Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Социальные практики работы с различными категориями инвалидов

Общественная инспекция по делам инвалидов в городе Москве

По результатам встречи с общественными организациями инвалидов в октябре 2010 г. мэром Москвы С. С. Собяниным было поручено создать в городе Общественную инспекцию по делам инвалидов в г. Москве (далее - инспекция). Департаментом социальной защиты населения г. Москвы были определены этапы и сроки реализации данного проекта, выбрана независимая некоммерческая организация (Благотворительный фонд социальной поддержки граждан "Соинтеграция"), на базе которой создана инспекция.
На первом этапе были разработаны основные нормативные документы, регулирующие функционирование инспекции (концепция создания инспекции; положение, определяющее порядок работы и взаимодействия данной структуры с организациями, осуществляющими экспертные и контрольные функции в этой сфере; критерии отбора общественных инспекторов и др.); созданы организационные и технологические инструменты работы инспекции и взаимодействия общественных инспекторов с многочисленными заинтересованными организациями. Из числа москвичей (инвалидов, их родственников, представителей профессионального сообщества, студентов) обучены и сформированы общественные инспекторы.
Концепция проекта разработана на основе изучения действующих зарубежных и российских правовых актов, методических и иных материалов, регламентирующих вопросы организации общественной экспертизы в социальной сфере, контроля за формированием безбарьерной среды жизнедеятельности (более 50 источников). В ее основу положен опыт Берлина, который делегирует полномочия по общественному контролю и экспертизе в вопросах создания безбарьерной городской среды специально обученным лицам, в том числе из числа инвалидов и маломобильных граждан, работающим в некоммерческой организации ("Мобидат") с финансированием их деятельности из бюджета города.
При этом необходимо отметить, что специальных инструментов общественного контроля в вопросах формирования безбарьерной среды жизнедеятельности в законодательной и правоприменительной практике Российской Федерации до настоящего времени не имеется. Эта сфера ограничивается участием инвалидов и их общественных организаций в работе консультативных и совещательных органов, создаваемых при органах государственной власти, в целевых проверках действующих и новых объектов городской инфраструктуры, экспертизе проектных решений. Деятельность осуществляется также через обязательное согласование с общественными организациями инвалидов всех проектов нормативных правовых актов, затрагивающих их интересы. В качестве основного ассоциированного института контроля за соблюдением прав граждан, в том числе в отдельных сферах и отраслях деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровнях выступает институт уполномоченных представителей (омбудсменов) при органах государственной власти или при высших должностных лицах органов государственной власти.
Цель деятельности общественной инспекции - создание условий для внедрения эффективных социальных моделей и технологий, обеспечивающих партнерство, сотрудничество и взаимодействие общественных организаций инвалидов, других некоммерческих организаций и заинтересованных физических лиц с органами государственной власти г. Москвы и субъектами градостроительной деятельности в целях формирования в городе доступной для маломобильных инвалидов среды жизнедеятельности, защиты их прав, свобод и законных интересов, повышения качества жизни горожан.
Общественная инспекция решает следующие задачи:
- обследование и независимая экспертиза действующих объектов городской инфраструктуры (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) на предмет их доступности для нужд инвалидов;
- консультирование субъектов градостроительной деятельности по вопросам формирования доступной для маломобильных граждан городской среды;
- независимая экспертиза объектов нового строительства в спорных случаях;
- согласование объемов и структуры мероприятий при реконструкции и капитальном ремонте памятников истории, архитектуры и других объектов, которые невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов;
- общественный контроль за работами по адаптации для инвалидов особо значимых городских социальных объектов;
- информирование органов социальной защиты населения г. Москвы о нарушениях прав инвалидов на новых объектах городской инфраструктуры, введенных с нарушением требований доступности для инвалидов;
- расширение участия общественности и бизнес- сообщества в работе по формированию в г. Москве безбарьерной среды жизнедеятельности; вовлечение профильных специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, в эту деятельность;
Эффекты от деятельности инспекции:
- формирование доступной для маломобильных инвалидов среды жизнедеятельности на территории РФ в целях защиты их прав, свобод и законных интересов;
- повышение качества жизни маломобильных инвалидов;
- формирование института квалифицированных общественных инспекторов, деятельность которых приводит к увеличению числа объектов доступных маломобильным инвалидов;
- повышение эффективности региональных органов исполнительной власти в части обеспечения доступности.
Деятельность инспекции основывается на принципах частно-государственного партнерства и введении института независимой экспертизы объектов городской инфраструктуры на предмет их доступности для маломобильных групп населения.
За основные критерии отбора общественных инспекторов были взяты: опыт профильной деятельности; персональное или общественное представительство (приоритет отдавался представителям инвалидов и их общественных организаций); наличие мотивации и готовности к обучению, освоению новых специальных знаний, навыков и умений, а также к осуществлению профильной экспертной деятельности; коммуникативные навыки и возможности; постоянное местожительство в Москве.
Со всеми инспекторами были заключены договора на возмездное оказание услуг и выданы соответствующие удостоверения.
Работа инспекции строится по административно-территориальному признаку в двух направлениях:
- участие в выборочных комиссионных проверках по запросам органов власти;
- проведение инспекторами инициативных проверок объектов действующей инфраструктуры на закрепленной за ними территории.
Также в инспекцию поступают обращения граждан о необходимости проведения обследований по конкретным адресам.
По всем поступившим обращениям административной группой инспекции и общественными инспекторами проведены разборы ситуаций, при необходимости с выходом на место, направлена информация в соответствующие инстанции, даны рекомендации по решению поставленных вопросов. Личные обращения инвалидов были связаны с недоступностью объектов по месту их жительства.
Ежеквартально отчет о работе общественной инспекции направляется мэру Москвы С. С. Собянину и в Департамент социальной защиты населения города Москвы.
Количество обследованных объектов в 2010-2014 гг. приведено на рисунке.

Количество обследованных представителями Общественной инспекции объектов

Количество обследованных представителями Общественной инспекции объектов г. Москвы

Основными типичными недостатками, выявляемыми инспекцией, являются:
- низкое качество работ по адаптации города для инвалидов, несоблюдение технологии их проведения, особенно при обустройстве пешеходно-транспортной инфраструктуры (например, при укладке тактильных поверхностей на пешеходных переходах);
- игнорирование заказчиками и строителями, несоблюдение установленных требований действующего законодательства при оборудовании внутренних помещений общественных зданий (особенно входных групп, путей передвижения, санузлов);
- отсутствие мотивации у собственников (балансодержателей) к проведению адаптационных мероприятий в рамках осуществления плановых ремонтно-строительных работ, ввиду непонимания проблем инвалидов и незнания современных подходов к градостроительству на принципах "универсального дизайна".

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы