aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Организация группы поддержки для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, города Москва, Санкт-Петербург)

Групповая психологическая работа с родителями, имеющими детей с ОВЗ, в мировой практике используется достаточно широко. Существуют многочисленные варианты групповой работы: обучающие группы, терапевтические группы, поведенческий тренинг и др. Во второй половине XX столетия в США и странах Европы получила распространение такая услуга для родителей, имеющих детей с ОВЗ, как группы поддержки - это группы психологической помощи, работа в которых позволяет родителям достичь идентификации с теми, кто испытывает те же проблемы, и создать сеть друзей, помогающую снизить изоляцию, а также получить поддержку специалистов. Среди зарубежных специалистов, которые занимались созданием подобных групп, - Дарлинг, Фридлэндер, Уоткинс.
В России услуга начинает развиваться в 90-х гг. XX в. Среди организаций, которые в числе первых начали оказывать данную услугу, можно назвать: РБОО "Центр лечебной педагогики" (Москва), НОУПК "Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства" (Санкт-Петербург), Благотворительный фонд "Даунсайд Ап" (Москва), Фонд "Новые шаги" (Санкт-Петербург), Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (регионы Дальнего Востока, Сибири, Москва). В данных организациях услуга оказывается и в настоящее время, как и во многих других регионах страны. Основной целью предоставления услуги является оказание психологической помощи родителям в преодолении трудной жизненной ситуации, связанной с рождением и воспитанием ребенка с ОВЗ. Достижение цели возможно посредством решения следующих задач: преодоления психологических проблем, связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ; преодоления социальной изоляции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и получения ими поддержки от специалистов и других родителей.
Как результат решения перечисленных задач происходит улучшение эмоционального состояния у родителей, имеющих детей с ОВЗ, удается предупредить установление инвалидного стиля жизни в семье. Родители чувствуют себя в большей степени готовыми к осуществлению необходимого ухода за ребенком. На протяжении всего периода работы группы поддержки родители готовы приобретать знания и навыки конструктивного взаимодействия с ребенком. Еще один важный результат занятий в группе поддержки - отказ родителей от насильственных методов воспитания ребенка, что способствует защите прав и законных интересов детей. Получатели услуги - родители, имеющие детей с ОВЗ, замещающие родители, воспитывающие приемных детей с ОВЗ, и другие члены семьи, обеспечивающие основной уход и воспитание ребенка с ОВЗ в семье.
На разных стадиях жизненного цикла члены семьи ребенка с нарушениями могут испытывать различные трудности. Так, ожидая появления ребенка, будущие родители представляют, как он будет расти, на кого будет похож, когда скажет первые слова, сделает первые шаги. Появление ребенка, который не похож на созданный образ, вызывает у родителей шок. Чувства, которые испытывают родители, можно сравнить с переживанием реальной потери.
В течение жизни с ребенком с ОВЗ у родителей существуют наиболее трудные в психологическом плане периоды (логика основана на периодах развития ребенка).
1. Младенчество и ранний возраст: выявление нарушения развития ребенка, взаимная адаптация ребенка и родителей.
2. Старший дошкольный возраст: понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе.
3. Подростковый возраст: трудности в налаживании контактов со сверстниками, и особенно со сверстниками противоположного пола.
4. Старший школьный возраст: трудности в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства.
Именно родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, являются теми, кто в первую очередь предопределяет дальнейшее психофизическое и социальное развитие ребенка. Однако при этом они являются самоценными личностями, которые попали в трудную жизненную ситуацию и испытывают постоянный стресс. В связи с этим у них велика потребность в психологической помощи и поддержке, которую они могут удовлетворить, посещая группу поддержки. Поскольку данная услуга является инновационной, многие родители могут быть не готовы к ее получению. Для оценки и формирования желания родителей участвовать в группе можно использовать личные беседы с родителями, заполнение анкеты, проясняющей индивидуальную специфику проблем родителей и их потребностей.
Некоторые родители могут иметь негативный опыт общения со специалистами (врачами, педагогами), который заставляет их настороженно относиться к новой услуге. Важно, чтобы на подготовительном этапе они почувствовали безопасность в общении с ведущими, были уверены в том, что не получат дополнительную психологическую травму во время занятий. Иногда родители, несмотря на наличие нарушений у ребенка, не имеют потребности в групповой психологической помощи. Так происходит, когда они находятся на этапе активной реорганизации жизни, когда найдены ресурсы, которые направляются на то, чтобы оптимально строить жизнь со своим ребенком. Родители могут достаточно спокойно говорить о будущем, у них восстановлен круг общения, и они сообщают о том, что не нуждаются в психологической помощи. В этом случае достаточно проинформировать их, что они могут получить помощь в любой момент, когда она им потребуется, и не настаивать на участии в группе. Окончательно оценивать жалание участвовать в группе и готовность к работе в ней стоит после проведения всех мероприятий подготовительного этапа, когда ведущие будут иметь целостную картину ситуации в семье, а потенциальные участники получат наиболее полную информацию о специфике группы.
Услуга предполагает групповую работу с родителями под руководством психолога, направленную на преодоление психологических проблем, связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ (чувство вины, стыда, страхи, ощущение одиночества и бессмысленности жизни), и на получение поддержки
от других семей. Группу ведут два специалиста: основной ведущий - психолог, соведущий - психолог или педагог. В качестве соведущего может выступать специалист с педагогическим образованием, поскольку его активность по осуществлению услуги не требует профессиональных психологических навыков, но требует знания основных закономерностей развития детей, в том числе детей с ОВЗ, получаемого в рамках педагогического образования. Все мероприятия подготовительного и аналитического этапов проводят оба специалиста (кроме индивидуальных психологических консультаций, если соведущий не имеет психологического образования).
На практическом этапе работы основной ведущий структурирует работу группы, проводит процедуры начала и окончания занятия, упражнения, психотехники, дискуссии. Соведущий является помощником основного ведущего и оказывает ему помощь в процессе проведения занятия: отслеживает состояние участников (поскольку, если участников много, одному ведущему это сделать сложно); помогает с раздаточным материалом, аудио- и видеотехникой (если она используется); записывает на доске ключевые понятия. Также соведущий готовит теоретический материал по теме занятия и представляет его группе; принимает участие в планировании занятия, после занятия обсуждает с основным ведущим результаты занятия. Поскольку занятия могут быть насыщены непростыми переживаниями участников (такими как горе, злость), ведущим необходимо обсуждать свои собственные чувства, при этом они могут делиться ими друг с другом. Это способствует сохранению психологического здоровья ведущих и является профилактикой эмоционального выгорания. Количество человек в группе - 7-15, продолжительность курса - 12-15 занятий; средняя продолжительность одного занятия - 3 академических часа.

Примерная программа занятий группы поддержки для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа занятий составляется специалистами на основе выявленных во время собеседований, анкетирования индивидуальных потребностей и особенностей родителей. В зависимости от этого одни темы приобретают большее значение, другие - меньшее, подбираются наиболее приемлемые методы и упражнения для отреагирования эмоций и оказания ресурсной поддержки родителям.
Планировать занятия необходимо по такой структуре.
1. Приветствие участников и первый "эмоциональный круг", когда участники рассказывают о том, с какими чувствами, мыслями, пожеланиями по работе группы они пришли. Возможно, у кого-то из участников возникла острая проблема, и ему необходима помощь группы, чтобы в ней разобраться. В таком случае группа работает в режиме "скорой помощи", фокусируясь на данной проблеме. Если участники готовы работать над первоначально заявленной темой занятия, ведущий приступает к основной части занятия.
2. "Разминка" - короткая игра или упражнение, позволяющее участникам снять напряжение, расслабиться, настроиться на групповую работу.
3. Основная часть. Ведущий делает в доступной для родителей форме краткое теоретическое вступление по теме занятия. Затем он предлагает группе поучаствовать в дискуссии, беседе, обсуждении индивидуальных историй, психотехнических упражнениях и играх, направленных на проработку темы (формы групповой работы подбирает ведущий). После каждого вида групповой работы участники обсуждают опыт, который приобрели в процессе игры или упражнения, чувства, которые испытывали, мысли, которые возникли, навыки, которые хотелось бы перенести в повседневную жизнь.
4. Заключительная часть, когда участники говорят о том, что полезного и важного было для них на занятии, что не понравилось, высказывают свои пожелания на будущее.
5. Домашнее задание для родителей (если это предусмотрено темой занятия).

Темы и примерное содержание занятий

Темы и примерное содержание занятий
Темы и примерное содержание занятий
Темы и примерное содержание занятий
Темы и примерное содержание занятий

На занятиях по запросам родителей можно дополнительно работать над следующими темами:
- "О важности понимания и принятия чувств ребенка";
- "Поощрения и наказания";
- "О чем говорят детские истерики";
- "О предоставлении ребенку самостоятельности и свободы выбора";
- "Права родителя и ребенка";
- "Манипулятивное поведение";
- "Построение перспективы на будущее";
- "Семья ребенка с ОВЗ и общество: детский сад, школа, медицинское учреждение, общественные места";
- "Подростковые и юношеские проблемы детей";
- "Супружеские разногласия";
- "О снятии напряжения и уменьшении стресса у родителей".

Назад Оглавление Далее