Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Рисование песком как эффективный метод реабилитации (Самарская область)

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Самарской области "Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов "Самарский" (далее - Центр) работает с 2002 г. как методический, экспериментальный центр реабилитации пожилых граждан и инвалидов Самарской области. Центр имеет лицензии на медицинскую и образовательную деятельность и является полустационарным учреждением социального обслуживания, предназначенным для оказания социальнореабилитационных, оздоровительных, бытовых, культурных услуг, медицинской помощи инвалидам и гражданам пожилого возраста, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению.
Пропускная способность Центра составляет 80 курсов реабилитации в месяц, длительность курса - 21 день. В Центр принимаются инвалиды от 18 лет и старше с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нервной системы и опорнодвигательного аппарата. Целью деятельности учреждения является поддержание активного образа жизни вышеуказанных категорий населения, помощь им в социальной адаптации и интеграции в общество. В связи с этим основными задачами деятельности учреждения являются:
- проведение комплексной реабилитации инвалидов и граждан пожилого возраста, проживающих в Самарской области;
- ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования специалистов социального обслуживания населения по актуальным вопросам реабилитологии и социальной работы;
- консультирование инвалидов и граждан пожилого возраста по техническим средствам реабилитации и обучение их пользованию.
В целях предотвращения повторных сердечно-сосудистых нарушений и вероятности ухудшения функционального состояния в мероприятия социально-психологической реабилитации включены занятия по арт-терапии. Одним из наиболее действенных методов арт-терапии является подвид песочной терапии - рисование песком.
Основываясь на потребностях клиентов, психологами Центра разработан курс песочной терапии, который проводится в виде тренинга. Число занятий зависит от множества факторов, например от состояния познавательных процессов клиента и реабилитационного прогноза. Целесообразно проводить не менее 10 занятий, каждое длительностью 60 мин. При таком режиме участники занятий не перегружаются и успевают вовремя пройти курс других реабилитационных мероприятий. Занятия проводятся ежедневно: такая интенсивность не дает клиентам потерять приобретенные в ходе тренинга навыки и позволяет поддерживать постоянный интерес к работе. Рекомендованное количество участников тренинговой группы - 6 человек; это обеспечивает каждому возможность проявить себя, быть услышанным другими участниками и ведущим. Метод эффективен для всех возрастных категорий клиентов, а неоднородность половозрастного состава группы является тонизирующим фактором для участников тренинга, способствует развитию положительной групповой динамики: клиенты активно обмениваются опытом, оказывают помощь друг другу и проявляют инициативу.
В тренинг входят следующие элементы:
• рисование песком на световых столах;
• динамическое рисование цветным песком;
• элементы телесной терапии (в виде упражнений на развитие мелкой моторики);
• проективные рисуночные тесты (в качестве тематики рисования);
• элементы музыкотерапии;
• элементы сказкотерапии;
• коммуникативные упражнения для установления доброжелательной атмосферы в группе.
Сама сыпучая структура песка, различные по размеру песчинки оказывают воздействие при касании их пальцами, а сигналы, поступающие через нервные окончания в мозг, стимулируют его работу. Систематическая работа с данным материалом стимулирует развитие мелкой моторики, что способствует восстановлению интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а также улучшает физическое состояние клиента.
Первые дни тренинга целесообразно посвятить ознакомлению с рабочим материалом, акцентируя внимание на вызванных ощущениях. Участникам предлагается потрогать песок, почувствовать его тепло и структурность, выполняя при этом простые упражнения: отпечатки рук (ладонью и ее тыльной стороной, кулаком, отпечатки с одновременным использованием нескольких пальцев, симметричные отпечатки двумя руками и рисование несложных картин). Клиентам для начала необходимо освоить основные техники рисования на световых столах и цветным песком (щепотью, ребром ладони, пальцами и др.). Последующие занятия можно проводить более интенсивно, сменяя одно упражнение другим. В течение тренинга рекомендуется контролировать уровень тревожности с помощью известных методик: "Определение уровня тревожности" Ч. Д. Спилберга (адаптирована в русском переводе Ю. Л. Ханиным) и "Измерение уровня тревожности" Дж. Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова).
В начале каждого занятия проводится упражнение в целях создания в группе доброй, благожелательной атмосферы. Например, проводя упражнение "Веселый мяч", участникам предлагается кидать его друг другу, выполняя инструкцию: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем, называем какой-либо цвет, а когда ловим - объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе" (красный - нос, сапог).
Перед основным видом работы выполняются упражнения для развития мелкой моторики, что помогает активировать необходимые ресурсы для последующей деятельности. Они также стимулируют межполушарное взаимодействие, которое в свою очередь, занимает одну из ведущих ролей в таких интегративных операциях, как компенсаторные процессы и пространственный анализ, нормализация функционирования которых крайне важна для рассматриваемой категории клиентов. Систематическая тренировка движений пальцев рук оказывает стимулирующее влияние на речь, внимание, память и многие другие функции.
После подготовки можно переходить к основному виду работ, которые заключаются в рисовании песком на световых столах. Рисование стимулирует базовый психический процесс - тактильные ощущения, воздействуя через рецепторы пальцев. При движении кистей рук активизируется работа суставов, происходит развитие мелкой моторики. Данная работа влияет не только на соматические функции, но и способствует релаксации. При рисовании песком не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает передачу форм предмета: художественно значимые изображения получаются легче, что и повышает самооценку клиента.
В процессе работы с цветным песком развиваются те же свойства, что и при занятиях на световых столах, но при этом еще оказывается эмоциональное и физическое воздействие цветом. Давно известно, что объективная реакция на цвет зависит от его количества и качества, времени влияния и других факторов. В рамках нашего тренинга клиент самостоятельно выбирает цветовую гамму песка и может совмещать цвета во время работы, определяя для себя необходимость той или иной краски, тем самым удовлетворяя так называемое "цветовое голодание". Учитывая максимальную насыщенность и яркость рабочего материала, суггестивность (активное воздействие) цвета на ЦНС происходит довольно интенсивно.
В конце занятия целесообразно провести завершающий блок упражнений для поддержания благоприятной, доброжелательной обстановки в группе. Например, "Ладошка": каждый участник на листе А4 обводит фломастером свою ладонь и пишет имя, затем передает соседу справа - и т.д. по кругу, каждый пишет на полученной ладошке одно качество (положительное), которое он увидел в человеке, листок которого пришел к нему. Все участники в конце получат свой листок и отзывы на память. В процессе тренинга клиентам предлагается поучаствовать в различных упражнениях, что значительно способствует раскрепощению и улучшению взаимодействия друг с другом. В качестве дополнительного элемента при работе с песком целесообразно использовать музыкотерапию. В России она была признана Минздравом официальным методом лечения еще в 2003 г. Совместив в работе данный вид терапии и рисование песком, удается достигнуть хороших результатов по восстановлению клиента. Для категории граждан с сердечно-сосудистыми нарушениями наиболее эффективны записи произведений, исполняемых на струнных инструментах.
Применение элементов сказкотерапии, в свою очередь, позволяет в кратчайшие сроки проработать некоторые стрессовые или конфликтные ситуации, а также настроить участников на необходимый лад. Сказкотерапия работает на внутреннем, подсознательном уровне. Проективные рисуночные тесты используются для контроля психического состояния клиента на протяжении всего тренинга. Они предлагаются в качестве тем для рисования, участников не информируют о тестировании. Благодаря этому достигается высокий уровень достоверности психодиагностических материалов. Часто используются такие методики, как "Рисунок несуществующего животного" на световых столах, тест на выявление эмоциональных особенностей "Красивый рисунок" и др.
Если вначале тренинга многие участники могут быть пассивны и негативно настроены, а их взаимодействие друг с другом сведено к минимуму, то в дальнейшем с каждым занятием они проявляют все больше интереса к предложенным заданиям и больше творческой активности. Во второй половине тренингового курса отмечаются значительные улучшения и повышение активности клиентов, налаживаются социальные контакты внутри группы, идет активный обмен опытом и улучшается самочувствие. Результатом проведенных занятий в первую очередь оказалось снижение ситуативной, высокой и умеренной тревожности.
Рисование песком является одним из специальных приемов, направленных на развитие мелкой моторики. Происходящая при этом стимуляция тактильных ощущений и мышечносуставной чувствительности благоприятно влияет на психические процессы лиц с ограниченными возможностями здоровья, что и отражается в ходе тренинга. Постоянно включая в курс реабилитации занятия по рисованию песком, можно добиться значительных результатов по нормализации психических функций и нормализации кожной чувствительности. Улучшение памяти, воображения, речи, восстановление функций ощущения и восприятия, формирование навыков взаимодействия - этого можно достичь при работе с песком.

Назад Оглавление Далее