Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

Глава 7. Уход за коляской

Любишь кататься - люби и саночки возить
(Пословица)

Уход за коляской

Во время эксплуатации моя коляска подвергается каждодневным нагрузкам, в числе которых: прыжки по лестницам и ступеням, езда по заснеженным, грязным дорогам, по горам, складывание и раскладывание при загрузке в машину. Вот уже восемь лет я холю и лелею свою коляску, а она отвечает взаимностью. Если и вы заинтересованы в продлении срока эксплуатации своей коляски, то соблюдайте несложные рекомендации приведенные ниже. Это не займет у вас много времени, а «жизнь» коляски значительно продлится.
Первое, на что обращайте внимание - чистота коляски. Особое внимание к раме. Грязь, скопившаяся на ее поверхности со временем адсорбирует из воздуха агрессивные вещества, которые в сочетании с влагой и твердыми частицами пыли (песком), портят защитно-декоративное покрытие рамы. Особенно опасен процесс коррозии в местах сварки (пайки), в шарнирных соединениях и направляющих втулках. Для алюминиевых, титановых колясок это менее актуально. Для ухода за хромовым покрытием стальных кресел-колясок, следует раз-два в месяц протирать раму мягкой тканью с очень небольшим количеством жидкой синтетической смазки типа WD-40, аэрозольный баллончик которой можно приобрести в любом автомагазине.
Перед протиркой нужно очистить коляску от песка с помощью обычной малярной кисти с жесткой щетиной или старой зубной щетки. В щели между крестовиной и полурамами желательно хотя бы раз в полгода капать немного любого машинного (моторного) масла. Несколько капель этого же масла можно нанести и равномерно растереть на вертикальные трубки, скользящие во втулках в верхней части полурам под сиденьем (эти части есть у моделей 400 и 401 ставровского завода). Но не следует слишком злоупотреблять маслом, это приводит к обильному налипанию пыли.
Если вы имеете коляску активного типа, обязательно отрегулируйте схождение больших колес. Это продлит ресурс ваших покрышек и подшипников больших колес. Для этого расположите горизонтально линейку на высоте, равной радиусу колеса (для покрышек посадкой 540 см - это 30 см). Добейтесь равенства L1 и L2 (или различия не более 2 мм) в показаниях, снятых спереди и сзади колес. На колясках с большими колесами, оси которых крепятся в адаптерах, это достигается подкладыванием шайб между адаптером и рамой коляски, на колясках с задней осью - ее вращением.
Для самых распространенных колес с покрышками размером 540 мм развал колес можно определять так. Поделенная на два разница S2-S1 в сантиметрах окажется равной (по абсолютной величине) развалу колес в градусах. Например, получилось 5 см, значит, развал 5 градусов. Оптимальный угол развала 3-5 градусов.
Добейтесь равного развала для каждого колеса в отдельности. Внешне каждое колесо должно отстоять на равном расстоянии от рамы коляски или ее подлокотников (щитков). Проверьте после установки развала- схождения увод коляски при движении на ровной горизонтальной поверхности. Для этого толкните несильно коляску в прямом направлении. Если ее уводит в одну сторону, обратите внимание на равенство расстояний между осями передних и задних колес с левой и с правой стороны.
У колясок с задней осью и адаптером с прорезью (не с фиксированными отверстиями) добиваются равенства этих расстояний регулировкой положения оси вперед-назад. При этом необходимо двигать заднюю ось со стороны, в которую ведет коляску - назад или с противоположной стороны - вперед.
Учтите, что увод коляски может быть и из-за неодинаково накачанных камер, поэтому перед замерами и регулировками добейтесь одинакового давления в камерах. Также увод происходит при засохшей смазке вилок передних колес и при разрушении подшипников колес и вилок.

Доктор:
- А давление у вас пониженное!
Колясочник смотрит на шины:
- Не может быть, только вчера накачал.
(Экспромт)

Для длительного срока службы покрышек осматривайте покрышки и удаляйте из них инородные тела, следите за давлением воздуха в камерах. Для этого необходимо приобрести насос с манометром. У обычных камер давление в норме равно 2,5-3 атмосферам (у высококачественных 2,5-4,5), допустима эксплуатация при 2-2,5 атм. Нормальное давление уменьшает сопротивление качения и вероятность проколов, а значит, продлевает жизнь камер и покрышек. На каждой камере и покрышке указывается рекомендуемое для эксплуатации давление. Старайтесь придерживаться его значений. Если на камерах написано давление в PSI (фуггг на дюйм), для перевода его в кг/см2 нужно давление в PSI умножить на 0,07 или разделить на 14. Следует знать, что камеры спортивных колясок требуют гораздо большего давления, чем обычных. Например, давление в трубчатых камерах (камерах являющихся покрышками и камерами одновременно) достигает 6-10 атмосфер. Если камеру приходится часто подкачивать, первым делом убедитесь в исправности золотника или ниппеля. Проверить это можно, намазав отверстие «соска» камеры мыльным раствором или слюной. Если воздух не выходит (не надувается мыльный пузырь), то следует проверить герметичность самой камеры, погрузив ее в воду.
При проколе камеры необходимо воспользоваться ремонтной аптечкой. Демонтаж покрышки следует проводить с помощью монтажной лопатки, приобрести которую можно в любом магазине, специализирующемся на велосипедных аксессуарах. Чтобы не повредить покрышку и камеру при демонтаже и монтаже, можно воспользоваться специальной монтажной пастой или насыщенным мыльным раствором. Место прокола и резиновую заплатку нужно тщательно зачистить шкуркой и обезжирить раствором ацетона или бензина. Затем на сухую поверхность нанести резиновый клей, дать высохнуть 15 минут и снова промазать клеем. Через 15 минут приложить заплатку к месту прокола и плотно прокатать. Потом обязательно обработайте камеры тальком, это предохраняет камеры от пересыхания, предотвращает диффузионную утечку воздуха из камер
Тальк значительно уменьшает трение камер о покрышки, следовательно, продлевает им жизнь. Можете взять на вооружение: если залить в камеру около 2 куб. см воды и засыпать щепотку талька, то данная кашица залепит микропроколы при их возникновении.
Если вы часто прокалываете камеры, а это бывает от всякого рода колючек (например, акации), стоит подумать о защите камер. Самая простая защита к прокладывание между камерой и покрышкой нескольких слоев бумаги, изоляционной ленты или клеенки, обращенной гладкой стороной к покрышке. Еще лучше прокладывать два слоя клеенки, расположенных гладкими сторонами друг к другу. Сдвиг клеенки при прогибе шины заворачивают или обламывают выступающие жала колючек. Конечно, самый надежный способ избежать проколов - использование монолитных шин. Но эти шины имеют больший вес, большее трение pi достаточно «жестки» для езды по неровной поверхности, поэтому лучше пневматических шин пока ничего не изобретено.
Для продления ресурса покрышек на колясках с развалом колес, можно через время (по мере стирания «рисунка» покрышек) переворачивать их, меняя внутреннюю сторону (стертую) на внешнюю сторону (еще не стертую). На тормоза колясок, имеющие контакт с покрышкой через металлические трубки или пластины, следует надеть резиновые или полихлорвиниловые трубки. Этим вы добьетесь более щадящего воздействия тормоза на покрышки.
Следите за равномерным натяжением спиц ведущих колес, учитывая, однако, что при сильной подтяжке спиц их высунувшиеся концы могут повредить камеру. Для снятия напряжения-кручения, которое образуется в спицах при затяжке, возвращаете немного назад закручиваемый ниппель спиц. Обратите ваше внимание и на чистоту осевых втулок колес. Со временем на них (между вилкой и колесом) наматываются нитки, волосы и пр. волокна, которые в комплексе с песком и влагой способствуют усиленной коррозии защитных крышек колесных подшипников pi, затем, непосредственно самих подшипников. Регулярно очищайте эти втулки. Если ваша коляска имеет быстросъемные колеса, старайтесь регулярно очищать оси и втулки колес.
Для предотвращения образования коррозии и заусениц желательно раз в месяц смазывать оси несколькими каплями любого машинного мама. Хороший результат дают силиконовые смазки, которые меньше пачкают при соприкосновении с ними, и к ним не так сильно прилипают песчинки и пыль. Следите за подтяжкой резьбовых соединений коляски. Обращайте внимание на наличие посторонних звуков при езде. Как правило, посторонний шум говорит о раскручивании или ослаблении гаек и болтов. Оси вилок передних колес должны свободно вращаться, но при этом не иметь вертикального люфта. Отсутствие правильной регулировки ведет к быстрому износу и разрушению подшипников. Смазываете подшипники смазками типа: «Литол-24», «Фиол», «Шрус», которые можно приобрести в любом автомагазине.
Во избежание повреждений лакокрасочного покрытия, места наиболее частых соприкосновений коляски с окружающими предметами (это, как правило, передняя часть рамы и подножки) можно покрыть уплотненным материалом, например, отрезами от поливочных шлангов (из полихлорвинила) или плотным поролоном, обшитым материей.
К предметам ухода за коляской я бы отнес оснащение ее свето- отражателями и фонарем. Это немаловажно для любителей вечерних и ночных прогулок. Так, на моей практике было три случая попадания колясочников под колеса автомобилей. Как видно, стихи Маяковского с призывом «светить всегда, светить везде» к их «темным» лошадкам не относились, поэтому после встреч с железным конем коляски восстановлению уже не подлежали.
Для ухода за коляской обязательно приобретите хорошие инструменты. Размеры необходимых ключей для обслуживания (типовой) активной коляски:
27 мм (24) - гайки, втулки осей задних колес;
19 мм - оси передней вилки колес, гайки осей задних колес;
16 мм - втулки осей задних колес;
13 мм - болты и гайки оси крестовины, болты и гайки осей передних колеей
11 мм - «лыски» (на концах) штырей (осей) задних колес;
10 мм - болты и гайки крепления щитков, подножек.

* * *

Теперь вы тоже знаете, как продлить долголетие вашей коляски. Но отправляясь даже в недалекий путь, не забывайте брать с собой ремонтную аптечку и насос!

Назад Оглавление Далее