Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

Глава 6. Выбор коляски

С получением инвалидности каждому человеку приходится решать множество доселе неизвестных ему проблем. Многие и не подозревают о законном участии в их разрешении государственных служб и пытаются решать проблемы самостоятельно. С выходом в свет федерального закона РФ №181 от 24.11.1995 г. (в редакции от 29.12.2004 г.) «О социальной защите инвалидов», у инвалидов появилась реальная возможность участвовать в составлении своей собственной программы реабилитации. Как ее составлять? Как выбрать нужную коляску? Чтобы понять степень участия различных государственных служб в реабилитации каждого инвалида, ознакомимся с определяющей составление индивидуальной программы реабилитации статьей 11 из федерального закона «О социальной защите инвалидов».

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида. (ИПР)

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых, инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых ИПР инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукозаписывающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренное ИПР техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид прибрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должно быть предоставлены инвалиду.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Для составления программы реабилитации необходимо заполнить форму ИПР инвалида, выдаваемую федеральными, учреждениями медико-социальной экспертизы. Более подробно ознакомиться с работой бюро МСЭ позволит постановление Правительства РФ от 16.12.2004 г. №805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».
Следует обратить особое внимание, что решать вопросы жизнеобеспечения каждого инвалида с представителями власти на всех уровнях можно только при наличии у вас заполненной формы ИПР! Таков юридический порядок, определяемый законом.
Для получения ИПР необходимо обратиться к лечащему врачу с просьбой дать направление в районное бюро МСЭ. К направлению приложить заявление в двух экземплярах с просьбой разработать ИПР:


В бюро медико-социальной экспертизы
_________________________ района
от (Ф.И.О.)
инвалида   группы, проживающего по адресу:
(индекс и адрес без сокращений) телефон:

Заявление

Примерный текст: Прошу разработать для меня индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий, средств и услуг реабилитации (далее следует перечисление по программам тех реабилитационных мероприятий, в которых вы нуждаетесь).

Привожу их из формы ИПР.

Программа Медицинской реабилитации:

а) восстановительная терапия (вносится запись о конкретных
видах восстановительной терапии, в которых нуждается инвалид, с указанием формы их проведения (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, на дому));
б) реконструктивная хирургия (вносится запись о конкретных
видах реконструктивной хирургии);
в) протезно-ортопедическая помощь;
г) санаторно-курортное лечение (с предписанием профиля, кратности, сезона рекомендованного лечения, срока санаторного лечения);
д) технические средства медицинской реабилитации (протезы, шприцы, бандажи, емкостные приемники и другие аналогичные средства, их количество и периодичность применения);
е) медико-социальный патронаж семьи, имеющей инвалида (вносится запись «нуждается» или «не нуждается».

Программа Профессиональной реабилитации (для лиц в возрасте 14 лет и старше):

а) рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (вносится запись о противопоказанных факторах и условиях труда, а также показанных условиях труда (в том числе необходимость создания специального рабочего места) и примерных видах труда, доступных по состоянию здоровья);
б) профессиональная ориентация (профессиональное информирование, консультирование, отбор, подбор и др.);
в) профессиональное обучение (переобучение), вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой к приобретению, уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, интернатная, надомная);
г) содействие в трудоустройстве (вносится запись о конкретных мерах, реализуемых в целях содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего места для трудоустройства, в том числе на квотируемое рабочее место, организация трудоустройства по социальным программам содействия трудоустройству, включая содействие самозанятости);
д) технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда (вносится запись о перечне технических средств реабилитации, необходимых для обеспечения мероприятий по обучению, профессиональной тренировке, трудового процесса на рабочем месте и помощи по пути на место работы и с места работы).

Программа Социальной реабилитации:

а) информирование и консультирование по вопросам реабилитации (вносится запись «нуждается» или «не нуждается»);
б) оказание юридической помощи (вносится запись «нуждается» или «не нуждается»);
в) социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида;
г) адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности (обучение навыкам персонального
ухода, технике и методическим приемам самообслуживания, обучение пользованию техническими средствами реабилитации, обучение передвижению, организация быта и др.);
д) технические средства реабилитации для бытовой и общественной деятельности (вносится запись о перечне технических средств реабилитации, в которых нуждается инвалид для осуществления бытовой и общественной деятельности);
е) психологическая реабилитация;
ж) социокультурная реабилитация (вносится запись о нуждаемости в информировании и консультировании по вопросам социокультурной реабилитации, оказании содействия вовзаимодействии с учреждением культуры, о показанных к занятиям видах искусства);
з) реабилитация средствами культуры и спорта (вносится запись о нуждаемости в информировании и консультировании по вопросам физической культуры и спорта, обучению навыкам занятий физкультурой и спортом, оказаний содействия во взаимодействии со спортивными организациями, рекомендациях о показанных к занятиям видах физической культуры и спорта).

Дата_____ Подпись_________

На втором экземпляре, который остается у инвалида, должны расписаться в МСЭ подобным образом:

Документы для разработки ИПР получены МСЭ:
Дата______ Должность______ Подпись_______

Один экземпляр заявления вместе с направлением передайте в бюро МСЭ, потребуйте подписать второй экземпляр и оставьте его себе, чтобы при необходимости проконтролировать разработанную для вас ИПР.
На разработанной для вас ИПР вы должны расписаться, выражая тем самым свое согласие с предложенными реабилитационными мероприятиями.
Конечно, следует отдавать отчет, что с формированием службы МСЭ специалисты, умеющие грамотно составлять ИПР, появятся не сразу. Более того, самым заинтересованным в ее составлении является инвалид, и только он может и должен выразить и сформулировать свои проблемы. Это не простой труд. И не каждый готов им заняться. Иногда проще обвинить работников МСЭ в некомпетентности и перестать отстаивать свое право на составление ИПР, а вместе с ним и выполнение реабилитационных мероприятий, позволяющих улучшить и облегчить вашу жизнь. Но от подобного поступка пострадаете только Вы сами! За свои права нужно бороться. А это - прежде всего труд и желание самостоятельно во всем разобраться.
Для ознакомления привожу федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утвержден распоряжением правительства РФ от 30 декабря 2005 г. №2347-р):

Реабилитационные мероприятия

  1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
  2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
  3. Санаторно-курортное лечение.
  4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
  5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

Технические средства реабилитации

  1. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
  2. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
  3. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
  4. Ортопедическая обувь.
  5. Противопролежневые матрацы и подушки.
  6. В Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
  7. Специальная одежда.
  8. Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.
  9. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
  10. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
  11. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
  12. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
  13. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
  14. Телефонные устройства с текстовым выходом.
  15. Голосообразующие аппараты.
  16. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
  17. Абсорбирующее белье, памперсы.
  18. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

Услуги

  1. Ремонт технических средств реабилитации, включая про- тезно-ортопедические изделия.
  2. Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации).
  3. Предоставление услуг по сурдопереводу.

Так как основным техническим средством для нас является коляска, остановимся подробно на ее выборе.

Основными параметрами при выборе коляски являются:

Ширина сидения, которая должна быть в среднем на 2 сантиметра больше ширины бедер пользователя, определяемая гак: в сидячем состоянии на жесткой не прогибающейся поверхности, к двум сторонам бедер прикладывают вертикально две толстые книги и между их внутренними обложками замеряют расстояние. К этому расстоянию добавляют 2 см и получают потребную ширину сидения коляски.
Глубина сидения, обеспечивающая устойчивость корпуса, препятствует сползанию тела вместе с подушкой для сидения вперед. Глубина сиденья должна оставлять пространство для ног не менее 3-5 см под коленным суставом.
Высота спинки должна позволять держать самостоятельно корпус тела и быть как можно короче. Желательно, чтобы спинка заканчивалась на уровне поясницы, тем самым позволяя беспрепятственно совершать повороты в разные стороны (например, закрывать за собой дверь, не поднимая плеч). Оптимальная высота спинки - 30-35 см. Для тех, кто не может сидеть без дополнительной опоры, размеры спинки подбираются индивидуально с возможностью использования подголовника.
Другими; менее важными параметрами коляски являются высота сидения, высота коляски, длина коляски и параметры коляски в сложенном положении. Любой, уважающий себя производи гель колясок, при продаже коляски оговорит, как минимум, все вышеназванные параметры. Так как по высоте сиденья в основном коляски рассчитаны на среднестатистического человека, то для лиц не из их числа следует обратить на этот параметр пристальное внимание. Лучше всего, если высота сиденья позволяет, сидя в коляске, касаться Йогами пола всей подошвой (под прямым углом).
Поначалу слово «коляска» представлялось для меня чем-то незыблемым и неизменным. И когда мой отец впервые приобрел для меня с рук комнатную коляску М-400, мне казалось, что это предел технических дерзаний. Впоследствии, отсутствие информации, ограничивало мое представление только двумя видами колясок: прогулочной (рычажной) и комнатной, бесплатно выдаваемыми региональными социальными службами (ныне из средств фонда социального страхования). Но спектр колясок оказался гораздо шире. Необходимо знать, что коляски бывают разных видов. Различаются они и по способу передвижения, месту (дом, улица) и условиям эксплуатации.

Классификация колясок весьма условная. Разберем некоторые типы колясок, решающие разные задачи. Разделим их на транспортные, комнатные, прогулочные, активные, спортивные коляски. Основное различие между колясками заключается и по способу передвижения. Так, бывают коляски, приводимые в движение обручами, закрепленными на колесах (это самый распространенный тип), есть коляски, осуществляющие движение посредством рычагов (в просторечии - так называемые «рычажки»). Велоколяски приводятся в движение через спаренные педали, электроколяски - электромотором, работающим от аккумулятора, а транспортные - силой человека, сопровождающего инвалида. Самые универсальные - коляски, приводимые в движение обручами (комнатные, активные, спортивные). На них можно передвигаться и дома, и на улице.

Транспортные коляски

Подразумевают перемещение коляски с посторонним участием, без участия человека, сидящего в коляске. Эти коляски можно увидеть в больницах или аэропортах, где служат для передвижения по салону самолета. Они имеют небольшие колеса, не выходящие за ширину сидения, благодаря этому этот тип колясок легко проходит через узкие двери и проемы. Производят такие коляски:
ОАО «Калугапутьмаш» (модель КР-1). Адрес: 248612, г. Калуга, ул. Ленина, 23. Тел. (48422) 2-42-50. Факс: (48422) 55-05-45. Телетайп 183195 «TORN».
ЗАО «Завод специального оборудования». Адрес: 600017, г. Владимир, ул. Батурина, 28, корпус 13. Тел. (4922) 27-87-15. Факс (4922) 43-15-54. Коляска «Альфа-3 компакт».
ЗАО «Завод металлической и медицинской мебели». Адрес: 127521, г. Москва, 12-й проезд Марьиной рощи, 8. Тел. (495) 219-03-03. Факс (495) 219-36-90.

Комнатные коляски

Они, как правило, достаточно тяжелы, не обязательно складывающиеся и предназначены для лиц, ведущих малоподвижный образ жизни. Они имеют достаточно высокую спинку, устойчивые подлокотники и позволяют чувствовать себя уверенно, особенно тем, кто оказался на коляске недавно. Большие ведущие колеса коляски могут располагаться как спереди, так и сзади. Коляски с большими расположенными спереди колесами облетают вращение обода колес для лиц с малой подвижностью рук. Такие коляски более устойчивы на ровной поверхности. Но их производство в основном прекращено. Такие коляски еще выпускают:
В Чехии фирмой Ergon a. s. Адрес: Papirenska 1, 166 11 PRAHA 6. Тел: 243-11-484. Факс:373-076. Модель VS 91 - складная, модели VP 67 и VP 95 - нескладные.
Совместным предприятием СП ООО «Пунтукас-Пушкин* Адрес: 193148, г. Санкт -Петербург, ул. Крупской, 55. Тел./факс (812) 560-7031. Модели V22 и V24.
Модель коляски БК1А уфимского завода (подробнее о ней далее по тексту) так же может перевоплощаться в коляску с большими передними колесами. Естественный отбор вывел в лидеры коляски с большими задними и малыми передними колесами. Такое расположение колес имеет большее количество преимуществ. Например: лучшее преодоление препятствий при подъеме передних колес, большие колеса не мешают при пересаживании, больший ход рук при вращении колес, следовательно, большая скорость.
В нашей стране пока подавляющее большинство пользователей имеет коляски Ставровского завода (ОАО «Ставровский завод автотракторного оборудования») модели 400 (вес 27,5 кг) и 401 (вес 25 кг), производимые по лицензии немецкой фирмы «Майра», детская складная модель 600 А весом 17 кг (для детей 5- 10 лет) и подростковая модель 700.
Модель 400 с немного вынесенными назад колесами и специальной усиленной крестовиной, позволяющей лучше передвигаться по неровной поверхности, выгодно отличается от модели 401 прочностью конструкции. Вынос задних колес назад дает коляске большую устойчивость от опрокидывания, но требует больших усилий для прямолинейного движения на дорогах с боковым уклоном.
Эта модель, как нельзя лучше, подходи т лицам с ампутацией нижних конечностей, чей центр тяжести в коляске смещен назад по сравнению с другими пользователями. Постоянный контакт колес коляски с поверхностью достигается посредством применения трубных шарнирных ножниц и четырех направляющих трубок-ножниц. Это позволяет устойчиво передвигаться по неровной поверхности, имея с ней контакт всеми четырьмя колесами. Тогда как у колясок с жесткой рамой колеса имеют тенденцию поочередно «зависать» в воздухе. И вы можете часто попадать в ситуацию, когда вращаемое вами колесо не достает земли.
Поэтому, благодаря перечисленным достоинствам, большинство колясочников использует модель 400 и при перемещении по улицам, тогда как 401 модели следует «сидеть дома». Ее рама часто не выдерживает повышенных нагрузок и ломается в районе крестовины. Удивление вызывает заявленная грузоподъемность коляски, равная 80 кг. Возможно, производители знают реалии современного бытия и уверены, что набрать больший вес при нынешнем уровне жизни подавляющему числу населения нереально или не уверены в своем детище. Иначе как объяснить, что подавляющее большинство колясок рассчитано на вес от 100-120 кг.
ОАО «Ставровский завод автотракторного оборудования». Адрес: 601220, Владимирская область, Собинский район, п. Ставрово, ул. Октябрьская, 118. Тел.: (49242) 5-16-00, 5-18-00. Тел./факс (49242) 5-15-87.
К комнатным коляскам можно отнести и коляску DAB1, выпускаемую российско-американским предприятием «ДАБ Интериейшнл».
Вес коляски небольшой, около 15 кг. Коляска имеет складную заднюю спинку и большие легкосъемные колеса. Но среди колясочников не заслужила высокой оценки. Углепластиковые обода и обручи с перемычками неудобны в эксплуатации тем, что пальцы рук ударяются о места крепления обруча к ободу. Обода при любом повреждении требуют полной замены. Обручи сделаны не из труб, а выгнутой пластины, загнутые края которой «режут» пальцы рук. Как положительные свойства обручей, можно отметить их «теплую» и лучшую в сцеплении для рук поверхность. Несмотря на складывающуюся спинку и снимаемые колеса, коляска имеет большие габариты и неудобна для погрузки в багажник машины.
К мелочам можно отнести следующие недостатки: подлокотники не фиксируются, спинка фиксируется с нарушением техники безопасности, подножка болтается, не физиологична (стопы ног соскакивают), тормоза «без хода» и «тугие», расположены близко к колесам, колеса снимаются «изнутри» коляски.
Как плюсы: коляску легко переносить вместе с инвалидом, есть места хвата для рук помощников, простота сборки и применение нержавеющих труб, неплохой внешний вид.
Как особенность, можно отметить, что все сварные соединения заменены системой муфт из угленаполненного полиамида - особого композитного материала с прочностью стали и легкостью пластмассы. Что, впрочем, не помешало мне убедиться, что до крепости стали этому составу далеко. И у этой коляски при достаточно сильных воздействиях, в первую очередь, ломаются именно муфты. Их не сложно заменить, но для этого нужно обращаться на завод, тогда как для ремонта распространенных видов колясок достаточно обычной сварки. А грамотного сварщика можно найти в любом автокооперативе или на станции техобслуживания.
Выскажу свое мнение, что производству данных колясок мы обязаны устаревшей американской технологии, которую нам в виде помощи подарили в годы перестройки. Вот только что делать с этим «троянским» конем? Ведь изменить предложенную американскую технологию и оборудование не представляется возможным. Значит, движение вперед в изменении конструкции колясок очень ограничено. Не случайно в самой Америке они по подобной технологии уже не производятся. Но все же и у этой коляски есть свой потребитель в большей мере среди пожилых людей.
Предприятие «ДАБ Интернейшнл». Адрес: 193012, г. Санкт- Петербург, пр-т Обуховской Обороны, 295. Тел.: (812) 100-59-01, 100-52-58. Факс: (812) 100-59-00.
ЗАО ПКФ «Сибмеддизайн» выпускает оригинальную коляску С.01, способную сужаться по ширине за счет вертикально расположенной крестовины рамы. Плюсы коляски: возможность регулировки положения задних колес, быстрого их снятия и установки. Вес коляски - 19-21 кг.
ЗАО ПКФ «Сибмеддизайн». Адрес: г. Новосибирск, ул. Писежкого, 24. Тел./факс (3832) 76-56-61.
Благотворительный фонд содействия инвалидам и лицам пожилого возраста реализует множество средств реабилитации, включая коляски СКК-1 (с литыми шинами) и СКК-2 (с надувными). Ширина сиденья - 46 см, а общая ширина коляски - 63 см. Адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, Зеленков пер., 7а. Тел. (812) 542-2894.
ЗАО «Герикон» во главе с директором Скатовым Юрием Ивановичем (тел. (812) 251-08-73) тоже занимается реализацией средств реабилитации.

Комнатная коляска БК1А Уфимского завода далека от совершенства, но имеет ряд полезных свойств. Первое из которых - возможность менять положение больших приводных колес с переднего на заднее. Для этого вместе с колесами меняют свое положение и спинка с подножками. В результате коляска может уменьшиться в длине на 17 см при расположении больших колес спереди. Вторая полезная возможность - при снятии больших колес коляска остается на четырех маленьких колесах, при этом ее ширина уменьшается до 500 мм. Это позволяет проезжать в узкие двери ванны и туалета. Плюс ко всему - специальный домкрат, который уменьшает ширину коляски до 540 мм прямо на ходу, без снятия больших колес. К тому же коляска имеет шарнирное соединение (подобное модели 400), обеспечивающее ей устойчивость при наезде на препятствия. Вес коляски - 22 кг.
Адрес Уфимского завода металлических и пластмассовых изделий: 450069, г. Уфа, ул. Высоковольтная, 6. Телефоны: приемная (3472) 15-33-81, отдел сбыта (3472) 15-27-43, отдел маркетинга (3472) 15-26-43. Факс (3472) 31-07-25. Телетайп 162482 «Яхонт».
Комнатная коляска КАР-3 (детский вариант КАР-1) производства ЗАО «ИНКАР» выполнена из высокопрочных полимерных материалов. Вес коляски не более 16 кг. Имеет быстросъемные передние и задние колеса, складную спинку. Недостаток: полимерные (пластиковые) «трубы» рамы имеют форму балки (форму перевернутой буквы Н) и пазы, забивающиеся со временем пылыо и грязью, трудно очищать и мыть. Так же крепление стаканов передних колес хомутами недостаточно надежно, и стаканы со временем имеют тенденцию наклоняться. А это приводит к повышенному износу подшипников вилок передних колес.
ЗАО «Инкар». Адрес: 115201, г. Москва, Старокаширское шоссе, 2, корп. 4. Тел.: (495) 519-4803, (495) 513-2916. Тел./факс: (495) 519-5704.
Коляска ИИ-2101-С компании «Инваинжениринг» имеет вес 19 кг, ее складная рама сделана из тонкостенных труб. По конструкции она близка к модели М-401 (Ставрово), но по дизайну и исполнению в ней проглядываются явно заморские корни. Коляска ИИ-2103-С изготовлена из алюминиевых труб, что облегчает ее вес до 15,5 кг. Адрес: г. Москва., ул. Трифоновская, 55. Тел. (495) 788-0684. Тел/факс (495) 777-4159

Для лиц, пользующихся только одной рукой или имеющих ограниченные возможности мускулатуры верхней части тела (ампутация, инсульт, гемиплегия, рассеянный склероз, полиомиелит, детский церебральный паралич), существуют коляски, управлять которыми можно одной рукой. Первый тип колясок - с так называемой системой моно-драйв, устанавливаемой на колясках моделей серии 3.400-885; 2.312 «Примус» и 2.302 «Пикко» фирмы «Майра», колясках фирмы «Vermeiren» - модель 762 и фирмы «Ортопедия» - 825-14 и коляской «Дельта-люкс» ЗАО «Завод специального оборудования», адрес: 600017, г. Владимир, ул. Батурина, 28, корпус 13. Тел. (4922) 27-87-15, 43-15-54. - приводится в движение рычагом с позиционным переключателем (вперед - холостой ход - назад) через специальную муфту, приводящую в движение колесо. Система моно-драйв позволяет легко двигаться вперед - назад с помощью рычага управления и привода. Может быть расположена как под левую руку, так и под правую.
Другой тип колясок, управляемых одной рукой - с обручным приводом, состоящим из двух обручей, расположенных на одном колесе. Каждый обруч вращает свое колесо. Обручи расположены рядом (один большего, другой меньшего диаметра) с таким расчетом, чтобы их можно было вращать, сжав рукой, как вместе, так и по отдельности. Одновременным вращением достигается прямолинейное движение, а при раздельном вращении обручей выполняются повороты. Коляски такого типа выпускают фирмы: СП ООО «Пунтукас-Пушкин» - коляска V23, фирма «Vermeiren» - модель 755 и фирма «Ортопедия» 825-13. Адрес: Vermeirenplein 1/15, 2920 Kalmthout. Тел. 03/6666148. Факс 03/6664894. Или «Vermeiren»: Belgium, Av. De la Ferme Rose 14. 1180 Brussels. Тел, 02/344-19-05. Факс 02/344-49-22).
Когда-то представительство фирмы «Vermeiren» размещалось в Москве на проспекте Мира, 150, в офисе 2152/2153, но с распадом СССР сотрудничество с этой фирмой кануло в лету, хотя фирма довольно надежная и ведет свою историю с 1957 года.
Для связи с немецкой фирмой «Ортопедия» - тел. 0431-2003-06
Фирма «Майра» оказалась более устойчивой к российским катаклизмам и лишь поменяла свою дислокацию, переехав с Коровинского шоссе на улицу Мартеновская. Адрес: 111336, г. Москва, ул. Мартеновская, 29. Тел. (495) 303-11-11, 303-33-35. Факс (495)303-21-38.
Остановлюсь еще на одной новой модели инвалидной коляски фирмы «Майра», оригинальным образом сочетающей в себе механический и электрический приводы. Специальные бесколлекторные двигатели встроены в ступицы колес. Электронный блок постоянно отслеживает усилия, прилагаемые к обручам колес. Если оно невелико, то коляска ведет себя аналогично обычной классической модели. При возрастании усилия, электроника подключает двигатели, причем мощность двигателей увеличивается пропорционально увеличению усилия, прилагаемого к обручам. Следует заметить, что электропривод работает как на ускорение, так и на торможение.
Благодаря столь оригинальному приводу, на этой коляске можно совершать длительные прогулки даже по пересеченной местности, избегая усталости рук. Кресло укомплектовано герметичным и компактным никель-металлгидридным аккумулятором весом всего 1,5 кг. Время заряда аккумулятора - около 3-х часов. Шкала степени заряда встроена непосредственно в саму батарею. Вес кресла - 22 кг. Кресло комплектуется дополнительными стандартными легкими колесами, установив которые пользователь получает классическую инвалидную коляску весом всего 14 кг. Процедура перестановки не требует никакого специального инструмента и занимает менее минуты.
Еще одна из известных фирм, обосновавшаяся в Москве - «Отто Бокк». Ее адрес: 119071, г. Москва, 2-й Донской проезд, 4. (метро «Ленинский пр-т»). Тел.: (495) 952-58-49, 958-58-93, 564-83-60. Факс (495) 958-58-64.
Все названные иностранные фирмы производят широкий спектр реабилитационной техники, включая всевозможные типы колясок.

Активные коляски

Активные коляски

Для деятельных, энергичных лиц настоятельно рекомендую активную коляску, неоспоримые преимущества которой - легкость хода, малый вес и габариты. Но для более полного использования ее возможностей необходимо обучение, благодаря которому открывается возможность научиться преодолевать на коляске лестиичные марши, бордюры и другие препятствия.
Один из плюсов активной коляски в том, что в ней мало коляски как таковой! Скажите, разве плохо, что она не бросается окружающим в глаза? Например, после одной телевизионной передачи, в которой был участником, раздался звонок матери знакомого мне «спинальника». Что же я услышал. «Я так рада за вас, вы уже ходите?» Спрашиваю: «Почему вы так решили?» Слышу ответ: «Ну как же, коляски под вами не видно».
И действительно: низкая спинка, малые габариты, и ее не видно. Это здорово! Видят, прежде всего, Вас, а не коляску - атрибут вашей инвалидности. Хотелось бы отметить, что стоит не делать скоропалительных выводов в адрес любой коляски, особенно активной. Практика показывает, что ее преимущества большинство ощущает не сразу, а вот непривычные ощущения приводят к неприятию и раздражению. Но поверьте, не знаю ни одного человека, пересевшего на активную коляску и не оценившего ее преимуществ. Тем более, часть активных колясок можно отнести к спортивным, что позволяет расширить зону их применения.
Активные коляски выпускают: фирма «Катаржина» (коляски «Крошка РУ» и «Пикник») и фирма «Преодоление» (коляски «Ламбада» и «Мастер»), СП ООО «Пунтукас-Пушкин» (коляски: V30, V31, V32, V33, V35, V36).
Адрес Центра реабилитации инвалидов на колясках «Катаржина»: 127106 г. Москва, ул. Комдива Орлова, 4. Тел. (495) 482-1110. Тел./факс (495) 482-1936.
Адрес Центра активной реабилитации «Преодоление»: г. Москва, ул. Широкая, 23, корп.1. Для писем 101000, г. Москва, а/я 540. Тел.: (495) 476-7943, 182-2477. Тел./факс (495) 182-1344.
Приступили к выпуску активных колясок: ЗАО «Инкар» («Надежда люкс», «Стриж»), Уфимский завод (БК42), Госу-; дарственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ- Прогресс» («Адаптер») связаться с которым можно по адресу: 443009, г. Самара, ул. Псковская, 18Б. Тел./факс: (8462) 97-18-47,97-18-76.
У коляски «Адаптер» настораживает лишь некоторая «хрупкость» конструкции и малый вес допустимой нагрузки - 75 кг, но возможно эта коляска планировалась для космических полетов и не была рассчитана на земные нагрузки? Коляска «Стриж» так же имеет ряд конструктивных ошибок, и ее применение вряд ли целесообразно вне помещений.

Активные коляски

Немецкие фирмы «Майра» и «Отто Бокк», имеющие представительства в Москве, тоже имеют в своем арсенале активные коляски. Например, модели «Домино» («Майра») и «Вояжер» («Отто Бокк»). Коляски отменного качества, но стоят дорого (к примеру, «Домино» - 1800 евро). На Украине активные коляски выпускает Львовское предприятие средств передвижения и протезирования (коляска «Стимул»).
Наиболее распространенными и доказавшими свою состоятельность многолетней эксплуатацией являются коляски «Крошка Ру», «Ламбада», «Пикник» и «Мастер».
Коляски «Ламбада», «Пикник» и «Мастер» имеют жесткие рамы, спинки которых складываются наклоном вперед. Рама
«Крошки Ру» складывается ножницами, поэтому занимает в сложенном положении меньше места. У всех этих колясок большие быстросъемньте колеса. «Ламбада» имеет титановую раму, «Мастер» - алюминиевую, «Крошка Ру» и «Пикник» имеют титановые и стальные модификации рам. Стоит отметить достаточно высокую стоимость активных колясок - 300-700 у.е.
Зарубежные аналоги стоят и того дороже. Например, американский аналог «Мастера», Quickie GP/GPV, с максимальной скидкой стоит S875, а титановые аналоги «Пикника» и «Ламбады» от $1850. Справедливости ради надо отметить, что эти зарубежные коляски отменного качества.
И если бы на наши коляски поставить комплектующие подобного уровня, то, прямо скажем, в цене была бы не столь большая разница. Да и смотрите: зарубежные покрышки и камеры хоть и стоят в два раза дороже отечественных, а служат в те же два раза дольше. Напит камеры замучаешься подкачивать каждую неделю, тогда как импортные можно не накачивать в течение нескольких месяцев. Подшипники служат в несколько раз дольше, болты, гайки, спицы - из нержавеющего материала. Словом, когда начинаешь анализировать, получается, что в цене мы уже подбираемся к импортным коляскам, а в качестве есть над чем работать. И здесь уже необходима государственная политика поддержки производства подобных колясок. Ведь самое главное, что руководители и инициаторы создания подобных колясок сами колясочники. И это практически единственный пример, когда производством колясок занимаются сами инвалиды.
Другие производители колясок действуют на базе давно созданных при поддержке государства предприятиях, тягаться с ними в количестве и, следовательно, в себестоимости колясок трудно. Да и выпуск колясок не является основным производством, что сказывается на слабости конструкторской мысли и обновлении модельного ряда колясок. Но уже пришло время, когда сам колясочник должен выбирать себе средство передвижения. И будущее - за активными колясками, дающими каждому деятельному человеку новые возможности.
Надо отметить, что недавно созданное совместное предприятие СП ООО «Пунтукас-Пушкин» (объединившее потенциал российских производителей и АО «Пунтукас», Вильнюс) имеет гораздо более широкий перечень колясок, в том числе и активных. Поэтому рекомендую обрати ть на них самое пристальное внимание, в плане новых разработок они идут впереди. А титановая коляска V36 с амортизаторами и изменяющимся углом развала колес ничем не хуже западных аналогов.

Прогулочные коляски

За рычажными колясками, благодаря справкам, выдаваемым МСЭ (бюро медико-социальной экспертизы) на их получение, укрепилось название прогулочных. «Рычажки» удобны для тех, у кого слабо работают кисти рук либо отсутствует одна из рук. Эти лица предпочитают передвигаться на них и дома, если позволяют габариты квартиры. Основное же их предназначение - это передвижение по улицам. Благодаря вращению колес посредством рычагов, на этих колясках удобно вращать колеса в любую погоду, тогда как использовать коляски с обручами в дождливую и снежную погоду неудобно из-за излишнего скольжения рук по обручам. Но при ходе рычага имеются две «мертвые точки», в которых «шатуны» расположены на одной линии, и, следовательно, коляску невозможно сдвинуть с места. Для того чтобы тронуться, при преодолении «мертвых точек» нужно прокрутить рукой само колесо, либо перенести вес тела на одну сторону, а рычаг с другой стороны передвинуть рукой. Во время движения коляски такие проблемы возникают лишь при крутом подъеме и малой скорости коляски.
У нас в основном можно встретить рычажные коляски моделей: «Майра-406», словенская VI-7 (в простонародье «Югославка»), N 768 бельгийской фирмы «Vermeiren» все они с малыми передними колесами и большими задними, «Майра-407» - наоборот, с большими передними и малыми задними колесами. Модели 406 и 407 выпускаются по лицензии немецкой фирмы «Майра» в г. Ставрово Владимирской области на Заводе тракторного оборудования, что, очевидно, предопределило их судьбу. Качества они не лучшего, хотя сама конструкция испытана, надежна и в зарубежном варианте, что называется, «держит удар». Так, однажды имел неосторожность на спуске на большой скорости врезаться в бордюр и перевернуться. Рама выдержала и, кроме царапин на ней, ничто не напоминает о столкновении.
Есть коляски с правосторонним и левосторонним приводом. Лучше, когда управление расположено с двух сторон, - тогда можно освободить одну руку, что особенно важно при открывании двери и поднятии предметов с удобной стороны. Вес коляски - 36 кг.
О рычажной коляске фирмы «Vermeiren» могу сказать, что сталь ее рамы достаточно мягкая. В г. Саки при мне на ней набок завалился «весьма подогретый» седок. Сердобольные прохожие быстро поставили его коляску на колеса, и пошли дальше. Ои же, мало понимая, что произошло, пытался продолжить движение, но этому мешал согнувшийся рычаг. Подъехав к нему, и выпрямив рычаг, смог лично убедиться в мягкости стали рамы. Вес коляски небольшой - 27 кг
«Югославка» - вне конкуренции в плане скорости, прочности и проходимости. Развивает скорость на ровной поверхности до 15 км/ч по сравнению с 12-13 км/ч других рычажных моделей. Задние колеса у нее большего диаметра и вынесены далеко назад. Соответственно, она имеет большие габариты. Ручка управления у нее одна. Весит коляска около 43 кг. «Югославки» давно не поставляются в нашу страну и, очевидно, доживают свой век в руках счастливых владельцев. В большей части цивилизованных стран рычажные коляски уже не производятся. И, по рассказам наших инвалидов, посетивших Америку на рычажных колясках, данная модель произвела неизгладимое впечатление на американских коллег. Они узрели в ней нечто большее, чем напоминание о палеозойской эре и вымерших динозаврах. Да, не понять им, не двигавшим рычаги на танках и тракторах, не державшим в мозолистых руках косу или шашку, почему нам так дороги эти движения рычагами. И да пусть рычажки на наших дорогах будут долго греть нашу широкую русскую душу! А басурмане пущай шаркают по гладким дорогам на своих чопорных электроколясках.

Электроколяски

Электроколяски

Электроколяски можно отнести и к комнатным, и к прогулочным, а в Америке они вообще относятся к активному типу колясок. И не удивительно: габариты современных электроколясок очень малы за счет ведущих колес меньшего, чем у обычных колясок, диаметра и отсутствия обручей. Они очень устойчивы за счет низко расположенного двигателя и аккумулятора. И если бы не отвратительное качество наших дорог и отсутствие средств, многие бы смогли оценить их преимущества. Ведь управлять ими легко пальцами одной руки, через пульт управления типа «джойстик», установленном на подлокотнике коляски, под любую руку. Более того, есть коляски, управление которых можно осуществлять только поворотом головы, подбородком, дыханием, голосом, одной ногой, словом, при инвалидности любой сложности они дают свободу и мобильность. Сейчас меня мало чем удивишь, но когда на улице провинциального городка на Аляске (США) встретил колясочника, передвигающегося на электроколяске неведомым для меня способом, я долго поражался. Как он с неработающим и руками, закрепленной, неподвижной головой отважился самостоятельно выехать из дома, да не просто так, а в магазин за покупками. Его приветствие глазами как бы говорило мне: «Привет, коллега, все окей».
Начавшаяся эра электроколясок готовит новый прорыв и в преодолении лестниц. Так, начат выпуск электроколяски IBOT, позволяющей за счет системы балансирования на двух колесах коляски «шагать» по лестнице. И хотя стоимость коляски на сегодняшний день астрономическая (25000 долларов), следует ожидать дальнейших более дешевых разработок.
Один из видов отечественных электроколясок сделан на базе обычных комнатных колясок, на которые установлен электропривод и аккумулятор. Так, в 1991-1992 году для коляски модели «400» Ставровского завода был разработан с электрический привод, позволяющий передвигаться со скоростью до 5 км/ч, преодолевать подъемы до 10%, имеющий запас хода от одной зарядки до другой на 20 км, вес 25 кг без веса коляски. Сейчас налажено производство подобных приводов в НТА «АГНИ» (г. Краснодар). Модель 400 с электроприводом «ИННЭЛ-ЗМ» (ИКЭ) имеет близкие показатели, отличающиеся в основном типом и большим весом аккумулятора (ML 60) 21,5 кг, масса самого привода 16 кг. Стоимость этих колясок от 500 у.е. Принцип движения таких колясок состоит в передаче вращения от электродвигателя через фрикционный, обрезиненный ролик на колесо. Так как вращение колеса осуществляется за счет трения ролика и колеса, то, при попадании воды или падения давления воздуха в шинах, возможно прокручивание валика и, следовательно, остановка коляски и холостая работа электродвигателя. Был не раз свидетелем кручения и пробуксовки на месте подобного вида колясок. Поэтому рекомендую дальше дома иа колясках такого типа не выезжать.
Кафедрой электромеханики Московского Энергетического Института (111250, Москва, Е-250, ул. Красноказарменная, 13. Тел. 362-74-29, 365-35-46, 180-37-04, факс 737-33-86. разработаны еще два конструктивных варианта электропривода ИННЭЛ-4 («Уют») и ИННЭЛ-5, мощностью 90 и 110 Вт соответственно. Привод ИННЭЛ-4 устанавливается на коляски М-400 и М-700, имеет раму с двумя мотор-редукторами, осуществляющими раздельный привод на каждое ведущее заднее колесо через фрикционный ролик. Масса электропривода с аккумуляторной батареей - 37 кг. Привод ИННЭЛ-5 позволяет передавать вращение от двигателя непосредственно на ось колес. Это уже абсолютно другой класс колясок, близкий к электромобилям. ИННЭЛ-5 имеет раму с двумя мотор-редукторами, осуществляющими раздельный привод на ось каждого ведущего заднего колеса диаметром 13 дюймов (около 33 см). Масса электропривода с аккумуляторной батареей - 45 кг. Стоимость колясок - около 1300 долларов.

Стоимость импортных аналогов таких колясок необычайно высока - более 4000 тысяч долларов. И нашему колясочнику не по карману. Но бывшие в эксплуатации коляски гораздо дешевле, хотя тоже дороги. Приобрести их можно за 25% от цены новых колясок, например, в немецкой фирме «Юнекс ГМБХ» (Toistr. 41, 10119 Berlin Deutschland. Тел. 030-44051492, тел./факс 030- 25797714,030-8120907). Предлагаемые там коляски - производства немецкой фирмы «Майра».
Производит с недавнего времени подобные коляски и Уфимский завод (модель БК35), стоимость их от 1000 у.е. Электроколяска создана на основе модели коляски БК1. Кресло-коляска приводится в движение двумя мотор-колесами диаметром 611 мм. Потребляемая энергия - 400 Вт/ч, напряжение питания 24 В, максимальная скорость 6 км/ч, преодолеваемый подъем 6 градусов. Масса без аккумуляторных батарей - 47 кг.
Коляска КАР-4 («ИНКАР-М») имеет тяговые аккумуляторы, расположенные в колесе. Масса - 62 кг. Стоимость - около 1600 у.е. Трехколесная дорожная коляска КАР-10 развивает скорость до 25 км, имеет запас хода без подзарядки 80 км и стоит около 2700 у.е.
Можно приобрести коляску с электроприводом (модель ИИ- 2101-С) в компании «ИнваИнжиниринг» (г. Москва, ул. Трифоновская, 55. Метро «Рижская». Тел./факс (495) 777-41-59. Рама этой электроколяски изготовлена из алюминиевых труб, задние ведущие колеса диаметром 12 дюймов, два двигателя с прямым приводом на колесо имеют мощность 106 Вт. Максимально преодолеваемый уклон - 12 градусов.
В Москве существует всероссийский Центр реадаптации инвалидов, (г.Москва, 125206,ул. Астрадамская, 15. Тел./факс (495) 211-13-55. Проезд: м. Савеловская, авт. 72 до ост. «Префектура Северного округа»), и хотя цены там на 15-20% выше, чем у производителей, советую туда заглянуть, и ознакомиться с колясками и другими средствами реабилитации, появившимися иа российском рынке. Москвичи могут выбрать и бесплатно получить необходимые средства реабилитации в Московском центре технических средств реабилитации (МЦСР). Адрес: 109088, Москва, ул. Новоостаповская, 6, строение 1. Тел./факс 274-02-88. Тел. (495) 274-18-64. Еще один адрес: магазин «Медтехиика», г. Москва, ул. Народного ополчения, 29. Тел. (495) 192-15-11.

Спортивные коляски

Спортивные коляски

Спортивные коляски

К ним относятся баскетбольные, теннисные, коляски для танцев и гонок. Баскетбольные коляски имеют такую же «активную» основу, только вокруг передних колес имеются трубы, предохраняющие ноги от столкновения с другой коляской. Теннисным коляскам такие трубы не нужны: как правило, они имеют больший развал колес до 20 градусов, более низкую посадку для маневренности и устойчивости. Имеются опорные трубы или места для рук на раме коляски для возможное опираться свободной рукой в момент удара ракеткой. Танцевальные коляски стремятся сделать с укороченной и зауженной спереди рамой, для того, чтобы при разворотах в танце рамой не задевать партнера. Для этого же оставляют спереди только одно маленькое колесо вместо двух. На всех названных колясках предусмотрено одно или два колеса сзади, предохраняющие коляску от опрокидывания назад. Больших принципиальных различий между этими колясками нет, и часто они используются в нескольких видах спорта. Но, конечно, для матерых профессионалов существенно любое отличие. На гоночных колясках, благодаря очень низкой посадке, можно вращать обручи меньшего диаметра, что позволяет при одинаковой частоте их толкания достигать большей скорости вращения колес. Большая скорость достигается и за счет малого веса колясок, равного 5-7 кг. Направление движения выдерживается за счет гидравлического поршня, закрепленного на вилке переднего колеса.
Гоночные коляски («Спурт») из алюминия производит фирма «Люкор» (г. Санкт-Петербург, ул. Заставская, 5/1. Тел./факс (812) 387-03- 82, директор Корсаков Юрий Петрович). Эта же фирма же выпускает коляски для танцев «Твист» и коляски для баскетбола «Дриблинг». Коляски для тенниса и баскетбола производят «Катаржина» (коляска «Прессинг») и «Преодоление» (коляска «Фаворит»).

Велоколяски

Велоколяска или, как ее еще называют, хэндбайк или хэнди- сайкл (что в переводе с английского означает дословно ручной велосипед или ручной круг) замечательное средство для передвижения. В результате возможности выбора нагрузки за счет переключения передач каждый может выбрать ритм движения, соответствующий своим возможностям. Посадка в велоколяске более физиологична по сравнению с гоночной и позволяет осязать окружающую обстановку. Для гонщиков на спортивных колясках весь пейзаж расположен на асфальте, куда упирается взгляд, благодаря сильному наклону туловища вперед. Не откажем себе в удовольствии и остановимся подробней на велоколяске в отдельной главе.

Следуют знать и другие фирмы, реализующие коляски и прочие средства реабилитации различных производителей:
ООО «Дон». Адрес: 117602, г. Москва, Мичуринский пр-т, 74. Тел./факс (495) 430-80-72.
ЗАО «Фирма Инва». Адрес: 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17Б. Тел. (495)506-1805. Факс (495)334-78-90.
Объединение «Экспрессмедтехннка». Адрес: 127572, г. Москва, ул. Абрамцевская, 17. Тел/факс (495) 780-41-07.
Московское представительство «Титан Дойчланд ГмбХ». Адрес: 113035' г. Москва, ул. Пятницкая, 47. Тел./факс: (495) 232-35-06,951-27-66.

Общие рекомендации при выборе коляски

Для лиц с малой подвижностью рук (травмы шейного отдела позвоночника, миопатия, лица с ДЦП, последствия инсульта) рекомендуются электроколяски и рычажные коляски. Для лиц с полной неподвижностью рук - транспортные коляски. Остальным категориям инвалидов, имеющим работающие руки, рекомендуются коляски, приводимые в движение обручами и рычагами.
Для пожилых, имеющих возможность в ограниченных пределах самостоятельного передвижения на ногах, и лиц, у которых сохранены движения в ногах, но не работают руки, желательны коляски с убирающимися подножками (чтобы они не мешали при вставании и давали возможность передвигаться на коляске отталкиванием ног от поверхности). Так же коляски со съемными подножками рекомендуются лицам с высокой ампутацией ног, так как, благодаря снятым подножкам, уменьшается общая длина коляски. Для пожилых людей, как правило, можно рекомендовать коляски модели 401 (Ставровского завода), БК 1А (Уфимского завода), «ДАВ1», «ДАБ 5.00» («ДАБ Интернейшил», г. Санкт-Петербург»), КР-2 (ОАО «Калугапутьмаш»), ИИ-2101-С и ИИ-2103-С (компания «Инваиижениринг»). Для пожилых людей и людей с ослабленными руками стоит учитывать и тип шин колес коляски. Для облесения ухода за камерами (шинами) лучше использовать колеса с литыми (не накачивающимися) шинами из вспененного полиуретана. Такие шины могут устанавливаться на коляски «БК 1А» (Уфа), «КР-2» (Калуга), «ДАБ 1» (Санкт-Петербург). Для лиц с ампутацией нижних конечностей, в связи со смещенным назад центром тяжести, подойдут коляски «Модель 400» (Ставровского завода) и активные коляски с возможностью выноса осей колес назад («Крошка РУ» фирмы «Катаржииа»). Но можно пользоваться и другими моделями, если доработать коляски специальными роликами, предохраняющими коляску от опрокидывания (коляски «V32», «V33»). Для людей с высокой ампутацией обеих ног подойдут и малогабаритные тележки, перемещаться на которых можно, отталкиваясь от земли специальными палками или колодками. Такие тележки производят: ЗАО «Инкар» - тележка Горизонт-3, Предприятие средств передвижения (Адрес: 79052, г. Львов, ул. Руденская, 10) - тележка КМ. Для лиц со спинномозговой травмой позвоночника нужна облегченная разборная (складывающаяся) коляска. Этим требованиям отвечают коляски активного типа.
Для детей можно порекомендовать коляски: «ИИ- 2104-1 С», «ИИ-2104-2С» Тегкна весом 9,5 и 14 кг (из стали и алюминия) компании «Инваинжениринг»; для детей с ДЦП «БК19» (Уфа) -17 кг и «КЛМ-2», «КАМ-3» (ИНКЛР-М) - 17 кг; «Сорванец», «Непоседа» и «Гармония» - 8 кг и 10 кг («Преодоление»); «Крошка РУ-Д» («Катаржина») от 10 кг; «ДАБ 4» («ДАБ Интернейшнл») - 17,6 кг, «М-600» и «М-700» (Ставрово) - 17 кг и 20 кг. Тем, кто величает свое чадо киндером и желает сделать ему сюрприз, скопив сумму «хотя бы» 2000 у.е., может смело отправляться за детской коляской в представительство фирмы «Майра» или «Отто Бокк» в Москве.

Для выбора коляски необходимо

Для выбора коляски необходимо так же знать места ее постоянного использования. Так, для передвижения по комнате в стесненных условиях (узкие двери, коридор и т.п.) нужны маневренные коляски - коляски активного типа и коляски с меньшей: шириной и длиной (например: коляска «БК 1 А») или коляски, имеющие возможность суживания (коляска «С.01», ЗАО ПКФ «Сиб-меддизайи). Рычажные коляски (например, самые распространенные «модели 406» и 407» Ставровского завода; коляски «V10»,

«VII», СП ООО «Пунтукас-Пушкин»; коляски Горизонт-4», «Дельта 01», «Инкар-М»; коляски львовского предприятия «КДСВ», «КЛР», «КРД»; коляски «ДККС-1», «ДККС-2», ООО «Друкмаш-центр» (Украина, г. Кировоград, ул. Волкова, 2) относятся к категории прогулочных колясок и применяются в основном вне дома или_в больших просторных помещениях (специализированных санаториях).
Тем, кто имеет мобильность, ограниченную пределами своей квартиры, мог бы посоветовать оригинальную коляску «Муравей», выпущенную АООТ «Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева» (123362, г. Москва, ул. Вишневая, 7. Тел./факс (495) 491-5779). Своеобразие данной коляски состоит в ее универсальности. Она является средством передвижения и подъемником одновременно. К сожалению, в ответ на мой запрос, руководство завода уведомило, что выпущено всего 25 таких колясок и, ввиду некоторых конструктивных недоработок, требуется разработка новой модели коляски. А так как данная продукция не является профильной для данного завода, тема была закрыта. Сейчас на складе завода осталось несколько таких колясок. И все же коляски подобной конструкции существуют и производятся в Швеции.
При выборе коляски нужно знать, что требования к ней предъявляете вы! Поэтому нужно разобраться, где и как вы будете ей пользоваться. Если только дома, значит, ее ширина должна быть минимальной. Если и на улице, нужно учесть одежду, которую вы надеваете (ширина сиденья должна быть на пару сантиметров шире). Но даже если вы живете в «зимнем дворце», не стоит приобретать широкую коляску, ваши руки при вращении обручей будут излишне отводиться в стороны, дополнительно напрягая мышцы рук. Так же не стоит стремиться к наличию высоких подлокотников лицам с крепкими руками, так как при частом вращении обручей руки будут о них натираться. Если вы часто путешествуете и пользуетесь транспортом, необходимо приобретать складывающуюся коляску.

Самые меньшие габариты в сложенном состоянии у колясок, чьи рамы складываются «ножницами». Несколько большие у колясок, складывающихся наклоном спинки сиденья вперед. Если вы самостоятельно пользуетесь автомобилем, то желательно, чтобы у коляски еще легко снимались колеса. Благодаря этому разбираемые части коляски весят немного (5-6 кг рама и 2-3 кг каждое колесо у активных колясок) и возможна самостоятельная загрузка коляски в машину.
Если вы в состоянии освоить технику езды на задних колесах коляски, то вам удастся научиться самостоятельно подниматься по лестницам с перилами, преодолевать бордюры и другие препятствия. Если для вас это тяжело, но вы любите путешествовать в любую погоду и зимой, то стоит позаботиться, чтобы передние колеса коляски были большего, чем у активных колясок диаметра и пневматическими (например: размером 200x50,110x47 мм или импортные 6x1 1/4, 7x1 1/4, 8x1 1/4). Наличие передних колес большего диаметра позволит легче преодолевать неровности дороги и различные пороги. При езде на улице (на активных колясках) важно иметь небольшой развал больших задних колес (4-6 градусов), благодаря этому коляску на дорогах с поперечным уклоном не ведет в сторону. Нужно знать, что это происходит только при правильно расположенных (вблизи центра тяжести) осях задних колес.
Важно и расположение тормозов коляски. Для активных людей лучше низко расположенные тормоза (типа «ласточка») двигающиеся в горизонтальной плоскости. При энергичном вращении обручей колес пальцы рук не задевают и не сбиваются о них, так как это может произойти при использовании стандартных тормозов, работающих вертикально.
Лучше, конечно, предварительно увидеть и попользоваться выбранной вами коляской. Правильный выбор коляски может сделать вас вполне самостоятельным человеком, а неправильный - сделает вас действительно инвалидом. С приобретением опыта и для более активной жизни, скорее всего, вы будете стремиться иметь минимум две коляски. Например, я использую одну коляску для дома, другую для улицы. Одна выступает в роли тапочек, другая - в роли сапог. В самом деле, удобно иметь разную «обувь», и, приходя с пыльной улицы, лучше пересесть в «домашнюю» коляску. Удобней, когда коляски имеют одинаковые параметры покрышек. В этом случае протертые покрышки уличной коляски еще вполне послужат на «домашней».
Не секрет, что покрышки импортного размера 540x37 мм достаточно дороги, дефицитны и недолговечны. Очень активным колясочникам, стирающим покрышки 540x37 вчистую за один сезон, советую заменить обода колес под распространенный велосипедный размер 533x37. Для любителей лазить по лужам и по горам рекомендую заменить обода на размер 507x21 мм и покрышки на размер 507x47 мм. В этом случае наружный диаметр колес останется почти прежним за счет большей высоты протектора покрышки 507. В чем вы выиграете. Покрышки 507x47 черного цвета гораздо дешевле, износ (за счет большего слоя резины) протектора незначителен. Во всяком случае, вот уже пятый год каждодневно наматываю километры на этих покрышках, и износа их не видно. По моему прогнозу их хватит минимум лет на десять. Единственная трудность - приладить обручи к ободу меньшего диаметра. Для этого лучше воспользоваться обручами коляски диаметром 22 дюйма (489 мм). И еще небольшой минус - вес таких покрышек больше, но зато преодоление препятствий и езда по неровным дорогам более «мягкая».
Знайте, что с января 2005 года «Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями».

* * *

Подводя итог данной главе, отмечу, что получить необходимое средство реабилитации и, в том числе нужную коляску, - ваше законное право. И очень важно грамотно составить ИПР и добиваться ее выполнения. Это - путь к вашей независимости.

Общие рекомендации при выборе коляски
Общие рекомендации при выборе коляски

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы