aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Начальник Управления федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве Дудников Сергей Валентинович

Актуальные вопросы социальной интеграции инвалидов.
В зависимости от своих социально-экономических приоритетов каждое государство формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в решении проблем, связанных с инвалидностью, определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими возможностями. За последние годы численность инвалидов постоянно увеличивается, в связи с этим возникают серьезные проблемы с финансовым обеспечением политики в отношении инвалидов, главная задача которой должна заключаться в четкой структуризации этой социальной группы и формировании подходов к адресной социальной поддержке по отношению к различным группам в зависимости от их специфики.
Одной из важнейших задач социальной интеграции является обеспечение защиты и полной интеграции инвалидов в экономическую жизнь и жизнь общества, в том числе, на основе равного доступа к образованию, информации, технологиям. Политика выравнивания возможностей для людей с инвалидностью - задача государства, в том числе, в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни.

Инвалиды часто сталкиваются с множеством проблем на рынке труда, поэтому государство должно реализовывать политику занятости в отношении инвалидов, целью которой является включение инвалидов в сферу трудоустройства. Современный подход к занятости инвалидов должен предполагать интеграцию вместо сегрегации инвалидов в общественную жизнь.
Эффективное трудоустройство инвалидов невозможно без развитой системы их образования и профессиональной подготовки. Инвалидность часто связана с более низким образованием. Особенно это касается инвалидов молодого возраста. Потребности, мотивация и социальное поведение молодых инвалидов значительно отличаются от других возрастных групп. Выходя на рынок труда, молодые инвалиды сталкиваются как с узлом проблем, присущим всей молодежи — отсутствие опыта работы, социальных связей, так и всему контингенту инвалидов — предубеждение со стороны работодателей, особые требования к рабочему месту и условиям труда, более низкое образование.
Отсутствие интегрированного образования и наличие сложностей с получением востребованных специальностей делают инвалидов неконкурентоспособными на рынке труда, а недоступность объектов социальной инфраструктуры для этой категории граждан сокращает количество рабочих мест до минимума.
Принятие Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" наметил новые подходы к формированию социальной политики по отношению к инвалидам. Однако между намеченными целями и механизмом реализации есть существенные противоречия. Формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов в обществе приходится внедрять практически с нуля, а это требует серьезных материальных затрат. В результате складывается особый парадокс: инвалиды имеют больше прав и одновременно меньше реальных возможностей для их реализации.
Существует и проблема с наличием трудовой мотивации у самих инвалидов, многие из которых не знают о возможности получения оплачиваемой работы, о существовании профессиональной реабилитации, проводимой в рамках индивидуальной программы реабилитации, о чем свидетельствуют многочисленные письма, поступающие в Управление федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве.
С 2001 года Управлением федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве проводятся мероприятия по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Безработные граждане с ограниченными физическими возможностями входят в перечень категорий граждан, принимающих участие в этих мероприятиях.
Однако, механизм реализации этих мероприятий, казалось бы, отлаженный в 2001-2004 годах, из-за сокращения финансовых средств, выделенных на эти мероприятия в 2005 году, вновь дает сбой: сокращена сумма материальной поддержки доходов за счет средств федерального бюджета (не более 1440 рублей в месяц); участие в мероприятиях не превышает 2-х месяцев и, как следствие - низкая заинтересованность предприятий в приеме на временную работу инвалидов, что отражается на минимальном размере оплаты труда (720 рублей в месяц).
Достаточно часто встречается ситуация, когда предприятие платит инвалиду минимальную заработную плату, а часто и в обмен на трудовую книжку. К сожалению, в законах не прописаны механизмы предоставления налоговых льгот работодателям, трудоустраивающим инвалидов, не прописано, какими должны быть квотированные места.
Введение Федерального закона 122-ФЗ в плане трудоустройства, к сожалению, усложнило положение инвалидов.
Так, Федеральным законом 122-ФЗ были внесены изменения в нормы, устанавливающие, какие предприятия обязаны предоставлять работу инвалидам или же вносить плату. До принятия упомянутого закона, каждое предприятие, численность работников которого была более 30 человек, попадало под действие закона. Сейчас норма численности работников увеличена до 100 человек, тем самым предприятия малого и среднего бизнеса, на которых инвалиды вероятнее всего могли бы найти работу, из-под действия законодательства выпадают. Однако, ряд регионов (например, Законодательное собрание Пензенской области) уже обратился в Государственную Думу с проектом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части квотирования рабочих мест для инвалидов), который был поддержан Управлением федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве.
Полагаю, что ряд положений Закона должен быть поправлен.

Назад Оглавление Далее