Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство Законодательство

Образование

Вопрос: как оформить ребенка-инвалида со сниженным интеллектом в общеобразовательную школу по месту жительства в первый класс? Можно ли пойти в школу после исполнения 8 лет?
Ответ: в России гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования в соответствии с государственными стандартами.
По общему правилу поступить в первый класс может ребенок в возрасте не меньше шести лет шести месяцев и не позже достижения им возраста 8 лет. Однако, по заявлению родителя (законного представителя) ребенка учредитель образовательной организации вправе разрешить прием ребенка в школу в более позднем возрасте.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). В связи с этим, до подачи заявления о приеме в школу, необходимо пройти ПМПК.
ПМПК должна признать ребенка обучающимся с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ (или не признать его таковым), констатировать, что у ребенка есть особенности развития и необходимо создание специальных условий для его обучения, а также описать эти специальные условия (образовательная программа, психолого-педагогическая помощь, методы и способы обучения и др.).
В компетенцию ПМПК также входит предоставление рекомендаций по типам и видам образовательных организаций, в которой ребенку лучше обучаться. Выбор конкретной организации. в которой будет обучаться ребенок, осуществляется родителем с помощью органа образования, который должен представить информацию о том. в каких учреждениях имеются или могут быть созданы соответствующие условия для обучения ребенка, так как представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Таким образом, орган образования должен создать для ребенка те условия, которые определены в заключении ПМПК и ИПР.
После определения школы, где будет обучаться ребенок-инвалид в данную школу необходимо представить заявление, к которому приложить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя);
- оригинал свидетельства о рождении ребенка;
- документ о регистрации ребенка по месту жительства;
- индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида;
- заключение ПМПК.
Срок приема заявлений в первый класс начинается не ранее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.
Зачисление в школу оформляется распорядительным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, в течение семи рабочих дней после приема документов. Распорядительные акты организации о приеме детей на обучение размещаются на информационном стенде школы в день их издания.
Вопрос: имеет ли право директор образовательной организации общего типа отказать в приеме ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка- инвалида на основании документов, подтверждающих состояние здоровья ребенка, ссылаясь на отсутствие в организации условий для обучения детей с нарушениями развития?
Ответ: нет. не имеет.
В соответствии со статьей 43 Конституции РФ. каждый имеет право на образование, каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В статье 18 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, то есть, обеспечены государством.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность (п.1, ч.З статьи 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. №273-Ф3).
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение в образовательную организацию по адаптированной основной общеобразовательной программе, зачисляются в дошкольные образовательные организации в группы компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педаго- гической комиссии, которое носит рекомендательный характер для родителей (законных представителей).
Статья 5 Федерального закона РФ №273-Ф3 гарантирует право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. То есть, состояние здоровья человека никоим образом не должно влиять на его возможность реализовать свое право на образование.
К тому же. порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.01.20К г. №32) не обязывает родителей (законных представителей) ребенка предоставлять данные о состоянии его здоровья, а позволяет им действовать в этом случае по своему усмотрению (п.10). Добровольное предоставление родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья (включая детей-инвалидов) продиктовано разумной заботой о ребенке и возможностью своевременного оказания, в случае необходимости, квалифицированной медицинской помощи ребенку в условиях образовательной организации.
В приеме же в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В этом случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в департамент образования (либо отдел образования органа местного самоуправления) (п.5).
Ссылка администрации образовательной организации на отсутствие условий воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья (отсутствие соответствующих специалистов, технических средств и т.п.) несостоятельна.
После зачисления любая образовательная организация при осуществлении общего образования (включая дошкольное образование) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обязана создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ этими детьми (статья 79 Федерального закона №273-Ф3).
Ссылка администрации дошкольных образовательных организаций при отказе в зачислении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детский сад в связи с тем. что он не владеет навыками самообслуживания, также несостоятельна. В соответствии с Разделом 'Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761 н) в должностные обязанности помощника воспитателя и младшего воспитателя включена: повседневная работа, обеспечивающая создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в группе; организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, оказание им необходимой помощи.
Вопрос: обязана ли администрация образовательной организации предоставлять ребенку с ограниченными возможностями здоровья услуги тьютора? Может ли один родителей выступать в роли тьютора для своего ребенка?
Ответ: в соответствии со статьей 79 Федерального закона РФ «06 образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. №273-Ф3. «общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях для них создаются специальные условия для получения образования».
В качестве специальных условий (наряду с использованием специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведением групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечением доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) федеральный закон приводит предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Необходимость предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья услуг ассистента (помощника), тьютора определяется комиссионно, указывается в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или в ИПР, в перечне мероприятий психо- лого-педагогической реабилитации при составлении индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (ИПР), как составляющая часть специального режима учебного процесса.
Однако, следует различать понятия «тьютор» и «ассистент» (помощник).
В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н) должность тьютора отнесена к педагогическим работникам. При занятии этой должности соискатель должен отвечать определенным квалификационным требованиям. А именно: иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Введение в штатное расписание должности тьютора относится к компетенции образовательной организации.
К ассистентам (помощникам), оказывающим детям в основном необходимую техническую помощь, таких требований не предъявляется. Таким образом, родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями в целях скорейшей адаптации ребенка к образовательной среде, оказания ему необходимой помощи (передвижение, обслуживание и т.д.), могут быть допущены в образовательные организации в качестве добровольных помощников при соблюдении определённых условий (медицинское заключение и др.).
Вопрос: может ли ребенок с ограниченными возможностями я здоровья быть отчислен из дошкольной образовательной организации в связи с тем, что ему исполнилось 7 лет до 1-го сентября текущего года?
Ответ: нет, не может.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. №273-Ф3. получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Максимальный возраст для пребывания в дошкольных организациях не установлен.
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014) определяет, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Таким образом, действующее законодательство не связывает прекращение образовательных отношений между воспитанниками и образовательной организацией с моментом достижения ими возраста 7 лет. Традиционное закрепление в уставе дошкольной организации семилетнего возраста (усредненное значение), как максимально возможного для нахождения в ней ребенка, связано, очевидно, с установлением возраста, с которого обычно начинается получение ребенком начального общего образования.
Часть 1 статьи 67 Федерального закона РФ № 273-ФЗ гласит: получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Однако Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) точно определяет дошкольный возраст — от 3-х до 8 лет (пункт 2.7.).
Следовательно, срок окончания образовательных отношений в дошкольной организации должен определяться не датой исполнения ребенку возраста 7 лет, а готовностью его к получению начального общего образования. Для детей с ограниченными возможностями здоровья это особенно актуально, поскольку их уровень физического, психо- эмоционального развития, возможность социализации и способность к адаптации в коллективе. отличается от уровня детей с нормой развития.
Вопрос: для чего создана ПМПК, какие функции она я выполняет?
Ответ: согласно Положению о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082) комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций:
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы, содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Вопрос: каким образом следует действовать родителям (законным представителям) ребенка с инвалидностью чтобы получить оптимальный результат в процессе обследования ребенка в ПМПК?
Ответ: для того чтобы достичь оптимальных результатов в процессе прохождения ребенком обследования в ПМПК и получить по итогам заключение, отвечающее его интересам, мы рекомендуем заранее готовиться к прохождению обследования. По этому поводу можно дать следующие рекомендации:
1. Обязательно ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей вопросы реализации права на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья и процедуру прохождения ПМПК (Конституция РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «06 образовании»; Федеральный закон от 2U ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Закон РФ от 02 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082). Знание этих документов или отдельных их положений, касающихся реализации права на образование ребёнка, и умение ориентироваться в них поможет вам правильно сформулировать свою позицию по тому или иному вопросу. Кроме того, желательно проконсультироваться у юриста, хорошо ориентирующегося в вопросах реализации и защиты права детей с инвалидностью на образование. Юрист сможет подсказать вам правильный алгоритм поведения в той или иной конкретной ситуации, представляющей практическую сложность.
2. В конфликтной ситуации, как бы это ни было сложно, следует сохранять спокойствие. Не плакать, не кричать, не ругаться, не умолять. Как бы это ни было трудно, нужно быть готовым к заявлениям специалистов о том. что вашему ребенку не место в детском саду или школе, что он необучаем и его нужно сдать в интернат, что в детском саду нет условий для пребывания вашего ребенка и т.п. В подобных ситуациях вам необходимо продемонстрировать спокойствие и настойчивость. Вы должны показать, что как законный представитель ребенка вы намерены приложить максимум усилий, чтобы добиться реализации его прав. У специалистов комиссии не должно возникнуть иллюзии, что им удастся легко отделаться от вас.
3. Подготовить к обследованию и взять с собой различные материалы о самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (учебные тетради, рисунки, поделки и т.п.), а также характеристики и рекомендации специалистов, регулярно занимающихся с ребенком и хорошо знающих его образовательный потенциал и потребности, видеоматериалы о занятиях с ребенком в образовательных учреждениях, реабилитационных и развивающих центрах, в домашних условиях, с частными педагогами и т.д.). Это весьма важно, поскольку специалисты ПМПК зачастую недостаточно хорошо осведомлены о возможностях детей, имеющих те или иные нарушения в развитии, а стереотипы, усвоенные ими еще с институтской скамьи, могут помешать разработать рекомендации, отвечающие индивидуальным образовательным потребностям ребенка. Кроме того, ввиду различных причин специалист ПМПК. проводящий обследование, может не установить эмоционального контакта с ребенком. Это нередко случается. например, с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, либо другие нарушения. Как правило, у таких детей выработаны конкретные стереотипы поведения, которые могут помешать им в незнакомой обстановке выполнить предлагаемые задания. В этом случае видеоматериалы о том. как ребенок выполняет аналогичные задания со знакомым ему специалистом, который регулярно занимается с ним. и с которым у ребенка налажен эмоциональный контакт в привычной для него обстановке, будут весьма полезны.
Внимание! Если специалисты ПМПК отказываются рассматривать документы и видеоматериалы об интеллектуальной и самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, рекомендуем обратиться с письменным заявлением на имя председателя комиссии. В заявлении должна содержаться просьба о приобщении документов к материалам обследования.
U. Если имеется возможность, необходимо привлечь к проведению обследования независимого специалиста. Это может быть специалист, работающий в учреждении, где ребенок получает образовательные или реабилитационные услуги, либо юрист, который знаком с проблемой и сможет при необходимости оказать семье необходимую правовую поддержку. В этом случае лучше оформить доверенность на данного специалиста, чтобы у комиссии не было оснований отказать вам в его привлечении к обследованию.
Вопрос: каковы права и обязанности родителей при прохождении ребенком обследования в ПМПК?
Ответ: в соответствии со ст. UU Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) детей имеют право:
- присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения;
- высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания ребенка;
- получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.
Также, в случае несогласия с заключением территориальной комиссии, обжаловать его в центральной комиссии или в суде.
Вопрос: какие сведения должны содержаться в заключении ПМПК?
Ответ: в заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:
- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико- педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается. но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.
Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.
Вопрос: каково правовое значение заключения ПМПК?
Ответ: заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы