aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Выступления на открытии аместитель Председателя Комитета общественных связей города Москвы Романов Владимир Михайлович

Уважаемые дамы и господа, дорогие коллеги!
Комитет общественных связей города Москвы самым активным образом поддержал инициативу РООИ «Перспектива» по организации и проведению научно- практической конференции на тему «Трудовая занятость инвалидов в городе Москве: опыт и новые решения».
Тема конференции весьма ёмкая и значимая, содействие занятости инвалидов - это сложный процесс возвращения людей в общество в соответствии с их способностями и пожеланиями. Трудоустройство инвалида на открытом рынке труда, наравне со здоровыми людьми открывает ему большие перспективы и возможности профессионального роста, а с другой стороны требует от него большей социальной компетентности и профессиональной подготовленности.
Комплексная городская целевая программа социальной интеграции инвалидов на 2004-2006 годы предусматривает создание условий для развития рынка труда для инвалидов в нашем городе, и предоставлении им работы, что является одним из важнейших направлений эффективной государственной политики по поддержке занятости инвалидов.

Думаю, что во время работы конференции мы сможем дать анализ существующей ситуации, связанной с трудоустройством инвалидов, обсудим внедрение новых технологий в данном направлении работы, роль общественных организаций в реализации городских программ по трудоустройству инвалидов, обеспечение взаимодействия государственных структур, представителей бизнеса и общественных организаций в решении проблем трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью. Очень важным моментом является тот факт, что данная конференция проводится в рамках проекта «Создание модели трудоустройства молодых инвалидов», который осуществляет РООИ «Перспектива» при поддержке Фонда Форда.
Проблема трудовой адаптации инвалидов является одним из направлений деятельности Комитета общественных связей города Москвы. Имея в своём составе Отдел по трудовой адаптации инвалидов и молодёжи, Комитет инициирует решение проблем трудоустройства инвалидов и молодёжи через своё взаимодействие с Управлением государственной федеральной службы занятости населения по городу Москве посредством реализации мероприятий городской программы содействия занятости населения на 2002-2005 годы.
Комитет включает рассмотрение данных вопросов так же в повестку дня такого общественного органа, как Координационный Комитет содействия занятости населения, в составе которого представлены уполномоченные лица различных структур органов государственной власти, федеральной службы занятости, городских объединений профсоюзов, предпринимателей, работодателей, представители международных и общественных структур, в том числе, и обществ инвалидов. Данная общественная формация, существование которой предписывается Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», формирует конкретные рекомендации по вопросам интеграции и реабилитации инвалидов, включая их профессиональную подготовку и содействие в трудоустройстве на рынке труда города. Приведу пример, в повестку дня заседания Комитета от 2 июня текущего года, был включен и всесторонне обсуждён вопрос создания городского специализированного Центра по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, так называемая, специализированная биржа труда. На создание Центра Комитетом общественных связей предусмотрено выделить денежные средства Фонда квотирования рабочих мест. В перспективе, Центр будет заниматься также проблемами инвалидов с другими патологиями.
Во взаимодействии с городским Департаментом социальной защиты населения и рядом других структур Правительства Москвы, Комитет при активном сотрудничестве с профсоюзами, объединениями предпринимателей, работодателями, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей ежегодно включает вопросы, связанные с трудовой адаптацией инвалидов, в обязательства сторон московского трёхстороннего соглашения. Перечень ряда важнейших вопросов по этому направлению имеется и в соглашении на 2005 год и в соглашении между Правительством Москвы и Министерством здравоохранения и социального развития РФ при участии городских объединений профсоюзов и предпринимателей. В августе на заседании Московской трёхсторонней комиссии мы подведём итоги реализации вышеуказанных соглашений по итогам работы за первое полугодие, включая вопросы трудовой адаптации инвалидов, поддержки предприятий, применяющих труд инвалидов, а так же итоги исполнения в первом полугодии Закона города Москвы «О квотировании рабочих мест».
Об этом Законе скажу несколько слов. Разработка законопроекта, обеспечение в дальнейшем хода его реализации, контроля над его выполнением организациями города, является важнейшим поручением для нашего Комитета со стороны Правительства Москвы. Опыт столицы и ряда регионов, квотирующих рабочие места для социально- незащищённых групп населения, уже в течение нескольких лет свидетельствует о сложности и неоднозначности этого процесса. Закон с 1997 года претерпел изменения, и 10 января текущего года, вступила в силу новая (уже третья) редакция закона города Москвы по квотированию рабочих мест. Он разработан в связи с изменениями, внесёнными в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно вновь принятому Закону, квотирование рабочих мест теперь распространяется на работодателей, у которых среднесписочных численность работников составляет более 100 человек. По-прежнему, квота устанавливается в размере 4% от среднесписочной численности. Обязанность по предоставлению квартальных отчётов о выполнении квоты возлагается только на работодателей, подлежащих квотированию, однако постановке на учёт подлежат все работодатели, осуществляющие деятельность на территории города. В законе раскрыты понятия выполнения квоты, согласно которым выполнением квоты считается трудоустройство работодателем, подтверждённое заключением трудового договора:
• инвалидов, имеющих рекомендации к труду,
• несовершеннолетних в возрасте от 14-18 лет,
• лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет,
• граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Как альтернативное решение - ежемесячная плата работодателями компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в городе Москве на день выплаты.
Молодые граждане, из перечисленных мною категорий, могут быть трудоустроены в счёт установленной квоты при условии, что количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.
Законодательной основой для уплаты компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты, по нашему мнению является статья 21 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации". Невыполнение работодателем установленной законом обязанности по созданию или выделению квотированных рабочих мест, влечёт наложение административного штрафа. Законодательством города Москвы впервые устанавливается административная ответственность работодателя.
Остановлюсь на направлениях расходования средств из целевого бюджетного фонда квотирования. В настоящем Законе эти средства используются на следующие мероприятия:
• создание и сохранение специализированных рабочих мест, цехов, участков и производств для инвалидов. Практика и анализ работы по созданию рабочих мест для инвалидов в городе Москве подтверждает, что для большей эффективности вложенных бюджетных средств следует организовывать и сохранять специальные рабочие места.
• создание учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Это новое направление расходных средств Фонда квотирования.
• обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий с целью реализации в полной мере условий для трудовой адаптации.
Напомню, что в связи с принятием нового Закона на основании изменений в федеральном законодательстве, в 4,5 раза уменьшилось число предприятий, подлежащих квотированию.
На территории города действуют 10 территориальных комиссий по квотированию рабочих мест, работает Городская комиссия, которую возглавляет Вице-мэр Москвы Валерий Павлинович Шанцев.
Ведется конкурсный отбор проектов, подготовленных работодателями города, по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет. Создание таких мест финансируются за счет целевого бюджетного фонда квотирования.
В результате за 2003-2005 годы в столице создано около 1700 дополнительных рабочих мест для инвалидов и 2600 мест - для несовершеннолетней молодежи.
Практика применения норм закона показывает, что нам необходимо совершенствовать эту работу и делать это в тесном взаимодействии с общественными организациями инвалидов и органами исполнительной власти, занимающимися вопросами профессиональной реабилитации инвалидов.
Мы надеемся, что участники научно-практической конференции во взаимодействии с органами государственной власти города примут самое активное участие в реализации намеченных нами городских программ по решению проблем трудоустройства инвалидов.
Я благодарю Вас за внимание. И желаю от имени руководства Комитета общественных связей города Москвы успешной и плодотворной работы нашей конференции.
Спасибо!?

Назад Оглавление Далее