aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Открытое письмо участников конференции (итоговая резолюция)

Открытое письмо участников конференции «Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход»

Мы, своим обращением, хотим привлечь внимание государственных структур, общественности и средств массовой информации к проблемам трудоустройства людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями (психическими отклонениями здоровья). Актуальность данного вопроса подчёркивается теми процессами, которые сейчас идут в обществе и всё возрастающим количеством людей, которых мы причисляем к социальной группе под названием «инвалиды». Ни одно государство уже не может решать свои политические, экономические и социальные программы без учёта формирования политики в отношении людей с инвалидностью. От выбора стратегии, методов и форм работы с данной категорией населения зависит очень многое.
В этих условиях, на наш взгляд, необходима серьёзная корректировка курса по решению проблем инвалидности, который сформировался в государственных учреждениях и который препятствует реализации права инвалидов на самоопределение и возможности получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. Мы хотим увидеть обозначенную позицию Правительства и Государственной Думы Российской Федерации, где бы чётко звучало направление государственной политики создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей, как декларировано в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а не просто обеспечение их насущных жизненных потребностей и социальной поддержки. Как ответ на наше обращение, мы хотим получить реальные шаги со стороны властных структур по решению обозначенных участниками конференции проблем:
1. Обеспечение возможностей получения людьми с инвалидностью образования в негосударственных учреждениях с последующим получением денежных компенсаций, как возмещение затрат на данные услуги.
В сегодняшних условиях, когда государственные учреждения не способны обеспечить для молодёжи с инвалидностью возможность получения полноценных образовательных услуг, всё более актуальным становится вопрос предоставления выбора учебного заведения. На наш взгляд, необходимо включить в этот список и негосударственные организации. Многие из них специализируются на предоставлении подобных услуг именно для лиц с инвалидностью и имеют в своём коллективе высококвалифицированных специалистов. Создание практики выполнения негосударственными организациями (теми, кто прошёл соответствующую сертификацию и лицензирование) ряда функций по реабилитационным и образовательным услугам для инвалидов уже сейчас способно значительно решить эту проблему. Это поможет развивать систему, способствующую расширению перечня образовательных учреждений, имеющих условия для обучения в них лиц с инвалидностью, а следовательно, увеличит и возможность их выбора, и позволит родителям детей с инвалидностью и молодым инвалидам иметь реальные возможности реализации своих прав на получение образования, обозначенные в конституции.
Стоит отметить, что, благодаря стараниям ряда общественных организаций, в том числе через инициацию судебных процессов, стали возникать механизмы реализации права людей с инвалидностью на выбор учебного заведения и возможности получения денежных компенсаций за свои затраты, в том случае, если человек выбирал негосударственные учреждения. Но с внесением изменений от 22.08.2004 года в статьи 18 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» эти возможности станут нереализуемыми.
Мы призываем устранить законодательные барьеры на пути развития системы свободного выбора инвалидами учебных заведений, а также установить порядок определения и выплаты денежных компенсаций, в случае выбора инвалидов в пользу обучения в негосударственных учреждениях.
2. Развитие системы партнёрства государственных структур и общественных объединений в вопросах трудоустройства инвалидов. Реализация программ финансирования общественных объединений, занимающихся решением проблем трудовой занятости лиц с инвалидностью.
Прошедшая конференция показала большую роль общественных организаций в решении проблем трудовой занятости людей с инвалидностью. Во многих регионах Российской Федерации общественные объединения реализуют проекты, которые в значительной мере способствуют улучшению ситуации с трудоустройством инвалидов. Многие организации доказали эффективность своей работы и с ними активно сотрудничают государственные структуры. Но все эти программы и проекты, в подавляющем большинстве случаев, реализуются лишь благодаря финансированию зарубежных благотворительных организаций. Мы призываем Правительство создать систему, при которой часть финансовых средств, направляемых на решение проблем трудоустройства инвалидов, целевым образом расходовалась на проведение ежегодных федерального и региональных грантовых конкурсов или по целевому заказу от государства на реализацию проектов общественных объединений по решению проблем трудовой занятости инвалидов. Это будет способствовать развитию сектора некоммерческих организаций в нашей стране и создаст условия участия общественных объединений в решении социальных проблем общества.
3. Создание условий, направленных на стимулирование работодателей (в том числе коммерческих структур) к трудоустройству людей с инвалидностью и созданию специальных условий для их эффективного труда.
С введением с 1-го января 2005 года поправок в Федеральный Закон №185 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», основной объём обязанностей по созданию «специальных рабочих мест для инвалидов», в том числе и их финансирование, перекладывается с государственных структур на самих работодателей. Но, на данный момент, полностью отсутствует заинтересованность структур бизнеса в труде инвалидов, так как, по объективным причинам, он зачастую является менее эффективным, чем труд сотрудников без инвалидности, а для того, чтобы его использовать, необходимо вложить финансовые средства для специального оборудования рабочего места. Естественно, всё это делает трудоустройство людей с инвалидностью практически нереальным и требует создания условий для повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Мы призываем Правительство и Государственную Думу принять комплекс мер направленных на решение проблем профессиональной конкурентоспособности людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. В том числе, мы предлагаем:
• Изменить основы формирования «специальных рабочих мест для инвалидов». Принцип создания специальных рабочих мест должен быть следующим - не инвалид на рабочее место, а рабочее место для инвалида. Только при таком подходе можно эффективно решать проблемы трудоустройства людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями.
• Организовать обучение специалистов по обустройству специальных рабочих мест для инвалидов. На данный момент, из-за их отсутствия, как в государственных, так и в коммерческих структурах отсутствует понимание «что такое специальное рабочее место и как его создавать?»
• Установить льготы, вплоть до полной отмены платы за содержание специального рабочего места для инвалида (плата за аренду, электро и тепловую энергии, средств связи и т.д.).
Примером установления подобных льгот может служить областной закон Архангельской области "О гарантиях занятости инвалидов", в разработке которого принимали участие общественные объединения инвалидов.
4. Решение вопросов соблюдения прав и развитие интеграционных программ для инвалидов, содержащихся в специальных учреждениях стационарного типа (интернаты), в том числе в медицинских стационарных учреждениях, где получают помощь люди с психическим состоянием здоровья и хосписах.
Нынешняя политика в отношении людей с инвалидностью, проживающих и обучающихся в интернатах и в медицинских стационарных учреждениях, направлена на их изоляцию от общественной жизни и не позволяет им пользоваться теми правами и возможностями, которые заложены Конституцией Российской Федерации. Мы призываем, на примерах ведущих зарубежных стран, изменить подходы к решению этих проблем, и нацелить государственные программы и финансирование на развитие интеграционных моделей, формирование вспомогательных служб и услуг персональных помощников. Это позволит не привязывать инвалидов к услугам стационарных учреждений, а создавать условия для их жизнедеятельности в рамках «социума», получать полноценное образование и выполнять трудовую деятельность, что в конечном итоге будет шагом к обеспечению их экономической самостоятельности и снимет часть затрат общества на их содержание.
5. Обеспечение развития карьеры студентов с инвалидностью.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодёжи с инвалидностью не имеют возможности реализовать своё законное право на получение образования и последующего трудоустройства. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. В отличие от опыта ведущих зарубежных стран, в нашей стране отсутствуют службы по оказанию помощи студентам — инвалидам в процессе обучения, а также специальные программы по их дальнейшему трудоустройству.
Мы призываем создать специальные службы (или ввести дополнительные штатные единицы) при каждом государственном ВУЗе, в обязанности которых входили бы обеспечение архитектурной доступности учебного заведения, доступности информации для инвалидов по зрению и слуху, а также индивидуальная поддержка инвалидов в процессе обучения. Структуры Федеральной службы занятости населения должны с помощью специальных программ обеспечить реальное трудоустройство инвалидов после получения ими образования.
6. Развитие программ направленных на решение проблем молодёжи.
Зачастую разработка и реализация федеральных, региональных и местных целевых программ, направленных на решение вопросов жизнедеятельности молодежи проходят без участия и учета интересов молодых инвалидов. А основные социальные мероприятия молодых инвалидов, которые также обеспечивают образование и трудовую занятость проходят параллельно, в отрыве от общемолодежных акций, что, по сути, приводит к развитию двух параллельных молодежных сообществ — инвалидов и неинвалидов.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо:
• Привлекать общественные объединения инвалидов при разработке и реализации федеральных, региональных и местных целевых программ, направленных на решение проблем образования и трудоустройства молодёжи.
• Не допускать разделения молодёжи, в зависимости от наличия или отсутствия инвалидности.
• Привлекать молодых инвалидов и организации их объединяющие ко всем молодёжным мероприятиям, проходящим на различных государственных уровнях, в том числе в рамках Федеральной целевой программы «Молодёжь России».
• На реализацию региональных и местных программ, затрагивающих проблемы молодежи, в том числе и вопросы профориентации и трудоустройства, выделить дополнительное финансирование с учетом охвата еще одной категории - молодых инвалидов.
7. Изменения в Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые ведут к ущемлению прав и возможностей инвалидов в сфере трудоустройства.
Участники конференции с сожалением констатируют, что сложившаяся в последнее время государственная политика, в целом, не способствует реальному решению проблем трудоустройства инвалидов. Принятие новых законодательных актов нацелено не на стимулирование людей с ограниченными физическими и ментальными способностями к активной самостоятельной жизни, а создаёт условия для иждивенческих настроений и изоляции данной категории населения от общества.
Наибольший протест вызывают следующие законодательные нововведения:
1. Установление государственной пенсии и ежемесячных денежных выплат в зависимости от степеней ограничения к трудовой деятельности, а не от групп инвалидности, как было ранее.
Подобная практика, введённая в действие по выплатам государственной пенсии по инвалидности с 1 января 2004 года, доказала своё пагубное влияние на формирование отношения людей с инвалидностью к возможности трудовой деятельности. Вместо создания условий для получения и реализации своих трудовых навыков на благо общества, а, следовательно, и снижения затрат общества на своё содержание, нынешняя государственная политика толкает инвалидов искать способы получения более высокой степени нетрудоспособности ради получения более высокой пенсии. Так как возможность поиска и получения работы в нынешних условиях весьма проблематичны, и, отнюдь не гарантированы реализацией существующих государственных программ. В результате, инвалид оказывается между тяжёлым выбором — либо стремиться к получению самой высокой третьей степени ограничения трудоспособности, закрыть для себя возможность трудовой деятельности (по законодательству работодатель не имеет права принимать на работу инвалида с третьей степенью ограничения трудоспособности) и получать более высокую пенсию, либо соглашаться на ту степень при которой он сможет работать, и получать значительно меньшую пенсию (разница доходит до 600 рублей). С введением в действие с 1 января 2005 года Федерального Закона № 122, эта ситуация ещё больше обострится. Ежемесячные денежные выплаты за отменяемые льготы привязаны именно к степеням потери трудоспособности, а не к группам инвалидности, следовательно, ещё больше увеличится разница в размере денежных выплат инвалидам, признанным государственными органами нетрудоспособными и имеющих возможность трудиться, что в итоге пагубно скажется на мотивации инвалидов к труду.
Нельзя не отметить, что само введение понятия «нетрудоспособен» противоречит положению Конституции Российской Федерации о том, что «каждый гражданин имеет право на труд» и принятых нашим государством обязательств по выполнению положений «Стандартных правил по обеспечению равных возможностей» Организации Объединённых Наций. Каждый человек с инвалидностью имеет право и возможность трудиться, вопрос только в создании для этого специальных условий, и именно на это должны быть нацелены государственные программы и политика нашего Правительства.
Мы обращаемся с предложением изменения действующего законодательства с целью возвращения практики установления государственной пенсии и ежемесячных денежных выплат на основании группы инвалидности, а не степени ограничения способности к трудовой деятельности.
2. С 1 января 2005 года изменение численности сотрудников предприятий, для которых устанавливается квота рабочих мест для инвалидов (вместо 30 - раньше, она повышается до 100) и отмена положения о внесении обязательной платы за несоблюдение установленных квот.
По статистическим данным, инвалидами являются около 10% населения РФ. По причинам, связанным с состоянием здоровья и физическими ограничениями в возможностях передвижения и в получении информации. А также ввиду отсутствия равных возможностей, в том числе из-за не обеспечения доступности социальной и транспортной инфраструктур для людей с ограниченными физическими возможностями, инвалиды являются менее конкурентоспособными на рынке труда по сравнению с другими гражданами. Принятие данной поправки к закону закроет для людей с инвалидностью доступ к трудоустройству во многие организации, так как малые предприятия имеют численность сотрудников меньше устанавливаемой нормы. Оставшаяся часть организаций, в значительной мере, представляет собой большие производственные предприятия, где полностью отсутствуют условия для труда людей с инвалидностью. То есть принятие данной поправки значительно ухудшит, а для многих инвалидов и закроет, возможности к трудовой деятельности.
Отмена положения об обязательной плате за невыполнение установленных квот для приёма на работу людей с инвалидностью, вообще сводит на нет действие данного механизма. Пропадают административные рычаги воздействия на организации, а, следовательно, открываются широкие возможности для невыполнения и игнорирования данных положений законодательства. Необходимо также отметить, что собираемые финансовые средства с организаций за несоблюдение установленных квот, позволяли реализовывать региональные программы по созданию специальных рабочих мест для инвалидов. С введением в действие с 1 января 2005 года обозначенных изменений в Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», эта возможность пропадёт, а будут ли взамен их реализовываться какие-либо другие федеральные программы до сих пор неизвестно.
Мы обращаемся с предложением вернуть редакцию статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на первоначальное состояние до внесения изменений от 22.08.2004 Федеральным Законом N 122. А также, дополнить его Положением об обязательном целевом использовании собранных финансовых средств на создание специальных рабочих мест для инвалидов.

Назад Оглавление Далее