aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Развитие глубоко умственно отсталых детей на занятиях компьютерного кружка «Мудрая сова» (город Челябинск)

Челябинский детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей получил компьютерный класс в рамках реализации мероприятий президентской программы в сфере образования в 2008 г. Уже более шести лет воспитанники детского дома-интерната посещают занятия компьютерного кружка "Мудрая сова". На занятиях решаются следующие психолого-педагогические задачи:
- развитие познавательных психических функций детей: мышления, внимания, памяти, воображения, речи, волевых качеств;
- формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
- формирование коммуникативных способностей;
- развитие творческих способностей;
- индивидуализация обучения;
- использование компьютера как средства познания;
- знакомство с информационными процессами в современном обществе.
Использование компьютеров является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона у детей-инвалидов.
На занятиях используется программа ПервоЛого 3.0. Это интегрированная творческая среда на базе языка Лого, которая широко применяется в начальном школьном и внешкольном образовании. Воспитанники начинают работу со знакомства с инструментами программы и интерфейсом. Разделы удобно разбиты на уроки, можно от простого переходить к сложному. Компьютерные уроки представляют собой игровую среду на экране компьютера, напоминающую детям мультфильм. В соответствии с поставленными перед ним задачами ребенок может выполнять определенные практические действия, используя свои способности, навыки и знания. Ребенок берет столько, сколько может усвоить, работает в таком темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Различные звуковые и графические эффекты не только вызывают эмоциональный подъем, но и позволяют снять напряжение и расслабиться.
Подбор компьютерных заданий зависит прежде всего от проблем психологического характера (низкий уровень внимания, памяти, мышления) и уровня подготовки обучаемых. На одном занятии можно использовать от трех до пяти компьютерных заданий. Темы заданий, их режимы и дидактический материал могут выбираться с целью изучения нового материала, закрепления или повторения. За счет смены заданий и их малой продолжительности (3-5 мин) у детей сохраняется достаточно устойчивый интерес и работоспособность на занятии. Каждое занятие вызывает эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером и самостоятельно добиваются успехов. Структурированная познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Например, при изучении раздела "Основы информатики", урок № 2, "Цвет, области" ребята не только знакомятся с понятием "ограниченная область рисунка", но и повторяют цвета, счет.
Знакомство с темой занятия (см. стартовое окно урока).
- Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с различными областями картинок и будем их закрашивать в разные цвета. Посмотрите, какие цвета будем использовать. У нас будет красная слива, синяя слива, зеленое яблоко, желтый лимон, белая мышь и черный слон. Выбирать нужный цвет мы будем среди радуги цветов, щелкнув левой кнопкой в квадратике цвета. Закрашивать области будем инструментом "лейка", когда щелкнем по ней левой кнопкой и передвинем ее в нужное место. Смотрите, чтобы цвет выливался в нужную область, будьте внимательны и не торопитесь.

Стартовое окно урока

Стартовое окно урока

Окно задания 1

Окно задания 1

Задание 1 (см. окно задания 1).
1. Выбираем "лейку". Выбираем желтый цвет, квадратик стал желтым, подводим "лейку" и закрашиваем один листик. "Лейка" выливает краску в центр листика.
2. Выбираем красный цвет, закрашиваем один листик.
3. Выбираем синий цвет, закрашиваем три листочка.
4. Остались ли у нас незакрашенные листочки?
5. Сколько осталось незакрашенных листочков?
6. Выбираем красную стрелку вверху слева и щелкаем на розовый квадрат внизу справа. Выбираем задание 2.
Задание 2 (см. окно задания 2).
1. Выбираем "лейку". Выбираем зеленый цвет, квадратик стал зеленым, подводим "лейку" и закрашиваем одну область кораблика. "Лейка" выливает краску в центр кораблика.
2. Выбираем желтый цвет и раскрашиваем еще две области желтым.
3. Небо может быть желтым?
4. Вода может быть желтой?
5. Выбираем красную стрелку вверху слева и щелкаем на розовый квадрат внизу справа. Выбираем задание 3.

Окно задания 2

Окно задания 2

Задание 3 (см. окно задания 3).
1. Выбираем "лейку". Выбираем красный цвет и закрашиваем две области платья. У кого юбочка платья стала красной?
2. Выбираем желтый цвет и закрашиваем одну область.
3. Выбираем синий цвет и четыре области закрашиваем синим, воротник, бантик. Сколько частей закрасили синим?

Окно задания 3

Окно задания 3

4. Выбираем красную стрелку вверху слева и щелкаем на розовый квадрат внизу справа. Выбираем задание 4.
Задание 4 (см. окно задания 4).
1. Выбираем "лейку". Выбираем красный цвет и закрашиваем три области картинки.
2. Выбираем синий цвет и закрашиваем четыре области черепашки.
3. Выбираем желтый цвет и закрашиваем пять областей черепашки.
4. Вся черепашка закрашена?
5. Сколько областей осталось незакрашенными?
Выбираем красную стрелку вверху слева и щелкаем на
розовый квадрат внизу справа. Выбираем задание 5.
Задание 5 (см. окно задания 5).
1. Выбираем "лейку". Выбираем желтый цвет и раскрашиваем одну область. Посмотрите как разливается желтый цвет. Если есть незамкнутая линия, краска выливается.
2. Выбираем синий цвет и закрашиваем еще одну область.
3. Выбираем зеленый цвет и закрашиваем еще одну область.
4. Выбираем красный цвет и закрашиваем еще одну область.

Окно задания 4

Окно задания 4

Окно задания 5

Окно задания 5

позволяет хорошо управлять мышкой, использовать различные цвета и возможности по созданию собственных рисунков. Работы воспитанников участвуют в различных интернет- конкурсах, ребята становятся дипломантами, призерами.
Ребята, которые знают алфавит, умеют читать и писать, на занятиях осваивают набор текстов в текстовом редакторе, с интересом создают кроссворды для друзей. С такими заданиями дети участвуют во Всероссийском конкурсе прикладного творчества "Наши увлечения". В работе компьютерного кружка есть опыт участия в конкурсе виртуальных проектов, где воспитанники сделали презентацию-рассказ о посещении музея воинов-интернационалистов. Именно такая работа наиболее интересна старшим ребятам. Они используют личные фотографии, привозимые из разных поездок и экскурсий, для создания своеобразных отчетов, презентаций. В планах работы компьютерного кружка - научить ребят оформлять презентации различными эффектами, звуковым сопровождением.
Используя информационные технологии, воспитанники с отклонениями в умственном развитии достигают следующих результатов:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;
- тренируется внимание и память;
- ребята грамотнее читают, активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движения глаз и руки;
- развиваются воображение и творческие способности;
- развивается мышление, умение работать последовательно по образцу, позволяющее детям планировать свои действия.

Назад Оглавление Далее