aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Оказание услуг дополнительного образования детям-инвалидам детской художественной школой (город Магадан)

Наличие большого количества детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях и состоящих на учете в органах здравоохранения и соцзащиты, обуславливает необходимость оказания дополнительных образовательных услуг детям целевой группы. В детской художественной школе г. Магадана при поддержке учредителей - мэрии, городского управления культуры, государственных служб - предоставляются социальные услуги детям-инвалидам, их родителям.
Цель практики - оказание дополнительных образовательных услуг детям-инвалидам для развития их творческих способностей, интеграции в среду здоровых сверстников. Для достижения этой цели установлено взаимодействие с родителями, создана адаптированная к возможностям целевой группы программа, обучение обеспечено специальным оборудованием и материалами, разработан удобный график занятий, ориентированный на выходные дни и каникулярное время.
Реализация практики позволяет:
• разрушить изоляцию, замкнутость ребенка-инвалида внутри семьи;
• расширить круг его общения со здоровыми сверстниками, волонтерами, преподавателями;
• сформировать определенные знания, умения и навыки в художественной деятельности;
• развивать мелкую моторику, познавательные психические процессы (память, внимание, речь, мышление, воображение) ребенка;
• проинформировать родителей о возможных профессиональных перспективах ребенка, связанных с творческой деятельностью;
• оказать поддержку родителям в организации полноценного досуга детей, в выявлении их способностей;
• улучшить родительско-детские отношения при помощи совместных занятий творчеством.
Целью занятий изобразительным искусством с учащимися целевой группы является направленное и планомерное развитие их творческих способностей, овладение практическими навыками изобразительной грамоты. В процессе обучения решаются задачи художественного и психофизического развития ребенка:
• формирование общей и мелкой моторики;
• улучшение общего психофизического состояния;
• формирование начальных художественных знаний, умений, навыков;
• формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве;
• формирование художественно-творческой активности.
Программа обучения направлена на развитие конвергентного (упражнения по перспективному построению геометрических тел, цветоведению, законам композиции) и дивергентного мышления (упражнения на развитие интуитивного, ассоциативного восприятия: натюрморты по памяти и по представлению; конструирование из бумаги; композиции на заданные темы; упражнения на живописное видение музыкальных произведений и др.). Реализация задач, поставленных программой, обеспечивалась использованием наглядных, игровых, практических (частично репродуктивных), эвристических, словесных методов с тем, чтобы сам процесс обучения, ожидание положительного результата доставляли ребенку удовольствие.
На занятиях ребята осваивают приемы работы с самыми разными изобразительными материалами: акварельными красками, гуашью, цветной бумагой, пластилином, тушью. Каждая художественная техника развивает у ребенка с особыми потребностями различные области руки, предплечья, пальцев и т.д. Тонкая графическая работа учит лучшей координации движений кисти руки, лепка развивает пальцы, а занятия в области живописи способствуют большей раскованности и свободе всего локтевого сустава вместе с кистью руки. Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа с пластилином и бумагой. Так, на занятиях по бумагопластике ребята вместе с родителями увлеченно создавали из разноцветной бумаги фантастические цветы и листья, и в результате получилась яркая коллективная работа "Мамин платок". Освоить несложные, на первый взгляд, технические приемы работы с бумагой оказалось невероятно трудно детям с ДЦП, поэтому, например, серединки для цветов они делали необычным способом - сминали вырезанные заранее кружочки, листья одной рукой держали, а другой обрывали и т.д.
Во время занятия преподаватели перемещаются от одного ребенка к другому, останавливаются, разговаривают с детьми, часто прием выполняется вместе с ребенком. Хорошая рабочая обстановка доброжелательности, безопасности, высокой терпимости к каждому позволяет большинству детей успешно завершить работу. В самом конце занятий - обязательное коллективное обсуждение результатов и выставка детских работ.
В процессе обучения два учащихся целевой группы, имеющих знания и умения работы на персональном компьютере, под руководством преподавателя компьютерной графики детской художественной школы выполнили творческие работы, которые были направлены к участию в открытом виртуальном конкурсе "Страна северного сияния".
Сопровождение обучения психологом осуществляется в виде индивидуальных, групповых и семейных форм работы. Детско-родительские группы проводятся психологом и логопедом совместно.
Для повышения эффективности работы специалистов в групповом режиме проводится психологическое обследование детей методом структурированного наблюдения. Данный метод позволяет психологу в режиме реального времени увидеть и выделить особенности развития детей. Для этого диагностическое наблюдение осуществляется в разных жизненных ситуациях: свободная игра детей, их поведение в раздевалке до и после занятий; поведение на занятии; свободное поведение детей вне группы; во время принятия пищи; во время прогулки. Полученные данные фиксируются в разработанном бланке регистрации наблюдений.
Как показали результаты диагностики, продолжительность сосредоточения, эффективной работоспособности у детей целевой группы в среднем равняется 30 мин. По истечении этого времени делается перерыв, во время которого дети имеют возможность выпить чай, а затем психолог и логопед организуют 15-минутные детско-родительские группы. В этих группах проводятся игровые упражнения, помогающие установлению контакта, снятию напряжения, развитию познавательных процессов. Родители вовлекаются во все игры как активные участники в зависимости от степени психологической готовности. Такой подход в виде практических групп общения позволяет передать техники эффективного общения с ребенком. Занятия изобразительной деятельностью способствуют повышению самооценки детей, что особенно важно для особых детей в подростковом возрасте. Отмечена динамика в развитии навыков общения со сверстниками и другими взрослыми.
Цели социально-психологической работы с родителями - повышение чувства собственной компетентности; преодоление состояния кризиса; интеграция родителей путем обсуждения родительско-детских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям детей с особыми потребностями возможность почувствовать значимость родительства. Для достижения поставленных целей были определены и использованы следующие методы:
- обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей;
- проигрывание жизненных ситуаций;
- обучение родителей элементарным социально-психологическим представлениям (небольшой лекционный курс).
По завершении каждого занятия с детьми родители имеют возможность увидеть способности и возможности детей, их достижения.
Объединение в целевую группу детей разного возраста явилось положительным фактором, улучшающим психологическую атмосферу в процессе обучения. Во время объяснения нового материала акцент ставится не на технические моменты, а на эмоциональное "проживание" образа и его свободную интерпретацию в дальнейшем. При таком подходе наиболее ценятся эмоциональность рисунка и различные проявления индивидуальности, достижимые при любом уровне техники. Такой подход позволил удержать отдельных родителей от излишнего увлечения технической стороной рисования. Техническая сторона совершенствовалась педагогом, индивидуально во время рисования.
Анализ полученного диагностического материала показал, что у 80% родителей улучшился психологический климат в семье: уменьшилась агрессивность по отношению к ребенку, улучшились взаимоотношения с членами семьи, появилось стремление к конструктивному решению трудностей. Приобретение ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии статуса учащегося художественной школы повысило эмоциональный и энергетический ресурсный потенциал родителей.
Еженедельно со специалистами практики проводится супервизия. На этих встречах специалисты проекта вырабатывают такой способ взаимодействия с родителями, который позволяет им стать партнерами для совместных однонаправленных действий по развитию ребенка.
Основным инструментом специалистов в этой работе стали собственный пример, позитивное, терпимое, творческое отношение ко всем участникам художественной мастерской, взрослым и детям. Такой принцип безусловного принятия каждого человека независимо от его особенностей был достигнут благодаря возможности специалистов проговаривать на групповых и индивидуальных (по запросу) супервизиях моменты эмоционального неприятия какого-либо ребенка или родителя.
Взгляд со стороны коллеги-супервизора позволяет специалисту получить поддержку, увидеть причину возникших сложностей, провести конструктивное обсуждение, наметить пути решения проблемы.
Результаты работы практики:
- реализована модель дополнительной образовательной услуги для детей с ограниченными возможностями в детской художественной школе;
- двое учащихся зачислены в художественную школу;
- данная услуга востребована родителями и детьми. Родители учащихся целевой группы выступили с предложением о продолжении обучения по программам художественной направленности.
Положительный результат работы социальной практики позволил МОУДОД "Детская художественная школа" стать участником городской целевой программы "Совершенствование условий жизнедеятельности жителей города Магадана с ограниченными возможностями" в реализации мероприятия "Создание группы для детей 10-18 лет с особыми нуждами "Арт-терапия" (живопись, бумагопластика, батик)". В настоящее время инициативные родители участников практики объединились в областную общественную организацию родителей детей-инвалидов "Особое детство". Художественная школа продолжает сотрудничество с ними в рамках муниципальной целевой программы в группе "Арт-терапия".

Назад Оглавление Далее