aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Выдержки из докладов участников конференции

«Профессиональная реабилитация инвалидов в Архангельской области»
Старков Владимир Сергеевич, Председатель Архангельской городской организации Всероссийского общества инвалидов

В настоящее время в Архангельской области действует областной закон «О гарантиях занятости инвалидов», принятый в 2002 году. По инициативе нашей общественной организации в его разработке принимали участие законодательная и исполнительная ветви власти и общественные организации инвалидов. По этому закону ответственность за создание рабочих мест и трудоустройство инвалидов возложено на работодателей путем установления им квоты для приема на работу инвалидов. Для реализации Закона общественными организациями инвалидов создан «Архангельский региональный Центр профессиональной реабилитации инвалидов». В задачи Центра входит оказание помощи работодателям по созданию рабочих мест для инвалидов, а инвалидам - в трудоустройстве.
В рамках Закона в областной бюджет 2003 года был впервые заложен 1 млн. рублей на профессиональную реабилитацию инвалидов. На эти деньги были созданы 33 специальных рабочих места, 10 из них в Центре. На 2004 год в бюджет области запланированы 3 млн. рублей на эти же цели. Выполняя поставленные задачи, Центр на средства работодателей создал 7 рабочих мест для инвалидов, которые и содержатся за счет этих работодателей.
Работа по профессиональной реабилитации инвалидов в регионе практически не велась. Нет специалистов в этой области. По нашей инициативе на факультете социальной работы Северного государственного медицинского университета планируется подготовка социальных работников по специализации «Профессиональная реабилитация инвалидов». В областной бюджет 2004 года запланированы 150 тыс. рублей для обучения инвалидов этой специальности. В этом году на базе областной психиатрической больницы Центр создал швейный цех. Оборудование для цеха получено по гранту от правительства Канады. С 1-го сентября в цех трудоустроены инвалиды-пациенты больницы, совершившие преступления и признанные судом невменяемыми на момент совершения преступления. Обучение профессии «портной» осуществляется преподавателями Профессионального училища. Планируется выпуск постельных принадлежностей, спецодежды, белья и т.п. Данная продукция востребована на местном рынке сбыта. В планах Центра имеются проекты по созданию новых рабочих мест для инвалидов по производству упаковки и бумажной посуды.
Центр оказывает консультационные услуги инвалидам по трудоустройству, защищает права инвалидов в органах власти и у работодателей. Руководство Центра принимает участие в работе постоянно действующих комиссий по проблемам инвалидов при региональных и муниципальных органах власти, налажены связи с политическими партиями. В работе по профессиональной реабилитации инвалидов помощь Центру оказывает Федеральная служба занятости населения.
До принятия Закона инвалиды получали только медицинскую и социальную реабилитацию. Профессиональной реабилитацией не занимался никто. Работодателями не создавались специальные рабочие места для инвалидов, в бюджете не предусматривались средства на эти цели. Инвалиды, имеющие профессию, были неконкурентоспособны на рынке труда. Пока ещё отношение власти и работодателей не соответствует уровню существующих проблем. Работодатели не выполняют установленные им квоты для приема на работу инвалидов. Администрацией области в 2004 году из-за дефицита бюджета исключены мероприятия по профессиональной реабилитации, хотя в Архангельской области на 01.10.2004 г. 1162 инвалида состоит на учете в службе занятости, как ищущие работу. При поиске работы существуют личностные проблемы у инвалидов. Они малоинициативны, не знают своих прав или не знают, как их использовать.
Центр, как общественное учреждение, созданное инвалидами, видит существующие проблемы, работает по их решению, тем самым набирается опыта, которым делится с заинтересованными сторонами — инвалидами, властью и работодателями.

«О некоторых проблемах трудоустройства инвалидов и возможные механизмы их решения»

Павличенко Александр Викентьевич Директор Центра занятости населения Центрального административного округа г. Москвы

Несмотря на устойчивую стабильность рынка труда в столице, занятость давно стоит в первой тройке волнующих москвичей проблем. Потеря работы, по мнению психологов, у человека близка к уровню стресса, как при потере близких, или как при разводе. Для людей с ограниченными возможностями эти проблемы возрастают многократно.
В Москве около миллиона граждан имеют инвалидность (ЦАО — 83,0 тыс.). Опросы показывают, 2/3 инвалидов трудоспособного возраста готовы работать, но только 10% из них трудоустроены (в том числе формально). В центр занятости населения ЦАО ежегодно обращаются более 30 тыс. человек, из них около 18 тыс. находят работу. В 2004 г. в Центр обратилось около 80 инвалидов. Из них трудоустроено чуть более 30 человек и направлено на обучение 5 человек. Причина низкой востребованности услуг службы занятости у инвалидов кроется не столько в нежелании потерять «московские надбавки» к государственной пенсии, сколько в неверии в реальную возможность трудоустройства. К сожалению, они во многом правы.
В Москве 65 специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, и, наверное, не менее сотни организаций уже получивших или еще участвующих в конкурсе на получение денежных средств из фонда квотирования на создание рабочих мест для инвалидов. При подготовке осенней ярмарки вакансий для инвалидов, мы общались с руководством большинства этих предприятий. Готовыми же принять новых работников оказались лишь несколько предприятий «Горспецпрома» и 7 организаций — участников конкурсов на создание специализированных рабочих мест. Остальными участниками стали организации, ранее не планировавшие брать инвалидов, но после бесед с нашими специалистами изменившими свое решение. В итоге из 35 работодателей — участников ярмарки, каждый подобрал себе из состава соискателей от 3 до 48 кандидатов на предлагаемые вакансии. Посетителей на ярмарке было более 3 тыс. человек, а представлено вакансий 3,5 тыс. Не будем говорить об уровне эффективности этого мероприятия, - для такой массы обратившихся количество предложенных вакансий, конечно же, должно быть, как минимум в 5 раз больше.
Сделать первые шаги в реализации этого проекта можно на базе общественной организации инвалидов.
При достаточном количестве накопленной информации, после анализа ситуации на специализированном рынке труда, оценке спроса и предложения можно будет информировать Центр квотирования о наиболее востребованных рабочих местах для инвалидов, просить Московскую службу занятости проводить целевое обучение инвалидов под конкретные запросы работодателей, рекомендовать специализированным образовательным учреждениям корректировать учебные планы подготовки специалистов.
Далее, когда Центр пройдет стадию становления и оформится как юридическое лицо, можно будет ставить вопрос о его расширении и создании новых рабочих мест, используя средства фонда квотирования.

«Опыт работы по решению проблем трудоустройства инвалидов»

Кузнецов Евгений Иванович Председатель Союза общественных объединений инвалидов Пензенской области

Уважаемые участники Конференции!
На Конференции я представляю общественную организацию Союз инвалидов Пензенской области, которая в своем составе объединяет четыре организации. Основной задачей Союза является объединение усилий общественных организаций по выработке совместных мер по решению социальных проблем инвалидов и организация взаимодействия для решения этих проблем с органами законодательной и исполнительной власти Пензенской области.
Население Пензенской области составляет около 1.5 миллиона человек, из них 65% процентов городского населения. В области проживает 97736 инвалидов, что составляет 6,8 процента от общей численности населения. Из общего числа инвалидов:
- первой группы 13,3%
- второй группы 56,1%)
- третьей группы 24,8%
• инвалиды в возрасте до восемнадцати лет составляют 5,8%
• количество инвалидов по слуху 1808 человек
• по зрению 3055 человек
• инвалидов колясочников 1532 человек.
• инвалидов по психическим заболеваниям 10004 человек, что составляет 10,2% от общей численности инвалидов.
Проведенное анкетирование около 1500 молодых инвалидов показало, что около 80% из них имеют желание трудиться. Основными побудительными мотивами к труду являются:
• желание экономически помочь семье;
• быть экономически независимым;
• интерес к труду;
• желание расширить круг общения.
Наша организация выступила инициатором разработки закона Пензенской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Пензенской области» и Постановления Правительства Пензенской области «О занятости инвалидов в Пензенской области». При работе над этими документами, которые были приняты в 2003 году, мы тесно взаимодействовали со всеми заинтересованными ведомствами и организациями.
В соответствии с принятым законом была определена 4-х процентная квота для организаций, имеющих более 30 работников, и были введены штрафные санкции в размере 600 руб. для организаций, которые не трудоустроили или не имели возможность трудоустроить инвалидов. Постановление Правительства определяло механизм реализации закона, в соответствии с которым квотирование рабочих мест производилось согласно утвержденному примерному перечню «Профессий и специальностей, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на рынке труда». Данный перечень включает 516 профессий и специальностей. Одновременно Постановление определило порядок взаимодействия всех организаций, участвующих в процессе трудоустройства инвалидов и их финансовое взаимодействие. В бюджете Пензенской области отдельной строкой были выделены средства, собранные в виде штрафных санкций и их целевое использование на создание специальных рабочих мест для инвалидов. В соответствии с законом около 3,5 тыс. организаций Пензенской области должны квотировать рабочие места для инвалидов, на 1 сентября 2004 года в счет невыполнения квоты было собрано около 6 млн. руб.
Трудовой деятельностью в области занято 10207 инвалидов, что составляет 10,4% от общей численности. Непосредственно в службу занятости обратилось в 2004 году 1455 человека, из них было трудоустроено 559 человек, зарегистрировано в качестве безработных 1125 человек. Из собранных средств создано 82 специальных рабочих места для инвалидов, на которые затрачено 3,2 млн. руб. В настоящее время работа по финансированию создания специальных рабочих мест продолжается.
Пензенская область имеет большой потенциал в области образования: ВУЗов-14, Техникумов-34, ПТУ-41, государственных общеобразовательных школ — 907, в том числе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ - 16. В настоящее время Министерство образования и науки Пензенской области сформировало базу данных на всех инвалидов, находящихся в школьном возрасте, это позволило иметь информацию не только об их социально-экономическом положении, но и дало возможность произвести оценку образовательного потенциала ребенка-инвалида и соответственно планировать использование учебных учреждений для обучения. Из 7022 детей-инвалидов школьного возраста обучается 63%> и 37% не участвует в учебном процессе: 19,8% по социальным проблемам и 17,2% по физиологическим расстройствам. Из числа обучающихся детей инвалидов 77% посещают общеобразовательные школы, 11% вспомогательные школы, 6% в интернатах и вспомогательных школах, и лишь 1% составляют обучающиеся на дому.
Министерство в текущем году создало центр медико- педагогической и психологической коррекции, в котором помощь соответствующих специалистов могут получить дети, их родители и учителя по проблемам, связанным с получением образования инвалидами.
Опрос школьников и учителей общеобразовательных школ показал, что они положительно относятся к проблеме совместного обучения. В то же время 100% опрошенных школьников отметили, что при совместном обучении между детьми могут возникнуть межличностные конфликты. Учителя в свою очередь высказали пожелания о необходимости специальной методической подготовки для организации учебного процесса с инвалидами. Результаты анкетирования родителей детей-инвалидов показали, что около 80% из них планирует повышение образования для своих детей и в то же время большинство родителей не строят планы в отношении получения их детьми какой либо профессии или специальности. Собеседование с молодыми инвалидами выявило, что при выборе профессии или специальности они, в основном, ориентируются на мнение родителей, знакомых и рекламу.
Серьезнейшей проблемой для определенной категории инвалидов является доступ к учебным заведениям. Практически ни одно учебное заведение области не имеет в настоящее время специальных приспособлений для инвалидов, имеющих резкие ограничения в передвижении. Кроме того, не имеется возможности регулярной доставки их в учебные заведения.
В настоящее время в связи с изменениями, внесенными в статью 21 Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», связанными с изменениями квоты для организаций, обязанных трудоустраивать инвалидов, и отмены штрафных санкций за несоблюдение этих квот, наступят резкие ограничения для возможности трудоустройства инвалидов. Так, например, в г. Пензе из 1188 организаций, которые должны принимать на работу инвалидов в пределах установленных квот, с первого января 2005 года останутся только 361 организация. Особенно серьезные проблемы с трудоустройством инвалидов возникнут у инвалидов в малых городах и сельской местности.
Наша организация в настоящее время через депутатов Законодательного Собрания Пензенской области вышла с предложением о внесении изменений в статью 21 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в соответствии с которыми право принятия решения по наложению штрафных санкций на организации, не трудоустроивших или не имеющих возможности трудоустроить инвалидов остается за субъектом Российской Федерации.
Одновременно с этим, мы совместно с Современной Гуманитарной Академией разрабатываем Программу по созданию для молодых инвалидов механизма реализации их прав на получение образования, профессии и специальности и решения проблемы трудоустройства.
Выводы:
• Отсутствие комплексного динамического наблюдения за ребенком инвалидом с момента его рождения не позволяет обеспечить его целенаправленную интеграцию в общество.
• Недостатки в развитии инфраструктуры, обеспечивающей доступность инвалидов к различным объектам социально- культурного и производственного назначения, не дают возможности инвалидам в полной мере реализовать свой творческий потенциал.
• Для обеспечения получения образования необходима работа с родителями, а также создание специальных обучающих программ и обеспечении инвалидов специальными техническими средствами.
• Необходимо введение специальных государственных мер, реально гарантирующих решение проблемы занятости инвалидов.

«Развитие карьеры студентов с инвалидностью: опыт США»

Котов Вячеслав Юрьевич Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Проблема трудоустройства инвалидов актуальна, пожалуй, во всех странах мира - где-то она решается лучше, где-то хуже, однако, я не знаю примеров стран, где уровень безработицы среди инвалидов близок к общему уровню безработицы по стране. Как правило, шанс оказаться без работы для инвалида гораздо выше, чем для человека без инвалидности.
Студенты с инвалидностью — это группа людей, наиболее подготовленных к трудоустройству, вполне конкурентоспособных на рынке труда. Естественно, трудоустройство и развитие карьеры этих людей должно являться одной из приоритетных задач, как государства, так и организаций, тем или иным образом занимающихся трудоустройством инвалидов.
В Соединенных Штатах уже давно ведется работа не только по трудоустройству инвалидов, но и по полноценному включению их в жизнь общества. Несомненно, в США намного лучше обстоит дело с отношением общества к проблемам инвалидности и инвалидам, существенно больше работы ведется для обеспечения равных прав на получение качественного образования и обеспечение достойного уровня жизни. В итоге люди с инвалидностью имеют возможность получить качественное образование, которое является необходимым условием успешного развития карьеры, а отношение работодателей к трудоустройству людей с инвалидностью качественно отличается от того, к чему привыкли мы. Многие компании используют так называемую концепцию Talent management'a, когда приоритет отдается не тому, кем является человек, а его качествам, которые обеспечивают успешное развитие компании. Также если взглянуть на практически любое объявление с вакансией, можно увидеть слова equal opportunity employer, т.е. фактически работодатели «зазывают» к себе людей из различных меньшинств (в частности социальных), дают понять что для них сам факт инвалидности не является решающим.
Несмотря на все это, проблема трудоустройства студентов с инвалидностью актуальна и для США. По данным некоторых некоммерческих организаций, занимающихся проблемами трудоустройства инвалидов, уровень безработицы среди инвалидов, недавно получивших высшее образование, в два раза выше, чем у других выпускников (по разным данным, уровень безработицы выпускников с инвалидностью составляет до 20%).
К сожалению, вынужден предположить, что в нашей стране эта цифра намного выше (насколько мне известно, у нас подобная статистика просто не ведется). На мой взгляд, важно оценить основные причины такого «успеха».
Во-первых, одним из важнейших условий для получения достойной работы является качественное, доступное для всех образование. Во многих американских университетах существуют специальные службы, задачей которых является создание специальных условий для обучения студентов с инвалидностью. Такие службы оказывают поддержку инвалидам в учебном процессе, например, производят поиск необходимых учебных материалов в доступном для студента формате (на языке Брайля, в электронной форме и т.д.), предоставляют услуги сурдопереводчика, создают специальные условия при выполнении тестов, контрольных работ и т.д. Также, подобные службы часто проводят специальную работу, направленную на подготовку студентов к последующему трудоустройству. В частности, проводятся тренинги по написанию резюме, прохождению собеседования, по раскрытию факта инвалидности и так далее.
Безусловно, работа по подготовке к трудоустройству не ограничивается проведением семинаров и тренингов со студентами- инвалидами. Как правило, студентам предоставляются множество возможностей по прохождению стажировок. Само понятие стажировки трактуется чрезвычайно широко, и с каждым человеком стараются работать индивидуально. Стажировка может заключаться в обычных визитах в ту или иную компанию, наблюдении за рабочим процессом, «прочувствовании» атмосферы на рабочем месте, знакомстве с деятельностью компании. Также, стажировка может заключаться в полном погружении в рабочий процесс, с получением некоторой временной должности, со своими обязанностями и соответствующими требованиями со стороны работодателя, с возможностью не только получить опыт работы в компании, но и получать за это положенную заработную плату. Мною описаны лишь два возможных крайних случая, и, безусловно, существуют варианты организации чего-то среднего, соответствующего индивидуальным возможностям и потребностям конкретного человека с инвалидностью.
Важно отметить, что делает государство для обеспечения прав на труд для людей с инвалидностью. С одной стороны, государство проводит обширную работу по информированию работодателей о возможностях создания специальных условий на рабочем месте для полного раскрытия потенциала людей с инвалидностью. Существует сеть информационно-консультационных служб - Job Accommodation Network, которая предоставляет работодателям всю необходимую информацию по законодательной базе, регулирующей вопросы трудоустройства инвалидов, по возможностям трудоустройства инвалидов, по созданию необходимых условий на рабочем месте для различных категорий людей с инвалидностью, по имеющимся стимулам при трудоустройстве инвалидов и так далее.
В США существуют различные налоговые вычеты и льготы, стимулирующие трудоустройство инвалидов и направленные на компенсацию затрат, связанных с созданием специальных условий. К примеру, малые предприятия могут получить налоговый кредит на понесенные расходы по созданию специальных условий на рабочем месте для трудоустроенных инвалидов (до $10,500). Также предприятия могут получить налоговый вычет до $15,000 в год на затраты по обеспечению физической доступности своих предприятий для инвалидов.
Мною отмечены лишь основные моменты, позволяющие добиться конкурентоспособности инвалидов и, в особенности, студентов с инвалидностью на рынке труда и достигнуть тех результатов, до которых нам, к сожалению, еще достаточно далеко. С другой стороны, очевидно, что, во-первых, необходимо проводить работу по обеспечению равного права для всех на получение образования (обеспечение физической доступности учебных заведений, создание специальных служб в университетах и т.д.), во-вторых, работать над информированием работодателей, предоставлением стимулов для трудоустройства инвалидов (особенно малым предприятиям). Также необходимо работать с самими инвалидами для подготовки к трудоустройству с одной стороны, и с обеспечением позитивного общественного мнения по отношению к инвалидам с другой.

«Содействие трудоустройству и профессиональному самоопределению граждан с ограниченными возможностями»

Перепелица Наталья Валерьевна Начальник отдела профобучения и профориентации

Государственного Учреждения «Ростовский городской центр занятости населения».
На рынке труда г. Ростова-на-Дону среди граждан, особо нуждающихся в социальной защите, инвалиды относятся к наименее социально защищенной категории: показатели уровня и качества жизни, состояние занятости у них значительно ниже, чем у других социальных слоев населения.
Государственное учреждение «Ростовский городской центр занятости населения» реализует различные направления активной политики занятости для содействия трудоустройству граждан с ограниченными возможностями: программы временного трудоустройства, общественные работы, профессиональная ориентация, профессиональное обучение и социальная адаптация.
По отчетным данным, за последние три года наблюдается тенденция увеличения числа инвалидов, обратившихся в службу занятости с целью поиска работы. Так за 2001-2003 гг. число обратившихся увеличилось в 1,5 раза.
Истоки проблемы трудоустройства любого ищущего работу лежат в сфере выбора профессии. Для граждан с ограниченной трудоспособностью в ГУ «Ростовский ГЦЗН» создан Центр профессиональной ориентации инвалидов, основной целью которого является оказание помощи в выборе профессии данной категории граждан. Ежегодно в него обращаются до тысячи инвалидов. Здесь они могут получить услуги квалифицированных психологов- профконсультантов, информацию о рынке труда. Центр активно сотрудничает со школами-интернатами № 38 и 48 (для слабовидящих и слабослышащих детей), регулярно проводится тестирование школьников. Профконсультанты Центра оказывают бесплатные услуги по психологической поддержке граждан с ограниченными возможностями, по подготовке к собеседованию и знакомят человека с тем, как закрепиться на рабочем месте. В работе специалистам помогают воодушевить человека, поднять его мотивацию к трудоустройству «истории успеха», опубликованные в печатном издании «Ваш друг Феникс».
По результатам профориентационного консультирования только в 2004 г. Ростовским городским центром занятости были направлены на обучение 38 инвалидов по таким специальностям, как оператор ПК, бухгалтер, менеджер, оператор котельной; израсходовано более 180 тыс. руб. из федерального бюджета. Профессиональное обучение, реализуемое службой занятости - это реальная возможность для граждан, имеющих инвалидность, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. На мой взгляд, в профессиональном обучении существует очень перспективное направление, требующее развития, - организация стажировки на рабочих (учебных) местах для молодых инвалидов.
Служба занятости города проводит работу по временному трудоустройству инвалидов на договорной основе с поддержкой доходов из средств федерального бюджета. Эта работа помогает наименее защищенным группам безработных граждан адаптироваться в условиях современного рынка труда. За прошедший период 2004 г. ГУ РГЦЗН трудоустроено 336 инвалидов, на поддержку их доходов из средств федерального бюджетов израсходовано 913,8 тыс. руб. В этой работе приняло участие 202 предприятия города, в том числе: ГУК «Областная спец. библиотека для слепых», ЗАО "Донская кондитерская фабрика", ЗАО "Ростовкомбытоптторг"; ЗАО «Ростовский-на-Дону з-д Агат», МУСЗН всех районов города, ОАО ИПФ «Малыш», ООО «Ростовское СРП «Россиянка «ВОГ», РГООИ «Феникс» и другие предприятия различных форм собственности.
Новую форму в текущем году приобрели традиционные для службы занятости «Ярмарки вакансий». Проведенная по инициативе РГООИ «Феникс» ярмарка характеризовалась качественно новым уровнем и позволила не только трудоустроить граждан с ограниченной трудоспособностью, но и объединить усилия представителей разных государственных структур, СМИ и поднять проблему социальной ответственности бизнеса.
Рассматривая вопрос о трудоустройстве инвалидов, нельзя не сказать о перспективности организации собственного дела. Для будущих предпринимателей службой занятости организованы бесплатные семинары, осуществляется компенсация затрат на оформление документации индивидуального предпринимателя.
К сожалению, в Ростовской области в настоящее время не принят закон о квотировании рабочих мест, что затрудняет взаимодействие с работодателями города по трудоустройству инвалидов. А также, действующее налоговое законодательство не предусматривает льгот по налогообложению предприятий, принимающих на работу инвалидов.
21 октября 2004 г. на Коллегии Администрации г. Ростова-на- Дону, в работе которой принимали участие ГУ РГЦЗН и РГООИ «Феникс», было рекомендовано заместителю главы Администрации города рассмотреть возможность разработки и принятия Положения о квотировании рабочих мест на предприятиях и организациях города для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы.
В заключение хочется отметить, что только совместные усилия общественных организаций инвалидов, государственных учреждений и законодательных органов могут привести к формированию у работодателей понимания проблемы трудоустройства инвалидов и готовности к конкретным шагам по ее преодолению.

«Трудоустройство инвалидов в свете социальной реформы»

Пронин Олег Андреевич руководитель юридической группы Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», г. Москва

Приветствую Вас, уважаемые участники конференции!
В своем выступлении я хотел бы остановиться на вопросах влияния социальной реформы в целом, и принятого закона № 122- ФЗ, в частности, на права, возможности и мотивацию инвалидов в области трудоустройства и занятости. Сразу хотелось бы оговориться, что в выступлении не будут упомянуты и оценены все изменения, я остановлюсь только на тех, которые показались мне наиболее важными.
Социальная реформа и изменения, вносимые 122-м законом, и вступающие в силу с 01 января 2005 г. в настоящее время обсуждаются достаточно широко. В этом зале собрались специалисты, поэтому я позволю себе не останавливаться на концептуальных вопросах реформы и всех изменениях, а отмечу только основные моменты, прямо или косвенно влияющие на возможности инвалидов в сфере трудоустройства.
Изменения коснулись как вопросов, непосредственно связанных с трудоустройством инвалидов, например, изменились правила квотирования, речь о которых пойдет далее, так и вопросов, напрямую с трудоустройством не связанных, но опосредованно влияющих на трудовые права лиц с ограниченными возможностями, например, образования или транспортного обслуживания инвалидов.
Прежде всего, нужно упомянуть о реформе органов медико- социальной экспертизы. С первого января органы МСЭ переходят из регионального в федеральное подчинение, с созданием на уровне РФ органа, руководящего работой федеральных учреждений МСЭ.
Предполагается сохранение Главных бюро МСЭ в каждом субъекте РФ и наличие их филиалов — районных и городских бюро МСЭ. Руководство системой органов МСЭ будет, вероятнее всего, учреждение, созданное на базе нынешнего ФЦЭРИ.
Естественно, что переход этих учреждений в федеральное подчинение предполагает финансирование за счет средств федерального бюджета.
На мой взгляд, данное изменение является позитивным по следующим причинам. Прежде всего, в связи с централизацией системы в работе органов МСЭ появится единообразие, отсутствующее в настоящее время по причине подчинения учреждений медико-социальной экспертизы органам социальной защиты субъектов РФ. Во-вторых, переход на федеральное финансирование по единым нормам вне зависимости от субъекта РФ позволит решить проблему нехватки специалистов в органах МСЭ, особенно на низовом уровне. В-третьих, в случае, если ФЦЭРИ, будучи сильным исследовательским центром в области реабилитации инвалидов, возглавит систему этих учреждений, то наконец-то появятся такие нормативные акты федерального, то есть общеобязательного уровня, как Положение об индивидуальной программе реабилитации (и единая форма карты ИПР), положение о критериях установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и другие нормативные документы. Кроме того, появится дополнительная инстанция для обжалования действий и решений органов МСЭ.
В целом, все эти изменения в условиях повышения значения индивидуальной программы реабилитации для инвалида, должны принести свои плоды.
Другим важным изменением является повышение значения такого критерия ограничения возможностей инвалида, как степень ограничения способности к трудовой деятельности. Данный критерий, введенный пенсионным законодательством с 01 января 2004 г., на мой взгляд, будет иметь большее значение, чем группа инвалидности. Дело в том, что от установленной степени утраты способности к трудовой деятельности будет определяться размер пенсии, ежемесячной денежной выплаты и т.д. Возникает проблема снижения мотивации к поиску работы. Человек с инвалидностью ставится перед выбором - стремиться к оформлению более высокой степени утраты способности к трудовой деятельности и получать большую (в сравнении с более легкими степенями) социальную помощь от государства, или устраиваться на работу с установлением менее высокой степени ограничения способности к труду и поражении в размере государственной социальной помощи. Мне уже известны случаи, когда работающие инвалиды, вставшие перед дилеммой «меньшая по размеру, но пожизненно гарантированная помощь от государства или работа на свой страх и риск», принимают решение прекратить работать и жить за счет государственной социальной помощи.
Другой проблемой, связанной с введением данной категории ограничения жизнедеятельности, является отсутствие нормативно закрепленных критериев определения степеней ограничения способности к трудовой деятельности. В настоящее время степени присваиваются преимущественно по аналогии с присвоением групп инвалидности: третья, самая тяжелая степень устанавливается инвалидам 1 группы, вторая — инвалидам второй группы, первая — инвалидам третьей группы. Сохраняется такая категория как «ребенок-инвалид», кроме того, может быть установлено отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности (в данном случае размер ежемесячной денежной выплаты составляет, за вычетом стоимости «социального пакета», всего 50 руб.). При определении степеней утраты способности к труду органы МСЭ руководствуются классификациями и временными критериями, применяемыми для установления групп инвалидности. Очевидно, что такая ситуация порождает возможность злоупотреблений и банальных ошибок со стороны органов МСЭ при определении степеней ограничения способности к трудовой деятельности, что, в свою очередь, уже приводит к нарушениям прав инвалидов. По имеющейся информации, Министерство здравоохранения и социального развития РФ в настоящее время разрабатывает нормативно- правовой акт, который установит критерии определения степеней ограничения способности к трудовой деятельности.
Еще одна проблема, связанная со степенями, заключается в том, что установление третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности фактически лишает человека возможности трудиться. 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности не дает возможность инвалиду трудоустраиваться через службу занятости, встать на учет на бирже труда, работать по трудовому договору. Согласно п. 1.5.4 Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденных Постановлением Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29 января 1997 г. N 1/30 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности определяется как «неспособность к трудовой деятельности». Данное положение, по моему мнению, является дискриминационным и неконституционным, поскольку противоречит ст. 37 Конституции РФ, провозглашающей право каждого распоряжаться своими способностями к труду.
В ходе социальной реформы изменяются и правила квотирования. С 01 января 2005г. увеличивается численность сотрудников предприятий, обязанных трудоустраивать инвалидов в рамках квот, с 30 до 100 человек. Естественно, количество предприятий, обязанных трудоустраивать инвалидов, существенно сокращается. Другим изменением в правилах квотирования является отмена на федеральном уровне нормы, обязывающей организации, не выполняющие квоту, вносить в бюджеты субъектов РФ плату за невыполнение квоты.
Отменяется положение ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» о финансировании создания специальных рабочих мест для инвалидов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Утрачивает силу статья 25 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющая порядок и условия признания инвалида безработным. С начала нового года эти вопросы будут регулироваться общими нормами законодательства о занятости.
И, наконец, из гарантий трудовой занятости инвалидов исключается осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений и организаций общественных объединений инвалидов.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы. Прежде всего, можно отметить положительное значение перевода расходов по социальной защите инвалидов целиком на федеральное финансирование, поскольку теперь инвалиды в экономически слабых регионах будет иметь равный с другими объем социальной защиты. В то же время вызывает вопросы достаточность средств, включенных в ежемесячную денежную выплату, и их адекватность в качестве замены предоставлявшихся льгот. Упомянутые в докладе изменения носят преимущественно негативный характер, и способны существенно уменьшить возможности осуществления гражданами, имеющими инвалидность, своего права на труд. Вместе с тем, уже сейчас заинтересованные ведомства уже начали готовить предложения по изменению законодательства о социальной защите инвалидов. Ряд из них касается вопросов трудоустройства. В частности, Министерство образования РФ будет предлагать включение в механизм квотирования рабочих мест, наряду с инвалидами, родителей детей-инвалидов. Мне кажется, что взаимодействие заинтересованных государственных структур и общественных организаций инвалидов способно повысить уровень реально действующих, а не декларативных гарантий трудоустройства и занятости граждан с ограниченными возможностями, даже в условиях проводимой социальной реформы. Благодарю за внимание.
Межрегиональная конференция «Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход»

«Профреабилитация: проблема, опыт, партнерство»

Помазова Елена Ивановна Межрегиональная общественная организация инвалидов

«Социальная реабилитация» г. Нижний Новгород
Межрегиональная общественная организация инвалидов «Социальная реабилитация» основана в 1996 году по инициативе инвалидов г. Н. Новгорода и является негосударственной некоммерческой организацией. Целью организации является обеспечение инвалидам и другим социально незащищенным слоям населения условий интеграции в общество. На протяжении всей деятельности организация предоставляет комплекс услуг населению г. Н. Новгорода и области, среди которых - правовая помощь, обучение и трудоустройство, благотворительная деятельность. Ежегодно за помощью в организацию обращаются более тысячи инвалидов.
За время деятельности организации различными российскими и международными благотворительными фондами было профинансировано 12 сольных и партнерских проектов, направленных на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями, на укрепление и развитие НКО. Реализация проектов позволила МООИ «Социальная реабилитация» сформировать достаточно прочную материально техническую базу, которая дает возможность наладить эффективную работу организации и продолжать деятельность, начатую в рамках проектов. В настоящее время организация работает по двум крупным проектам - «Инициатива по мониторингу законодательства по правам инвалидов в Нижегородской области и социальному ориентированию молодых юристов» (при финансовой поддержке программы МАТРА посольства Королевства Нидерландов) и «Профессиональная ориентация и поддержка молодых инвалидов г. Н. Новгорода и Нижегородской области» (при финансовой поддержке Программы технического сотрудничества Посольства Канады).
На базе МООИ «Социальная реабилитация» действует Служба трудоустройства, где лица с ограниченными возможностями получают содействие в поисках работы и дополнительное образование. За последние три года к нам обратилось около 400 инвалидов для содействия в трудоустройстве, среди которых более половины - инвалиды второй группы. Возрастная группа обратившихся преимущественно старше 35 лет. В основном, обращения поступают от инвалидов со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием. Желаемая работа - рабочие специальности и служащие.
Индивидуальная работа с соискателем начинается с изучения их потребностей в обучении и мотивации к труду, мероприятий по психологической поддержке и преодолению «комплексов», оценке профессиональной пригодности и профессиональной ориентации с учетом медицинских показаний, квалифицированного преподавания профессиональных знаний и навыков, востребованных на рынке труда, правовых аспектов взаимоотношений с работодателями, знакомства с современными технологиями самостоятельного поиска работы.
Ввиду чрезвычайной сложности для подобных групп граждан выйти на рынок труда и оставаться на нем конкурентоспособными, «Социальная реабилитация» активно оказывает помощь и поддержку инвалидам в этой сфере. В качестве содействия в трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями здоровья проводятся следующие виды деятельности:
• консультация желающих трудоустроиться инвалидов при личном приеме, по телефону и посредством Интернет;
• выезд с консультациями по вопросам труда и трудового права в отдаленные районы области;
• профориентационные мероприятия;
• анкетирование, психологическое тестирование, оценка профпригодности;
• помощь в составлении резюме;
• развитие коммуникационных навыков, подготовка к собеседованию с работодателем;
• индивидуальный подбор рабочих мест;
• обработка баз данных на работодателей и соискателей;
• подготовка и рассылка информационных пакетов по запросам обратившихся (включающих справочную информацию по работе службы, контактную информацию об организациях, решающих проблему занятости инвалидов по городу и области, основы Трудового кодекса и др.);
• психологическая поддержка.
В 2003 году МООИ «Социальная реабилитация» получила лицензию на ведение образовательной деятельности и предоставляет услуги по профессиональной подготовке для заинтересованных соискателей с ограниченными возможностями, наиболее востребованных на сегодняшнем рынке труда: пользователь ПК — программа минимум, основы работы в сети Интернет, пользователь ПК для бухгалтеров, пользователь ПК со знанием «1С: Торговля и склад», бухгалтерский учет, менеджмент, иностранный язык, скоропечатание, секретарское дело и документационное обеспечение управления, организация и управление продажами - менеджер по продажам, организация и управление кадровой службой - менеджер по персоналу, «охрана труда и техника безопасности» для руководителей и специалистов предприятий. Ежегодно на базе организации обучение проходят не менее 40 инвалидов. В целях достижения положительных результатов в ходе учебного процесса осуществляется корректировка учебных программ, их адаптация для получателей услуг.
Для достижения этих целей на базе «Социальной реабилитации» работает группа профессиональных юристов, психолог, высококвалифицированные преподаватели по изучаемым дисциплинам, создано и активно действует кадровое агентство с обширной, постоянно обновляемой электронной базой данных на работодателей и соискателей. В интересах соискателей - инвалидов ведется разработка справочника востребованных профессий для профориентации и трудоустройства инвалидов. Проводятся семинары, тренинги, беседы с работодателями, не готовыми принимать на работу людей с ограниченными возможностями. Были организованы семинары, направленные на то, чтобы изменить отношение работодателей к гражданам с ограниченными возможностями. Установлены прямые контакты с рядом работодателей, с целью согласования трудоустройства условий и оплаты труда, гарантий предоставления льгот.
На базе организации с 2001 г. работает «Клуб молодых инвалидов», целью которого является продвижение идей активной и независимой жизни, повышение активности и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями, регулярно проводятся культурно — досуговые, информационные и учебно-познавательные мероприятия.
МООИ «Социальная реабилитация» также оказывает методическую и консультационную помощь вновь созданным и действующим некоммерческим организациям по работе с инвалидами. С этой целью проводятся дискуссии, семинары, круглые столы, встречи, посвященные теме развития НКО и обмену опытом.
Организация уделяет большое внимание расширению сотрудничества между НКО, бизнес структурами и властью, активно сотрудничает, в частности, с Государственной федеральной службой занятости, Городским Департаментом и Областным Министерством социальной защиты населения, Нижегородским Областным Реабилитационным Центром для инвалидов. В 2002 г. МООИ «Социальная реабилитация» выступила инициатором создания и в настоящее время координирует работу Нижегородской сети НКО по работе с инвалидами.
МООИ «Социальная реабилитация» имеет опыт международного сотрудничества, в частности, с британскими организациями, занимающимися вопросами развития НКО и практической работой с инвалидами.
Организация имеет опыт анализа потребностей, мониторинга законодательства, внесения законодательных инициатив, коммуникации потребностей целевой группы на городском и региональном уровнях, работы с законодательными и исполнительными структурами, политическими партиями. В 2003 г. МООИ «Социальная реабилитация» выступила инициатором разработки целевой региональной программы по профессиональной интеграции инвалидов, вошла в состав рабочей группы при Министерстве Социальной Защиты.

Опыт создания и развития мастерских внутри психоневрологического интерната.

Островская Мария Ирмовна Гайдуллин Денис Рессимович Санкт-Петербургская Благотворительная общественная организация «Перспективы»

Уважаемые коллеги!
Мы очень рады участвовать в этой чрезвычайно интересной и важной конференции. Еще раз спасибо за приглашение.
Все, о чем говорили участники до нас, касалось тех людей с инвалидностью, которые живут в городах, среди обычных граждан страны, как правило, живут в своих семьях...
Мы же хотим обратить ваше внимание на тех людей, которые лишены почти всех гражданских прав, которые не могут делать свой выбор даже между тем, что одеть сегодня или съесть ли на обед картошку или макароны. Они не имеют возможности самостоятельно обратиться к обществу, как-то публично выразить свое мнение. Это люди, живущие в психоневрологических интернатах. Они живут годами и десятилетиями в условиях больницы, хотя не являются больными. Живут по 6-10 человек в комнате, имеют кровать, тумбочку возле нее и один платяной шкаф на всех. Большинство из них не может в силу физических или умственных ограничений самостоятельно выходить на улицу, а сопровождать их некому. Персонал в ПНИ только медицинский, и его очень мало. Лечебно- производственные мастерские давно не функционируют. Людям нечем заняться в течение всего дня.
Мы, общественная благотворительная организация «Перспективы», работаем в ПНИ № 3 Санкт-Петербурга (интернат находится в пригороде, в Петергофе) с 2000 года. В интернате проживает 1080 человек, но мы работаем только на двух отделениях — женском и мужском, и только с 80-ю людьми. Это связано с тем, что мы пришли сюда следом за детьми, выросшими в Детском доме- интернате № 4 г. Павловска (тоже пригород Петербурга). Наша, как принято говорить, «целевая группа» — это дети с тяжелыми множественными (физическими и умственными) нарушениями, переданные родителями на воспитание государству. Когда они достигают возраста 18-ти лет, их переводят сюда.
Первое, что мы начали делать в интернате - это создавать условия для какой-то осмысленной и по возможности интересной деятельности наших подопечных. Волонтеры вышивали и пели с ними, ходили гулять и устраивали пикники и дни рождения. Так продолжалось около года.
Позже мы стали создавать рабочие места внутри интерната. Например, мы установили две стиральные машины - одну для женского, другую для мужского отделения. Мы обучили нескольких ребят пользоваться ими и поручили им стирку для всех других подопечных отделения. За это они получают небольшие деньги. Четырех подопечных мы устроили на курсы лифтеров, воспользовавшись тем, что бабушки, которые до этого работали в интернате на лифтах, уволились, и интернат не мог найти людей на эти вакансии. Ребята с воодушевлением ездили на курсы (конечно, в сопровождении волонтеров) и делали домашние задания. Они очень хорошо сдали экзамены и получили сертификаты. Трое из них стали действительно работать лифтерами и получать зарплату от интерната. Другие рабочие места связаны с уборкой, вахтой у входных дверей на отделение и т.д.
В 2001 году мы создали маленькую школу для наших подопечных (многие из них вообще никогда ничему не учились). А в конце 2001 года были созданы небольшие мастерские: столярные и рукоделий. Они занимают две небольшие комнаты. В общей сложности в наших мастерских занимаются 50 человек, каждый в среднем два раза в неделю. Занятия проводятся в маленьких группах по 5-7 человек, с некоторыми необходимо работать индивидуально. В столярной мастерской ребята делают деревянные игрушки-пазл, подсвечники и другие сувениры. В мастерской рукоделий ткут на небольших ткацких станках, расписывают ткани, плетут из ивовых прутьев небольшие корзиночки, подставки и стаканчики для салфеток, вышивают, в том числе бисером.
Цель этих мастерских пока больше учебная, однако «продукт» нам удается успешно реализовывать на выставках, в которых мы участвуем 2-3 раза в год. Ребята получают часть вырученных средств в качестве гонорара, а другая часть идет на покупку материалов.
Однако масштаб этой деятельности, конечно, не удовлетворяет потребность ребят в работе и, конечно, охватывает только маленькую часть людей, живущих в интернате. Сейчас мы приступили к разработке модели больших мастерских, которые могли бы получать и выполнять заказы бизнес организаций, например, выполняя отдельные операции производственного цикла или заказы на упаковку готовых изделий. Такая модель требует не только исследования рынка, исследования возможностей людей, проживающих в интернате, но и серьезных проработок юридических и организационных схем такой деятельности. Наша цель — найти оптимальную, наиболее эффективную форму финансирования такой деятельности (например, за счет реализации закона о квотировании рабочих мест) и разработать оптимальную хозяйственную модель, которая приводит к максимальной окупаемости такой деятельности. Сейчас мы получили небольшой грант от английского фонда на эту разработку. Следующим этапом будет ее реализация в интернате, где мы работаем.
В контексте наших планов участие в этой конференции чрезвычайно ценно, так как позволяет узнать много нового и интересного об опыте коллег в других регионах.

«Решение вопросов занятости инвалидов в рамках государственной молодежной политики»

Штрекер Надежда Алексеевна Председатель Клуба молодых инвалидов «Эдельвейс» Подольской городской организации Московской областной организации БОИ

В Московской области проживает около 500 ООО инвалидов, немалый процент из которых составляет молодежь, то есть люди трудоспособного возраста. При чем как раз положение молодых инвалидов, зачастую, самое тяжелое. А ведь молодежь - это стратегический ресурс любой страны.
Бытует мнение, что все проблемы молодежи решаются сами по мере развития макроэкономических процессов. Но кто эти процессы мог бы ускорить? Та же молодежь! При условии, что для ее более активного участия в этом процессе будут созданы необходимые условия. С этой целью была разработана и принята Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 гг.)», а в Московской области, соответственно, Областная целевая программа «Молодежь Подмосковья». В конце прошлого года был принят и вступил в силу новый Закон «О государственной молодежной политике в Московской области». Статья 6 этого Закона «Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации права на труд и занятость» включает в себя разработку и реализацию органами государственной власти Московской области областных целевых программ, направленных на организацию трудоустройства молодежи, переподготовку молодых работников, создание дополнительных рабочих мест и предусматривающих использование экономических стимулов, повышающих заинтересованность организаций в трудоустройстве молодежи, профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников.
На этой конференции я представляю не только Московскую область в целом, но и г. Подольск в частности. На сегодняшний день в Подольске проживает более 12000 инвалидов. Из них около 700 человек - это молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Впервые по инициативе Комитета по образованию и молодежной политике Администрации города в этом году была проведена Ярмарка вакансий для молодых инвалидов. В проведении этой ярмарки Комитету помогал Клуб молодых инвалидов «Эдельвейс», председателем которого я являюсь. При подготовке мы столкнусь с пассивностью со стороны Центра занятости населения и его слабой заинтересованностью в данном мероприятии, хотя трудоустройство инвалидов входит в их сферу деятельности. Комитет самостоятельно разослал по всем предприятиям города письма с просьбой выставить свои вакансии на этой ярмарке. К сожалению, только одно крупное предприятие города откликнулось и выставило вакансии, плюс еще несколько более мелких предприятий и госструктур предоставили свои рабочие места для инвалидов. Ярмарку посетило более 70 человек, показав, что спрос гораздо выше предложения. Но, тем не менее, 65% посетителей ответили в опросном листе, что Ярмарка вакансий понравилась, а 38% - что она помогла им в поиске работы. Более 80% посетителей заявили о необходимости проведения подобных ярмарок ежегодно. Комитет по образованию и молодежной политике Администрации г. Подольска планирует в дальнейшем проводить Ярмарки вакансий для молодых инвалидов раз в год.
Следующим шагом стала инициатива проведения на территории г. Подольска Областного семинара по проблемам занятости и развитию предпринимательства среди молодых инвалидов Московской области. Основное финансирование этого мероприятия легло на плечи Комитета по делам молодежи Московской области, а организацию семинара осуществляли Комитет по образованию и молодежной политике г. Подольска и Подольский Клуб молодых инвалидов «Эдельвейс». Целями семинара были:
• информационно-консультативная помощь молодым инвалидам в условиях развития рыночных отношений;
• вовлечение инвалидов в цивилизованное предпринимательство;
• обучение молодых инвалидов способам отстаивания своих прав;
• выделение из среды инвалидов молодых лидеров;
• привлечение общественного внимания к проблемам занятости и предпринимательства среди инвалидов.
В семинаре приняло участие 60 молодых инвалидов из 18 муниципальных образований области. В первой половине дня прошла Пленарная часть семинара. Прозвучал ряд докладов, освещающих проблемы занятости и существующий опыт в трудоустройстве и предпринимательской деятельности молодых инвалидов. В послеобеденной части все участники семинара смогли включиться в работу трех тематических секций, каждую из которых они могли выбрать по своему усмотрению. Первая секция освещала вопросы разработки Индивидуальной программы реабилитации инвалида, в особенности ее раздела «Профессиональная реабилитация». Вторая - была посвящена психологическим аспектам трудоустройства и предпринимательской деятельности. Третья — освещала законодательство РФ в отношении профобучения, занятости и предпринимательской деятельности.
Молодежь, принявшая участие в этих двух мероприятиях, высказала ряд рекомендаций в отношении занятости инвалидов в рамках государственной молодежной политики. Эти предложения я хочу сейчас донести до собравшихся на конференции. Итак, участники отметили:
• Несмотря на введение обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов Московской области, вопросы трудоустройства и занятости молодых инвалидов носят острый характер. В большинстве случаев работодателям проще и выгоднее выплатить тот мизерный штраф, который накладывается на него в случае невыполнения установленной квоты, нежели трудоустроить инвалида и тем более создать для него специальное рабочее место;
• Зачастую разработка и реализация региональных и местных целевых программ, направленных на решение вопросов жизнедеятельности молодежи проходят без участия и учета интересов молодых инвалидов;
• В настоящее время основные социальные мероприятия молодых инвалидов, которые также обеспечивают занятость: спортивные соревнования, творческие фестивали, концерты и т.п. проходят параллельно, в отрыве от общемолодежных акций, что, по сути, приводит к развитию двух параллельных молодежных сообществ — инвалидов и здоровых.
Участники Семинара по проблемам занятости и развития предпринимательства среди молодых инвалидов Московской области обратились с просьбой учесть и отреагировать на следующие предложения:
1. Государственным органам исполнительной власти следует экономически и другими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление общественных организаций инвалидов и их предприятий для трудоустройства инвалидов. Организации инвалидов должны быть представлены на постоянной основе в органах Законодательной и исполнительной власти.
2. Внести изменения в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области». Настоятельно рекомендуем увеличить размер обязательной платы, взимаемые с работодателя за каждого нетрудоустроенного инвалида в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. (Установить механизм регулирования и контроля за исполнением Закона «О квотировании» на предприятиях).
3. Профессиональная ориентация молодых инвалидов является самым слабым и наименее разработанным звеном в системе их реабилитации. Поэтому необходимо создать в Московской области единую государственную систему профессиональной ориентации молодежи с ограниченными возможностями.
4. Образование - одно из ключевых условий профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов. Необходимо регулировать вопросы образования инвалидов специальным законом Московской области. Для инвалидов, нуждающихся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в специальных условиях профессиональной подготовки и профессионального образования такие условия должны создаваться за счет областного бюджета.
5. В подавляющем большинстве городов Подмосковья до последнего времени плановые работы по строительству, ремонту и реконструкции дорожных покрытий, строительство специальных приспособлений в домах старой постройки, где проживают инвалиды, создание соответствующей инфраструктуры идет очень медленно, без учета потребностей инвалидов и без учета мнений общественных организаций инвалидов.
6. Активизировать работу Комитета по делам молодежи Московской области в отношении молодых инвалидов, привлекая инвалидов к участию в культурных и спортивных молодежных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, Лагерях молодежного актива, туристических слетах и т.п. (При разработке и реализации региональных и местных целевых программ, таких как Областная целевая программа «Молодежь Подмосковья», направленных на решение вопросов жизнедеятельности молодежи учитывать и интересы молодых инвалидов. При разработке обязательно участие представителей от данной категории молодежи).
7. На реализацию региональных и местных программ, затрагивающих проблемы молодежи, выделить дополнительное финансирование с учетом охвата еще одной категории - молодых инвалидов.

«Каждый инвалид имеет право на труд. Опыт работы по трудоустройству людей с тяжелой формой инвалидности»

Нечаева Наталья Александровна, юрист Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет»

Владимирская областная общественная организация "Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов "Свет" в течение последних шести лет организует для молодых людей старше 14 лет с тяжелой формой инвалидности летние трудовые лагеря по уборке парков и скверов. С ребятами заключается трудовой договор, в соответствии с которым у них появляются права и обязанности. На основании трудового договора им выплачивается зарплата, производятся все отчисления предусмотренные законам, а, следовательно, идет трудовой стаж, который дает им право выбора между социальной и трудовой пенсией. Важно отметить, что, как правило, этим ребятам с тяжелыми умственными ограничениями установлена первая группа инвалидности третьей степени нетрудоспособности. Работают они около двух часов в день под руководством опытных преподавателей. Со временем подростки научились работать не только метлами и лопатами, но и управляться с секаторами, газонокосилками и бензокосилками. После уборки парка составляется акт выполненных работ, на основании которого молодым людям выплачивается зарплата.
Также в течение последних пяти лет ребята занимаются швейным делом. Начинали они работать на бытовых швейных машинках, некоторые из них со временем обучились работать на промышленных. Сейчас они шьют фартуки, прихватки, косынки, сумки и т.д. Работают наши подопечные под руководством мастеров и преподавателей. Преподаватели помогают мастеру найти подход к каждому ребенку. Детям выплачивается зарплата, но в отличие от летнего трудового лагеря зарплата рассчитывается не по дням, а по количеству сшитых предметов. Важно отметить, что преподаватели получают зарплату независимо от производительности труда детей. У этих ребят также "работает" трудовая книжка, идет стаж, что дает им право получать не социальную, а трудовую пенсию.
Еще в "АРДИ" Свет" работает Центр творческих ремесел, где дети создают поделки из муки и соли, занимаются росписью по дереву. Они делают подсвечники, сувениры, расписные новогодние игрушки и т.д. Все поделки выставляются в супермаркетах на выставку - ярмарку, а полученные деньги идут на покупку материалов для поделок.
Все это дает право утверждать, что каждый инвалид имеет право на труд и с помощью квалифицированных специалистов может научиться работать в силу своих возможностей.

«Проблемы трудоустройства инвалидов и пути их решения»

Коржов Владимир Анатольевич Директор Биржи труда для инвалидов «Я могу!», г. Тула

В современных социально-экономических условиях в России очень остро стоит проблема трудовой реабилитации инвалидов. Не секрет, что любые предприятия и организации с неохотой, а порой и совсем не берут инвалидов на работу. Существует нормативно- правовая база, которая должна обеспечивать право инвалида на труд. Это прописано в Федеральном законе № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. ст. 20 - ст. 26. - «Обеспечение занятости инвалидов» и в Законе Тульской области «Об областной целевой программе по решению проблем инвалидности и инвалидов на 2001 - 2005 г.» от 15.02.2001 г., в Постановлении № 9/156 по пунктам трудоустройства и профобучения инвалидов, в Федеральный Законе от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Но все эти законы, к сожалению, не всегда выполняются.
«Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
«Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
Определить степень нарушения здоровья и дать трудовые рекомендации обязана Медико-социальная экспертиза, которая не в полной мере оформляет профессионально индивидуальные программы реабилитации (ИПР) для инвалидов. По их заключению практически все инвалиды «нетрудоспособны», а это является нарушением прав человека.
Среди взрослого населения России около 8 млн. человек имеет официальный статус инвалида, кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн. человек населения России имеет ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности. Зарубежными специалистами подсчитано, что экономически выгоднее обеспечить лиц с ограниченной трудоспособностью высококачественным профессиональным образованием по специальностям, востребованным на рынке труда, чем платить им в течение жизни мизерные пенсии, пособия по инвалидности.
Что бы хоть как-то решить проблему социальной и трудовой реабилитации инвалидов, на базе Тульского городского общества матерей с детьми инвалидами «Свет ты мой», которое возглавляет Лазарева Раиса Михайловна, создана и уже работает биржа труда для инвалидов и членов их семей «Я могу».
Биржа труда «Я могу!» активно сотрудничает с областной медико-социальной экспертизой, с Тульским городским центром занятости населения, с коммерческими организациями и другими общественными объединениями. Совместно с управлением городской социальной защитой населения биржа труда готовит банк данных инвалидов, проводит обучающие семинары для инвалидов с привлечением различных специалистов, оказывает помощь в составлении ИПР и оформлении различных документов по трудоустройству, привлекает средства массовой информации по проблеме трудоустройства инвалидов. Ведет разъяснительную работу с работодателями, оказывает для инвалидов юридическую и психологическую поддержку и т.д. Запланировано проведение ярмарки по трудоустройству инвалидов, где планируется организовать выставку-продажу продукции предприятий, где используется труд инвалидов и обязательно продукцию предприятий инвалидов, размещения банка данных по инвалидам для трудоустройства с приглашением на ярмарку работодателей.

«Государственная политика содействия занятости и трудоустройства социально-незащищенных категорий населения. Общественный контроль и общественное участие в ее реализации»

Орлов Алексей Игоревич Председатель правления СРОСРООИ «Здоровый сон», г. Самара

Анализ складывающейся ситуации показывает, что на различных уровнях власти усиливается понимание невозможности решения данной проблемы только силами государства. Ограниченные возможности государства и нарастающий круг проблем, оставляет практически единственный путь выхода из кризиса — путь консолидации возможностей и ресурсов всех структур общества. В этих условиях многократно возрастают потенциальные возможности НКО как связующих структур, как структур, способных не только озвучить проблему, предложить пути ее решения, но и самим принять непосредственное участие в ее решении.
Принятый в 1991 году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» неоднократно редактировался и в настоящее время остается основным законодательным актом, на котором построена государственная политика в области занятости населения. Принятие закона имело стратегическое значение — государство открыто заявило о наличии серьезной социальной проблемы и попыталось перевести ее в область государственного регулирования. Впервые законодательно были закреплены такие понятия как «безработный» «подходящая и неподходящая работа», «пособие по безработице», и определены «правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы». Кроме того, в документе нашли отражение основные направления государственной политики в области занятости.
Механизм квотирования рабочих мест для отдельных категорий населения, более 7 лет являющейся предметом обсуждения и ожесточенных споров, нашел свое отражение в ряде федеральных и региональных законодательных актов. В основе механизма квотирования заложена идея гарантированного трудоустройства отдельных категорий населения на соответствующие рабочие места предприятий и организаций.
Интересная и социально эффективная технология в настоящее время практически не реализована, так как в качестве механизмов внедрения были избраны репрессивные методы, направленные на ущемление прав работодателей. Предприняв попытку в одностороннем порядке переложить решение государственной задачи на плечи предприятий и организаций, государство встретило упорное противодействие со стороны работодателей, а отсутствие в законодательстве механизмов привлечения их к ответственности лишило государство возможности практически наказать «несознательных» работодателей.
Тем не менее, актуальность трудоустройства через механизмы квотирования остается очень высокой и, по всей видимости, подошло время выработки совместного решения, учитывающего интересы всех структур.
Наиболее целесообразной и работоспособной моделью квотирования, по мнению специалистов, может быть форма социального (государственного, регионального, муниципального) заказа, обеспеченного соответствующим финансированием.
Программный подход закрепился в практике реализации государственной политики с 1992 года. Принимаемые программы получали название «Программа содействия занятости населения Российской Федерации (или региона) на 1995 год (период)». Необходимость программного подхода была обусловлена следующими основными моментами:
• Придание проблеме статуса государственной значимости;
• Официальное закрепление возможности участия в расходование средств Государственного фонда занятости органами власти на местах;
Постепенно продолжительность срока реализации принимаемых программ возросла с одного года до 3-х лет. Как правило, утверждалась Федеральная программа, а затем в регионах принималась уменьшенная копия федеральной программы. Финансовую основу программ составляли средства Государственного фонда занятости, находящиеся на той или иной территории.
В существующем виде программный подход являлся мало эффективным, при этом наглядно продемонстрировал некомпетентность ФГСЗН (особенно вышестоящих уровней) в вопросах владения реальной информацией об обстановке на местах и возможностях долгосрочных и среднесрочных прогнозов службы по ключевым позициям. Кроме того, программы мало учитывали региональную специфику.
Структурные изменения 2001 года еще более ухудшили ситуацию. Принятие программ на местах идет крайне сложно, они, как правило, не решают главной задачи - создания на местах дополнительных механизмов решения проблем занятости и трудоустройства социально-незащищенных категорий. Доля региональных средств в программах (на примере Самарской области) столь незначительна, а направления их расходования так далеки от реальных потребностей, что говорить о положительных тенденциях в реализации государственной политики занятости на местах преждевременно.
В современных условиях наиболее предпочтительным является разработка муниципальных программ содействия занятости, и при определенной подготовке НКО не только могут выступить инициаторами разработки такой программы, но реально принять участие в ее реализации.
Перевод с 2001 года ФГСЗН и всех, реализуемых ею мероприятий, содействующих занятости населения, на бюджетное финансирование, еще более осложнил ситуацию с реализацией государственной политики. Проблемы начали возникать практически на всех участках и имели самый разнообразный характер от непонимания специалистами ФГСЗН специфики бюджетного финансирования, до наличия коллизионных ситуаций между руководящими документами Минтруда РФ и действующим налоговым и бюджетным законодательством.
В тоже время, реформирование принесло и ряд положительных моментов:
• Впервые было заявлено о необходимости соблюдения конкурсных процедур при реализации специальных мероприятий по содействию занятости;
• Был поставлен заслон организациям-посредникам, которые только распределяли средства и не производили фактической работы по трудоустройству;
• Стали четко видны недостатки Федерального законодательства и образующиеся в результате проблемы.
Постепенное структурирование государства все больше переводит вектор социальной ответственности за решение конкретных проблем населения на плечи муниципальных органов власти. Согласно действующему законодательству решение вопросов содействия занятости населения отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления (п. 28 ст. 6 ФЗ № 154-ФЗ от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В то же время, согласно «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» (постановление Правительства РФ № 584 от 15.0.8.01г.) данные мероприятия финансируются федеральным и региональными бюджетами (п. 2.7. Приложения № 1).
Таким образом, в ближайшее время в зависимости от реальной обстановки на местах, следует ожидать возникновения определенных проблем во взаимоотношениях регион-муниципалитет по решению проблем занятости отдельных категорий населения, при чем эти процессы будут ускоряться при активизации общественных структур, отстаивающих права своих членов и клиентов, которые в настоящее время сильно урезаны.
В этой связи мы можем предложить следующие рекомендации для НКО:
• Учитывая политическую и экономическую ситуацию на местах и используя свои потенциальные возможности, выступить связующим звеном между различными структурами;
• При благоприятной обстановке и высокой профессиональной готовности НКО могут выступить с инициативой о передаче части государственных (муниципальных) функций некоммерческим организациям, особенно в тех вопросах где государственные (муниципальные) структуры испытывают наибольшие сложности в силу организационных, методологических и технологических причин.

Профессиональная реабилитация инвалидов — участников боевых действий.

Григорьева Милана Игоревна Пермская городская общественная организация Ассоциация специалистов гуманитариев по поддержке социально значимых программ "Аспектус" (ПГОО "Аспектус")

Тенденция увеличения количества войн и военных конфликтов как в мире, так и на территории Российской Федерации, ведёт к тому, что количество военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях, увеличивается. Так, по данным Комитета социальной защиты Администрации Пермской области, численность участников локальных вооружённых конфликтов на постсоветском пространстве — жителей Пермской области увеличивается, в настоящее время эта цифра достигла 12 тысяч человек (что на 3 тысячи человек больше, чем в 2000 году). Около пяти процентов из них в последствии получают группу инвалидности.
Действующее российское законодательство закрепило обязанности по освидетельствованию граждан и определению им группы инвалидности за государственной службой медико- социальной экспертизы. Травматическое состояние как следствие пребывания в различных ситуациях боевых действий или вследствие воздействия факторов внешнего давления ("дедовщина", плен и др.) варьируется следующими симптомами: трудности в приспособлении к мирной, гражданской жизни после участия в боевых действиях; особенные личностные качества: надёжность, честность, самостоятельность, прямолинейность, дисциплинированность и т.д.; негативные, мешающие жизни в обществе, качества: замкнутость, меньшая общительность, большая конфликтность, несдержанность, обострённое чувство справедливости, нетерпимость к обидам, вспыльчивость и т.д.
Учитывая особенности данной категории инвалидов в Пермской области в январе 1997 года на базе Пермского областного госпиталя ветеранов войн (ПОГВВ) был открыт специализированный состав Главного бюро медико-социальной экспертизы (ГБ МСЭ №2). Ему было поручено вести первичное и повторное освидетельствование участников боевых действий в Афганистане, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Молдавии и Чеченской Республике.
Проанализировав медико-социальные характеристики инвалидов — участников боевых действий, прошедших освидетельствование в 2001 - 2003 годах, можно сказать следующее. Большая часть инвалидов данной категории - лица 30-39 лет (около 35%) со средним или средним специальным образованием (примерно по 25%). Основную массу составляют инвалиды III группы (75,6% среди лиц, впервые признанных инвалидами и 62,3% среди признанных инвалидами повторно) с причиной инвалидности — общее заболевание у признанных инвалидами первично (43%) и последствия военной травмы у повторно признанных инвалидами (48%).
По нозологической форме преобладает инвалидность вследствие различного вида травмы, в том числе травмы головы, шеи и туловища, верхних и нижних конечностей и сочетанные травмы, а также болезни системы кровообращения (эссенциональная гипертензия, цереброваскулярные болезни, хроническая ИБС, атеросклероз).
Военнослужащие, возвращающиеся из "горячих точек", нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий, цель которых состоит в обеспечении дальнейшей социализации личности, содействии в приобретении новых социальных статусов, формировании позитивного социального самочувствия. Такие люди не могут оставаться вне социальной реабилитации, поскольку результатом невнимания к ним может стать увеличение случаев девиантного поведения, рост безработицы, инвалидность и другие негативные явления их «гражданской» жизни. К сожалению, при работе с такими людьми среди специалистов преобладает медицинский подход, а социальная работа, мероприятия по социальной реабилитации и адаптации поставлены слабо.
Особенно важными для инвалидов — участников военных конфликтов оказываются вопросы трудоустройства. Так, по данным исследования, проведенного специалистами Центра социально- психологической реабилитации инвалидов военной службы «Основа» в 2003 году в Пермском областном госпитале ветеранов войн, угроза безработицы беспокоит 21% инвалидов — участников боевых действий.
Возможности инвалида для трудоустройства определяет врач - реабилитолог бюро МСЭ, делая соответствующую запись в индивидуальной программе реабилитации (ИПР). Однако, при проверке через Центр занятости населения оказывается, что не более 10% инвалидов — участников боевых действий обращается в отделения Службы занятости, не более 5% трудоустраивается. Кроме того, специалисты отмечают силовые ориентации данной социальной группы: они стремятся стать охранниками и т.д. Они считают, что свое здоровье они потеряли в результате «службы Отечеству», отдали его государству, а теперь оказались никому не нужными.
Особенно проблемы трудоустройства стоят остро для инвалидов — участников боевых действий из сельской местности, так как у них, зачастую, не имеется полного среднего образования, а тем более специального. А человеку с ограниченными возможностями здоровья найти занятие в сельской местности и без образования очень сложно: физический труд им чаще всего противопоказан.
К сожалению, проблема остается острой, и в настоящее время её решением занимаются слабо. На наш взгляд представителям данной категории в силу их специфических личностных качеств надо уделять больше внимания. Специалисты социальных служб при работе с этими людьми не учитывают их личностные особенности, а сами инвалиды — УБД неохотно идут на контакты со специалистами, не любят ждать в очередях, просить.
Специалисты Центра реабилитации «Основа» при Пермской областной общественной организации инвалидов войны в Афганистане предложили свои инновационные подходы в содействии трудоустройству данной категории инвалидов. В своем консультационном центре они вели прием инвалидов — УБД, применяя инновационные методы консультирования - первичную работу с клиентом осуществляли 3 специалиста одновременно: врач, психолог и социолог (социальный работник). Эффективность работы с клиентом после проведения такой консультации возрастала. После успешного применения данной технологии специалисты Центра «Основа» провели обучающий семинар для специалистов бюро медико-социальной экспертизы, передали им данную технологию для дальнейшего тиражирования. В помощь врачам МСЭ специалистами Центра «Основа» было разработано и специальное методическое пособие «Методика реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов — участников вооруженных конфликтов», где представлена рекомендуемая схема проведения мероприятий по профессиональной реабилитации инвалидов — участников боевых действий:

Таблица 1

Путь инвалидов — участников боевых действий к профессиональной реабилитации

Путь инвалидов — участников боевых действий к профессиональной реабилитации

Назад Оглавление Далее