aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство

Глава 2. Судебный порядок защиты граждан от решений и действий (бездействий), нарушающих их права и свободы

Основные положения

Гарантированность прав и свобод граждан это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах общественной жизни.
Гарантии конституционных прав и свобод содержатся в соответствующих статьях конституции РФ их предусматривающих, а так же в нормах отраслевого законодательства.
Наиболее эффективной гарантией прав и свобод личности является конституционное право на правосудие, цель которого, создание правовой возможности противостояния административному произволу должностных лиц государственного аппарата, общественных объединений и т.д.
В современных условиях постепенно складывается положение, что судебный контроль над деятельностью властных структур становится одним из важнейших способов обеспечения законности.
Правосудие является оптимальным способом осуществления судебной защиты прав и свобод граждан, и, в частности, один из его видов - оспаривание в суде действий (решений), нарушающих права и свободы граждан, напрямую связанный с конституционным правом на обжалование.
Право на обжалование в суд действий (решений), нарушающих права и свободы граждан, зафиксировано в статье 46 конституции РФ 1993 года и предоставляется каждому гражданину, права и свободы которого, по его мнению, нарушены. Таким образом, данное право становится субъективным правом гражданина, то есть мерой возможного его поведения, предоставленной ему и обеспеченной государством.
Части 1 и 2 статьи 46 Конституции РФ устанавливают:
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Преимущество судебного порядка защиты нарушенных прав перед административным очевидно.
Суд независим и подчиняется только закону. Он не связан никакими узковедомственными интересами. Судьи, как правило, более сведущи в вопросах законодательства и, кроме того, их деятельность протекает в судебном заседании, а порядок его проведения четко регламентирован процессуальным законом, который обеспечивает гласность, публичность разбирательства, личное участие заинтересованных лиц.
Демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.
Обеспеченность государством данного конституционного права выражается в государственном признании судебной власти, в единстве всей судебной системы, в гарантиях независимости суда, а так же в признании обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Законодательное регулирование

Следует отметить, что законодательство, связанное с реализацией права на обжалование, в последнее время, к сожалению, усложнилось. Это, конечно же, не приведет к активизации его использования гражданами. Но если в нем разобраться, то оно явится незаменимым инструментом защиты нарушенных прав и свобод.
С 1 февраля 2003 г. вступил в силу Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ). ГПК РФ определяет порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, то есть правоотношений, возникающих между властвующим субъектом и подвластным ему субъектом, встречающихся в самых разных областях общественной жизни.
К указанным делам, то есть вытекающим из публичных правоотношений, ГПК РФ относит дела:

  1. по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
  2. по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  3. по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  4. иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КРФоАП).
В отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27 апреля 1993 г. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 года ГПК РФ не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Из этого следует, что с 1 февраля 2003 г. дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства как дела по спорам о защите субъективного права.

Таблица 1. Примерные критерии подразделения вариантов реализации в судах права на обжалование

Властвующие субъекты Форма документа применяемого для обжалования (оспаривания) Законодательство, регламентирующее порядок обжалования (оспаривания)
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие заявление Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ
Учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения исковое заявление Закон Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 года N 4866-1
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административные комиссии, иные коллегиальные органы, созданные в соответствии с законами субъектов Российской Федерации жалоба Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ
Органы дознания, дознаватель, следователь, прокурор жалоба Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

Общая характеристика терминологии судебного оспаривания

Приведенная выше таблица содержит ориентировочные критерии подразделения вариантов реализации в судах права на обжалование.
Так как в рамках одной краткой работы подробно рассмотреть их все не представляется возможным, то нам бы хотелось более подробно обратиться только к одному порядку: предусмотренному новым ГПК РФ - оспариванию решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Сразу следует определиться с теми субъектами, чьи неправомерные действия и решения могут оспариваться в данном порядке.
Под органами государственной власти понимаются любые органы власти, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами.
К органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека возлагается в ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. Об основах государственной службы РФ и на государственных служащих, под которыми понимаются граждане России, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.
Под должностными лицами следует понимать всех лиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах или органах местного самоуправления должности, связанные с выполнением оперативно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.
В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в данном порядке относятся решения и действия (бездействие), в результате которых:

  1. нарушены права и свободы гражданина;
  2. созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  3. на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Следует обратить внимание на неравнозначность понятий действие и решение.
Оспаривая в суде конкретное решение властвующего органа, гражданин заявляет о несогласии с ним, требует признать его незаконным. В этом случае в обжалуемом акте (решении) выражены действия органа, его принявшего, которые не удовлетворяют гражданина. Однако ставить знак равенства между действиями и решениями органа не всегда оправдано. На практике часто права гражданина нарушаются действиями органа, должностного лица, государственного служащего без издания ими какого-либо акта, принятия решения, а могут быть выражены и в бездействии или в молчаливом отказе издать акт. В любом из вышеперечисленных случаев, если нарушены права и свободы гражданина, он вправе обратиться в суд.
Следует учесть, что в рассматриваемом порядке не могут подаваться заявления об оспаривании таких решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, для которых федеральными законами (Уголовнопроцессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом и т.д.) установлен иной порядок оспаривания (обжалования).

Заявление

Инструментом, посредством которого гражданин использует свое право на обжалование в данном случае, выступает заявление, в которое необходимо включить следующие моменты:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование заявителя, его место жительства, а так же наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место нахождения;
4) какие действия (решения) оспариваются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены данными действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и если подавалась, то, какой был ответ;
5) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства заявителя.
В этой связи, следует отметить, что гражданин вправе обратиться непосредственно суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Данный выбор гражданин делает по своему усмотрению.
Заявление подается в суд в письменной форме. Заявление подписывается гражданином или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
К заявлению прилагаются: его копии в соответствии с количеством ответчиков; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя заявителя; акт или иной документ, содержащий оспариваемое действие или решение (при его наличии).

Подача заявления

В законодательстве не содержится процессуальных норм посвященных особенностям подготовки данной категории дел к судебному разбирательству, но все же есть некоторые условия, соблюдение которых необходимо.
Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.
Гражданин может подать заявление в суд и вести дело самостоятельно или через своего представителя. Личное участие в деле не лишает гражданина прав иметь по этому делу представителя.
Представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (доверенность) или являющиеся представителями в силу закона (родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом).
Заявление может быть подано по усмотрению гражданина в суд или по месту его жительства, или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Основная масса данных дел рассматривается районными судами, за исключением некоторых изъятий.
Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
Для подачи заявления в суд существует определенный срок - три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Но, однако, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и, если они не являются уважительными, то могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
По смыслу закона суд должен принимать к своему производству на общих основаниях заявления, поданные с пропуском установленного срока. В этом случае в ходе досудебной подготовки, наряду с другими вопросами, предусмотренными ст. 150 ГПК РФ, заявителю предлагается представить необходимые доказательства, которые свидетельствуют о причинах пропуска срока на оспаривание.
В судебном заседании заявление рассматривается в порядке, предусмотренном ГПК РФ, и, если ответчик, то есть субъект, чьи действия или решения оспариваются, до принятия решения по делу -в любой стадии процесса до судебных прений - не заявит о пропуске заявителем указанного срока, суд выносит решение по существу заявления, не обсуждая вопрос о восстановлении срока на обращение в суд, поскольку не вправе делать это по своей инициативе.
Если же ответчик заявит о применении исковой давности, суд исследует обстоятельства, касающиеся причин пропуска срока на обжалование, и обсуждает вопрос о возможности его восстановления. При положительном решении данного вопроса суд должен указать мотивы, по которым причины пропуска срока признаны уважительными, и разрешить заявление по существу. В случае отказа в восстановлении пропущенного срока, указав в решении мотивы, по которым причины пропуска срока признаны неуважительными, отказывает в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд, даже если содержащиеся в заявлении требования правомерны.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалуемых действиях (решениях) и их последствиях.
В соответствии с ч. 3 ст. 247 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения. В определении об этом суд разъясняет заявителю о необходимости оформить исковое заявление с соблюдением правил ст. ст. 131, 132 ГПК РФ и оплаты этого заявления государственной пошлиной в установленном законом размере.
Оставление заявления без движения в таком случае возможно только когда при предъявлении иска данное дело останется подсудным тому же суду. Если подсудность изменяется, судья отказывает в принятии заявления.
Если заявитель не выполнит требование судьи об оформлении искового заявления, то судья на основании ст. 136 ГПК РФ возвращает ему заявление со всеми приложенными к нему документами.
Судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете, вступившее в законную силу.
После принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела.

Вестник государственного социального страхования - Социальный мир. 2002. № 34.

Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 2002. № 4.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 28. Ст. 3466; 2001. № 7. Ст. 614; № 32. Ст. 3317; 2002. № 28. Ст. 2785; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст.160.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.

Конституция Российской Федерации. - М. : 1993.

Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей.
Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.

Порядок разбирательства дела

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с некоторыми дополнительными особенностями, установленными в законодательстве.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений правила заочного производства не применяются. Здесь идет речь о том, что, по общему правилу, дело в судебном заседании не может быть рассмотрено, если отсутствует ответчик - субъект, действия или решения которого оспариваются. Но, при этом, неявка в судебное заседание заявителя или ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Суду дано право, в этой связи, признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки эти лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
При рассмотрении и разрешении данной категории дел суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Это означает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия, а так же законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Обстоятельства, доказываемые властвующим субъектом: Обстоятельства, доказываемые гражданином-заявителем:
1. Соответствие закону оспариваемых гражданином действий или решений;
2. Действие или решение совершено или принято в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего;
3. Права либо свободы гражданина не были нарушены указанными действиями или решениями.
1. Факт нарушения его прав и свобод оспариваемым действием или решением. При этом освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий или решений.

Таблица 2. Распределение обязанностей по доказыванию по данным делам

От участвующих в деле лиц и, в первую очередь, от властвующего субъекта, чьи действия оспариваются, суд истребует все, относящиеся к делу материалы.
Если гражданин подавал вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу заявление, и оно было рассмотрено по существу, то суд должен истребовать и исследовать в судебном заседании материалы, на основании которых оспариваемые действия и решения были признаны законными.
Для рассмотрения и разрешения дел об оспаривании ГПК РФ устанавливает сокращенный срок: заявление по этим делам рассматривается судом в течение десяти дней.
Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.
Разбирательство дела происходит непрерывно, устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство должно быть произведено с самого начала.
В судебном заседании должен соблюдаться, установленный в законе порядок. При входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Объявление решения суда, а также объявление определения суда, которым заканчивается дело без принятия решения, все присутствующие в зале заседания выслушивают стоя. Участники процесса обращаются к судьям со словами: Уважаемый суд!, и свои показания и объяснения они дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего. Всякое действие в заседании может быть совершено лишь с разрешения Председательствующего.
Ход судебного разбирательства имеет законодательно закрепленную последовательность.

Таблица 3. Порядок судебного разбирательства

Открытие судебного заседания Рассмотрение дела по существу Судебные прения Объявление решения
В назначенное для разбирательства дела время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое гражданское дело подлежит рассмотрению.
Далее секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по гражданскому делу лиц явился, извещены ли не явившиеся лица, и какие имеются сведения о причинах их отсутствия.
Председательствующий устанавливает личность явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей.
Затем идет разъяснение прав, обязанностей и ответственности переводчикам, если таковые участвуют в процессе.
Явившиеся свидетели удаляются из зала судебного заседания.
Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотводы и отводы.
Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, а сторонам также их права, предусмотренные специально для сторон ГПК РФ.
Заслушиваются ходатайства лиц, участвующих в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, и затем разрешаются на основании определений суда с учетом мнений других лиц, участвующих в деле.
Рассмотрение дела по существу начинается докладом председательствующего или кого-либо из судей. Затем председательствующий выясняет, поддерживает ли заявитель свои требования, признает ли ответчик требования заявителя.
После доклада дела суд заслушивает объяснения заявителя и ответчика и других участвующих в деле лиц.
Лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы. Судьи вправе задавать вопросы лицам, участвующим в деле, в любой момент дачи ими объяснений.
Объяснения в письменной форме лиц, участвующих в деле, оглашаются председательствующим.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и учитывая их мнения, устанавливает последовательность исследования доказательств: допрос свидетелей, исследование письменных доказательств, исследование вещественных доказательств, воспроизведение аудио- или видеозаписи и ее исследование, исследование заключений экспертов, получение консультаций от специалистов.
После исследования всех доказательств, председательствующий выясняет у лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям.
Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первым выступает заявитель, его представитель, затем - ответчик, его представитель.
После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, их представителями они могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику, его представителю.
В случае, если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения дела по существу.
После окончания рассмотрения дела по существу судебные прения происходят в общем порядке.
После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания.
После принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания, где председательствующий или один из судей объявляет решение суда. Затем председательствующий устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.
При объявлении только резолютивной части решения суда председательствующий обязан разъяснить, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда.

Решение по делу

Важным этапом всего процесса рассмотрения заявления является принятие по нему решения.

Таблица 4. Структура судебного решения

Вводная часть Описательная часть Мотивировочная часть Резолютивная часть
Указываются дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование. Содержит указание на требование заявителя, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. Указываются обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Содержит выводы суда об удовлетворении заявляемых требований либо об отказе в их удовлетворении полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.

Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Составление мотивированного решения суда, то есть полностью - с наличием всех его частей, может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.
Исходя из требований ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в точном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).
В решении должны быть указаны нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при разрешении дела. В случае установления, что отдельные правила, содержащиеся в ведомственных нормативных актах, противоречат закону, суд при вынесении решения руководствуется законом.
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Содержание решения по заявлению зависит от тех выводов, к которым придет суд при рассмотрении данного дела.
Суд, признав заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Однако если суд установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены, то суд отказывает в удовлетворении заявления.

Исполнение решения по делу

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения властвующим субъектом решения.
Если решение направлено коллегиальному органу, то оно исполняется его руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Нарушения требований закона об обязательном исполнении решений суда подрывают авторитет судебной власти, свидетельствуют о неуважении к суду. Поэтому суды могут принимать все предусмотренные законом меры, обеспечивающие исполнение их решений в установленный законом срок.

Судебные расходы

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Следует отметить, что граждане, оспаривающие действия и решения, нарушающие их права и свободы, от уплаты государственной пошлины законом не освобождаются. Однако, учитывая имущественное положение гражданина, суд может предоставить отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины, либо, в индивидуальном порядке, освободить от ее уплаты.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на проезд и проживание сторон, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Суд может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты денежных сумм свидетелям, экспертам и специалистам, или уменьшить размер этих денежных сумм. В этом случае расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Обжалование судебного решения в вышестоящую инстанцию

Следует коротко остановиться на возможности гражданина на обжалование не удовлетворяющего его судебного решения в вышестоящую - кассационную - инстанцию.
На решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба.
Кассационная жалоба подается на еще не вступившее в законную силу решение в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Она подается через суд принявший решение по делу.
Решения районных судов могут быть обжалованы в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа; решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов - в Верховный Суд Российской Федерации; решения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации - в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа должны рассмотреть поступившее по кассационной жалобе дело не позднее чем в течение месяца со дня его поступления. Верховный Суд Российской Федерации должен рассмотреть поступившее по кассационной жалобе дело не позднее чем в течение двух месяцев со дня его поступления.
Порядок производства в данной инстанции определен ГПК РФ и представляет собой серьезную дополнительную гарантию защиты нарушенных прав и свобод граждан.

Назад Оглавление Далее