aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Творчество

Инвалиды | Страница 2

Тимур подумал об участии в творческом концерте. Это была отличная возможность обратить на себя внимание девушки. Он стал перебирать в памяти все возможные выступления, на которых он всегда был активным помощником, реже зрителем, но никогда сам не выступал. Повернувшись к своей соседке по парте, он увидел на обложке ее школьной тетради нарисованную скрипку с фонтаном цветных звуков. Тимур улыбнулся. Звуки этого инструмента ему нравились больше всего. Много лет назад на скрипке играла одна девочка с его школы, а ее выступление было отмечено бурей оваций и дипломом за первое место. Она вместе с родителями переехала в другой город и с тех пор скрипка лежала на полке в кабинете музыки. «Мальчик, играющий на скрипке для своей возлюбленной, - возникла мысль у Тимура, - отличный шанс заявить о себе». Осталось уговорить учителя.
Прозвенел звонок на начало урока и учитель, Степан Андреевич, вошел в класс. Первый урок как раз и был уроком музыки. Никто из детей точно не знал, на скольких инструментах мог играть их учитель. Точно было одно - он хорошо играл на всех инструментах, что были в школе.
На уроке дети разучивали песни, исполняли их хором, смеялись, повторяли куплеты снова и снова. Когда выдалась небольшая пауза, Тимур подошел к учителю и уверенно сказал:
- Степан Андреевич, научите меня играть на скрипке!
Учитель музыки, добрый и полный мужчина, спокойно посмотрел на парня и произнес:
- Ишь ты какой, научи его, вот поможешь мне сегодня после уроков, тогда и буду учить.
Потом Степан Андреевич рассказывал школьникам, что такое гимн и для чего он нужен. Как понял Тимур, гимн это торжественная песня, которая что-то прославляет. Витя, мальчик который не мог ходить и ездил только на коляске, спросил:
- А можно придумать гимн для нашей школы?
- Конечно, - ответил учитель музыки, - это хорошая идея, вы можете сами поучаствовать в создании гимна. Но сначала для него надо придумать слова, а уже потом я помогу вам составить музыку.
Все дети зашумели, потому что идея гимна школы им понравилась. Было решено приступить к его созданию. На этом урок закончился.
Контингент пятой школы отличался особенным разнообразием, которое проявлялось в медицинских диагнозах. Большинство детей имели психические или нервные болезни, меньшая группа подростков страдала различными поражениями опорно-двигательного аппарата, а уже совсем у небольшого числа школьников диагностировались нарушения слуха, зрения или каких-нибудь внутренних органов. Почти все они получили свои болезни при рождении, но были и те, кому достались «приговоры» в течение своей небольшой жизни.
Само наличие болезней, а также нахождение в коллективе себе подобных способствовало появлению характерных, но вполне объяснимых особенностей психики. В той или иной мере, всем им были свойственны различные страхи, пониженная самооценка и недоверчивость к окружающим, а излишняя эмоциональность нередко приводила к обидам и одиночеству.
От учителей требовалось колоссальное терпение и выдержка, чтобы не только вложить в головы воспитанникам школьную программу, но и грамотно балансировать на грани родительской ласки и преподавательской требовательности. Ко всему, этот сложный процесс осуществлялся под пристальным наблюдением врачей и психологов.
Все выпускники пятой школы рано или поздно ее заканчивали и, если была возможность, приобретали профессию и трудоустраивались. В противном случае – находились под постоянной опекой государства. И уже много лет все повторялась из года в год.
Помощь заключалась в том, что Степан Андреевич попросил Тимура переставить некоторые инструменты в кабинете и стереть с них пыль.
- Сначала аккуратно берешь футляр, достаешь инструмент и протираешь сухой тряпочкой, - проинструктировал учитель.
Тимур взял гитару, сел и положил ее себе на колени.
А тем временем учитель стал рассказывать смешные и удивительные истории про музыкантов.
- Как-то опаздывая на концерт, - начал Степан Андреевич, - Паганини спросил у извозчика, за сколько денег он довезет его до театра. Извозчик ответил, что стоимость поездки составит десять франков. На что Паганини удивился, так как сумма была очень большой. Извозчик пояснил, что билет на концерт Паганини стоит тоже десять франков, а играет он всего лишь на одной струне. Тогда Паганини сказал, что заплатит извозчику требуемую сумму, если он довезет его на одном колесе.
Таких историй учитель музыки знал огромное множество и всегда с удовольствием делился ими со школьниками.
Тимур обратил внимание на футляр скрипки в шкафу. Протерев и поставив гитару на место, он взял футляр в руки и достал скрипку. Незаметно речь учителя стала удаляться, а на ее место пришло небольшое радостное волнение. Пальцы прикоснулись к округлому и блестящему от лака корпусу с выемками по бокам. Он поочередно дотронулся до четырех слегка натянутых струн и рассмотрел длинный черный гриф из палисандра. Тимур взял в руку смычок и услышал голос подошедшего учителя:
- Он сделан из бразильского дерева и конского волоса, с одной стороны, - Степан Андреевич показал на один конец смычка, - головка, с другой – колодка.
Тимур с неподдельным интересом смотрел на учителя, всем свои видом показывая, что ему интересна любая информация о музыкальном инструменте.
- Скрипка струнный инструмент, очень сильный и эмоциональный, - продолжил учитель. - Игра на ней настоящее искусство, только не всем под силу. Ты знаешь, молодой друг, что великий Альберт Эйнштейн был несравненным виртуозом-скрипачом. Об этом к радости самого ученого как-то написал один журналист в местной газете. А ведь ты помнишь Эйнштейна только как автора теории относительности и лауреата Нобелевской премии. Гениальные люди талантливы во всем, хотя бывают и исключения. Эта скрипка побеждала на Дельфийских играх – соревнованиях мастеров высокого уровня. Ну, так что, Паганини, учить будем?
- Я хочу исполнить очень красивую музыку, – ответил Тимур.
- Хм, - произнес учитель, - тогда расскажи, о чем будет твоя красивая музыка?
Тимур подумал и произнес:
- Эта музыка будет о том, что в одной школе учатся дети с добрыми и отзывчивыми сердцами. Они грустят, но верят, что встретят свою любовь. И однажды, когда любовь прикасается к их сердцам, жизнь начинает меняться. Весь мир становится осмысленным, интересным, красочным, потому что любовь отрывает им смысл жизни, – Тимур замолчал.
Учитель нахмурился, о чем-то думая, потом поднял голову, улыбнулся и произнес:
- Ну и задачку ты мне подкинул, завтра найду тебе чего-нибудь, а сейчас иди домой.
Тимур с благодарностью посмотрел на учителя и произнес:
- Есть только одно условие - я должен сыграть эту музыку ровно через три месяца, чтобы выступить на творческом вечере.
Учитель удивленно поднял брови и произнес:
- Иди уже, вундеркинд!
На следующий день Степан Андреевич принес различные произведения для скрипки: «Дьявольские трели» Тартини, две сонаты Баха, три каприса Паганини, а еще Моцарта и Прокофьева. Учитель сам принялся их исполнять. Тимур слушал внимательно, улавливая каждый звук, словно находился в роли преподавателя. Его лицо менялось от огорчения до восторга, от смятения до уверенности и от ненависти до любви. Казалось, что великие произведения связаны с увлекательными сценариями, которые видел только один школьник. Временами он делал какие-то пометки на листе бумаги. Учитель играл с закрытыми глазами, всецело погрузившись в волшебные звуки любимого инструмента.
Когда все мелодии были проиграны, Степан Андреевич вопросительно посмотрел на Тимура.
- На чем остановимся?
Мальчик слегка задумчиво, но уверенно произнес:
- Начнем со второй и сыграем где-то минуты две, потом перейдем на четвертую, там, в конце сыграем три минуты, а потом у первой возьмем начало на одну минуту, - Тимур протянул учителю написанную на листке формулу.
Педагог с нескрываемым удивлением и широко открытыми глазами пытался безуспешно понять смысл только что выведенного музыкального произведения от нахального композитора. По натуре Степан Андреевич был человеком с добрым сердцем. Много лет назад он в поисках работы самостоятельно пришел в пятую школу и так здесь остался. Он верил, что все эти девчонки и мальчишки, несомненно, талантливы и поэтому старался понукать их слабостям, постоянно искал новые музыкальные веяния и старался, чтобы его ученики ничем не отличались от своих нормальных сверстников, а может быть, и превосходили их. Благодаря такому тесному и плодотворному сотрудничеству его воспитанники  неоднократно побеждали на музыкальных конкурсах. А он искренне этому радовался и всегда находился за кулисами, чтобы в любую минуту поддержать своих музыкантов. Их фотографии с художественным описанием заслуг он бережно хранил в альбоме, который собственноручно сделал, как и кожаную обложку к нему. Фотоальбом учитель всегда носил с собой в портфеле, словно очень ценный клад, и доставал, чтобы с вдохновением поведать о заслугах своих подопечных. Он увлеченно мог рассказывать о каждом ребенке из фотоальбома как о собственном чаде, восторженно подчеркивая даже незначительные заслуги.
Все эти обстоятельства позволили Степану Андреевичу сохранить спокойствие. Не понимая формулы произведения, выведенной Тимуром, он не стал расстраивать парня и что-то объяснять, а просто пообещал, что дома обязательно поработает над заказанной композицией. И они перешли к обучению игры на инструменте.
Директор школы, Владимир Викторович, амбициозный, расчетливый и щеголеватый мужчина, чувствовал себя не на своем месте. Его не прельщало провести свои лучшие годы в школе инвалидов. Он устроился сюда временно, только чтобы найти подходящую работу. Используя детей как щит, он с легкостью попадал на приемы к высокопоставленным чиновникам и обзаводился нужными связями. И вот сейчас приближался долгожданный результат его трудов - на прошлой неделе сам мэр пообещал ему перевод на директорское место в престижный первый лицей в центре города. Требовалось оказать небольшую услугу, о которой мэр должен попросить в самое ближайшее время.
Владимир Викторович с умным видом, но несколько отрешенно следил за ходом собрания, где обсуждали кандидатов на творческий вечер двух школ. Всех исполнителей согласовали, но не было ни одного претендента для игры на музыкальных инструментах. Директор внимательно посмотрел на учителя музыки, и со стороны могло показаться, что он готовиться сделать очень критическое и нелицеприятное замечание. На самом деле он вглядывался в дешевый костюм учителя и по потертостям давно не модной ткани пытался догадаться, сколько ему лет.
- Что ж вы, Степан Андреевич, подкачали? Не вырастили ни одного Бетховена? – только и произнес Владимир Викторович.
Степан Андреевич действительно оказался в незавидном положении. Олеся, которую он учил играть на флейте и планировал на выступление, уезжала с родителями в Париж, а Олег, которому уже стала покоряться гитара, госпитализировался на долгожданную операцию. Мысль о Тимуре даже не пришла учителю в голову.
- На это выступление у меня никого нет, - растерянно произнес педагог.
- Что ж, останемся без вашей музыки, Степан Андреевич, окончательный список утвержден, - сказал директор, поставив подпись под списком, и добавил, - собрание закрыто.
Степан Андреевич, спустился в свой кабинет, где застал Тимура с энтузиазмом водившего смычком по скрипке. Абсолютно не думая, что говорит, он произнес:
- Ну что, этот творческий вечер будет без музыки, у тебя есть шанс за год натренироваться и выступить на следующем концерте, - учитель улыбнулся и посмотрел на мальчика.
- Вы меня не согласовали? – Тимур произнес эти слова с отчаянием, - как вы могли, я же сказал, что хочу выступать!
- Послушай, Тимур, за такое короткое время невозможно научиться играть на скрипке серьезное произведение, я обучал девочку полтора года, чтобы она достойно выступила на концерте. Три месяца – это очень маленький срок, – подытожил учитель.

Назад Оглавление Далее