aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Трасса мотокросса | Мотокросс и гонщик

Ширина трассы 10 м. Сейчас дорога ровная, по ней прошел бульдозер. А что будет завтра? Послезавтра? Когда по песку несколько тысяч раз проедут мотоциклы (множество кругов тренировок и гонки, помноженные на 200 мотогонщиков)? Что ж, посмотрим трассу!
В низине видно восемь «волн». Сейчас высота каждой полметра, но в ходе соревнований они станут круче. Амплитуда «волн» разная. Тут нужен ход с предельной оттяжкой назад и амортизацией ногами, руками, баланс. Придется следить за передним колесом мотоцикла, не опускать его на землю. Классический элемент! После этого участка — прямая дорога метров пятьдесят, и плавный выход на холм, «спрыг» вниз, около 5 м, с плавным выкатом в начало плавного поворота влево. Здесь будет песчаный бруствер (накатают колесами), дальше — низкий трамплин, где-то 0,5 м, ширина 15 м, и странная, метров двадцать пять, петля трассы для снижения скорости («аппендицит») — выход на черноземную половину трассы. Подъем с дорожками, протоптанными пасущимися здесь коровами, наверху подъема — разворот на почти вертикальной стенке с резким падением дороги в спуск. На спуске засыпанные промоины, нужно не забывать их коварства. Далее плавная «волна», но на большой скорости она поставит мотоцикл поперек дороги или на переднее колесо. Нужно брать правее, по краю, там почти ровно. Скорость движения здесь будет большая, грунт твердый! Ниже — плавный «гаревый» правый поворот на склоне, — очень сложный. Его можно пройти красиво. Вот и стартовый подъем. Здесь начало трассы. Надежная, свежепокрашенная стартовая машина, сделанная из труб, стоит, как неприступная крепость. Система спуска: два троса в трубе идут к рукоятке стартера, который будет как раз за спинами гонщиков: значит, все внимание на стартовый секундомер. Молодцы организаторы соревнований — продумали все до мелочей. Старт будет честным, а это очень важно в такой гонке... К стартовому секундомеру тянется кабель — управление секундной стрелкой синхронизировано с работой стартовой машины. Стартовая площадка ровная, покрыта молодой травой, лишь кое-где видны следы пробных стартов — это местные гонщики пробовали работу стартовой машины. Все кругом чистенько, зелено, красиво. Стартовая площадка огорожена заборчиком. Григорий мысленно выбирает место, откуда, на его взгляд, лучше стартовать. Выбрал низинку в 10 м от левого края. Впереди, метров через двадцать — двадцать пять, начинается подъем. Справа он довольно крут, и переднее колесо мотоцикла обязательно оторвется от земли. Еще левее — ямы, брать старт там невыгодно. Место, которое выбрал Григорий, находится перед небольшой плавной ложбинкой и выходит кратчайшим путем на поворот, где на вершине подъема в землю врыта автопокрышка. До поворота метров восемьдесят... Если четко переключиться, то к повороту можно успеть раньше других. Опасность опрокинуться или даже чуть-чуть прикрыть газ здесь меньше, чем в любом другом варианте старта. Нужно запомнить! Григорий внимательно смотрит, прикидывает возможности других линий. Правая сторона старта — тоже хорошо; после небольшого подъема плавный выкат, где можно набрать хорошую скорость. Самое ценное во втором варианте — наружный радиус, где будет свободно, никто не помешает и наверняка уж не попадешь в завал. Старт нужно выиграть! Старт — полдела! Полотно трассы уходит дальше, вверх, к первому повороту. Григорий идет не спеша, присматривается ко всем неровностям. Глубоких ям нет, а мелкие — сровняли, засыпали грунтом. Первый стартовый поворот. Внизу со старта он казался узким, а ширина здесь 20 м! Хорошо, свободно! Большой мазовский скат врыт в землю с наклоном, так что мешать не будет, но зацепиться за него на скорости не дай бог... После поворота — широкий спуск. Посередине спуска небольшой уступ, след от старой автомобильной дороги. Может бросить вбок, да и переднюю вилку мотоцикла прижмет до упора. Здесь нужно оттянуться назад и прибавить газ! Дальше — плавный спуск с мелкими выбоинами (кусок старой трассы) с правым поворотом на скосе — сложно. Тут сильно трясет, нужно пройти по самому большому радиусу, тогда скорость будет выше. Это низшая точка трассы. Весной здесь бурлят потоки талой воды и приносят песок из карьера. Крутой поворот в песке, выход из ручья, выступ в полметра высотой, «выпрыг» с поворотом вправо. Ничего, можно удержать руль! Далее небольшой прямой участок, весь изрезанный мелкими канавками, как стиральная доска, потом левый поворот и «скоростной» подъем. Григорий любит такие участки. Здесь нужно загружать передок и держать полный газ на третьей передаче, чтобы был запас хода и колесо немного пробуксовывало. А вдруг пойдет дождь? Что здесь будет? На верху «скоростного» подъема — отполированный, скользкий, а на большом радиусе — пыльный поворот и сразу же — спуск вниз, по целине, поросшей полынью. Новый участок. Здесь идти лучше по правой стороне, чтобы мбтоцикл был как только можно ровнее, тогда легче его удержать. Если уйти влево, заднее колесо сбрыкнет и потребуется много сил, чтобы удержать мотоцикл в нужном направлении. В конце спуска — довольно крутой, под 180°, правый поворот в свежем грунте и новый, прорезанный бульдозером крутой подъем — коридор метров десяти шириной. Да, тут вторая передача еле вытянет. Такое редко встретишь! Смелое решение приняли организаторы мотокросса! Видимо, грунт нужен был для отсыпки «дамбы», под которой видна большого диаметра бетонная труба для стока воды. Григорий идет дальше. Круто, подъем примерно 35° и длина не менее 50 м. Нужно попробовать края дороги, так как все будут идти посередине. Григорий мысленно нарисовал идеальную линию прохождения подъема: сразу заход слева направо с перекладкой посередине подъема. Но будет ли эта линия всегда свободна? А если нет? Тогда перестройка внизу, выход правой стороной по прямой, чтобы наверху легко было уйти в левый поворот. Здесь будет пыль, так как грунт без травяного покрова.
Дальше прямая линия дороги метров двадцать — тридцать, снова левый поворот и длинный «скоростной» спуск по старой укатанной трассе. Красивый спортивный спуск! Чтобы удержать большую скорость на этом спуске, нужно уже сейчас прощупать каждый бугорок, каждый травяной островок — нет ли там ямы или камня, чтобы смело открывать полный газ. Григорий остановился внизу на дамбе, еще раз просмотрел облюбованную линию, по которой он поведет свой «Ковровец». Спуск понравился — чисто спортивный, азартный, можно пройти на пятой передаче, полным газом!
Выход на «дамбу» после спуска — плавный, укатанный. Сама «дамба» — широкая, верхний слой — песок, плотный и неглубокий. «Спрыг» с «дамбы» — пологий. Тут начинается песчаный карьер. На подходе к нему несколько покрытых травой бугров. Можно идти по нескольким колеям. Их четыре, все одинаковые. В котловане карьера, где в рабочие дни трудятся экскаваторы и самосвалы, грунт укатан, как на гаревом треке. Организаторы мотокросса, учитывая хороший обзор с естественных трибун-холмов, сделали классический левый «гаревый» поворот, как на стадионе. Скорость здесь будет около 100 км в час! Мотоцикл пойдет боком, с заносом заднего колеса. Смотреть — красота! Слежавшийся песок трудно будет разрыть колесами, так что этот поворот останется почти в таком виде, как сейчас. Тактика здесь простая — занять малый радиус и держать полный газ. Ширина поворота вполне достаточная для четверых гонщиков!
Идя по трассе, Григорий обернулся назад, посмотрел лучшее место входа в поворот. Важно зайти в «гаревый» поворот с наивысшей скоростью. Но «бугры», «бугры»... Вернулся, начал просматривать их снова. Запас скорости после спуска будет достаточный. «Дамба» не задержит. «Спрыг» с «дамбы». Дальше — первый «бугор», нужно притормозить задним тормозом на вершине и плавно описать его, на спуске добавить газ и попробовать прыгнуть со второго «бугра» через третий с приземлением на вершину четвертого. Тогда будет порядок! Нужно попробовать этот элемент на тренировке. Долечу ли? Какая будет скорость? Если постараться, можно прыгнуть!
За «гаревым» поворотом — два вала высотой до 5 м. Это «верблюжий горб», прыгать здесь не нужно. На вершине следует притормозить задним, чтобы получилось списывание гребня с выкатом на газу. Все гонщики, как обычно, пойдут по центру, обходить их нужно именно здесь, по краю у габарита. В общем и здесь нужно идти по своей линии, меняя линию в зависимости от ситуации, не торопясь.
За «верблюжьим горбом» — традиционная на всех мотокроссах «змейка» — узкий коридор с поворотами влево, вправо при предельном крене мотоцикла. Обогнать здесь нельзя. «Змейка» — классический элемент мотокросса. На «змейке» нужна высокая точность ведения мотоцикла, подачи газа, чувство крена и... быстрая перекладка — неотъемлемые черты каждого хорошего кроссовика. «Змейка» выходит прямо на первую (а всего их восемь) плавную «волну». Если гонщик не успеет выровнять мотоцикл, то он прыгнет, скользя двумя колесами по гребню «волны». А это очень сложно. Восемь «волн», на вид пока гладких. Если успеешь выровнять мотоцикл после первой «волны», оттянуться, добавить газу до полного, вторая «волна» плавно пройдет под задним колесом, третья тоже, но до четвертой далеко, мотоцикл попадает во впадину. Значит, главное на этом препятствии — не потерять ритм и скорость. Последняя, восьмая, «волна» особенно высокая и широкая. Песок рыхлый, нагребной. На этой «волне» будут прорезаны колеи. Ничего! Прорвемся! Дальше — еще одна прямая, широкая и тоже пока гладкая. Но как все сегодня обманчиво.
На этом месте круг замкнулся.
Осмотр трассы закончен, есть информация к размышлению.
...Мягко покачиваясь на мощенной булыжником дороге, ровно, без болтанки, бежит за автобусом прицеп с хорошо закрепленными, невредимыми, готовыми к бою мотоциклами. Целая гамма чувств после просмотра трассы, усталость от дальней дороги — все сразу обрушилось на ребят. Все поутихли. Гостиница, переодевание. Шалико разрешил прогуляться по городу, но не долго. Нужно хорошенько выспаться, отдохнуть перед завтрашним днем. Не спеша всей группой ребята осмотрели памятник С. М. Кирову, имя которого носит город. Чистенькая, уютная площадь, налево — главная улица, закрытая для проезда автомобилей, четырех-пятиэтажные дома, широкие, светящиеся витрины магазинов, веселые лица людей. Как здесь по-домашнему уютно и хорошо! Слышится близкая сердцу мягкая украинская речь...
...Утром в автобусе Шалико прочитал распорядок проведения мотокросса. В первый день выступают юноши и женщины. Старт в 14.00. Тренировки для всех классов, два заезда по 15 мин. Начало в 10.00. Завтра выступают классы мотоциклов 175 и 350. Кто не занят сегодня в соревнованиях, помогает выступающим. Это один из неписаных законов «Славутича». Григорий, например, помогает Петру, Володя — Лене, Юра — Коле, остальные ребята обеспечивают помощь на трассе: кому нужно подать свечу, ключ, молоток, замок цепи, вовремя помочь советом и т. п.
Ехать до трассы Завадовка недолго, но за это время ребята успели решить несколько важных организационных вопросов, касающихся первого дня соревнований и тренировок. Шалико привычными жестами (руками и на пальцах) напомнил о сигнализации, сказал, в каком месте он будет находиться на трассе. В общем всем им предстоит напряженный рабочий день с короткой передышкой на обед. Юношам и Леночке! Перед первым, вторым, третьим заездами и после окончания гонки предусмотрен прием спортивного напитка. Два термоса уже заполнены приятной кисловато-сладкой жидкостью. Рецепт напитка прост: кипяток, варенье из черной и красной смородины с небольшим добавлением протертой лимонной корочки, апельсинового сока и сахара. Готовит напиток сам Шалико. Он же определяет каждому гонщику разовую норму приема напитка для восстановления сил. Дело в том, что много пить во время соревнований не следует, мало — гонщик не успеет восстановить силы к следующему заезду. Вот и нужна индивидуальная норма. Устанавливает ее тренер уже через пять-шесть тренировок путем измерения пульса, давления и других показателей работоспособности.
Многие команды уже разместились в парке гонщиков на отведенных для них местах. Парк гонщиков похож на пробудившийся муравейник: становятся на свои площадки бензовозы, машины «скорой помощи», развертывается походная мастерская с постом газосварки, в дальнем углу попыхивает дымком походная душевая, кучками стоят курсанты автошколы, общественники, наряд милиции для оцепления трассы. На прогревочной прямой, огороженной веревкой, пробуют двигатели гонщики. Механики слышат звук только «своего» мотора. Чинно прохаживаются судьи в спортивных кепках с длинными козырьками, в белых рубашках с эмблемами на груди и с папками в руках. У палатки технической комиссии особенно людно — мотоциклы проходят технический осмотр. Работа в парке гонщиков кипит. Четко, слаженно действует местная бригада технических контролеров. Уже стоит на своем месте светло-голубая «Волга» радиокомментатора — бывшего лучшего гонщика страны и Украины, знающего всех, любящего зрителей и мотокросс. У автобуса главной судейской коллегии в группе судей видна колоритная фигура старшего тренера Украины Владимира Семеновича Ромова, возле него — Леонид Ефимович Братковский и другие судьи.
Кто главный судья? Говорят, из Киева, а главный секретарь — из Сум.
Приветливо поднялся шлагбаум, приглашая автобус в парк гонщиков. Иван Иванович еще вчера изучил парк и теперь уверенно, не спеша провел автобус на место. Быстро переодевшись в рабочие комбинезоны с эмблемой «Славутича», ребята отцепили прицеп и поставили его параллельно автобусу. Между автобусом и прицепом натянули тент — получился крытый бокс. Оградили веревкой, натянутой на железные колья с кольцами, открыли боковой борт. Иван Иванович и Константин Петрович, орудуя длинными ключами, отвинтили гайки крепления мотоциклов к брусу, сняли растяжки с рулей.
По трапу с поперечными планками один за другим, подхватываемые тремя парами рук, все мотоциклы были опущены на землю. Из нижнего ящика прицепа достали подставки. Ровненько, как в гараже, установили мотоциклы на подставки. Ветошью начали протирать осевшую за долгую дорогу пыль.
Любопытных собралось много. Всем интересно, что же привезли славутичцы. Знают этот клуб, следят за его успехами, стараются перенять опыт. Есть что перенимать! И ребята с радостью показывают. Смотрите, перенимайте, делайте лучше!
Многие видимые изменения скрыть от опытных глаз соперников невозможно, но что внутри — это небольшой секрет. Больших секретов в наше время быть уже не может — теория и практика форсировки и реконструкции двигателей и ходовой части шагнули далеко вперед, и все, кто хочет, кто ищет, знают основные законы получения высокой мощности, надежности, плавности хода, удобства посадки и устойчивости ходовой части, всего мотоцикла в самых трудных непредвиденных ситуациях мотокросса.
В современном мотокроссе на первое место выступает гонщик, а уже потом — подготовленная им машина. Плохих мотоциклов нет, а вот плохие гонщики встречаются. Дай им даже идеально подготовленную машину, все равно они не выиграют у сильных гонщиков. Они еще не готовы, не созрели еще. Однако целенаправленная работа должна принести результаты. Ведь существует закон сохранения вложенной энергии. Сколько вложишь, столько и получишь. Владимир Куц, известный бегун, как-то сказал: «В спорте нет талантов. Талант — это 99 % пота и всего 1 % таланта». С этим заявлением можно согласиться. Но Гонщиком, Гонщиком с большой буквы, все-таки нужно родиться. Научить ездить можно любого, а вот побеждать в борьбе с равными, быть победителями постоянно могут только единицы. Они у нас есть! Нужно быть не только атлетом, но и тонким тактиком, артистом, бойцом, нужно любить риск и уметь рисковать.
Современный мотокросс — это титаническое физическое -щ умственное напряжение. Просто так чемпионом не станешь, уж больно строг экзамен, по шпаргалке не сдашь. Все нужно делать самому: и черновую работу, и работу набело, уметь не потерять голову, если засверкаешь в лучах свалившейся на тебя славы...
Пока ребята чистили до блеска мотоциклы, механики Константин Петрович и Иван Иванович открыли свои «сундуки», подготовили инструмент к работе, достали «домашнюю» воронку с двойным слоем мелкой сетки и заправочное ведро с мешалкой. Экспериментировать перед гонкой категорически запрещается — в бензобаки нужно заправлять лишь проверенные бензин и масло. Пропорция определена — 1 л масла на 20 л бензина. Смешивают бензин и масло непосредственно перед заливкой в бензобак. О чистоте бензобаков нужно позаботиться дома, тщательно их вымыть.
Есть у команды «Славутич» маленький секрет: добавляют в смесь бензина с маслом технический ацетон (200 г на 20 л) для лучшего растворения мельчайших капелек масла в бензине. Получается чудесная однородная смесь, и, по их общему мнению, двигатель работает мягче, меньше греется, не засмоляются детали механизма, уменьшается возможность пригорания поршневых колец. Такие отклонения от стандарта вполне допустимы правилами мотокросса. Ну, а если уж организатор мотокросса настаивает на заправке бензином из одной, общей для всех емкости, то ребята проверяют качество бензина на запасном или юношеском мотоцикле и только после этого заливают в бензобаки боевых мотоциклов. Чистота при выполнении заправки должна быть как в операционной... Очень важный момент!
Бочка с бензином у «Славутича» имеет винтовой кран, высасывать бензин шлангом не нужно. За заправку на мотокроссе отвечает Иван Иванович. Заправили полные баки — этого хватит на тренировки, а юношам и женщинам — еще и на первый заезд. Спортивные мотоциклы прожорливые, но более 5 л на заезд не берут, правда, классы 250, 350 и 500 могут расходовать до 7 — 8 л. Лишний бензин возить с собой нет смысла, так что нужно заправлять с запасом в 1,5 — 2 л, не более. Необходимо плотно закрывать пробки бензобаков, проверив крепления воздуховыходящих шлангов, концы которых спрятаны в трубу рулевой колонки.
До начала тренировки время еще есть. На щите информации, который хорошо видно с любого конца парка гонщиков, мелом крупными буквами написано: «Свободная тренировка юношей кл. 175 в 10.00, женщин — в 10.20, класс 175 — в 10.40, класс 350 — в 11.00. Тренировка с засечкой времени: юноши — 11.20, женщины — 11.40, класс 175 — 12.00, класс 350 — 12.20.
Григорий осматривает мотоцикл — все на месте, все в порядке. Проверяет натяжение задней цепи, вращение колес, крепление двигателя, затяжку осей колес, давление в шинах. Маловато — 0,7 атм заднее и 0,9 переднее. Сегодня трасса сухая, нужно подкачать. До 0,9 атм заднее и 1,1 — переднее. Каждый гонщик занят машиной. Пете, Коле и Лене помогают механики и Шалико.

Назад Оглавление Далее