Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Дефицит информации

Важнейшим дискриминирующим фактором является дефицит информации, который обязаны предоставлять государственные службы. Введение новых законодательных актов и действующего законодательства в целом, касающегося социальной защиты инвалидов, не сопровождается информационной поддержкой, широким просвещением населения о правах и возможностях: «Вот, например, выходит новый закон для инвалидов, а нам не говорят и я ничего не знаю, а потом еще и обвиняют, что, мол, я сама виновата, закона нового не знаю. Или прихожу в социальный сервис говорю мне нужно..., а они говорят с чего вы взяли, вы опоздали. Вот это обидно бывает» (женщина-инвалид по слуху). Даже право на оформление инвалидности в некоторых случаях оказывается неизвестно родителям детей, имеющих проблемы со здоровьем: «о многом просто не знаем и не знаем, куда обращаться» (мать ребенка-инвалида).
Немногие инвалиды, родители детей-инвалидов знакомы с новыми видами социальных услуг, например, с услугой социального такси, не все владеют информацией о размерах материальной помощи, которую они вправе получить в органах социальной защиты, общественных организациях, отстаивающих права инвалидов. Дефицит информации о существующих возможностях лечения и реабилитации приводит к невозможности получить необходимую медицинскую, социально-педагогическую помощь в полном объеме:
«Там значительно ему улучшили здоровье, и что я там узнала: что мы обязаны были пройти там лечение и получить образование с четвертого класса и по девятый. Нам эту возможность не предоставили, меня даже не оповестили об этом, и он у меня там был только пять месяцев, то есть только поправил здоровье и все» (мать ребенка-инвалида).
Отсутствуют возможности для родителей детей-инвалидов получать полную информацию о правах и льготах, а также правилах их оформления. Родители детей- инвалидов вынуждены затрачивать значительные время для получения сведений в различных социальных службах, кроме того, значительное время необходимо для оформления документов - получения различного рода справок в различных инстанциях. Таким образом, создано значительное препятствие на пути реализации ряда льгот, ведь для получения информации и оформления документов необходимо обеспечить уход и присмотр за ребенком-инвалидом. Однако, понятно, что ресурсов матери ребенка-инвалида для найма няни оказывается недостаточно.
Информация о нововведениях может быть предоставлена в неполном объеме, что приводит к лишению и без того немногочисленных льгот:
«нам больно не объяснили, как можно пользоваться этим соцпакетом. Мы от соцпакета отказались, взяли денежные средства, потом, когда коснулись, что нам надо ездить по больницам, мы уже подумали, а когда пошли, сказали: "Что ж вы нам сразу могли бы разъяснить?" Какими-то льготами мы можем пользоваться, от каких-то можем отказаться, какие-то денежными средствами можем заменить» (мать ребенка-инвалида).
Далеко не каждый специалист или чиновник подготовлен к предоставлению такого рода информации, причем речь идет не только об информационной компетентности, но и коммуникационной грамотности работников:
«Обращаться за помощью [в вышестоящую инстанцию] тоже лишний раз не хочется, потому что отношение прям-таки сказать скотское, одна говорит, это не ко мне, другая говорит, что она тоже ничего не знает, приходишь, выстаиваешь километровые очереди и не получаешь никакого ответа и удовлетворения.» (мать ребенка-инвалида).
«Может там какие-то есть пункты, понимаешь, а мне просто не скажут про эти пункты. Но это я только предполагаю, а так в открытую я же не могу у него там, у ней там, кто там будет сидеть: "Дайте мне, чтобы я все прочитала и все расскажите мне!" Я этого не делаю. И он, чтоб побыстрей от меня отвязаться, и я, чтоб побыстрей уйти» (женщина-инвалид).
Эксперты по работе с инвалидами отмечают давно назревшую необходимость создания единого информационного центра для инвалидов, где человек мог бы получать информацию по всему спектру проблем инвалидности:
«Необходимо создание комплексных программ областного масштаба по вопросам инвалидности и единого информационного центра для инвалидов, куда стекалась бы вся информация, необходимая инвалидам, - медицинское обслуживание, трудоустройство, пенсионное обеспечение, льготы и прочее» (специалист по работе с инвалидами департамента занятости населения).
Эксперты отмечают отсутствие межведомственной согласованности по единой идеологии работы. Служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), давая «рабочую группу» инвалидам, отправляет инвалидов в службу занятости за пособием по безработице:
«."Идите в службу занятости, Вас обязаны поставить на учет и платить пособие", - вот когда инвалид так вот слышит, он, конечно, пойдет за еще одним пособием по инвалидности, для него оно называется по безработице. Мы постоянно с МСЭ работаем, конечно. Коль им приходится давать первую консультацию инвалидам, чтобы они ее давали правильно по закону и грамотно. Чтобы они давали информацию, что Вы придете в службу занятости не за пособием, а попытались трудоустроиться. Вам будут давать вакансии. Активно искать место работы» (специалист по работе с инвалидами департамента занятости населения).
С одной стороны, в этом пассаже слышна идеология «от пособия к зарплате», свойственная неолиберальной социальной политики, воспринятая отечественными реформаторами. С другой стороны, данная идеология представляется не подкрепленной хоть какими-то гарантиями достойного трудоустройства людей с инвалидностью, которые, по сути, не имея особого выбора между пособием и зарплатой, решают не рисковать, предпочитая гарантированное обеспечение. Поэтому обвинять инвалидов в иждивенческой психологии не следует - их выбор ограничен структурными условиями рынка труда, столь недружелюбного к инвалидам, а особенно - женщинам. Между тем, известно, что некоторые фирмы в Великобритании принимают на должность секретаря в приемной женщину, передвигающуюся на инвалидной коляске. Это работает на добрую репутацию компании, так как в обществе распространено мнение: если фирма социально ответственна, значит, ей можно доверять.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы