Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство Законодательство

3.2. Меры защиты инвалидов при устройстве на работу

3.2.1. Бесплатное обучение профессиональным навыкам

Наличие возможностей для профессионального обу чения инвалидов является одной из гарантий их права на труд. Ратифицировав Конвенцию о правах инвалидов, Россия взяла на себя обязательство принимать меры, направленные на то, чтобы наделять инвалидов возможностью эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению; расширять на рынке труда возможности для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также оказывать помощь в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы; расширять возможности для индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательства Из всего числа инвалидов, проживающих в России, число лїодей трудоспособного возраста составлю ет менее 50%. Уровень их занятости очень низок, оЕ составляет, по разным оценкам, в среднем по страЯ' от 10 до 15%.
Чтобы получить работу и быть конкурентоспособными на рынке труда, инвалиды должны иметь профессиональные навыки. Инвалидам гарантировано право на неоднократное бесплатное профессиональное образование (ч. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон РФ «Об образовании»).
На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. №2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов» для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя: - федеральные головные центры; - образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, определенные окружными учебно-методическими центрами по обучению инвалидов. В частности, инвалидов, имеющих нарушение слуха, обучают в ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана», а инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, — в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный институт-интернат». Непрерывное профессиональное образование инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, осуществляется в ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет». Среднее профессиональное образование инвалиды могут получать в таКих Учреждениях, как ГОУ СПО «Профессиональный колледж» г. Москвы; ГОУ СПО «Старооскольский Медицинский колледж» Белгородской области; ГОУ СПО «Мурманский колледж экономики, статистищ и информатики»; ГОУ СПО «Омский колледж профес. сиональных технологий» и др.
Для поступления в образовательное учреждение профессионального образования поступаюіцИ (лично подают заявление о приеме, составленное hj бланке данного учебного заведения, а также сдают в приемную комиссию:
- документ о среднем образовании или начальном; профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования (некоторые учреждения принимают только подлинник);
- при необходимости оригинал или заверенную копию свидетельства о результатах ЕГЭ;
- фотографии размером 3x4 см (обычно 6 шт.);
- документы, подтверждающие право на внеконкурсное зачисление (в том числе справка медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальная программа реабилитации);
- паспорт (предъявляется в приемную комиссию). Другие документы могут быть представлены поступающим, только если он претендует на льготы, установленные законодательством РФ. Вуз может затребовать дополнительные документы от абитуриента лишь при наличии ограничений на обучение.
Инвалиды, не достигшие 18 лет, и инвалиды I" II групп, которым не противопоказано обучение, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются вне конкурса (п. 3 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»).
На вступительных экзаменах образовательным учреждениям рекомендуется предусматривать для данных лиц дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов. Люди с ограниченными возможностями могут самостоятельно выбирать форму сдачи итоговых испытаний в школе — ЕГЭ либо традиционный экзамен.
Профессиональное обучение безработных инвалидов может проводиться в следующих формах:
- профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы;
- обучение инвалида, имеющего профессию, второй профессии для расширения профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещаемой профессии;
- повышение квалификации инвалида с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;
- стажировка для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков;
- повышение квалификации с целью роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющейся у инвалида профессии, а также изучение новой техники, технологии и Других вопросов по профилю профессиональной Деятельности.
Практика показывает, что наиболее оптимально формой для обучения инвалидов является очно-заочная форма обучения.
Студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов (ч. з ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Положением об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утвержденным постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. №3/1, установлено право инвалидов в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение. Это означает, что в организациях профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки создаются специальные места для обучения инвалидов.
Наиболее эффективным является обучение инвалида профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями, а также по профессиям, специальностям, которые на текущий момент времени пользуются спросом на рынке труда. Обучение инвалида «редкой» профессии повышает его возможности в поиске оплачиваемой работы.
Инвалидам, решившим пройти профессиональное обучение, могут быть на выбор предложены несколько видов профессиональной подготовки с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья.
По окончании профессионального обучения инвалид проходит аттестацию образовательного учреждения или организации. Форма аттестации определяется профессиональными образовательными программами. Это могут быть квалификационные экзамены, зачеты, защита рефератов или выпускных письменных работ. Тем, кто успешно и в полном объеме прошел обучение и аттестацию после обучения, выдаются документы установленного образца (свидетельства, дипломы).
Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, по своему желанию могут принимать участие в лечебно-трудовой деятельности и получать плату за свой труд. Выполняемые работы в какой-то степени носят обучающий характер, так как прививают практические навыки.
К примеру, лечебно-трудовая деятельность может организовываться в виде работ в подсобных сельских хозяйствах стационарных учреждений. Инвалид, получивший навыки самостоятельного выращивания урожая, может в дальнейшем выращивать на собственных грядках и затем продавать продукцию.
С учетом вида и характера деятельности граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими необходимыми средствами индивидуальной защиты (например, при сельхозработах — перчатками).
Порядок участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой Деятельности утвержден постановлением Правительства Рф от 26 декабря 1995 г. № 1285.
На каждого гражданина, участвующего в лечебно-трудовой деятельности, врачом стационарного учреждения ведется индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности. Врач стационарного учреждения опре, деляет вид и продолжительность лечебно-трудовой де. ятельности конкретно для каждого гражданина. Лечебно-трудовая деятельность каждого гражданина осу. ществляется под наблюдением и контролем врача стационарного учреждения и по своей продолжительности не должна превышать 4 часов в день.
Вознаграждение за указанную деятельность выплачивается в размере 75% стоимости выполненных работ. Остальные доходы зачисляются на счета стационарных учреждений, в которых проживают инвалиды, и используются на улучшение обслуживания граждан.

Назад Оглавление Далее