Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

Глава 22. Немного о спорте

"Мы как все, но чуть сильнее".
Девиз Первого Фестиваля спорта
на колясках "Воробьевы Горы"

Давайте для затравки я просто перечислю виды спорта и активного отдыха, доступные колясочникам, о развитии которых пекутся соответствующие ассоциации. Итак: армрестлинг, стрельба пулевая, стрельба из лука, стрельба из арбалета, баскетбол, боччия, боулинг, дартс, хоккей, регби для шейников, бадминтон, дорожные гонки, лыже-санный спорт, конькобежный спорт, слалом на колясках, софтбол, плавание, настольный теннис, легкая атлетика, стендовая стрельба, тяжелая атлетика (пауэрлифтинг), горнолыжные дисциплины, фехтование, ручной велоспорт, авиаспорт, планеризм, ралли, парусный спорт, гребля на байдарках, а также аэробика, спортивные танцы, подводное плавание, гольф, скалолазание, туризм, спортивная рыбная ловля, гонки на снегоходах, верховая езда и т. д. Пусть не покажется вам произвольным порядок перечисления, – просто я свел воедино с английского и немецкого языков согласно латинскому алфавиту названия американских и германских спортивных клубов для колясочников.

Некоторыми видами спорта из перечисленных у нас занимаются единицы, другими – десятки и сотни. Одни худо-бедно развиваются, другие, не успев пустить корни на нашей почве, отмирают. Так произошло, например, с горнолыжным слаломом на моноски (седло, закрепленное на одной лыжине люс пара канадских костылей с лыжатами на концах), которое десять лет назад я привез из Америки, и на котором несколько лет выступала единственная в России женщина Зинаида Емлина. Замечу, что в США этим видом спорта занимаются сотни парализованных и безногих.

С горными лыжами еще как-то объяснимо, – оборудование уникальное, горнолыжных баз у нас осталось мало, да и те, в основном, в Сибири и на Камчатке, подъемники и вся инфраструктура на них плохо приспособлены для тяжелых инвалидов. Но почему у нас не получили развитие такие доступные для любого самого небогатого клуба соревновательные виды как слалом на колясках и боччия, являющиеся паралимпийскими!?

С моей точки зрения, дело в том, что спорт инвалидов в России давно отдан на откуп нерадивым и безынициативным чиновникам, которых в свое время "попросили" из спорта для "здоровых". Вот они и пристроились, пользуясь пассивностью самих инвалидов, в верхи паралимпийского движения и спортивных федераций.

Загодя до олимпиады в Атланте в программе "Шаг из круга" я попытался привить интерес к слалому и даже показал, как играют в боччию, для которой только и нужно, что большая комната и десяток специальных мячиков. У нас их не достать, просто надо поручить кому-то из инвалидного начальства, любящего совершать бесцельные прогулки на Запад, пробрести там комплект для боччии. Игра эта доступна всем возрастам, формам инвалидности и степеням подвижности и напоминает известную азартную игру на деньги "чику", только вместо монет в ней используются тугие шарики.

Со слаломом на активных колясках проще в том отношении, что ничего из-за границы везти не нужно. Деревянный помост сколотит по чертежам плотник дядя Вася, а вместо цилиндрических ограничителей можно на первое время использовать дорожные конуса. Схема обязательной программы слалома предусматривает 110-метровый отрезок, но, во-первых, его можно сложить вдвое, а во-вторых, для тренировок сократить. Зимой для тренировок и соревнований достаточно просторного коридора, а летом – любой асфальтированной площадки или ровной дорожки.

К таким же, не требующим больших затрат, видам спорта относятся танцы на колясках, которые у нас до обидного плохо известны. Знаю только об одной паре из Петербурга – Елене Лозко и Александре Александрове. Партнер Лены – здоровый профессиональный танцор, закончивший знаменитое училище имени Вагановой, а сама Елена – спинальница с нижним парапарезом, жена Владимира Дьячкова, питерского баскетболиста-колясочника, основателя и директора единственной в России женской сборной по баскетболу. В 1998 г. в японском городе Макухари на первом чемпионате мира по танцам в колясках наша пара стала призером. Есть танцоры также в Белоруссии, стала заниматься танцами известная гонщица из Подмосковья Наталья Ларина. Но все это единицы, а этим видом спорта могут увлекаться сотни. Первое, что нужно – желание, а второе – достать из-за границы видеокассету с записями уроков и соревнований и увлечь в своем городе толкового хореографа.

К несколько непривычному для инвалидов виду автомобильного спорта относится картинг. Занимаются им пока единицы. К ним относится и Владимир Лебедев из Кронштадта. Он прикипел к карту в переносном и прямом смысле, тренируется вместе со здоровыми спортсменами и очень рекомендует этот вид для колясочников. Он член команды картингистов клуба "ВиК" в г. Сестрорецке Ленинградской области. Его карт переделан на ручное управление газа и тормоза. Шасси на базе модели КС-94 выполнено в Петербурге, на нем стоит американский двигатель мощностью 5,5 л.с. и объемом 0,2 л., снабженный автоматической центробежной муфтой. Управление выполнено очень удобно, его Владимир опробовал на нескольких картодромах, одобрили его и финские коллеги. Стоимость карта под силу небедному клубу, около 1300 долларов, но все же, согласитесь, – это не спортивная гоночная машина; а удовольствие, получаемое от соревнований на картодромах – не меньшее, чем на кроссах и ралли. Владимир ищет единомышленников и готов помочь в приобретении карта и инструктаже. Он дает свой адрес в Кронштадте: Цитадельское шоссе, д. 43, кв. 167.

Но для занятий автоспортом ничего, кроме горючего, покупать не придется. По доступности и пользе он должен занять одно из первых мест. В СССР это движение началось с того, что автолюбители Украины стали наведываться в соседнюю Чехословакию на кольцевые гонки и в Прибалтику на ралли. Летом 1988 г. заслуженный мастер спорта бывший мотогонщик Игорь Григорьев, чтобы ребята на автостоянке при сакском санатории не томились от безделия и пьянок, устроил соревнования по автослалому. Для этого понадобились всего-то десяток старых покрышек да судейский столик. Вернувшись осенью в Москву, я подумал, не включить ли что-то подобное в программу первой городской спартакиады инвалидов (Тогда я был вице-председателем Московской федерации спорта инвалидов по опорникам). Дозвонился до автомотоклуба, и его руководители с радостью помогли организовать соревнования по скоростному маневрированию, на которые съехались десятки мотоколясок, "Запорожцев" и тогда еще довольно редких "Жигулей".

Так было положено начало клубу МАКИ, который в нынешнем 2003 г. проведением своего очередного фирменного международного ралли "Надежда" готовится отметить свое 14-летие. В ралли 2001 г. участвовало 112 экипажей, из них – половина машин с ручным управлением. Сейчас в клубе из 70 членов несколько десятков разрядников и 11 кандидатов в мастера спорта, из которых трое "чистые" колясочники, в том числе автор. Особенно я бы отметил из них шейников Сергея Беркесова и Виктора Вахлакова. У Сергея очень высокая травма, и руки совсем слабые, но он был способен выдержать многотысячный пробег до Лондона на конгресс по транспорту для инвалидов, где он выполнял роль переводчика нашей делегации. Виктора я поставил бы на первое место по части "пронырливости": Государственных границ для него как будто не существует, – он ухитряется разгуливать чуть ли не по всей Европе без виз и облюбовал для себя Адриатику с ее лазурными заливами и нудистскими пляжами, о чем я писал выше.

Мы всегда рады гостям из Владимира, Волгограда, Иванова, Пензы, Подмосковья, Ростова на Дону, Рыбинска, Рязани, Ярославля, Тольятти и других русских городов, тем более, что в некоторых из них вслед за московским появились свои автоклубы.

В Красноярской федерации спорта инвалидов, которую возглавляет спинальник Георгий Лопатин, кроме ралли и пробегов, зимой соревнуются на снегоходах (они изначально имеют ручное управление и не требуют переоборудования), а летом совершают экологические путешествия по Енисею на водных мотоциклах.

Какие соревнования проводятся на автомобилях: Скоростное маневрирование ("классика" на спортивном жаргоне) состоит из комбинации упражнений, выполняемых в определенном порядке. В их числе – парковка, въезд в бокс, эстафета, пеньки, колея, ворота, змейка, круг и финишная линия. Результат определяется по сумме двух попыток (время плюс штрафные очки за задетые ограничители). Бензина на это много не уйдет, а удовольствие вы получите, и мастерство вождения возрастет. Если в соревнование включить одну-две фигуры слалома ("бабочку", "крест", "восьмерку", длинную "змейку" с переменным шагом и т. п.), то это уже будет спортивное многоборье.

Ралли – это не совсем то, что вы видите по телевизору. Конечно, это тоже многочасовая или даже многодневная изнурительная гонка по трассе длиной 300-500 км., но суть любительского ралли состоит в правильном и своевременном прохождении неизвестной трассы по ориентирам в дорожной книге, которая выдается штурману перед стартом. Начнешь блуждать – выбьешься из графика, станешь нервничать – пойдет ошибка за ошибкой. Но тут все шишки валятся на штурмана, а водитель отдувается на скоростных (режимных) участках и на дополнительных соревнованиях ("допах") типа слалома, кольцевой гонки, подъема на холм и др. В итоге все штрафные очки за опоздание и опережение на пунктах контроля и на допах суммируются, и по их минимуму определяется победитель.

Конечно, организовать и провести ралли – дело непростое и недешевое. Но членам нашего клуба приглянулось так называемое миниралли, или соревнования по ориентированию на улицах Москвы с трассой протяженностью не более 30-40 км по легенде, построенной по принципу настоящего ралли. Ни мороз, ни метель, ни даже гололед не останавливают любителей этого вида автомобильных соревнований, которые традиционно устраивает клуб в декабре в рамках Международной декады инвалида. Обычно в них участвуют не меньше 25-30 машин.

Давайте я помогу вам устроить такое упрощенное и укороченное ралли. Одному из организаторов предстоит в одиночку разработать трассу и закодировать ее в форме легенды. На трассу желательно нанизать главные достопримечательности вашего города, включить извилистые участки дорог и нестандартные перекрестки и сложные развязки. Старт назначается на широкой малолюдной улице или площади в выходной день, когда улицы свободны от транспорта, а если вы хотите привлечь к акции внимание горожан, то наоборот, – подыщите место попрестижнее и заранее известите об этом ГИБДД. Финиш может быть закрытым (неизвестным) или на первый раз объявленным. Трассу можно разбить на два этапа по 10-15 км каждый, который проходится примерно в 30-60 минут в зависимости от сложности маршрута. В конце каждого этапа должен быть установлен судейский пункт, обозначенный заметным щитом или иным способом. Каждый участник должен прибыть на этот пункт контроля времени (пункт КВ) в строго до минуты расчетное время. Каждая минута опоздания дает 60 очков штрафа, при прибытии с опережением участник должен отстояться до своей минуты перед пунктом КВ.

Как построена легенда, видно в таблице. В левом столбце указан набегающий километраж от предыдущего пункта КВ, во втором – расстояние от предыдущего ориентира (в легенде не обязательно показывать каждый перекресток, остальные проходятся либо по главной дороге, если она меняет направление, либо по обязательному предписанному знаками направлению, либо прямо). Третий столбец – самый важный. В нем показано направление движения автомобиля, начиная с нижней точки по стрелке. Точками в квадратах обозначены места расположения светофоров и дорожных знаков, которые расшифрованы в следующем столбце. В последнем столбце задаются вопросы по объектам, правильные ответы на которые служат контролем прохождения трассы, а неправильные или отсутствующие штрафуются. Кроме дорожных соревнований, в миниралли можно включить один-два допа на старте и на финише, например, в виде "змейки" и "восьмерки".

Легенда, составленная одним членом клуба, обычно проверяется другим. Главное правило – однозначность прохождения всей трассы и правильность изображения ориентиров. Конечно, перед соревнованиями нужно провести инструктаж участников (штурманов) и рассказать им о принципах устройства легенды и правилах соревнований. Если у вас возникнут вопросы, клуб МАКИ готов прийти на помощь и даже прислать опытного судью. Пишите по адресу: Москва, Бахрушина ул., д. 21/23, строение 5, клуб МАКИ, факс (495) 959-20-51, тел. 288-13-67.

Спортивное ориентирование на колясках – очень интересное занятие. Раньше такие соревнования по примеру шведов часто проводил в Петеребурге первый российский спортклуб инвалидов "Ортспорт", который основал Леонид Забелин, но сейчас организаторы что-то поутихли. В Москве мы с Владимиром Трояном проводили такие соревнования дважды, – в Серебряном Бору и в парке Кусково. Главная сложность – раздобыть и размножить подробную карту местности, на которую надлежит нанести десяток доступных для коляски точек с ориентирами. Их на местности поочередно ищут участники и регистрируют в контрольном листе их номера. Применяются и другие варианты. Если в вашем городе проводятся подобные соревнования для спортсменов, то судьи не откажутся помочь и вам.

Дартс (dart – бросок, англ.) стал распространенным видом спорта и развлечения. В 1990 г. в СССР возникла федерация дартса. Тогда же Московская федерация инвалидного спорта провела несколько встреч среди колясочников, а восемь человек из них участвовали в специальном зачете Кубка Союза. Дартс постоянно включается в программу фестиваля "Воробьевы Горы".

Благодаря простоте сравнительно недорогого инвентаря и возможности индивидуальной тренировки в любом помещении дартс может стать отдушиной для самых малоподвижных групп инвалидов, в том числе и тех, у кого работает одна рука или для которых выбраться из дома – целая проблема. В больницах среди лежачих больных можно проводить даже заочные соревнования палата на палату, а честные соперники могут состязаться по телефону, как это делают инвалиды-шахматисты.

Лыже-санный спорт на российские снежные просторы был пересажен из Германии. Первое "корыто" мне подарил выдающийся немецкий спортсмен Адольф Штубер в 1991 г., и первую зиму я, можно сказать, не слезал с саней, настолько понравился мне этот вид активного отдыха. Зима перестала быть мертвым сезоном, и я наслаждался прогулками по заснеженному лесу. Весной того же года мы с Михаилом Гусевым вывезли на Камчатку спинальника Славу Полякова и ампутанта Виктора Евстифеева, которые соревновались с немцами и норвежцами на 5-километровой трассе. Но мало кто помнит, что зимой 1982-83 гг. ленинградский клуб "Ортспорт" во главе с Л. Забелиным провел первые в России гонки на самодельных "ортокатах". Виктор Евстифеев также вспоминает, что задолго до этого они с интернатскими ребятами привязывали себя к санкам и катались, отталкиваясь лыжными палками. Так что каждая история, оказывается, имеет свою предысторию.

А история сначала обещала иметь неплохое продолжение: В 1993 году возник Российский клуб сидячих лыжников, который быстро вырос до 60 членов и охватил всю Россию от Пскова до Братска. Зимой того же года в соревновании в Серебряном Бору участвовали 26 спортсменов, и 7 команд боролись за первенство в эстафете. Лучшие спортсмены выезжали на соревнования по программе СКИнв в Петербург и Екатеринбург. В клубе начинали будущие участники, призеры и победители чемпионатов Европы, Мира и Паралимпийских игр спинальники Юрий Ильин, Михаил Терентьев и Сергей Шилов. Но до обидного быстро клуб прекратил свое существование. Сейчас на лыже-санях, кроме спортсменов-профессионалов, катаются в удовольствие несколько ребят в центральной России. Так не должно быть – ведь сделать сани несложно: найдите газету "Русский инвалид" N'2 (8) за февраль 1993 г. с моей статьей "Не в свои сани не садись". В ней даны чертежи саней, инструкция по их сборке, и тренировок.

В этой главе я не ставил целью прояснить историю появления и развития тех или иных видов инвалидного спорта, иначе пришлось бы рассказывать о том, как у нас появились первые гоночные коляски и первые гонщики, как формировались баскетбольные команды и знаменитые борцы на руках, как стали играть в "большой" теннис и стрелять из лука. Мне просто показалось, что будет полезно обратить внимание на те виды, которые не требуют больших затрат и могут получить развитие не в столицах, а в небольших русских городах и даже на селе.

А вообще спорт инвалидов, если им занимаются всерьез, мало отличается от спорта здоровых людей и преследует те же цели: самоутверждение, двигателем которого является стремление к лидерству и победе, и достижение материального благополучия благодаря участию в соревнованиях с заманчивыми призовыми фондами. Но для инвалидов к ним добавляется роль спорта как средства социальной и психологической адаптации. В других главах я старался рассказать, как наши крупные спортсмены победили в себе комплексы стеснительности и замкнутости, как они свободно и быстро передвигаются не только на водных и гаревых дорожках, но и в городском транспорте. Многие ребята благодаря спорту исколесили весь мир, побывав в Испании, Норвегии, Германии, Японии, США, Австралии и Греции, куда они вновь поедут в 2004 году на очередную XII паралимпиаду.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы