Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Роль интерактивного оборудования в работе с детьми, имеющими множественные нарушения развития (Забайкальский край)

Проблема коррекционного обучения детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития, имеющих сопутствующие заболевания (детский церебральный паралич, эпилепсия и др.) очень актуальна.
В отделении милосердия государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Петровск- Забайкальский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей" Забайкальского края живут дети с тяжелыми и комплексными нарушениями развития. До настоящего времени реабилитационные мероприятия с данной категорией воспитанников включали преимущественно медицинские и социальные услуги. Тенденции развития коррекционной педагогики и специальной психологии обусловили необходимость разработки методов и технологий психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями развития. Так как дети развиваются в условиях частичной сенсомоторной и эмоциональной депривации, обозначилось основное направление психолого-педагогического воздействия - стимуляция базовых ощущений и эмоций через использование интерактивного оборудования.
В целях разработки и апробирования современных технологий психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями развития на базе государственного стационарного учреждения социального обслуживания населения "Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей" Забайкальского края создана экспериментальная площадка. Исследования проводились в соответствии с рекомендациями, изложенными в пособии "Мобильные сенсорные комплекты: Пособие для педагогов и психологов" (под ред. докт. пед. наук, проф. Л. Б. Бариевой). Задачей проводимого исследования является внедрение инновационного интерактивного оборудования "Мобильный сенсорный комплект", который представляет собой набор различного рода стимуляторов (аудиальных, визуальных, тактильных), закрепленных на специальной передвижной стойке или тумбе. Назначение данного комплекта - стимуляция сенсомоторных и эмоциональных реакций детей-инвалидов со сложным типом дефекта.
Работа экспериментальной площадки началась с диагностики. В обследование были вовлечены воспитанники отделения милосердия группы интенсивного медицинского ухода - 24 ребенка. Диагностика включала в себя обследование специалистами: психиатром, невропатологом, дефектологом, логопедом, психологом. Документальное обеспечение диагностического этапа представлено картами-статусами (неврологический и психолого-логопедический статусы). На первом этапе диагностика проводилась с целью определения как уровня актуального развития ребенка, так и реакции детей на предъявляемый интерактивный стимул. Предъявление таких проб фиксировалось в индивидуальном листе наблюдений, в котором выделены основные критерии наблюдения за ребенком - это состояния до и после воздействия, а также реакции на предъявляемый стимул: визуальные, аудиальные, моторные и эмоциональные. На основе результатов диагностических данных первого этапа и изучения последующей динамики развития специалистами ежеквартально разрабатываются индивидуальные реабилитационные маршруты воспитанников.
В настоящее время реализуется основной этап экспериментальной деятельности, т. е. собственно коррекционноразвивающие занятия. В основном этапе задействовано 10 воспитанников. В процессе реализации эксперимента структура занятий варьировалась с целью определения оптимальной формы работы с воспитанниками, имеющими комплексные нарушения развития. На данный момент представленная структура отвечает всем поставленным задачам и заявлена как наиболее эффективная при организации коррекционно-развивающих занятий в рамках экспериментальной деятельности.
Занятие начинается с эмоционального взаимодействия, формирования "комплекса оживления", привлечения внимания ребенка. Важно поддерживать стремление ребенка привлечь внимание взрослого, чутко реагировать на его сигналы, стимулировать голосовую активность в процессе общения. От первого этапа, т. е. от того, насколько удалось привлечь внимание ребенка, во многом зависит результат занятия.
Наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации коррекционно-развивающего занятия следующим в структуре занятия представлен традиционный массаж как один из видов пассивной гимнастики. Это обусловлено тем, что нервная система с ее богатым рецепторным аппаратом первая воспринимает механические раздражения, наносимые во время массажа на кожу, а также на глублежащие ткани. Изменяя характер, силу и продолжительность массажного воздействия, можно изменять функциональное состояние коры головного мозга, снижать или повышать общую нервную возбудимость, усиливать глубокие и оживлять утраченные рефлексы, улучшать трофику тканей, а также деятельность различных внутренних органов и тканей. Такое воздействие используется перед предъявлением интерактивных стимулов с целью повышения общего тонуса и подготовки к восприятию различных стимулов.
Следующим элементом в структуре занятия является использование интерактивного оборудования, входящего в комплект "Мобильный сенсорный комплект", время воздействия определяется индивидуально, по рекомендации врача-психиатра, исходя из функционального состояния ребенка. Светоцветовые стимулы являются яркими и красочными, при этом создают эффект движения, поэтому несформированное внимание ребенка способно уловить объект: от скользящей фиксации на нем - до достаточно продолжительного наблюдения и прослеживания взглядом за движущимся стимулом. Специально подобранные музыкальные композиции (входящие в комплект оборудования) сопровождают все коррекционно-развивающее занятие, но акцентирование как на самостоятельном структурном элементе занятия делается на заключительном этапе. Это используется с целью снижения возбуждения и стабилизации психомоторного состояния, что способствует закреплению полученного опыта.
Команда специалистов постоянно стремится к расширению и обогащению имеющихся методов коррекционноразвивающего воздействия, включению в коррекционноразвивающий процесс современных технических средств реабилитации. Так, при поступлении в дом-интернат специальной стойки - вертикализатора, который назначается пациентам с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, было принято решение использовать данное оборудование в экспериментальной деятельности.
Ребенка фиксируют специальными страховочными ремнями и постепенно поднимают из положения "лежа" в вертикальное положение. Самое большое преимущество применения вертикализатора - стимулирование психомоторного развития и влияние на улучшение психического состояния ребенка. Особенно важное влияние вертикализация оказывает на правильное развитие мышц, суставов и костно-скелетной системы, положительно влияет на формирование чувства равновесия и способствует улучшению координации движений. Систематическая ежедневная вертикализация ребенка является чрезвычайно важной процедурой, так как кроме основного реабилитационного воздействия (улучшения функции сердечно-сосудистой системы, вентиляции легких и предотвращения их воспаления, улучшения перистальтики кишечника) позволяет специалистам контактировать с ребенком не в привычном лежачем положении, а в вертикальном, что способствует более продуктивному взаимодействию и установлению эмоционального контакта с ребенком. При реализации определенных задач коррекционного воздействия (формирование хватательных движений, обучение пользованию ложкой и др.) используется прикрепляемый к оборудованию столик.
Экспериментальная деятельность уже показала определенные результаты, которые можно продемонстрировать на таких примерах: "комплекс оживления" (улыбка с оживленной мимикой, вокализацией и двигательными реакциями при взаимодействии со специалистами) в начале эксперимента отмечался у двух воспитанников, затем уже у шести детей. Фиксация на зрительном стимуле стала более продолжительной, у троих детей сформировалась реакция прослеживания за движущимся стимулом. Четыре воспитанника поворачивают голову в сторону источника звука. Активизировалась звукоречевая деятельность - произношение открытых гласных звуков, звукокомплексов. Одна воспитанница при использовании вертикализатора и прикрепленного к нему столика научилась держать ложку и при частичной помощи персонала принимает пищу (до воздействия прием пищи осуществлялся только в лежачем положении), в перспективе планируется сформировать у этой девочки правильный захват карандаша и обучить ее элементам рисования.
Данные анализа промежуточных результатов экспериментальной работы с детьми, имеющими множественные нарушения развития, доказывают, что использование инновационного оборудования в сочетании с традиционным способствует созданию такой коррекционно-развивающей среды, которая позволяет максимально раскрыть потенциальные возможности детей, обогащает мир ребенка яркими красками и положительными эмоциональными переживаниями.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы