aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Законодательство

Глава 1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан

1.1. Общий порядок производства по обращениям граждан

Государственные и муниципальные органы, их руководители, другие должностные лица обязаны принимать и в соответствии со своими полномочиями, в установленные порядке и сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа обращения также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Все обращения граждан должны быть приняты, учтены, зарегистрированы на специальных бланках (регистрационно- контрольных карточках, формах, карточках учета обращений и т.п.) в день их поступления. В этом регистрационном документе указываются такие сведения, как: фамилия, имя, отчество лица-заявителя, краткое содержание, дата поступления обращения, исполнитель, резолюция по обращению, ход исполнения и т.п. При этом у гражданина должно остаться письменное доказательство вручения обращения адресату: подпись чиновника (его секретаря) на втором экземпляре обращения, квитанция заказного письма, уведомление о вручении, копия телеграммы и т.п.
Повторными считаются обращения граждан, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный срок его рассмотрения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.
Предложения и заявления подаются гражданами в те государственные и муниципальные органы, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Жалобы подаются обычно в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, действия которых обжалуются.
Органы, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.
Руководители и другие должностные лица органов обязаны проводить личный прием граждан. Прием должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан (обычно на отдельном информационном стенде) дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях - в вечерние часы, по месту работы и жительства.
Личную ответственность за организацию приема и рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных и муниципальных органах несут их руководители.
Государственные и общественные органы, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны:

  1. внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
  2. принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
  3. сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы;
  4. по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
  5. систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных и общественных органов.

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его обращению, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение.
Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
Предложения, заявления и жалобы граждан, поступающие из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, а также выступления и опубликованные в печати материалы, связанные с предложениями, заявлениями, жалобами, рассматриваются государственными и муниципальными органами в общем порядке и в названные сроки.
Исполнение обращений граждан контролируется с целью устранения недостатков в работе органов и учреждений образования; оказания помощи заявителям в удовлетворении их законных просьб или восстановлении нарушенных прав; выяснения принимавшихся ранее мер по обращениям граждан или получения справок по вопросам, с которыми они обращаются неоднократно; получения материалов для анализа обращений и информации, а также обеспечения рассмотрения их в сроки, правильного и полного рассмотрения содержащихся в них вопросов.
Порядок постановки обращений на контроль определяют руководитель органа и непосредственно исполнитель. Письма, содержащие требования граждан сообщить результаты рассмотрения обращения, берутся на особый контроль. Контроль завершается только после вынесения решения и принятия исчерпывающих мер по разрешению предложения, жалобы, заявления.
Решение о снятии с контроля обращений принимает руководитель органа. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы.
Все государственные органы, муниципальные органы обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им организациях, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб.

1.2. Специальный порядок производства по обращениям граждан

1.2.1. Обращения в органы прокуратуры Российской Федерации

Порядок рассмотрения обращений в органы прокуратуры РФ играет чрезвычайно важную роль при защите прав граждан, так как именно прокуратура РФ осуществляет, в частности, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за исполнением законов различными организациями и должностными лицами. Этот порядок регламентируется приказом Генеральной прокуратуры РФ О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации от 15 января 2003 г., а в части, не урегулированной данной Инструкцией применительно к прокуратурам субъектов РФ и приравненным к ним военным и специализированным прокуратурам - может устанавливаться приказом соответствующего прокурора.
В органах прокуратуры разрешаются обращения граждан и иных лиц, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу.
Обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина - надлежащим образом уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором:

  1. обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру;
  2. сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;
  3. указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения.

Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись.
Обращения, не содержащие сведений о лице (фамилию и его местонахождение (адрес)), признаются анонимными и оставляются без разрешения. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях - направляются в правоохранительные органы по принадлежности.
Обращения с неразличимым текстом или такие, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), в 5-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
Не подлежат разрешению запросы и другие обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. Об этом в срок не позднее 10 дней автору обращения направляется мотивированное сообщение.
По каждому обращению в прокуратуре может быть выполнено одно из следующих действий:

  1. принятие к производству;
  2. передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
  3. направление в другие органы;
  4. приобщение к ранее поступившей жалобе.

Обращения граждан, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 5-дневный срок направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться. Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, в 5-дневный срок с момента поступления подлежат направлению соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителей.
При пересылке обращений вышестоящему прокурору к ним прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его разрешения.
Порядок проверки заявлений, жалоб, запросов и обращений, обеспечивающий наиболее полное, оперативное и квалифицированное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется соответствующим прокурором, его заместителями.
Направление заявлений, жалоб, запросов (обращений) прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам, которые ранее принимали по поставленным в обращениях вопросам оспариваемые решения, а также прокурорам, действия которых обжалуются, запрещается.
Не допускается также разрешение обращений по заключениям нижестоящих прокуроров, чьи действия обжалуются.
Жалобы, заявления, обращения могут быть оставлены без разрешения и уведомления авторов, когда:

  1. обращение является анонимным;
  2. обращение по содержанию лишено смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем ему адекватно оценивать происходящие события;
  3. имеется решение о прекращении переписки.

Решение об оставлении без разрешения жалобы (обращения) принимается начальником управления, отдела (на правах управления), старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации, прокурором города, района, военным или специализированным прокурором по рапорту исполнителя.
Прекращение переписки с заявителем возможно в случаях, если:

  1. повторное обращение не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а изложенное ранее полно и объективно проверялось и ответ дан в надлежащем порядке правомочным должностным лицом органа прокуратуры;
  2. в обращении имеются нецензурная брань, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а заявитель ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена.

Переписка прекращается один раз. Сообщение об этом заявителю в 40- дневный срок со дня поступления обращения направляется за подписью исполнителя. Переписка возобновляется, если основания, по которым она была прекращена, отпали.
При разрешении жалоб и заявлений граждан факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, повторному доказыванию не подлежат, за исключением вновь открывшихся обстоятельств.
По итогам разрешения жалоб и заявлений граждан может быть принято одно из следующих решений:
1) удовлетворено - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
2) повторное удовлетворенное - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;
3) отклонено - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
4) разъяснено - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
5) иное направление - обращение направлено в 5-дневный срок для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (с прекращенными производством уголовными делами, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, надзорными производствами по жалобам и т.п.), в той мере, в которой это не противоречит требованиям соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц.
Обращения граждан разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - обычно не позднее 15 дней. Окончанием срока рассмотрения и разрешения жалоб, заявлений, обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа или устного сообщения автору с изложением принятого решения. Срок разрешения жалоб, заявлений и обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением их авторов о причинах задержки и характере принимаемых мер.        Ходатайства о продлении срока проверки по обращениям и запросам оформляются не позднее чем за 3 дня до истечения контрольного срока. При возвращении проекта ответа на доработку устанавливается конкретный срок исполнения. Если указанный срок превышает 5 дней, то автору обращения (запроса) за подписью начальника управления немедленно направляется соответствующее уведомление.
Обращения граждан считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством и отправлен письменный ответ.
В прокуратурах субъектов РФ, прокуратурах городов, районов, специализированных прокуратурах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте. Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями соответствующей прокуратуры. Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю. Решение по жалобам или обращениям принимается и ответ на них дается руководителем прокуратуры (учреждения), к которому обратился заявитель на личном приеме.
В каждой прокуратуре устанавливается ящик Для обращений и заявлений, который в Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре, прокуратурах субъектов РФ размещается в приемной, в иных прокуратурах - в доступном для заявителей месте.

1.2.2. Обращения в органы и учреждения Министерства юстиции Российской Федерации

Специальные нормы о порядке обращений граждан в органы юстиции установлены приказом Минюста России Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации от 28 июня 2001 г.  (она действует напрямую в центральном аппарате Министерства и является типовой для федеральных управлений Минюста по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Минюста). При рассмотрении обращения гражданину должно быть обеспечено право лично изложить доводы лицу, рассматривающему его обращение, ознакомиться с материалами проведенной проверки, представить дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом, рассматривающим жалобу, получить письменный или устный ответ о принятых решениях. К рассмотрению не принимаются обращения, содержащие оскорбительные выражения, не поддающиеся прочтению, лишенные какого-либо смысла и анонимные, т.е. не содержащие подписи автора, сведений о его фамилии, имени, отчестве, а также данных о месте его жительства, работы или учебы. Иногородние посетители во всех случаях принимаются в день их обращения.
Если во время приема невозможно решить поставленные вопросы, от посетителя принимается заявление, которое после соответствующего оформления передается в отдел писем для регистрации и направления по принадлежности.
Если поставленные посетителем вопросы не входят в компетенцию данного органа юстиции, ему разъясняется его право обратиться в соответствующие органы.
Обращения граждан, поступившие почтой, после проставления штампа с указанием даты поступления в тот же день передаются в подразделение органа юстиции, отвечающее за обращения граждан. Специалист подразделения после ознакомления и проверки обращения по картотеке производит его регистрацию. На обращение, поступившее впервые, заводится алфавитная учетная карточка и производство (специальный документ, в который подшиваются все документы и материалы, отражающие ход рассмотрения данного обращения и принятые по нему решения).
Не считаются повторными письма одного и того же автора, но по разным вопросам, а также многократные по одному и тому же вопросу, по которому автору даны исчерпывающие ответы соответствующими компетентными органами.
Дубликатом обращения являются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие в орган юстиции, или обращения этого же лица с одинаковым текстом.
Дубликаты обращений, поступившие в течение месяца со дня дачи заявителю исчерпывающего ответа, повторному рассмотрению не подлежат и списываются в наряд с согласия руководителя структурного подразделения или начальника (заместителя) отдела писем.

1.2.3. Обращения в органы управления образованием

Специальные нормы о порядке обращений граждан в органы управления образованием (отдел образования местной администрации, областное министерство науки и образования и т.д.) установлены Примерной инструкцией о работе с обращениями граждан в аппарате муниципальных органов управления образованием  и иными правовыми актами.

Свод законов СССР. Т.1.

Собрание постановлений Правительства СССР. 1982. № 1. Ст. 2.

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1982. № 2.

Законность. 2003. № 2.

Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. № 9.

Образование в документах. 2002. № 22.

Для этих обращений свойственны следующие особенности.
Письма одного и того же лица и по одному и тому же вопросу, поступившие до истечения срока рассмотрения, считаются первичными. Не считаются повторными письма одного и того же автора, но по разным вопросам.
Письма, бессмысленные по содержанию, а также некорректные по тону, подбираются в специальную папку и не рассматриваются.
Обращения граждан без подписи и указания фамилии, не содержащие данных о месте их жительства, работы или учебы признаются анонимными. В регистрационно-контрольной карточке делается запись без подписи, территория указывается по штемпелю.
Анонимные письма, как правило, не рассматриваются. Если подпись заявителя неразборчива, то в карточке делается отметка подпись неразборчива. Решение об исполнении такого обращения принимает руководитель органа.
Предложения, заявления и жалобы граждан рассматриваются в следующие сроки:

  1. подлежащие направлению в другие организации и учреждения - в течение 5 дней;
  2. требующие информации и консультации - до 15 дней;
  3. требующие проверки, изучения и принятия мер - до 1 месяца. Сроки исполнения писем исчисляются со дня поступления их в муниципальные органы управления образованием.

Рассмотрение заявлений и жалоб с выездом на место проводится по желанию заявителей с их участием.

1.2.4. Обращения в органы по вопросам занятости населения

Специальные нормы о порядке обращений граждан в органы по вопросам занятости населения установлены приказами Минтруда России: Об утверждении Положения о работе с письменными и устными обращениями граждан в территориальных органах Минтруда России по вопросам занятости населения и по урегулированию коллективных трудовых споров от 31 марта 1999 г., Об утверждении Положения об организации работы с устными обращениями граждан в территориальных органах Минтруда России по вопросам занятости населения от 13 ноября 2002 г., постановлением Минтруда России от 16 января 2002 г. Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы по приему граждан в органах по труду и органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами.
Особенностью обращений в данные органы служит то, что рассмотрение устных обращений граждан осуществляется не только при их личном приеме, но и при обращении по справочному телефону. Такого рода обслуживание граждан производится специалистом для оказания гражданам оперативной, квалифицированной, бесплатной помощи информационного характера. Этот специалист:

  1. оказывает оперативную информационную помощь гражданам по их запросам;
  2. по возможности осуществляет консультирование граждан по вопросам, относящимся к ведению органа;
  3. направляет граждан в организации, где их вопросы должны решаться по принадлежности;
  4. фиксирует ежедневно все телефонные обращения в специальном журнале;
  5. ежемесячно проводит анализ причин и характера телефонных обращений граждан.

1.2.5. Обращения к депутатам представительных органов местного самоуправления, депутатам Законодательного Собрания Нижегородской области, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения к депутатам всех уровней власти (это предусмотрено ст. 7-8 Федерального закона О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июля 1999 г. с изменениями, другими нормативными актами). Одной из форм деятельности всех депутатов является работа с избирателями, которая подразумевает, что депутат: 1) рассматривает устные и письменные обращения избирателей, 2) отвечает на их письма, 3) ведет прием граждан (обычно в своих общественных приемных, но возможен и прием непосредственно в представительном органе), 4) вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Депутатам Государственной Думы, а также депутатам иных представительных органов, работающим на постоянной основе, ежемесячно предоставляются соответствующие дни для работы с избирателями (график работы депутатов можно узнать в аппарате представительного органа). Невыполнение законных требований депутата (в частности, адресованных должностному лицу государственного органа, муниципального органа, организации или общественного объединения) влечет административное наказание.

1.2.6. Обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации

Во многих случаях помощь в защите прав инвалидов может оказать Уполномоченный по правам человека в Российской федерации, работающий по специальным нормам Федерального конституционного закона Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации от 26 февраля 1997 г.
Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Деятельность Уполномоченного дополняет (!) существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод (иными словами, если разрешение проблемы подведомственно только суду, то не имеет смысла обращаться к Уполномоченному).
Уполномоченный рассматривает жалобы со следующими характеристиками:
1) жалобы направлены гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - заявители);
2) жалобы затрагивают решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо внесудебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе;
3) жалобы не относятся к решениям Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, решениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Жалоба должна содержать:
1) фамилию, имя, отчество и адрес заявителя,
2) изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы,
3) в качестве приложений - копии решений, принятых по жалобе заявителя, уже рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.
Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.
Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.
Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.
В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции.
Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Назад Оглавление Далее