 000! А в Коврове, Ижевске, Ирбите, Кировограде и многих других городах почти все население города идет на мотокросс, как на праздник. Значит, мотокросс любят не только гонщики, но и зрители. И они вдохновляют гонщиков, придают им силы, решительности, задора.
Не спеша возвращаются ребята к себе в лагерь. По пути заглядывают то к одним, то к другим соперникам. Что интересного привезли? Не пропустить бы чего нового, что можно будет потом усовершенствовать и внедрить на своем мотоцикле. Большую сенсацию в свое время имели: ко-роткоходная ручка газа Ковровского завода, уплотнительные пылегрязесъемные резинки передней вилки, подвески без кожухов, с открытыми пружинами, надувная подушка-сиденье, поролоновый воздухофильтр, откидные подножки, руль без перемычки, барашки для регулировки натяжения троса на руле. И вот теперь последнее усовершенствование — новое расположение задних амортизаторов, увеличивающее ход заднего колеса, обеспечивающее плавность хода всего мотоцикла, его устойчивость и более легкую управляемость. На каждом мотокроссе можно увидеть что-то новое, интересное. Поэтому нужно смотреть, общаться друг с другом. Тот, кто ищет, кто начинает новое дело раньше других, тот хоть на чуть-чуть, но все же будет впереди. А чуть-чуть — это полсекунды на каждом круге, это 20 см, выигранных у соперника на выходе из поворота, чуть-чуть еще — и это уже победа!
Мотоцикл готов к официальной тренировке. Застегнуты шлем, подбородник, надеты перчатки, опущены на глаза очки, застегнут мотопояс — поехали! В предстартовом парке, у выпускных ворот уже толкучка, собралось гонщиков десять. Григорий немного опоздал. Ничего, не страшно. Евгений тоже только подъехал. Борис уже стоит, видно, волнуется, разминает переднюю вилку, не снимая очки с глаз. Конечно, хорошо бы на этой тренировке занять удобное место на старте, попробовать старт в полную силу. Важно пройти один из кругов с лучшим временем, чтобы получить право выхода на старт среди сильнейших и возможность стартовать с лучшей позиции, важно определить группу сильнейших, их возможности на старте. Можно вообще не стартовать в этой группе, а, выбрав удобную для наблюдения позицию, посмотреть со стороны на своих соперников в общем старте, мысленно представив себя в их группе, свои действия. Григорий обычно принимает старт со всеми, так легче прочувствовать соперников, показать им свою силу, показать в блеске себя и свой мотоцикл на старте и дальше на трассе.
Каждый гонщик настраивается на борьбу как умеет. Так было и в этот раз. В предстартовом парке Григорию удалось протиснуться к стоящему вторым у выхода Борису, и он тоже принялся разминать переднюю вилку. Делал он это так просто, для вида. Масло ОКД, которое было заправлено в гидравлическую систему, вовсе не требует подобной операции, оно сохраняет свою вязкость от — 70 °С до +140 °С. И передняя вилка, и задние амортизаторы мотоцикла работают от начала гонки до конца, зимой и летом одинаково. Но нужно было усыпить бдительность Бориса, внешне проявляя «волнение», хотя на самом деле Григорий был совершенно спокоен и действовал по заранее продуманному плану. Пока можно и нужно хитрить, совершать ложные действия. Завтра же все карты придется открыть. Завтра нужен результат, завтра — борьба в открытую, во всю силу.
Судья на выпуске, как и все судьи, в белой рубашке с голубой эмблемой на груди, подал команду: «Заводи!» — и открыл ворота предстартового парка. «Пошли!» Выхлопа собственного мотоцикла совсем не слышно, он потонул в общем реве более чем трех десятков спортивных моторов, ощущается лишь легкая дрожь ручек руля. Григорий совершенно спокоен. По дороге к старту он успел оглянуться. Где же Женя, Володя? Еще стоят в толпе гонщиков. Скорее занять место у «ложбины». Борис уже устанавливает свой «Ковровец» вблизи облюбованного Григорием места. Григорий становится почти рядом, между ними остается место на одного гонщика. Володя становится справа на большой радиус, а Женя с ходу вкатывается в промежуток между Григорием и Борисом. Слева становятся кировоградцы (появились-таки!) — первый и второй номер, «тройки» не видно. Напряженные секунды ожидания, пока все гонщики, желающие принять участие в тренировке, займут места у стартовой машины. Тесновато на старте. Около сорока машин. Некоторые гонщики вынуждены становиться во второй ряд. Судейской коллегии следовало бы снять некоторых «личников», установив контрольное время прохождения круга. Все гонщики должны иметь свободную дорогу на старте!

Никто не хочет уступать

Никто не хочет уступать

Последние секунды перед тренировочным стартом. Дрогнула и медленно пошла по кругу стрелка стартового секундомера. Выжато сцепление, включена первая передача. Григорий выходит вперед на бензобак, грудью ложится на руль, голова почти над передним щитком. Газ — две третьих ручки. Играть газом уже некогда. Стрелка секундомера около красной зоны. Григорий переводит взгляд на железную трубу стартовой машины. Переднее колесо примерно в полутора метрах от нее, упираться в стартовую машину нельзя, это явный проигрыш. Начинает медленно накатываться на трубу. Левая нога — на подножке, правая — на земле. Еще мгновение — и... старт! Железная труба стартовой машины падает. Тут не зевай! Газ полный, сцепление мягко, с пробуксовкой отпускается. Машина срывается с места (важно удержать прямолинейное движение, чтобы не зацепить рядом стартующих гонщиков), пытается опрокинуться, но не тут-то было, передок загружен. Женя, Борис — рядом. Сбросив газ, без сцепления, Григорий четко включает вторую передачу. Ноги уже на подножках, мотоцикл идет ровно, заднее колесо продолжает буксовать, пройдена выемка, нужно включить третью. Левый край стартовавших немного впереди, человек шесть. Двигатель у Григория тянет здорово, чувствуется, может уйти вперед на третьей передаче. Она на старте главная. Оборотов где-то около восьми тысяч, так как дрожь уже не чувствуется, руль спокоен. Вдруг вперед вылетает Ефим. Вот так мотор! Метрах в пяти за ним Володя и «тройка». На повороте Григорий четвертый, на полколеса за ним Борис. Дальше Женя, остальные — за спиной. Теперь нужно смотреть, куда выносит с такого разгона. Третьей передачи как раз хватило. Очень важно лишний раз не переключаться. Выигрыш — полсекунды! Теперь видно, что большой радиус — более выигрышный! Нужно попробовать старт еще раз с Володей. Повернули. Спуск. Прыжок через дорогу. Мотоцикл поставило на переднее колесо, Григорий еле усидел. На переднем колесе прокатился метров пятнадцать. Правый поворот на «скосе». Унесло на большой радиус, как раз куда надо. Хорошо! Григорий обошел «тройку» — он не тормозил и пролетел мимо поворота. Впереди Володя и Ефим, сзади Борис, Женя. Прикрыл газ, пропустил обоих. Теперь вся четверка впереди, их хорошо видно. Можно пройти в этой компании полкруга, прочувствовать темп, скорость, Женя рвется вперед. Григорий уверен, что он еще до песчаного карьера обойдет всех. А что Григорий, отпустит их? Да! И еще пару человек... Это кировоградцы. Пусть идут вперед, потом он попробует их обогнать. Снова сбросил газ, пропустил. Григорий за ними. Вот это и есть лидирующая группа! Все карты открыты. Теперь можно попробовать свои силы, силы мотоцикла. Со следующего круга пойдет замер времени. Начинается игра.

Хорошее начало - половина успеха

Хорошее начало - половина успеха

Соперники

Соперники

Григорий оглядывается. Сзади, метров за пятнадцать — двадцать, вторая группа из пяти гонщиков, они его мало интересуют. Впереди главные претенденты, с ними и основная борьба. Теперь время терять нельзя, а то уйдут далеко. Григорий бросается в погоню. Поворот в песке прошел во всю силу. На «выпрыге» из оврага приблизился к киевлянину. Леня отстает метров на десять от идущих впереди кировоградцев. «Скоростной» подъем с поперечными бороздами. Григорий идет хорошо, подвеска держит. Стиснул зубы, оттянулся, подался влево, газ полный! На вершине он идет уже вплотную за кировоградцами. А киевлянина поставило поперек, и он отстал. Спуск — все слетели вниз колесо в колесо. «Туннель». Григорий заходит с большого радиуса, кировоградцы идут малым радиусом. Выигрыша нет. Грунт твердый, мотоцикл выходит в подъем с запасом. «Скоростной» спуск, идут быстро, отработали на тренировках. Сверху все хорошо видно. Красная майка Евгения уже на «гаревом» повороте, в карьере. Он второй. Кто впереди? Володька! Григорий включает пятую передачу и вниз. Скорость около 110 км в час. Трясет. На «дамбе» нужно тормозить, иначе не усидеть на «буграх». Кировоградцы ринулись по основной колее. Рискнуть? Попробовать обойти их? Удастся ли? Вперед! Переключился на четвертую, еле успел выровнять мотоцикл перед «бугром», прибавил газ. Кидануло, но усидел. Газ держит! Кировоградцы рядом. У Григория больше скорость, шире оперативный простор. Оба пытаются вытеснить его на большой радиус. Не удается, один отстает. Дышать становится труднее, жарко. Значит, разогрелся. «Волны» преодолел в два прыжка. Вот и развязка. Гонщик под № 1 опаздывает с подачей газа и отстает. Можно чуть-чуть расслабиться. Впереди видны еще двое. Этих обогнать потруднее. Попробуем! Снова оттяжка. Григорий весь собран в комок, машина взвизгнула. В таком темпе можно успеть пройти четыре-пять кругов официальной тренировки! Значит, лучшим должен быть второй или, если помешают, третий круг. Скорость набирать не нужно. Темп предельный. «Облизал» серию ям, спланировал с «трамплина», вдавило голову в плечи на «вертикальной» стенке». На «аппендиците» догнал Ефима. Боря его обошел на прыжке с трамплина. У Ефима хороший мотор, но нужно еще самому «дышать», а вот этого ему как раз и не хватает... На финишной тумбе вывешен белый флаг с черным кругом — идет замер времени. Григорий выпрыгивает не высоко, предварительно наклонив машину в сторону поворота. Прыжок с поворотом и выход из поворота с «гаревым» заносом — его любимое упражнение. Поравнялся с Ефимом. Впереди — левый поворот в подъем. На прямой он уходит на полмашины вперед и, поторопившись, вылетает за пределы трассы. Григория тоже немного снесло, потянуло, как магнитом, за ним, но он все-таки усидел, вложился в нужный радиус поворота.
Фу ты, как тяжело! Мотор стал подвывать на малых оборотах, но ехать можно — средние и максимальные обороты хороши. Сейчас передаточное отношение подобрано правильно. Нет лишних переключений. Амортизация хорошая! На спуске передняя вилка слегка постукивает, но это только в одном-двух местах. В руках, ногах — приятное тепло. За круг Григорий успел размяться. Дорога свободная. Евгений уже впереди,
Володька — за ним на колесе, Борис — метров на тридцать впереди Григория.
Есть ориентир, есть за кем потянуться. Сзади — цепочка одиночных гонщиков с равномерными разрывами друг от друга — не мешают. Каждый гонщик старается создать для себя оперативный простор, ведь идет замер времени прохождения круга. Нужно постараться! Григорий четко проходит все элементы кросса. Каждый выход из поворота — новый старт! Непременно с порывом вперед. Так всех своих ребят научил Шалико.

Поворот в глубокой песчаной колее

Поворот в глубокой песчаной колее

Каждый прыжок — по возможности невысокий и недалекий, скорее к земле-матушке, скорее зацепиться задним колесом, набрать ускорение. Каждый заход на препятствие — с лучшей позиции, по идеальной линии. Полная собранность, полное внимание скорости, дороге, машине. Кажется, все в порядке. Главное — не упасть, не пролететь поворот, не повредить мотоцикл. Ведь сегодня только тренировка. Кросс — завтра. Сегодня работа, проверка, подготовка к бою. Сегодня можно и пропустить соперника, и простить ему грубость. Завтра — нет! Завтра — борьба! Честная спортивная борьба! Второй круг — замер времени! Григорий пролетел без помех в максимальном темпе. Бориса он не обгонял, хотя и приблизился к нему. Засечка времени прошла благополучно. Задержек не было, можно сбросить газ. Теперь нужно посмотреть на соперников, попробовать отдельные места трассы. Есть еще время попробовать старт с большого радиуса. На линии старта — никого, все несутся в азарте, накручивая круги. Остановившись на стартовой линии, Григорий сосредоточился. Первая, вторая, третья — машина приподнялась — четвертая. Хорошо! Четвертая здесь включается раньше, чем на малом радиусе! Скорость входа в стартовый поворот выше. Переключился перед прыжком через дорогу. Прошел прыжок мягко. Здесь лучше, чем на малом радиусе! Свободнее! И наверняка безопаснее.

«Скоростной» поворот

«Скоростной» поворот

На нижнем повороте трассы остановился. Второй поворот после старта, нужно посмотреть внимательно. Заглушил двигатель, осмотрелся. Все гонщики идут по наиболее накатанной линии, круг за кругом все более разбивая ее. Идя вслед за ними, не обгонишь никого. Линия Григория проходит правее от этой, с большого нижнего радиуса на малый, в крутой подъем. Сможет ли он вырулить на свою линию, если сзади будет висеть на колесе несколько соперников? Наверное, нет. Такой вариант будет хорош при обгоне или при езде за соперником. Со старта же придется идти по этой колее, ближе к внутреннему радиусу. Здесь особенно нужны точность и осторожность. Ехать надо быстро, но не торопясь! А если пройти поворот по самому большому радиусу, чтобы не дать сопернику возможности вклиниться во внутренний радиус и вытеснить его на внешний, проигрышный? Не успел Григорий полностью представить себе этот вариант прохождения второго стартового поворота, как прямо на него свалился Евгений. Он еще на склоне переключился на вторую передачу и с полным газом, выбрасывая из-под колес комья земли, опробовал большой радиус. Не теряет времени зря, работает! Он быстро ориентируется в обстановке, быстро принимает решения. Евгений выиграл много больших кроссов и всегда обрабатывает трассу чисто. У Григория иной склад нервной системы, ему необходимо время на обдумывание, опробование. Насколько позволяла видимость, он проследил за ходом Евгения, который продолжал идти на полном газе. У каждого гонщика свой метод, свои правила, привычки. Один идет открыто, другой хитрит, третий занят детальной обработкой. Боря тоже остановился, присматривается, обдумывает. Володя подкатил к Григорию, заглушил двигатель. Он прошел в темпе три круга. Теперь можно попробовать несколько вариантов. Договариваются с Григорием, кто как пойдет, чтобы потом сравнить, где лучше. С кикстартера завели двигатели. Григорий подкрутил винт малых оборотов карбюратора. Выехали из круга, снова вернулись на линию старта. Григорий на выгодной средней линии у выемки, Володя-на краю, справа. Пошли! Григория вынесло на большой радиус, а Володя срезал на малый. Выполнили прыжок через дорогу. Вот и второй поворот. Опять Володя идет большим радиусом, Григорий — малым. Теперь он выигрывает метра два. Много! Выходит, большой радиус на втором повороте — выигрышный и при езде впереди и при езде сзади соперника. Прошли еще несколько поворотов. Прикинули в паре скоростной подъем. Григорий уходит от Володи за счет большего хода подвесок и за счет мотора. «Туннель» тоже попробовали — вышли к повороту рядом. Сильная пробуксовка заднего колеса. «Скоростной» пуск — идут колесо в колесо. Только держись! «Бугры». Володя пошел по средней линии, Григорий прыгнул: выигрыш большой — корпус мотоцикла. «Змейку», «волны» прокатили тихо, стоя на подножках. Махнули что было духу через трамплин — еле вписались в «вертикальную стенку». Придавило так, что руль с трудом удержали. «Аппендицит» прошли спокойно. Дружно выпрыгнули на финиш. Вывешен флаг в шахматную клетку, за поворотом стоит судья с красным флагом. Конец тренировки. Попробовать трассу больше не придется. Остается только посмотреть со стороны шесть заездов юношей и женщин и мысленно представить, как пошел бы сам, как поступил бы в том или ином случае. Сейчас на место, в парк гонщиков. Нужно проверить и почистить мотоцикл, смазать цепь, осмотреть колеса, привести в надлежащий вид мотоботы, брюки, высушить влажный подшлемник. А еще — собраться с мыслями, успокоиться. Шалико в парке гонщиков не было. Он остался на трассе. Началась засечка времени в классе 350 см3. Шалико двумя хронометрами быстро и точно засекает время 10 — 15 явных или потенциальных соперников и записывает показатели в блокнот, укрепленный на доске информации. От его внимательного взгляда не ускользают даже незаметные для других агрессивные проявления гонщиков. Он помнит их лучшие достижения, знает все хорошие и плохие стороны. И своих воспитанников старается научить такой же наблюдательности, такому же аналитическому мышлению. Но здесь все зависит от характера гонщика, его целеустремленности.
У Григория цель ясна — попасть в сборную СССР и показать хороший результат на чемпионате мира. Конечно, сразу там ничего не сделаешь, нужно год-два поездить, ознакомиться с трассами, соперниками и еще очень много поработать над собой. А в этом году они с Шалико планируют место в сборной. Реально ли это? По прикидкам в Полтаве и Кишиневе, на трассах чемпионатов мира, ход Григория хорош, но время его пока хуже, чем у лидеров. Моисеев, Кавинов, Рулёв — сильные гонщики, признанные мастера мирового мотокросса, умеющие быстро ездить на любых трассах, в любую погоду. Но в спорте непобедимых дет, нет вечно сильных, молодых... Каждому свое время, свои триумфы, свои спады. В советском мотокроссе в последние годы был спад. Но прошло время, подросли, возмужали молодые гонщики, теперь их черед показать себя да международной арене. Они долго готовились к этому подъему, шли через годы тренировок, соревнований. Вот и Григорий уверен, что все будет именно так, как он хочет. Мотоцикл в порядке, в нем Григорий абсолютно уверен. Остальное зависит от него самого. Контрольные пробы — прикидки на сборах показали хорошую выносливость и достаточную резвость. Так что, может быть, скоро родные, друзья, земляки Григория прочтут в газете сообщение о его большой победе...
...Тихо, на малых оборотах, ребята подкатили к лагерю «Славутича». Их встретили озабоченно-приветливые лица механиков. «Ну, как? — спросил Иван Иванович. «Все в порядке!» — отвечает Григорий. Поставили мотоциклы на подставки, сняли шлемы, умылись. Не раздеваясь, пошли посмотреть засечку времени «Ижей». Условия для всех гонщиков, выступающих на «Ижах», одинаковые, так как существуют строгие ограничения форсировки и переоборудования этих устаревших моделей, что значительно задерживает развитие класса 350 см3. Насильственная посадка гонщиков класса 350 на «Ижи» была вызвана плохим спросом на устаревшие модели Ижевского машиностроительного завода, вот уже более 30 лет не изменявшего конструкции двигателя своего мотоцикла. Сейчас создана новая кроссовая модель, но она, к сожалению, еще не разрешена для участия в мотокроссе из-за недостаточного количества выпущенных машин, и гонщики вынуждены работать на 140-килограммовых гигантах с плохими тормозами и амортизацией и с двигателем с 25 л. с. Мотоциклы Григория и Володи класса 175 см3 тоже имеют 25 л. с., но их масса — 90 кг! Недаром время на круге у «Ижей» на 10 с хуже, чем у малых классов.
Юра вел своего «Ижа» в «аппендиците», делая много лишних движений, чтобы удержать мотоцикл в нужном радиусе поворота. Сказывается большая масса мотоцикла, низкие подножки, которые цепляют за грунт. «Ижи» смотреть не интересно, едут тихо, моторы пыхтят глухо, фонтаны из-под колес слабые. Сейчас во время заездов «Ижей» зритель идет в буфет пить лимонад... Почти равные возможности «Ижей» с небольшим различием в мощности за счет форсировки и регулировки быстро разграничили гонщиков по степени подготовленности и мастерству вождения мотоцикла. Наши Юра и Володя были в лидирующей группе на пятом-шестом местах, идя в непосредственной близости друг от друга. Так всегда бывает: гонщики одного клуба, много тренируются вместе, идут по трассе в определенном темпе, превысить который им редко удается. Хорошо, если этот темп выше, чем у других, или один из гонщиков может собраться и заставить себя превысить свой предел скорости, перейти черту, казалось бы, невозможного. Такое качество делает из рядового гонщика аса. Если гонщику удалось усидеть, удержать мотоцикл, если он почувствовал, что может ехать быстрее привычного, у него появляется новый предел. Перейти этот предел он может не сразу, а немного позже, может быть, через месяц, через год или даже два, когда подготовит, оттренирует свою нервную систему, закрепит связь сигнал — действие, подготовит мозг к следующему ритму переключения, к новой, еще непривычной, молниеносной смене поступающих и ответных импульсов.
Как хочется сейчас увидеть Юру и Володю в таком рывке, пусть даже на «Иже»! Рассказывают, в 1951 — 1955 годах был в Киеве гонщик Виктор Тыж. Он щедро показывал всем, как нужно выйти за следующий предел своих возможностей. Он открывал полный газ и старался удержать беснующийся под ним мотоцикл 10, 30 с, минуту, две, пять... Шел по трассе рискованно, стиснув зубы, шел впереди... Мог собраться, заставить себя переступить сегодняшний предел своих возможностей. Рисковал он и в подготовке двигателя. Например, степень сжатия его «Ижа» была 12, по тем временам — немыслимая! Компрессия у «Ижа» была такая, что, стоя на кикстартере полной массой в 75 кг, он не мог его провернуть без нажатия на декомпрессор. Передняя вилка и задние подвески были очень мягкими, цвет мотоцикла — всегда белый, а ведущая звездочка — на один зуб больше, чем у всех! Он любил скорость, а скорость — залог победы. И побеждал! Побеждал красиво. Постарел, ушел, но память о гонщике осталась...
Пределы скорости, когда-то казавшиеся непревзойденными, покорились многим гонщикам за счет упорных тренировок и «взрывов» в условиях соревнований, а также за счет улучшения ходовых качеств, конструкции мотоцикла и возросшей мощности двигателей. С каждым годом качество спортивных мотоциклов улучшается. Растет и мастерство гонщиков, остаются почти без изменения лишь их волевые качества. Это и есть тот неиспользованный резерв, над которым стоит поработать многим гонщикам и тренерам. Необходимо раскрыть, изучить психологические возможности каждого гонщика и расширить их диапазон. Одному спортсмену эта работа не под силу, нужен опытный, знающий тренер, нужен здоровый, крепкий, сплоченный коллектив, нужны достойные соперники и обязательно соревнования — борьба на грани очередного предела и за ним.
...Через час настоящие старты, настоящие соревнования. Остается совсем мало времени. Первыми начнут соревноваться юноши. Старт в 14.00. В ходе официальной тренировки ижистов не случилось ничего непредвиденного. Караван мирно трещащих мотоциклов, растянувшихся по всей длине круга в 2200 м, сонно финишировал. Все тренировки закончились.
Кировоградская трасса мотокросса одна из лучших в СССР. Выше средней трудности, коэффициент насыщенности препятствиями 0,77 (кишиневская трасса — К=0,8, ленинградская — 0,62, полтавская — 0,6). Коэффициент насыщенности, равный единице, может быть лишь на специально подготовленных мотокроссовых трассах с многочисленными классическими препятствиями, расположенными в определенном порядке и на должном расстоянии друг от друга. Таких трасс в СССР пока нет, но хочется верить, что они появятся в ближайшее время. Ведь трассы Франции, Югославии, ЧССР, Бельгии имеют славу труднейших! Усложнение трасс вызвано желанием многочисленных зрителей увидеть мастерство вождения кроссового мотоцикла в различных условиях. Организаторы соревнований в СССР тоже должны помнить об этом, должны заботиться о зрителях.
...Мягкий голос радиокомментатора нарушил тишину, воцарившуюся над Завадовкой после финиша класса 350 см3. «Объявляются результаты, показанные гонщиками на официальной тренировке. Класс 175. Юноши. Петр на третьем месте. Класс 175. Женщины. Лена показала пятое время. Класс 175. Мужчины. Первым пришел Евгений, затем Володя, Григорий, Борис, Валентин, Леня. Класс 350. Четвертое — у Юры, шестое — у Володи. В общем у всех славутичцев хорошие позиции на старте.
Диктор продолжал рассказывать прибывающим на трассу зрителям о распорядке первого дня соревнований, о лучших спортсменах среди юношей и женщин, о победах каждого в прошедших мотокроссах, о сегодняшней спортивной форме, новинках в мотоциклах. Упомянул Петра, а о Коле умолчал — слишком молодой гонщик, не стоит хвалить раньше времени. Не пропустил и возвращавшегося с дальнего конца трассы Шалву Константиновича, похвалил его школу. Рассказывал о правилах поведения зрителей на мотокроссе, вызывал судей, водителей автомашин, рекламировал автомотолотерею ДОСААФ нового выпуска и т.п.

Назад Оглавление Далее