aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство

3.2.2. Создание обязательных мест для работы инвалидов

В условиях рыночной экономики коммерческие организации и предприниматели не хотят вкладывать деньги, для того чтобы взять инвалида на работу. Им проще взять здорового человека с образованием, конкурентоспособного на рынке труда. Поэтому со стороны государства потребовалось создать такой правовой механизм, который бы позволил заставить работодателей принимать на работу людей с ограниченными возможностями.
В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон РФ «О занятости населения в РФ») занятыми считаются граждане: - работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (слуЖбу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
- зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- выполняющие работы по договорам гражданско- правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости;
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с уважительными причинами;
- являющиеся учредителями организаций, за исключением учредителей организаций, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;
- являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
К сожалению, не все инвалиды физически способны работать. Право получить работу в рамках квоты, установленной для работодателей, имеют только те инвалиды, в ИПР которых имеются рекомендации к труду. Инвалид предъявляет ИПР в момент его постановки на учет в качестве безработного. Если ИПР инвалида еще не разработана, то решение о признании инвалида безработным может приниматься на основании справки об инвалидности.
Статьей 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено установление квот для приема на работу инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов — не менее 2 и не более 4 процентов от общей численности работников. В частности:
- законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2003 г. № 280-25 установлена квота в размере 2,5% к среднесписочной численности работников;
- законом Саратовской области от 28 февраля 2005 г. № 20-ЗСО установлена квота в размере 2% к среднесписочной численности работников;
- законом Самарской области от 26 декабря 2003 г. № 125-ГД установлена квота в размере 2% от среднесписочной численности работников;
- законом Воронежской области от 3 мая 2005 г. № 22-03 — квота в размере 3% от среднесписочной численности работников;
- законом Астраханской области от 27 декабря 2004 г. М° 70/2004-03 — квота в размере 3% от среднесписочной численности работников;
- законом Пензенской области от 3 июня 2003 г. № 483-ЗПО — квота в размере 4% от среднесписочной численности работников.
От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов законом освобождены только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.
Государство пытается оказывать влияние на работодателей, чтобы стимулировать создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, однако принимаемых мер оказывается явно недостаточно. Работодатели, принимающие на работу инвалидов, зачастую не имеют государственной поддержки, а также никаких специальных налоговых льгот или компенсаций на покрытие доходов, недополученных вследствие применения на их предприятиях, в учреждениях и организациях труда инвалидов. Поэтому нарушения прав инвалидов зачастую носят массовый характер.
Проблемой безработицы уполномочены заниматься органы службы занятости, которые осуществляют Функции по изучению и прогнозированию рынка труда, профориентации, профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов, зарегистрированных в Центрах занятости как безработные.
Органы службы занятости на основе сведений, поступивших от работодателей, формируют банк вакансий рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Инвалид, обратившийся в службу занятости, ставится на учет в качестве безработного и по мере поступления информации от работодателей об имеющихся вакансиях получает направления в организации для трудоустройства на квотируемые рабочие места. Рабочие места, предлагаемые для трудоустройства инвалида, должны соответствовать рекомендациям его ИПР.
Кроме того, службами занятости периодически проводятся ярмарки вакансий и ремесел для инвалидов, дни открытых дверей, семинары по вопросам трудоустройства инвалидов для работодателей, «круглые столы», на которых обсуждаются вопросы трудоустройства инвалидов.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с ИПР инвалида, а также предоставлять в службы занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. К сожалению, в настоящее время никаких реальных санкций за невыполнение требования о создании обязательных мест для инвалидов не предусмотрено. В некоторых регионах власти пытаются исправить ситуацию в пользу обеих сторон — и инвалидов, и их потенциальных работодателей.
Согласно ст. 64 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Инвалиду, которому неправомерно отказали в приеме на работу, нужно обратиться с заявлением в государственную инспекцию труда по месту жительства. Инспектора проведут проверку соблюдения законодательства работодателем, указанным инвалидом. Государственные инспектора труда имеют полномочия по привлечению работодателей к ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ.
Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. № 150 утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. К таким профессиям, согласно указанному Перечню, относятся, например, агент, архивариус, библиотекарь, бухгалтер, весовщик, вышивальщик, делопроизводитель, декоратор витрин, диспетчер, закройщик, инспектор, кондитер, контролер, лаборант, лифтер, маникюрша," медицинская' сестра по массажу, медицинский регистратор, налоговый инспектор, обувщик, повар, портной, программист, столяр, учитель, художник, ювелир, юрист и некоторые другие профессии. Указанный Перечень уже устарел и на практике не применяется. Например, в перечне приоритетных профессий не указана должность вахтера, с которой, по сути, могли бы справиться многие инвалиды.

Назад Оглавление Далее