aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Организация реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в семье (нормализация жизни) (Национальный фонд защиты дет ей от жестокого обращения)

Услуга "Организация реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в семье (нормализация жизни)" была разработана на основе программы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "Реабилитация людей с умственными и физическими ограничениями силами местного сообщества", которая была создана в 1979 г. К настоящему времени эта программа успешно работает более чем в 90 странах. Русскоязычная версия программы создавалась в 1998-2000 гг. в рамках совместного проекта Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства". Были переведены и адаптированы комплекты обучающих материалов и руководства, входящие в состав программы. В 2000-2002 гг. Национальным обществом защиты детей от жестокого обращения совместно с Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства и администрацией Новгородской области на основе программы был реализован областной проект оказания помощи детям.
В 2004 г. программа и материалы были легитимизированы для применения и распространения в России и стали доступны для заинтересованных в них организаций и специалистов. Начиная с 2006 г. программа "Реабилитация людей с умственными и физическими ограничениями силами местного сообщества" начинает широко использоваться в России: в Томской и Нижегородской областях (служба домашнего визитирования), Красноярском крае, Республике Татарстан (служба домашнего визитирования) и Санкт-Петербурге (служба домашнего сопровождения и социального патронажа). Многие из этих проектов реализованы при поддержке и методическом руководстве Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Получателями услуги "Организация реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в семье (нормализация жизни)" являются дети с ОВЗ в возрасте от рождения до 18 лет, проживающие дома, не получающие услуг по реабилитации и развитию, имеющие тяжелые двигательные, сенсорные, поведенческие, интеллектуальные, коммуникативные нарушения развития и их сочетания, и члены их семей, в первую очередь те, кто непосредственно осуществляет уход за ребенком. Услуга формирует у членов семьи понимание того, что реабилитация для обучения ребенка навыкам, необходимым в повседневной жизни, проводимая самими родителями при соответствующей поддержке специалиста, весьма эффективна и позволяет решить до 70% задач реабилитации. Родители, работающие по программе, получают новые знания и наделяются полномочиями обучать собственного ребенка. Она позволяет удовлетворять следующие потребности родителей в организации жизни и воспитания ребенка:
- обучение навыкам повседневного ухода за ребенком с ОВЗ, способствующим развитию ребенка, нормализации его жизни и облегчению процесса ухода;
- обучение навыкам развития у ребенка функциональных способностей в разных сферах жизнедеятельности;
- помощь в понимании эмоционального неблагополучия ребенка, обучение приемам бесконфликтного общения с ним;
- наличие психологической поддержки;
- получение правовой информации (переосвидетельствование, получение путевок на санаторное лечение, предоставление льгот и т.д.);
- помощь в составлении заявлений: на разработку индивидуальной программы реабилитации, замену кресла-коляски, установку пандусов, летний отдых и др.
В рамках услуги могут быть реализованы следующие потребности детей:
1) нормализация жизни:
- обеспечение нормального функционирования в повседневной жизни: питание соответствующей едой, принятие правильной позы, в которой ребенок принимает пищу; хороший сон и удобная для этого поза; возможность прогулок; вертикализация; естественное отправление нужд; соблюдение гигиены тела; получение медицинской помощи и проч.;
- обеспечение возможности развиваться, играть, общаться, иметь хобби и досуг, получать образование;
- обеспечение возможности участвовать в жизни собственной семьи, детского сообщества, местного сообщества (быть полезным, вовлеченным);
2) развитие функциональных способностей в области коммуникации, мобильности, социального взаимодействия, повседневной активности;
3) эмоциональное благополучие.
Инновационная практика предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей навыкам самообслуживания или самостоятельной деятельности, необходимой в повседневной жизни, привлечение помощников из числа представителей местного сообщества (семья, соседи, сотрудники учреждений здравоохранения, образования, культуры, работники сельских администраций и др.) для организации эффективной реабилитационной помощи, партнерского взаимодействия родителей и специалистов. Ключевой фигурой программы является координатор (врач, дефектолог или специально подготовленный воспитатель, учитель, медсестра, фельдшер, социальный работник), который регулярно посещает семью, разрабатывает программу обучения (реабилитации) ребенка, обучает семейного тренера - родителя или близкого родственника, поддерживает его в усилиях обучать ребенка. Обучение детей с ОВЗ происходит не в специальном учреждении за очень ограниченное количество времени, а дома, в привычной обстановке, постоянно. Проведение подобных программ хорошо дополняет профессиональные программы реабилитации в специализированных центрах или больницах и делает их более эффективными за счет включения реабилитации в повседневную жизнь детей. Параллельно реабилитации ребенка осуществляется повышение уровня знаний родителей о необходимых ребенку с ОВЗ социальных компетенциях. Члены семьи овладевают навыками развивающего ухода и обучения ребенка с ОВЗ. Способности родителей творчески подходить к подбору методов обучения ребенка, к использованию и самостоятельному изготовлению вспомогательного оборудования получают свое развитие. Это способствует адаптации домашней среды к потребностям ребенка.
Услуга оказывается одной семье на протяжении от шести месяцев до двух лет с частотой посещения семьи реабилитационным работником один раз в 1-4 недели (частота определяется в зависимости от ситуации в семье). После одного года оказания услуги принимается решение о пролонгации срока ее получения или о завершении получения услуги.

Назад Оглавление Далее