Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Арт-терапия в реабилитации клиентов со средней и тяжелой степенью умственной отсталости

В целях социальной и творческой активизации клиентов в психоневрологическом интернате № 13 г. Москвы организована художественная студия "Народные промыслы". Формы художественно-эстетического освоения мира оказывают на клиентов с нарушениями умственного развития лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в поведении. Искусство и другие виды творчества помогают молодым инвалидам развиваться (в рамках индивидуальных возможностей), делают жизнь в интернате более активной и разнообразной. Разработана программа занятий художественной студии, рассчитанная на клиентов со средним и высоким уровнем активности. Педагоги выпиливают различные деревянные заготовки, а клиенты расписывают их традиционными росписями России. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, длительность по 40-60 мин.
Цели программы - коррекция психоэмоционального самочувствия клиентов, оптимизация социального поведения, формирование творческих способностей клиентов средствами искусства и педагогической поддержки, создание условий для самореализации личности.
Основное направление деятельности - знакомство с народной культурой, появлением и развитием на Руси декоративно-прикладного искусства, формирование навыков, умений по народной декоративной росписи деревянных изделий.
Предполагаемые результаты практики:
- развитие интереса к народной культуре;
- формирование у молодых инвалидов социальных умений и навыков;
- гармонизация психоэмоционального состояния участников занятий.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, клиенты получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, желание жить по законам красоты и гармонии.
Задачи практики:
- формировать у молодых клиентов новые представления об окружающем мире, уточнять и обогащать знания о нем;
- учить планировать и последовательно выполнять действия при обработке древесины;
- развивать творческие способности инвалидов;
- уточнять и закреплять знания клиентов о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
- учить приемам и навыкам росписи по дереву, умению отличать народные промыслы по форме, цветовой гамме, различным элементам;
- учить выпиливать из дерева различные детали и обрабатывать колющими, режущими инструментами, соблюдая правила техники безопасности при работе с ними;
- развивать моторику кистей и пальцев рук;
- развивать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, умение фантазировать и доводить начатое дело до конца;
- развивать коммуникативные навыки и познавательные психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение).
Комплексное использование в воспитательной работе словесных (беседа, инструктаж), практических (тренировка, упражнения), наглядных (иллюстрирование, показ) методов и методов формирования сознания, поведения, чувств дают высокий результат. Однако происходит это при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого клиента.
В ходе работы педагоги заметили, что подопечные не только любят рисовать на деревянной поверхности, а с удовольствием выполняют несложные художественные росписи в учебных тетрадях издательства "Страна фантазий" С. В. Вохринцевой:
- "Учимся рисовать";
- "Хохломская роспись 1";
- Хохломская роспись 2";
- "Городецкая роспись";
- "Урало-сибирская роспись";
- "Гжельская роспись" и др.
Клиентам нравится обводить узоры, рисовать построчно элементы росписей. Эта работа их успокаивает, в процессе они отрабатывают необходимые навыки для дальнейшей работы. Методической основой работы кружка "Народные промыслы" является книга Величко Н. К. "Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия", из которой отбираются идеи для будущих работ. Отбор и композиция средств, методов, приемов обучения и воспитания максимально способствуют художественно-эстетическому развитию клиентов, формированию их творческих способностей, отвечают специфике коррекционно-педагогической работы.
Ощущение успеха рождается, когда клиент с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Педагогическая помощь направлена на то, чтобы клиент поверил в себя, в собственные силы, в свои способности. Воспитатели поддерживают в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания. Например, открытая помощь выражается в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: "Давай попробуем сделать это вместе" или "Если не получится - ничего страшного, можно попробовать еще раз". Участники занятий не боятся допустить ошибку при работе с гуашью на деревянной поверхности, так как всегда под рукой есть наждачная бумага, которая легко все исправит, и опытные педагоги, которые радуются малейшему успеху клиентов.
В программе используется различный дополнительный дидактический материал: наглядная, познавательная информация, развивающие задания, игра "Лото", картинки-пазлы, загадки, потешки. Участники занятий с удовольствием создают настенные панно для помещений ПНИ, выпиливают и расписывают декоративные полки под цветы и различные предметы, участвуют в оформлении декораций для различных мероприятий, изготовляют шкатулки, деревянные доски для кухни, пасхальные яйца и многое-многое другое. Когда клиент видит результат своего труда и понимает, что этим приносит радость себе, окружающим людям, его самооценка повышается. Самое ценное чувство, которое появляется у молодых инвалидов на занятиях художественной студии, - это мощный импульс добра и радости, который рождается благодаря возможности свободно выражать свой замысел. Эти чувства, переживания человека-творца вызывают у клиентов положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждают их быть внимательными, сосредоточенными, старательными, настойчивыми, аккуратными.
Содержание, методика проведения и организация занятий художественной студии направлены на развитие восприятия, воображения, формирование образных представлений, овладение клиентами разнообразными способами выполнения работ, позволяющими передавать широкий круг явлений и предметов. Все это вызывает положительное отношение к занятиям, гармонизирует эмоциональное состояние проживающих, делает среду стационарного учреждения более разнообразной, развивающей, гуманной.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы