Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

Глава 8. Обучение активному пользованию коляской

Debes, ergo potes
(Ты должен значит можешь)

Данная глава посвящена обучению основным приемам пользования коляской. Овладение этими приемами дает
возможность самостоятельно преодолевать всевозможные препятствия, включая лестничные марши, бордюры, пересаживаться с коляски в автомобиль, на кровать, в ванную, танцевать, заниматься спортом, выполнять домашнюю работу, словом, дают новый толчок к активной жизни. Пособие служит информационным багажом для самостоятельного изучения, а также поможет организациям, занимающимся реабилитацией людей на колясках, в подготовке и проведении сборов по обучению активному использованию коляски.

Обучение активному пользованию коляской

Требования к коляске

Наиболее полно овладеть всеми приемами пользования коляской позволяют коляски активного типа. Они имеют ряд особенностей, дающих преимущества перед обычными колясками. А именно:
Возможность регулировки положения осей задних колес позволяет уменьшить нагрузку на передние колеса и обеспечивает высокую маневренность.
Развал колес в 3-5 градусов является оптимальным для обычных активных колясок и позволяет повысить боковую устойчивость коляски, уменьшить ее увод на дорогах поперечным наклоном, уберечь пальцы рук от травм при проезде в створ дверей.
Быстросъемные колеса позволяют при их снятии снизить вес коляски приблизительно на пять килограмм и уменьшить ее габариты. Это дает возможность самостоятельно грузить коляску в автомобиль и упрощает ее транспортировку.
Укороченная база (в основном за счет упрощенной конструкции подножки и уменьшенного расстояния между осями передних и задних колес) позволяет размещаться в обычном пассажирском лифте, осуществлять развороты в ограниченном пространстве.
Минимальные размеры сиденья позволяют уменьшить общую ширину коляски, что позволяет попадать в узкие двери, проемы лифтов.
Минимальная высота спинки способствует естественному прогибу позвоночника в поясничном отделе, не препятствует поворотам корпуса вместе с руками. Позволяет полностью отводить назад руки при вращении обручей коляски. Уменьшает габариты коляски.

Основные параметры и регулировка активной коляски

Основными параметрами при выборе активной коляски являются:
Ширина и глубина сиденья, высота спинки (см. главу «Выбор коляски»).
Наклон сидения назад, кроме того, обеспечивает устойчивость корпуса, препятствует сползанию тела с подушкой для сидения вперед. Оптимальный наклон;- около 6 градусов. Больший наклон улучшает устойчивость, но ухудшает нормальное кровоснабжение ног. Наклоном так же можно регулировать глубину посадки и, значит, добиваться более удобного вращения обручей коляски.
Наклон спинки сидения позволяет регулировать угол и удобство посадки. Изменять наклон позволяют коляски со складывающейся вперед спинкой. На колясках, складывающихся «ножницами», подобная регулировка, как правило, не предусмотрена.
Длина подножек (1) (рис. на стр. 132-133) должна позволять бедрам полностью ложиться на подушку для сидения, распределяя равномерно нагрузку от веса тела. Необходимо, чтобы стопы ног полностью соприкасались с подножкой. При спуске по лестнице подножка не должна задевать ступеньки. Поэтому вместе с регулировкой подножек необходимо искать оптимальную толщину подушки для сидения. Увеличивая толщину подушки, можно поднять на ту же величину подножки. Но при этом необходимо помнить, что пальцы опущенных рук должны доставать оси колес.
Положение осей задних колес (11) (рис. на стр. 132-133) обеспечивает наименьшую нагрузку на передние колеса, тем самым улучшая ход коляски, ее маневренность, позволяет держать баланс (ездить с поднятыми передними колесами). Каждому пользователю необходимо найти такое положение осей задних колес, при котором можно без усилий поднимать передние колеса и в тоже время не опрокидываться назад при малейшем движении тела. Смещение задних колес вперед уменьшает длину коляски, облегчает подъем и спуск по лестнице, вместе с тем несколько усложняет преодоление препятствия типа бордюр, подъем на крутые склоны, пандусы. В конструкциях, где имеется возможность вертикального перемещения осей, изменение положения осей задних колес позволяет также менять наклон сиденья.
Захватные обручи (9) (рис. на стр. 132-133) могут располагаться на разном расстоянии от обода колес. Большее расстояние позволяет лицам с ослабленными кистями рук вращать обручи за счет просунутого между обручем и ободом
большого пальца рук. Таким людям рекомендуется иметь обручи с резиновым или пластиковым покрытием, которое имеет большее трение. Для категорий пользователей, не имеющих проблем с работой рук, рекомендуются обручи из металла, не электризующегося от трения и с меньшей теплопроводностью, чтобы руки быстро не охлаждались от контакта с обручами, и с расстоянием, не позволяющим большому пальцу застрять между ободом и обручем (обычно это расстояние около 1,5 см). Обручи могут иметь разный размер. Меньший размер обручей позволяет увеличить скорость движения, поэтому, в основном, используется на спортивных колясках и рекомендуется для езды по дорогам со щебеночным покрытием и в горах. Меньший диаметр обручей необходим так же для исключения проскальзывания колес при наезде на камни. Оптимальное расстояние в таких условиях от обода до поверхности земли - 6 см. Обычное около 3,5-4 см.

Основные параметры и регулировка активной коляски

Краткое описание конструкции и назначение типовой активной коляски

Типовая активная коляска имеет раму (7), складывающуюся «ножницами» или бывает со складывающейся (вперед) спинкой. Рама установлена на два ведущих колеса (6) и два самоориентирующихся (2), см. рисунки.
Ведущие (задние) колеса крепятся в адаптерах (5), конструкция которых позволяет изменять угол наклона сиденья и положение центра тяжести путем перестановки приемных втулок (10) (рис. на стр. 132-133) ведущих колес в те или иные отверстия.

Краткое описание конструкции и назначение типовой активной коляски

Задние колеса являются быстросъемными: для снятия колеса требуется нажать кнопку (11) (рис. на стр. 132-133) на его оси и потянуть колесо на себя, не отпуская кнопку. Установка задних колес производится в обратной последовательности.
Задние колеса устанавливаются с развалом для улучшения ездовых качеств коляски. Регулировать развал можно, подкладывая шайбы между адаптером и трубой рамы (располагая шайбы на нижних болтах крепления адаптера к раме). При необходимости заузить коляску на пару сантиметров можно переставить адаптеры во внутреннюю часть рамы.

Меры безопасности

Перед началом использования кресла-коляски необходимо выбрать надлежащее положение осей задних колес. Это позволит избежать падений и травм! Как уже отмечалось, оси задних колес могут быть установлены различно относительно рамы. Чем больше оси вынесены вперед, тем легче ход за счет снижения нагрузки, приходящейся на передние колеса, и легче встать на баланс на задние колеса для преодоления различных препятствий. Однако непроизвольно опрокинуться назад при этом наиболее вероятно. Оптимальное положение осей задних колес зависит от физических данных конкретного пользователя. По мере совершенствования навыков, оси задних колес могут быть переставлены вперед. Для предотвращения опрокидывания могут быть установлены блокираторы опрокидывания (трубки с колесиками), располагаемые сзади в нижней части рамы коляски. После установки задних колес на кресло-коляску убедитесь, что колесо застраховано от осевых перемещений шариками быстросьемной оси.

Основные приемы пользования коляской

Основным элементом активного пользования коляской является умение балансировать на задних колесах. Владение этим приемом позволяет научиться самостоятельно преодолевать лестничные марши, бордюры и другие препятствия. Больший диаметр задних колес, в сравнении с передними, позволяет легко преодолевать на них барьеры, непреодолимые при обычном движении коляски на четырех колесах.

Езда в положении баланса

Езда в положении баланса

Для подъема передних колес (балансирования) необходимо захватить обручи колес, отведя руки назад, и достаточно резко
прокрутить их вперед, одновременно откинув тело с головой назад. Как только колеса оторвались, нужно зафиксировать положение баланса небольшими движениями обручей. Руки при этом полусогнуты, что позволяет легко скользить ладонями по обручам вперед-назад. При правильно выбранном расположении осей задних колес, при котором они находятся вблизи центра тяжести, удержание коляски на задних колесах не требует никаких усилий.

Езда в положении баланса

Еще легче поднимать передние колеса, придав коляске движение назад (захватив обручи впереди вытянутыми руками), и не отпуская обручей, когда руки окажутся отведенными назад, резко прокрутить их обратно (вперед). Передние колеса легко отрываются от поверхности. Наклоном корпуса и головы, вращением обода постарайтесь удержать коляску в этом положении. Не стоит захватывать обручи вместе с колесами - это мешает свободному перемещению рук по обручам и плавности движения рук, делая их более резкими.

Езда в положении баланса

Для страховки можете проделывать это, стоя спиной к кровати, которая не даст полностью перевернуться при опрокидывании. Или воспользуйтесь услугами помощника, страхующего вас сзади. Если дома у вас есть перекладина, можете привязать к ней или перекинуть через нее эластичный резиновый бинт или веревку, закрепить ее на ручках или скобе спинки сидения коляски, отрегулировать длину бинта с таким расчетом, что при опрокидывании коляски он не позволит ей полностью перевернуться.
Старайтесь увеличивать продолжительность стояния на задних колесах. И когда почувствуете себя уверенно, начинайте движение. При этом для начала не слишком разгоняйтесь, вращайте обручи не большими движениями, плавно скользя руками по их поверхности.
Следующий шаг - повороты. Стоя на задних колесах, возьмите обруч той стороны, в какую вы собираетесь повернуть, чуть дальше от себя, почти вытянутой рукой. Другая рука, наоборот, согнута и берет обруч ближе к спинке. Одновременным вращением обручей начинаем круговое движение, плавно возвращая руки в исходное положение при проходе ими верхнего положения.

Преодоление бордюров

Преодоление бордюров

Как только научитесь уверенно ездить на задних колесах, можете смело приступать к взятию барьеров. Первый из них - атавизм древней архитектуры - бордюрный камень. В странах, где считаются с правами каждого, он заботливо опущен в местах переходов, нам же предстоит позаботиться о своей свободе - научиться преодолевать его на коляске. Не теряя, конечно, надежды изменить отношение архитекторов и строителей к инвалидам в лучшую сторону.

Пока же несильно разгоняем коляску, перед бордюром поднимаем передние колеса (с таким расчетом, чтобы они его не коснулись и были подняты не очень высоко), и в момент наезда больших колес на бордюр, вращаем обручи с одновременным наклоном тела вперед. Стараемся полностью опустить передние колеса с одновременным выходом задних колес на верхнюю кромку бордюра. (Это особенно необходимо, если за бордюром находится земля, мешающая выходу коляски, дополнительным сопротивлением передних колес.) Обращаю ваше внимание на важность наклона тела вперед при касании бордюра, при котором инерция тела работает на преодоление препятствия. Чем оно выше, тем более необходим энергичный и низкий наклон туловища.

Преодоление бордюров

Следует начинать отработку техники на более низких бордюрах, высотой 7-10 см, переходя постепенно к более высоким. Отмечу возможность преодоления бордюров высотой более 20 см, но и нецелесообразность подвергать коляску дополнительным нагрузкам. Ведь при стандартном диаметре колеса около 60 см бордюр высотой более 15 см возможно преодолевать, в основном, за счет большей скорости коляски в момент соприкосновения с бордюром.
При наличии за бордюром (или одиночной ступенькой) объекта (например, поручень, стойка, труба и т.п.), за который можно ухватиться рукой, его преодоление возможно следующим способом. Для начала поднимаем передние колеса. Подъехав к бордюру вплотную задними колесами, опускаем передние на его верхнюю кромку. Одной рукой хватаемся за объект и подтягиваем себя с коляской, другой - вращаем обод колеса. Таким образом возможно безболезненно преодолевать одиночные ступеньки и бордюры высотой около 25 см, недоступные при обычном способе их преодоления.
В качестве объекта можно аналогичным способом воспользоваться рукой любого пешехода, пожелавшего протянуть вам руку помощи. Хотя подтолкнуть вас сзади ему будет физически легче. Но многие, не зная специфики поведения коляски, толкают ее сзади, и, как правило, упираются передними колесами коляски в асфальт за бордюром. И тут, не понимая, в чем загвоздка, борются неимоверно, отрывая от земли задние колеса, почти поднимая коляску и пытаясь доставить ее по назначению. А это не так сложно, если одновременно толкать коляску и ногой, упираясь ей в нижнюю часть рамы (смотрите рисунок в разделе «Рекомендации помощникам»).

Спуск с бордюра

Спуск с бордюра производится на задних колесах. Подъехав к кромке бордюра на задних колесах, в момент их соскальзывания с него, придерживаем обручи, не позволяя коляске грубо приземлиться. Придерживать обручи нужно настолько, чтобы не давать проскальзывать колесам на кромке бордюра. Это особенно важно в дождливую погоду и на бордюрах (ступеньках), имеющих скользкую или рассыпающуюся кромку. В противном случае существует вероятность опрокидывания назад.
Такая же техника необходима при спуске с лестниц с наклоном до 20 градусов (например, высотой ступенек 11 см и шириной ступенек 30 см) и с площадкой для колеса, на которой оно может быть зафиксировано. Более высокие ступеньки требуют выверенных движений, особенно при отскоке коляски при приземлении. Поэтому важно, чтобы на высоких крутых ступенях колеса коляски не были сильно накачаны. Это необходимо, чтобы коляска при спуске не разогналась и была возможность фиксировать ее на каждой ступеньке.
Существует техника спуска с бордюра, при которой коляска разгоняется перед краем бордюра и приземляется на все четыре колеса. Но для этого нужно большее пространство за бордюром, необходимое для торможения разогнавшейся коляски. Коляска при неправильном приземлении подвергается повышенным нагрузкам, и наезд передних колес на препятствие чреват падением седока вперед.

Спуск и подъем по лестнице

Спуск и подъем по лестнице

СПуск по лестнице с перилами. Становимся спиной к лестничному пролету, ближайшей к перилам рукой беремся за них, другой, выпрямленной рукой, держим обруч колеса впереди. Наклоняемся вперед и, оттолкнувшись от перил, приступаем к спуску Руками придерживаем перила и обруч, не давая коляске разогнаться. Фиксируем свое положение на каждой ступеньке и перехватываем в этот момент руки. Руку на перилах подводим к себе, руку на ободе (не отрывая от них) возвращаем вперед. Тело во время всего спуска наклонено к ногам. Руки работают циклично (когда на перилах рука разгибается - рука на ободе сгибается, когда рука на перилах сгибается - рука на ободе разгибается). Существует спуск, при котором обе руки держатся за перила, при этом тело развернуто к перилам. Такой способ рекомендуется лицам с ослабленными кистями рук. При спуске они могут пропускать перила под руками и зажимать их между руками и грудью.

Спуск и подъем по лестнице

Если наклон ступенек и их ширина позволяют зафиксировать коляску в положении на задних колесах на ступенях, то можно Спускаться с Лестницы без перил в положении баланса на задних колесах (как с бордюра). Как правило, этот способ используется на открытых наружных лестницах, которые не имеют перил, но более пологи. Этот способ доступен только при уверенных навыках езды в положении баланса. В случае опрокидывания коляски предпочтительным является падение назад, при котором спинка коляски ложится на ступени. Для предотвращения травмы локтей, руки следует убрать вперед, выпрямляя их и не отпуская обода колес. Падение назад ничем не грозит, разве что битой посудой, если ваша сумка за спиной загружена стеклотарой, а вот падение вперед чревато серьезными травмами. Поэтому пользуйтесь данным способом спуска только в случае полной уверенности в ваших силах и возможностях.

Подъем по лестнице с перилами. Для предотвращения растяжений, перед подъемом следует размять кисти, разогреть мышцы рук и спины.
Становимся спиной к лестнице. Прижимаем задние колеса к первой ступеньке, располагая ближнее к перилам колесо на расстоянии около 5 см от них. Разворачиваемся лицом к перилам, беремся за них вытянутой назад (ближайшей к ним) рукой.

Спуск и подъем по лестнице

Еслипод перилами имеется решетка, можно браться за нее. Это удобней, например, когда перила скользкие. Другой, дальней от перил, рукой беремся за обруч ближнего к ним колеса с таким расчетом, чтобы был ход руки в сторону вращения назад. Встаем на задние колеса и в положении баланса одновременными движениями рук начинаем подъем. Одна рука подтягивается за перила, другая вращает обод колеса в сторону подъема. Не заваливайтесь телом назад, держите его вертикально (чтобы проекция центра тяжести попадала в точку контакта колеса с поверхностью ступеньки)! Так коляска никогда не выскочит из-под вас, и ближнее (вращаемое) колесо не будет проскальзывать при вращении (так как будет загружено вашим весом). На последней ступеньке более энергичным движением рук выведите коляску на лестничную площадку, опуская передние колеса и не теряя связи с перилами и ободом колеса. Если перила заканчиваются вместе с последней перед площадкой ступенькой, то выход на нее требует достаточной физической силы.
Поэтому те, кому это сложно, могут воспользоваться другим способом подъема на верхнюю ступеньку. На предпоследней ступеньке опускаем передние колеса и наклоняемся вперед. Отталкиваясь от перил с одновременным разворотом корпуса в их сторону, выталкиваем ближнее к перилам колесо на лестничную площадку. Перехватываем руки. Ближайшая к вышедшему на площадку колесу рука берется за него. Другая рука держится за перила. Поднимаем передние колеса, разворачивая коляску, ставим ближнее переднее колесо на площадку. Переносим вес тела на заднее (большое) колесо, стоящее на площадке. Отталкиваясь от перил, заносим оставшиеся колеса на площадку. Вот мы и на высоте!

Спуск и подъем по лестнице

Примечание. При подъеме данным способом колеса располагаем на расстоянии около 15 см от перил, чтобы при развороте коляски перед выходом на лестничную площадку подножка коляски не задевала перила. Можно достичь этого, если в процессе подъема даем коляске удалиться (а она имеет тенденцию к этому) от перил с расчетом, что перед последней ступенькой ближнее к перилам колесо будет удалено от них на 15 сантиметров. Способ возможен при ширине лестницы большей, чем длина коляски!

Спуск с пандусов и наклонных поверхностей

Спуск осуществляется на задних колесах. Придерживая обручи колес, не даем коляске сильно разогнаться. При длительном и крутом спуске пользуйтесь перчатками.

Пересаживание в машину и погрузка в нее коляски

Подъехать к открытой двери машины под углом так (величина в градусах в зависимости от пристрастий, но не более 40), чтобы сиденья коляски и машины были как можно ближе друг к другу. Перекинуть руками ноги на пол машины. Передвинуться на край коляски. Ближайшей к машине рукой опереться на сиденье, дальней схватиться за рантик крыши или за ручку над дверью. Подтянувшись, переместить тело на сиденье. В качестве опоры можно использовать и раму коляски. Тем, кому не удается пересесть таким способом, поможет применение гладкой дощечки, расположенной между сиденьем коляски и машины. В этом случае, скользя по дощечке, перемещаемся на сиденье машины.
Для погрузки активной коляски наклоняем ее на себя, перекидывая на подножку (если коляска складывается ножницами, предварительно складываем ее). Колеса в этом положении оторваны от земли и легко снимаются. Снимая колеса, прислоняем их к дверце машины. Складываем раму. Плечо во время складывания коляски опирается на косяк дверного проема, тем самым, освобождая руки. Отталкиваясь плечом от косяка и самой коляской от поверхности, наклоняем тело назад (вовнутрь машины) одновременно перемещаем раму коляски на грудь (для удобства предварительно регулируем наклон спинки сиденья машины). После этого, в положении полулежа, переносим раму коляски на сиденье рядом или на сиденье сзади. Заносим оставшиеся колеса, и можно пускаться в путь.

Пересаживание на коляску с пола

Пересаживание на коляску с пола

Подвигаем коляску к спине. Беремся рукой за соответствующую сторону рамы коляски (удобней браться в месте изгиба трубы рамы). Другая рука упирается в поверхность вблизи таза. Иногда удобней упираться сжатой в кулак рукой, так удобней поднять таз на большую высоту. Или отталкивайтесь от предварительно поставленного стула, толстой книги и т.п. Для большего упрощения задачи следует подкладывать под таз подушки или создать другую форму ступеньки, приближающей таз к сиденью. В этом случае обе руки заносятся за спину и держатся за раму вблизи сиденья. Отжимаясь обеими руками, заносим таз на сиденье коляски. Коляску при этом лучше не ставить на тормоз и подтягивать ее под себя. Хотя это и требует определенных усилий, научившись, вы будете лихо, без проволочек заскакивать на своего «скакуна».

Пересаживание на коляску с пола

Можно садиться на коляску, расположившись к ней лицом, стоя на коленях. Затягивая тело руками на сиденье, резко развернуться - и вы в седле.

Подъем с коляской при опрокидовании

При опрокидывании, а может случаться и такое, выставьте левую (для правшей) руку назад, повернув корпус в ее сторону. Упритесь ею в пол. Правой рукой резко вращайте обруч (можно любой) назад, с одновременным отталкиванием от иола левой рукой. Этот способ требует достаточной силы и сноровки. Но трудность в его овладении в большей степени состоит в психологическом страхе перед любым падением.

Подъем с коляской при опрокидовании

Если вы сползли с сиденья или коляска выскользнула из-под вас, дайте ей спокойно опуститься на спинку. И «катапультируйтесь» переворотом через себя, предварительно захватив ноги руками. Тем, кто не оспаривает высказывание «рожденный ползать - летать не может», лучше мирно сползти с коляски и штурмовать ее из привычного положения - сидя на полу.

Проезд в узкие двери и проемы

Один из самых простых способов проезда через узкие двери - это пересаживание с коляски на стул, установленный за дверью. Дальнейшие действия: складывание коляски, перенос ее через дверной проем, раскладывание коляски и пересадка на нее со стула. Мы же рассмотрим другой способ, не зависящий от наличия стула и не требующий пересаживания с коляски. Но он дает возможность проехать в дверис проемом, на 6-8 сантиметров меньшим обычной ширины коляски.

Проезд в узкие двери и проемы

Итак, подъезжаем к двери, располагая передние колеса в проеме с расчетом, что не будет помех со стороны проема для снятия одного колеса. Беремся одной рукой за косяк двери и наклоняем коляску (подтягиваясь рукой и перенося вес тела на одну сторону до отрыва от поверхности противоположного колеса). Другой рукой снимаем колесо и переносим его вперед за проем двери. Подтягиваясь рукой за косяк двери и отталкиваясь от него другой рукой, перемещаемся вперед на расстояние, дающее возможность надеть снятое колесо. Лучше располагать коляску под острым углом со стороны неснятого колеса к проему. Это позволяет быстрее поставить снятое колесо на место, не выезжая далеко за косяк двери, теряя его опору. Одеваем его - и двери позади. Преодолеть узкий проем гораздо легче с помощником с незначительной помощью с его стороны, суть которой в поддержке коляски со стороны снятого колеса.

Подьем по лестнице без перил

Можно подниматься и по лестницам без перил. Но наклон таких лестниц должен в среднем не превышать 15 градусов и площадка для колеса быть более 30 см. Если сказать проще, высота ступенек должна быть не более 10 см, колесо должно свободно размещаться на ступеньке с запасом пространства. Для подъема нужно, прижимая к кромке ступеньки колеса, резким прокручиванием обручей назад, заскочить на ступеньку. Если длина ступеньки позволяет, лучше не прижиматься вплотную к ступеньке, а немного разогнать коляску для заскока на ступеньку. Нужно также в момент прокручивания обручей помогать кратковременным наклоном туловища назад. При заскоке на ступеньку сразу наклонять туловище вперед (возвращая в исходное положение), для удержания баланса.

Подьем по лестнице без перил

Данный способ следует использовать только при уверенных навыках владения коляской. Не используете его на мокрых ступенях и ступенях, сделанных из скользких материалов (мрамор, кафель и т.п.) Берегите ваши локти! Как правило, падений не всегда удается избежать и, падая назад, убирайте локти, выпрямляя руки и прижимая их к туловищу.

Городок

Для занятий но обучению активному использованию коляски поможет специальный городок. Его приспособления имитируют препятствия и позволяют научиться их преодолевать. Данный городок можно использовать для проведения обучающих сборов и для организации соревнований по фигурному вождению.
Перечень приспособлений, входящих в состав городка: имитатор бордюра из двух секций, горка, гребенка, качели, лесенка, фишки (кегли).
Горка - две пары наклонных досок (полозьев) с горизонтальной площадкой (900x900 мм) между ними. С одного бока площадки расположена ступенька высотой 150 мм. Две пары наклонных досок - съемные, крепятся на скобах, уголках или стержнях-гвоздях. Разные длины досок позволяют имитировать спуски с наклоном в 10 и 15 градусов.
Гребенка - горизонтально лежащая деревянная рама с поперечинами, из брусков 40x40 мм со слегка закругленными верхними краями. Преодолевается на задних колесах.
Имитатор бордюра делается из двух симметричных имитаторов с таким расчетом, что при их совмещении (один при этом в перевернутом положении), при вставке двух фиксирующих брусков, образует один имитатор в два раза выше.
Лесенка позволяет научиться удерживать баланс на задних колесах при подъеме и спуске со ступеней. Крутизна ступе- • ней лесенки - 11-14°.
Качели позволяют довести до совершенства чувство баланса на задних колесах. Для его отработки качели преодолевают на задних колесах как можно медленнее, с расчетом разворота на 180е на середине.

Городок
Городок

* * *

Теперь уважаемый читатель и ты ознакомлен с основными приемами владения коляской. И в твоих силах начать путь, вершина которого теряется не в высоких горах Кавказа или Гималаев, а лежит глубоко в тебе. Ведь только через преодоление своей духовной и телесной немощи лежит наш общий путь. Успехов и веры тебе в твоем личном пути преодоления!
Знайте, что только каждодневная практика позволит вам забыть все трудности, сопутствующие первым шагам.

Верьте: вам это по силам! Пробуйте, учитесь, и вы покорите любые вершины.

Назад Оглавление Далее